Расказ старца Феодосия, о Евпатии Коловрате

Маленькие каменные покои со сводчатыми потолками, ярко освещали горящее в красном углу лампада и стоящий на столе подсвечник с тремя свечами. Посреди горницы весело трещала маленькая изразцовая печь, а за украшенной  бронзовой обвязкой слюдяным окном завывала вьюга.
Помимо подсвечника на небольшом столе с резными, витыми ножками лежали бронзовая чернильница, украшенная литым изображением льва и единорога, медный наперник с торчащими из него перьями, а также куски пергамента и бересты. Здесь же лежало железное писало и перочинный нож, для починки перьев, с резной костяной ручкой.
Во главе стола сидел энергичный и волевой мужчина с круглыми горящими глазами редкой бородой и намечающийся залысиной  (от ума) в дорогой просторной одежде. В его взгляде, жестах и речи чувствовалась непоколебимая воля, энергия и его умение повелевать. Его собеседник сидящий напротив в чёрном монашеском облачении, имел лицо спокойное и умиротворённое, густую седеющую бороду, спускающуюся до груди из-под которой свисали медный наперстный крест и небальная круглая панагийка. Особо на лице монаха выделялись живые и горящие как у его собеседника глаза, схожие если и не горделивым взором, то достоинством и той искрой божьей которую создатель хоть и зажег во всех человеках, но не в каждый смог ее сохранить. Первый собеседник продолжал размеренную не торопливую речь в которой чувствовалось умение взвешивать каждое сказанного слова. Ты вот отец Феодосий, полагаешь, что я тебя в опалу услал в Благовещенскую Пустынь игуменом , за триста верст от Москвы, а меж тем именно там  в Мещере  на старой границе Рязанского княжества, которого нет уже и пишется нынешняя история да и засеки там рядом, а это ноне наша первоочередная задача, наш рубеж обороны, выстоит он - быть Руси. Его собеседник смиренно развел руками и произнес. На все воля твоя государь московский и всея Руси, Иван Васильевич.  Ну полно тебе Феодосий, с теплой улыбкой произнес тот, коего в Европе величали громким именем Иоанн Грозный,  поведай мне о тех делах, что в прошлом годе с тобой обсуждали, ноне скинув ярмо татарское строим мы третий Рим, а империй кое мыслю я, станет держава наша, нужны славные герои. Предки мои более веку на поклон к ордынским ханам ездили ярлыки на царствие просили уж почто Александр Ярославович без страху и упреку был так и то почитай три года жизни своей на посольство в орду потратил, хоть и  не напрасно. Радением  его и трудами его  началась история государства нашего от моря и до моря, хоть и тогда многие того и не ведали. Но нужны нам герои! Примеры нужны для подражания и не только князьям да боярам но и всему народу нашему.  Потому и просил я тебя отче, вызнать у вас там на Рязани про воеводу рязанского Евпатия Коловрата и доложить мне, ну и что надо записать. Дабы современники наши, и потомки имели сей достойный образец для подражания.
 Государь надежа, начал степенно свою речь игумену Феодосии, о герое том до сих пор на Рязани песни поют да сказы сказывают, много мест связанных с ним всякий резанец может показать и по своему рассказать про него. Некоторые из бывших бояр рязанских считают себя в родстве с Коловоротами, тут Иван Грозный перебил Феодосия и подняв к верху левую бровь спросил. Кто такие. Феодосий продолжал, да вот хоть соседи мои за Окой в Старо Рязанском стане владение имеющие некие Колемины , у них да и в храмах разных собрал я по крупицам то, что на суд твой великий государь сейчас изложу. Родился Евпатий Львович Коловрат в 1200 г. от рождества Христова на городке Фроловском у святого источника с часовней святых Флова и Лавра в пригороде города Рязани, там на речках Студенце да Аленки да ручье Урсе  было несколько крепостниц малых в которых Коловраты издревле дозорную службу вели.
