Шиловское Тырново
Расположено оно на возвышенном правом берегу реки Ока, при впадении в неё речки Тырницы, впадающий в оку через затон Курву. К северу от села местность сильно пересеченная: здесь расположены овраги Шатор и Ласар, по дну которых протекают ключи, пруд, урочище Лужки с песчаными отмелями на р. Оке. К югу от села в пойме р. Тырницы урочища Борок, Живое Болото, Рамушки и Кулишка с затонами Тырновским и Пер;лок, озёрами Волосово и Нармиши. Таким образом этот регион обладает весьма занятной микротопонимикой, разного времени образования, хранящей наследие разных языковых групп, этносов и вероятно различных археологических культур. Которые образуют на песчаных окрестностях села целые скопления котрые можно считать насыщенной археологической зоной
Впервые человек появился в окрестностях села тырногов в неолите около 6 тысяч лет назад, населены были его окрестности и в эпоху бронзы. В раннем железном веке на надпойменной террасе Курвы появляется городище раннего железного века, которое продолжало использоваться и в раннем средневековье, носителями рязано-окской культуры. Также на территории села иметься рязано-окский могильник. В последствии в 8-10 веках окрестности села населяет мещера. Которая лишь к 12-13 веку постепенно смешивается с русским населением, приобретая окончательно древнерусский облик уже после монгольского нашествия, когда в эти мещерские земли хлынули беженцы из более западных земель рязанщины после монгольского разорения. В 1520 в документах впервые упоминаются «Затынерские борти», то есть бортные угодья за р. Тырницей (Тынерцей), принадлежавшие Терехову Воскресенскому монастырю. После возведения в сер. XVI в. Большой засечной черты для защиты от набегов кочевников, в р-не засеки селились служилые люди, в т.ч. городовые казаки. В это время село тырново впервые попадает на европейские карты под названием Тынорские слобды. Упоминается село в писцовых книгах Касимова за 1628 и описывается так: «За боярином за князем Юрьем Яншевичем Сулешевым в поместье село Тынорская Слобода без жеребья, а в селе церковь во имя Покрова Пресвятей Богородицы. К 1905 в с. Тырновская Слобода насчитывалось 3403 жителей в селе имелись церковь, земская больницаца, базары, лавки и пристань, отгружавшая ежегодно до 75 тыс. пудов преимущественно лесного материала.
Культура и быт с.Тырново представляет удивительны комплекс из архаичных легенд и культурных особенностей. Так до недавних ещё пор в селе бытовало женское сватовство. В окрестностях села имелось сакрально почитаемое место « Синий Камень», в селе бытует множество легенд и преданий, о пьяном лесе, богатыре Липени и многое другое. В том числе прелюбопытная история о возникновении села сохранившаяся в записи со слов Филимошкиной Пелагеи Ивановны из с.Тырново.
Я не знаю, почему, но дед мой говорил, что в глубокой древности на месте тырнова была дубовая роща на высоком холме. И вот однажды по Оке плыли куда-то болгары (откуда они плыли и, главное, для чего оказались здесь, сказать не могу). И. видимо, заблудились поскольку выбирали место для своего становища. Увидели высокий берег, будто горы в родной Болгарии – ну, и давай обживляться. В честь своего города - в Болгарии есть Велико Тырново – и назвали село Тырновом.
Традиционно возникновение этой легенды связывают с периодом Русско-Турецкой войны, когда ратники родом из этого села увидели что в далёких болгарских землях есть населённый пункт со схожим названием. Однако во многом это утверждение спорно и легенда может быть много древнее. Восходя к источникам появления топонима времен скажем формирования Волжской Болгарии или даже более раннему периоду протоболгарской истории.
Как известно Велико Тырново этимологически восходит от старо;слав. тръневъ или тръновъ («колючий, шипастый», ср. тёрн, терновый или же от от праслав. *tьrnъ («колючка»). Примечательно что в мордовских наречиях слова «Тыр-Тор» обозначают меч, тоесть тоже в общем то колющий предмет. И объяснить случайностью это совпадение крайне сложно.
Буквенное сочетание из трёх букв лежащие в основе множества топонимов с меняющейся гласной между «т» и «р» устойчивое явление в Среднем Поочье, до славянского периода.
