Рязано-окский импульс, великого переселения народо
Перелом в изучении культуры Рязано-Окских могильников наступил, когда было доказано что их преедкими являлись люди оставившие памятники типа Андреевского кургана найденного в Среднем Поволжье( Ахмедов, Белоцерковская 1989). В. В. Гришакова и С. Э. Зубова пришли к выводу, что грунтовые погребения Андреевского кургана были оставлены зауральской (угорско-иранской) группой носителей Саргатской культуры. Состоящей в основном из мужчин-воинов, , впитавшими пьяноборские традиции [в погребениях Андреевского кургана «первого поколения»]. Последующие погребения, по их мнению, иллюстрируют процесс «растворения» пришельцев в местной (городецкой) этнокультурной среде (Гришаков, Зубов 2009. С. 93-94).
Одновременно ряд городецких городищ прекращает существование , что маркируется двушипными наконечниками стрел и дротиков. Они имеют множественные находки на памятниках Городецкой и Дьяковской культуры. Принципиально важно что эти наконечники появляются в Поочье одновременно с носителями культуры Рязано-Окских могильников. Чаще всего эти наконечники найдены, во рвах и на валах. Автор склонен связать их присутствие со значимым для средней Оки событием, 1-3 вв. н.э. собственно, самим появлением культуры Рязано-окских могильников.
Первоначально на Городецких и Дьяковских городищах появляться трёхпёрые малые наконечники стрел с небольшим количеством втульчатых , двушипных. Затем прокатывается волна с массивными втульчатыми и черешковыми стрелами, ну и последней стали городища уже с инвентарём близким кошибеевскому могильнику, погибших от пластинчатых, двушипных наконечников, как бы вырубленных из листа. Городецкое население Рязанщины было в кратчайшие сроки ассимилировано пришельцами.
Важным элементом материальной культуры Андреевского и началом Рязано-окского импульса стали фибулы типа «Avcissa» которые являлись символом римских солдат Ауксилариев составляющих Ауксилии (лат. auxilia) — вспомогательные войска древнеримской армии, набиравшиеся из чужеземцев. В которых вероятно и служили первоначально Андреевцы, а затем и Рязано-Окцы
По мнению К.Ф. Смирнова в первые века нашей эры происходит контакт, установления коммуникации между финно-угорским населением и сарматоязычными «аорсами». Как сообщает Страбон, «те аорсы, которые жили между Меотидой и Каспийским морем, были беглецы из среды ныне живущих выше народов», т. е. выходцы из каких-то более отдаленных «северных» земель» ( Смирнов 1984. С.16.).
Это не противоречит Саргасским корням, но от части говорит о Меотском участии в сложении предков Рязано-Окского населения, среди которого так же бытовали двушипные дротики (Марченко, Лимберис 2011. С. 132 — 133).
Имя Аорсов созвучно Арсами, жителями Арсании или Артании как возможно именовалось государство возникшее чуть позже на Средней Оке. (или по всему пути их следования). Интересно созвучие с именем скандинавских «Асов» которые, по мнению исследователя Тура Хейердала вышли в качестве народа Одина, из под Азова (Тур Хейердал 2008). Что в контексте созвучия имени Аорсов с Росами или Русами, в результате дальнейших исследований поможет расширить наши знания о происхождении и Русской народности.
Л.Н. Гумилев говорил о продвижении сибирских народов через всю Евразию на север Европы, что по сути и привело к появлению Финно-угров на территории современной Финляндии и вызвало к жизни движение Готов на юг.
Суммарный анализ накопленных материалов последних лет свидетельствует, что непосредственно Рязано-Окский импульс на Рязанщине проходил в несколько этапов.
Первоначально в процессе придвижения сарматских племён происходит небольшой приток Пьяноборских и Римских вещей на городецкие памятники Среднего Поочья. Затем происходит процесс сложение Кошибеевской культуры, в 4 веке приходит население тесно контактирующие с готами, хотя возможно хронология не до конца точна, и это событие трудно отделимо от событий пятого века, когда какая то часть очень высоко милитаризованного населения вновь приходит сюда уже «гунскими» элементами в своей культуре. Волна этого импульса начинает доминировать в Волго-окском междуречье (Гавритухин И.О, Обломский 2007. С. 391). И.В. Белоцерковская выделяет горизонт захоронений погибших людей в 5 вке, ставших жертвами военных столкновений во второй половине V века (Белоцерковская 2012. С.124). «Вернувшейся» Рязано-окский импульс впитал в себя множество импортов. События этого времени вероятно отражены в Гетике Иордана, где упоминаться народы мордва» и меря в мещере (Ярцев 2014). Вероятно, завершился этот процесс сложением Варварского королевства на Средней Оке.
Которое по сути является первым протогосударственным образованием на территории центральной России.
Гаврилов Александр Петрович Museum01@mail.ru
Список литературы:
монография: Ставицкий В.В. Абрамовский могильник: Погребение с чернолощёной керамикой. NovaInfo.Ru– 2017 г. – № 59. С.17.
статья в сборнике: Гавритухин И.О., Обломский А.М. Заключение. РАН ИА Восточная Европа в серединеI тысячелетия н.э., Москва2007. С.391.
статья в сборнике: Ахмедов И. Р., Белоцерковская И. В. О начальной дате рязано-окских могильников.
Тр. ГИМ. М., 1998. Вып. 96.
статья в сборнике: Гришаков В. В., Зубов С. Э. Андреевский курган в системе археологических культур раннего железного века Восточной Европы. Казань, 2009. С. 93-94.
монография: К.Ф. Смирнов Сарматы и утверждение их политического господства в Скифии. М.: 1984. С.16.
статья в сборнике: Марченко И. И., Лимберис Н. Ю. Меотские дротики из памятников правобережья Кубани // Проблемы археологии Кавказа. Сухум, 2011. С. 132 — 133, рис. 1, 12, 13.
монография: Тур Хейердал «В погоне за Одином. По следам нашего прошлого», 2008
статья в сборнике: И.В. Белоцерковская. Труды Государственного Исторического музея Выпуск 189, Образы времени из истории древнего искусства к 80-летию С.В. Студзицкой Ответственный редактор к.и.н. Москва 2012.С..124.
статья в сборнике: С.В. ЯРЦЕВ. Еще раз о списке народов Эрманариха Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2014No21(192). Вып.32.
Свидетельство о публикации №223072500308