Род сей происходит из древней фамилии отбредшей благородное достоинство, когда в горах карпатских некий воин именем Борживой сопровождал короля моравского. На одном из перевалов колесо царского возка оторвалось, и государь тот готов был сорваться в пропасть, рыцарь же Борживой будучи силы богатырской удержал тот возок, а отскочившее колесо укрепил своим мечом. За тот ратный подвиг ему был пожалован герб Оссория в виде сломанного колеса с воткнутым в него мечом. И было дадено прозвание Коло, что означает –колесо. С тех пор Коловраты владели многими землями Червонной Руси, пока во время  воин с Ляжским королем и Киевскими князьями не утратили своих былых владений, а вместе со своим двором и служивыми людьми не нашли себе приют в Мещере ,на нагорном берегу Оки в начале 11 века. Тут Иван Васильевич Грозный вновь перебил своего собеседника, это как же их туда занесло от Ляхов да на Оку.. Феодосий пожал плечами, мол  сложно сказать, и продолжал… Быть может князья киевские и черниговские взяли Коловратов пленниками да заложниками и поселили их на  мещере для освоения этих диких земель. А так уж дика ли была земля Рязанская до прихода Русичей вновь спросил Иван Грозный , если подумать, то не так уж пустынна и дика.  До сих пор живет по Оке Мещера коия  чтит себя потомками древнего славного народа живущего по берегам реки Оки с давнишних времени многие тому есть свидетельствования не редко крестьяне пустыни нашей при монастыре находят арабские монеты дирхамы, которые судя по всему во множестве были во обращении на этих местах. Обличием они монет татарских, но много крупнее отчего мещеряки ломали и резали их. Для расчета за мелкие товары, резанные монеты называли Резанами, а земля где они ходили от того быть может, и назвали Рязанью. Хотя…продолжал Феодосий легенд о происхождении Рязанщины много. Иван Грозный посмотрел на него с интересом и сказал, но расскажи хоть одну. Знаю я твою любовь к собирательству разных сказаниев. Говорили мне государь, начал свой рассказ Феодосий, что во времена еще до потопные совершилась великая битва сил ангельских и бесовских на земле и такое страшное было побоище, что стонала земля. И тогда Божья Матушка сняла пояс свой и разрезала им силы враждующие на две части, пояс тот превратился в реку Оку от того зовут ее в народе поясом Богородицы Владычицы нашей Небесной. В глазах Иван Васильевича Грозного загорелся огонь любопытства схватив за паручни кресла и наклонившись вперед он с интересом спросил, а еще, что говорят. А еще говорят, продолжал Феодосий, что когда Господь бог Иисус Христос надумал на землю сойти и смерть принять. Часть воинства ангельского решило на землю спустится и его охранять. Но только  ангелы божьи бесплотны и оттого по земле ступать не могут, а посему в месте том, где они на землю спустились резали они друг дружке крылья и через то обретали плоть и становились человеками, там куда пролилась золотая кровь англов выросли цветы одуванчики, которые после созревания превращаются в пух ангельских крыльев. А земля стала называться Рязанью, местом, где ангелы крыльев себя лишили. Тут Иван Васильевич перебил Феодосия…А почему же про эти ваши рязанские байки нет ничего в святом писании, так продолжал игумен, как только обескрылившее войско двинулось в сторону Святой земли  встал перед ним архистратиг Михаил с мечом огненным и запретил к господу идти. Потому что  тот сам порешил через мученическую смерть на кресте искупить грехи человеческие. И новый Завет заповедовать. Те же ангелы бескрылые поселились на Оке как простые люди. Взяли в жены себе местных русалок, азюрок да евлашек то есть всяких богов елинских и от их потомков пошли Рязанцы. Войны грозные и могучие. Что из покон века по Воронежу и Дону на море чёрное ходили, а по Оке и Волге до Каспия, говорят. Что от тех воинов пошли государь твои казаки.  Что сейчас твоим повелением и Сибирь всю охватили и прочие дальние страны, тут  Иван Васильевич Грозный захохотал запрокинув голов,  вот от того тот Рязанцы и горделивы поперёд всех на Руси князей своих государями величали, ты я гляжу брат Феодосий совсем орязанелся.
 Расскажи ка  мне, что за город был Рязань. Бывал я не раз на ее славных останках великий государь сокрушенно молвил Феодосий, читал летописание храмов тамошних и много с братией Спасо-Зарецкого монастыря беседовал.
Говорят, что стояла Рязань на месте древнего Мещерскогго городка с древеязыческим жречищем на высоком холме. Пожог его Владимир Креститель со своим дядькой Добрыней Малковичем когда шли они в поход воинский на Балгар Волжских . Иван Васильевич довольно потер руки и сказал, про то славно в моем царском летописце сказано, а какие дивные миниатюры изографы мне вывели ещё Феодосий увидишь. Феодосий продолжал: вот на том то месте и поселились предки Коловратовы крепостицу малую поставив да гончарную слободку под ней. Первое время все у них было заведено как на земле Червлёной Руси. И горшки делали, как Ляхи и одежды носили тамошние но потом все больше славян селилось на Рязани. Образовалась сначала Муромо-Рязанское княжество, а затем и свое особое Рязанское. Стольный град Рязань помесили между речками Серебрянкой и Черной, что и ноне текут. Обнесли город деревянной стеной и башнями, внутри, как водится поставили терема боярские, да хоромы горожан. А вокруг города да у пристани раскинулся посад, где жили крестьяне, рыбаки кузнецы и гончары. Много храмов было в Рязани большей частью деревянные. Но было и три каменных храма построенных из золотистой плимфы, украшенны были храмы те белокаменной резьбой. Крупнейшим собором Рязани был Успенский собор. В Борисоглебском соборе хоронили государей рязанских, а незадолго до татарского нашествия был построен Спасский собор, о четырёх столпах.
Приход татар на Русь не был неожиданностью уже лета 6745 года, от сотворения мира, поесть в  1223 году от рождества Христова на земли южной Руси пришли монгольские войска Чингисхана объединённые войска русских князей вместе с половцами вышли к ним на встречу с начало  монголы начали притворно отступать. Русские же бросились за ними в след. Но небыли согласия между князьями русскими каждый из них шел своей дружиною с другим не советуясь. На реке Калке монгольская орда поворотила бег коней своих и начала нещадно избивать отдельные войска русских и половцев.  В бою том погибло не менее девяти князей и много родовитых бояр и простых воинов из Киевского, Галицко-Волынского, Черниговского, Смоленского и других русских княжеств.  Про то нам ведано проговорил Иван Васильевич Грозный и в царский летописей записано. Ты давай отче Феодосий про своих Рязанцев говори. Так я и говорю, невозмутимо продолжал Феодосий, когда монголы поганые избивали Русичий от нас с северо-восточной Руси пришло войско особое. Что в начале сражения не поспело из семидесяти храбров были среди которых  Александр Попович из Ростова,  Да Добрыня Рязаныч Злат Пояс, войско то малое казаки лихие  аки острый нож прорезали войска монгольские и защищали отступление Русичий и хоть погибли они все, но аки древние спартанцы защищали отступающих братьев своих. В той битве погиб и Александр Попович и Добрыня Рязаныч Злат Пояс. О котором до сих пор песни поют на Рязанщине и былины складывают. Как и про славного Евпатия Коловрата.
Вот кивнул головой Иван Васильевич, надо про сих храбров  в летописец дописать, что бы не забыли.
По этому продолжал игумен Феодосий, когда монгольские войска стали разорять земли волжской Болгарии рязанские князья послали гонцов во Владимир и Чернигов с предложением совместно выйти супротив войска монгольского.  Среди посольства в Чернигове в Чернигов был и  Евпатий Львович Коловрат. Много послы  говорили о необходимости сплотить силы русские в единый кулак и встретить в поле супротивников, но князь черниговский сказал, что ноне каждый сам за себя, и что много приходило раньше на Русь кочевников пастухов, но всякий раз от них или отбивались, или откупались. Иные говорят, продолжал Феодосий, что разрешил Черниговский князь взять пару сотен охочих людей коих он вооружил из казны и отправил их с Евпатием, так или иначе пошел Евпатий Львович с малым числом витязей ко Рязани. В эту пору монголы подошли к пределам Рязанских земель навстречу к ним с посольства вышел сын рязанского князя Федор  по началу Батый любезно принял Рязанских послов, но потом переменил малосолевое свое отношение на гнев. Виной тому говорят был толмач, Хана Батыя бывший Рязанский князь Глеб коий за вероломство и предательство был изгнан из Руси. Сказывали мне, что так он переводил вопросы и ответы монгольскому владыке, что вызвал его гнев, и они приказал зарубить послов и княжича Федора. Еще говорили мне, что донесли Батыге, что у княжича была жена красавица и он потребовал ее себе в наложницы. Осерчал тут княжич Федор и наговорил царю грубостей. А другие сказывали. Что потребовал монгольский владыка от Рязанцев десятины во всем. В добре в конях, в войнах и женах Рязанских. На, что отвечали ему Рязанцы вот победишь нас и всем будешь владети. Так или иначе, но послов всех Батый смерти придал, а после разбил и воинство Рязанское в диком поле. В декабре  лета  6745 от сотворения мира, 1237 года от рождества Христова. Подступил он с войском своим ко граду Рязани, аки саранча заполонили поля вокруг славного города монголы. Было их человек по сто на каждого резанца, но тем не менее крепкие стены на высоком валу, облитом водой, которая превратилась в лед и обрывистый берег реки Оки делали Рязань неприступной твердыней пять дней штурмовали монголы Рязань засыпая ее стрелами огненными т горящими снарядами кои метали камнеметные машины. Говорят, был у мангалов и огонь греческий, и зеленое китайское зелье, порох. Оттого, когда монголы ворвались в Рязань две трети города уже пылали. Страшную резню устроили захватчики убивая детей и стариков, насилуя жен и угоняя уцелевших Рязанцев в полон.
Говорят, в Спаса Зарецком монастыре, что после битвы сложили мангалы своих убитых на льду Оки в вперемешку с дровами и была та гора выше посадских храмов на берегу Оки, а когда подожгли ее, то дым застилал небо буд-то Рязань второй раз в пожаре гибла. После чего мангалы ушли в сторону Москвы и Коломны.
В эту пору и прибыл на Рязань Евпатий Львович Коловрат увидел город саженный, жену и детей своих порубанных, говорят, что начали к нему собираться те, кто выжил в этой страшной сечи и пожаре, а также те, кто укрылся в лесах близ Рязани. Порешили они промеж собой нагонять войска татарские и сколь силы будет сечь их, а воеводой над собой поставили Евпатия Коловрата. Полно тебе говорить, как по писанному прервал Феодосия Ивани Грозный, ужели кумушки Рязанские да матушки, знающие коих много в земле вашей не говорят про то, что-то дивное усмехнулся Фиодосий и говорит, ка не сказывать, всякое сказывают. В городе Воине у храма Бориса и Глеба. Слышал я песнь духовную про то, что когда владыки земные отказали Евпатию в помощи, явились в лесах ему Мещерских равноапостольные князья Борис и Глеб и заповедовали ему поднять на бой войско божие и вновь спустились на землю Рязанскую крылатые воины и с ними быстрее ветра полетел Евпатий Коловрат на Рязань, поют про то, что увидя детей своих порубленных и жену, растерзанную поклялся Евпатий Коловрат отомстить супостатам. Хотел воинов божьих отпустить на небеса, но те поклись помочь Евпатию с условием, что после смерти сам он войдет в небесное воинство, поскольку взялись они помогать ему в дели мести исчезли у их коней крылья, а мечи огненные погасли и мами они стали не бессмертные, а вроде не живые, но когда погнались за татарами и если убивали кого вставал он и дрался на стороне Евпатия в мертвом воинстве, тут Иван Васильевич заинтересованно перебил Феодосия, а сам ты как считаешь. Было ли такое чудное, что.Таки по всякому говорят, развел руками игумен, может и было войско небесное, а может сново дружина Мещерская, казачья на помощь ему пришла. Кто про то ведает. Только погнался Евпатий Коловрат за татарами настигал и бил их нищадно, а том места многие на земле нашей свидетельствуют. Говорят первый разъезд татарский встретил он на реке Проня, где и посек их, оттого зовут место то, засечье. А в лесах мещерских есть убитое поле, где говорят многих коловрат с его воинством погубил. Зило дивное дела творили они, малым числом воюя против войска великого это ли не чудо государь, это ли не божий промысел. По мне так любовь к Родине и самопожертвование и есть чудо истинное, хотя кумушки на рязани  да монахи в монастырях говорят многое, мол сидели раз как то воины Евпатия у костра подошел к ним странник и начал из котомки рыбку доставать одну за другой, да столько, что никогда бы там не поместилось, так очевидцы говорят, что то Андрей Первозванный был, рыбак великий. Иные сказывают, что раз как то осталось в дружине Евпатьевой краюха хлеба преломил ее Евпатий Львович и отдал саратнику снова приломил и снова отдал и так пока все войско не накормил. И каждый раз обломок только больше делался. В селе Санском у Владычного двора слышал я, что раз как тот после сраженич пришла в войска евпатьева некая женщина кто раненный был гладила она по месту больному и раны заживали, голодным из за пазухи пропитания давала. Замерзающим снимала с сеюя одеяния и дарила его многократно, так уж явно чудо было сие, что ьдаже не сведущее поняли, что была то владычица наша небесная Всем скорбящим Радости. Вот так вот и воевал Коловрат с монголами, да так сильно смутил войска ихние, что начали они не о славе воинской думать и добыче богатой, а лишь о том, что бы захватить и уничтожить войска его малое. В монастыре облачинском сказывали мне, что была в войске Евпатия не то старица нито странница именем Алена. Что жила раннее на речке Аленки не далеко от вотчины Евпатьевых. Алена была та прозорливая, татарам глаза отводила, да войска Евпатьевы берегла. А иные говорят, что именно через ту Алену смог Евпатий добыть у чамки русалки мечь заповедный, но то великий князь дела колдовские,и к ним я касательства особого не имею. Одно мне  сказывали, что открыла Алена та Евпатию имя убийцы детей его и жены его насильника, некого чингизида хана Кюлькяна в решете ему образ его показывала и рещетом тем сеяла, что бы завлечь его к Евпатию на погибель под Коломной говорят они и встретились и помог Бог Евпатию  и одолел он не победимых воинов телохранителей и убил хана Кюлькана. Впрочем азм есь монах смиренный про дела те колдовские не ведаю.  Знаю лишь о мужестве рязанцев. Поймали как то раз пять человек воинских из жружины Евпатия и пытали татары их, спрашивая какой вы веры, и какой земли , и зачем нам зла столько творите они же овечали царю ботыю: ( Веры мы христианской, слуги великого князя Юрия Ингоревича Рязанского, а от полка мы Евпатия Коловрата.  Посланы мы тебя, сильного царя, почевствовать, и с честью проводить. Да не дивись, царь, что не успеваем наливать чашу на великую силу-рать татарскую.)  Дивился и удивлялся Батый этому мудрому и гордому ответу и в ярость приходил и послал шурича своего Хостоврула на Евпатия, тот был великий монгольский богатырь и похвалялся он привести Евпатия Коловрата в плен к монгольскому владыки с отрядами отборных воинов настиг он дружину Евпатия, но Господь Бог не попустил попрания правды и побили Русичи татар Хоставрул же в бою с Евпатимем Коловратом бесславно погиб будучи рассеченным Евпатием Львовичем от головы до седла. И всколыхнулось великое монгольское войско и начало стягивать свои силы окружая маленькую рать Евпатия, говорят на неком берендеевом болоте окружили монголы маленькое войско евпатия. Было в нем не то полтора сто человек, не то полторы тысячи про то люди всякое сказывают. Много часов штурмовали лютую гору монгольские войска, многие сотни воинов гибли зща разом раз неи в силах сломить упрямство русских воинов, невольнго думаешь продолжал Иегумен Феодосий, что силы Херувимские обрели целовече сражаясь за божью правду и Родину. А может и впрями небесное воинство помогало ему, так как все сказывают. Что силы людские не моли противостоять им, и сами монголы кричали , Мы со многими царями, во многих землях, на многих битвах бывали, а таких удальцов и резвицов невидали, и отцы наши не рассказывали нам. Сами монголы говорили, игумен Феодосий поднял кверху указующий перст ( Это люди крылатые, не знают они смерти и так крепко и мужественно бьются, что один бьется с тысячью, а два со тьмою) Но так уж устроен этот мир, что  на всякую силу есть другая сила и быстрее чем силы русичей кончилась терпение владыки монгольского подвели они к горе той комнеметные машины, пароки бесчисленные и начали бить по войску Евпатия сраженный камнем пал Евпатий Коловрат. Погибло и все его воинство. В монастырях мне сказывали. Что сам царь батый при клонил колено у тело Евпатьево и сказал. «О Коловрат Евпатий! Хорошо, ты меня поподчивал с малой своею дружиною, и многих богатырей сильной орды моей побил. И много полков разбил. Если бы такой вот служил у меня, -держал бы его у самого сердца своего»
После чего свершилось для монголов невиданное повелел царь Батый отдать тело Евпатия Коловрата оставшимся живым русичам с тем, что бы. Они схоронили его в родной земле. Так погиб Евпатий Львович Коловрат.
Иван Васильевич откашлялся и сказал, а что брат Феодосий, что говорили те, кто про небесное воинство сказывал, как закончилось то сражение. Немного помолчав игумен Феодосий сказал.. «Да в общем также» После того, как Евпатий был сражен камнем, договор с ним небесного воинства был исполнен. И срок их на земле закончился. Мечи их зажглись огнем, а у коней вновь отросли крылья, а с неба спустился еще один крылатый конь, рядом с которым стал уже Евпатий Коловрат. И сказал он монгольскому владыке «Умер я для жизни земной, но воскрес для жизни вечной и тако  каждой кто  умрет  сражаясь за землю святой Руси  войдет со мной в воинство божье.» И убоялся Хан Батый и закрыл чело свое полою своего халата.
Протянул задумчиво грозный царь, такого в летописях не напишешь, но люди пускай все равно поют. Что бы доблесть и отвага зажигалась в сердцах людей русских. А что брат Феодосий говорят про погребение Евпатия, где честная могила его. Великий государь отвечал Феодосий много слушать мне доводилось про разные места, где якобы был похоронен Евпатий Львович, под деревней Кутуковой на дороге между Рязанью и иссадами на берегу оврага стоит часовня маленька, многие говорят что несли тело Евпатия в его родовые водчины во Фролов городок да встретили люд честной кой и говорил, что ничего от городка того не остался, потому и схоронили его у высоких дубов, а на месте том поставили часовню в честь святого покровителя Евпатия Коловрата священно мученика Ипатия Трипольского, вот и все великий государь. Что удалось мне узнать и выведать. Многие на Рязанской земле молитвенно обращаются к Евпатию прося его заступничество перед богом. Говорят во многих сражениях с той поры дух Евпатия Коловрата присутствует в сердцах людей русских. И когда бы не пришел на землю нашу не виданый враг будет от небесного того воинства вспоможение. Рек на это государь Московский и всея Руси  Иван Васильевич Грозный. «Спасибо тебе брат Феодосий, зило добро потрудился ты, ступай к нашим книжникам и запиши, что можно о подвиге Коловрата, для потомков наших, что бы память о славном защитнике чести русской и веры православной сохранялась на веки вечная.» Не напрасен был подвиг этого героя отдавший жизнь свою за други своя от дал нам надежду и не дал погаснуть в сердцах русских мужеству и героизму, веру в Бога, которые ныне создали из праха древней Руси Московское государство третий Рим, Рим последний ибо первый Рим был, второй Рим пал, третий Рим есть. А четвёртому Риму не бывать.


Рецензии