В наследие того времени дошли до нас названия рек и населённых пунктов которые возможны были как и живущим здесь народам так и пришлецам с востока это названия с «таинственной гласной» между «т» и «р», части слов тыр-тор-тур-тер. Многие из них легли в названия гидронимов, как Шатор, Торта, Торха, Тырница, а иные стали основой и для названия населённых мест, Шатура, Ерахтур, Турлатово, Тырново и тд. Так в чувашском языке сохранились диалектное бытование форм : Тор и Тур - Турё «Бог» переводимая как бог или всевышний , Такая словоформа близка также к вогульскому слову Нума-тырым.
Н. И. Золотницкий в своем «Корневом чувашско-русском словаре» пишет, что Бог по-чувашски Тора, Тур;, Тор’. Далее идет весьма оживленная полемика со ссылкой на В. А. Сбоева «Заметки о чувашах» относительно связи чувашского Тора со скандинавским Тор'ом, и о том что многим хочется вывести отсюда доказательство финского происхождения этих слов, несмотря на то, что норманны, у которых точно был бог Тор, и финны, якобы вовсе не знавшие Тора, отнюдь не одно и тоже . И вот снова историческая незадача и как не вспомнить народ Одина и Тура Хаердала, по мнению которого путь из Прикаспия на север у викингов проходил как раз через финно-угорские земли. Опять же в эрзянском языке – тор (тыр) переводиться как «меч» что возводиться еще к индо-европейским языкам , в том числе иранскому . Входит эта фонема и в обозначение слова мордовской «страны»-«масТОР» . Да и среди иных народов Восточной Европы народов существует бог-громовник Тор (у чувашей), у саами - старик Тор, у эстонцев - Тоору/Таара, а у остяков – Торим. Что говорит о древнем бытовании этих слов обозначающих нечто божественное, небесное или всевышнее. В этом контексте интересна легенда об Окском селе Ерахтур которое было образовано от союза богатыря Тура и княжны Еры или Ерахты, заметим что Ерахтур примыкает к озеру Ерхинка, чьё название буквально с эрзянского означает озеро-эрьке. Своеобразный фонетический побратим Ерахтура г. Шатура, где к к слову «тур» добавлена приставка «ша» известная более чем в 60 топонимах на бассейне Оки, и в 45 пяти случаях однозначно связана с назваными рек и озёр так Б.Н. Серебренников так и называл формант «ша» речным суффиксом . При этом признавая это множество авторов полемизируют о том балтский это компонент или финно-угорский . Тем не менее структурно он опять же идет в связке со словом ТОР-ТУР, как то Шатор, Торша, и тд и тп.
Одним из проявлений «феномена» плавающей гласной видно на названии древней Булгарии, которая именуется то так, а то Болгария, что связано со звуком средним в тюркском языке между гласными «У» и «О» что опять же напоминает правеющий звук в мещёрской топонимике.
Конечно датировка «болгарского следа в рязанских топонимов» датируется весьма приблизительно, и весьма соблазнительно соотнести его с Волжской Болгарией, времени катастрофических событий на Рязанщине, гибели ряда городищ и прекращения функционирования многих могильников. Однако нельзя исключать и более раннее проникновение этой топонимике на волне событий сарматских войн начала нашей эры. Когда на Среднею Оку вторглась сарматоидная военная группировка в результате чего и произошло сложение Культуры Рязано-окских могильников. При этом мы можем лишь весьма условно предположить путь миграций приведших их на рязанщину История изучение Средне-Окских финнов началась ещё до революции, однако коренной перелом в изучении культуры Рязано-Окских могильников наступил, когда было доказано что их преедкими являлись люди оставившие памятники типа Андреевского кургана найденного в Среднем Поволжье. С этого момента изучение предыстории появление Рязано-Окцев на Рязанщине стало проясняться. В. В. Гришакова и С. Э. Зубова пришли к выводу, что грунтовые погребения Андреевского кургана были оставлены зауральской (угорско-иранской) группой населения саргатской культуры. Состоящей в основном из мужчин-воинов, которые, проходя через территорию занятую пьяноборскими племенами, заимствовали определенные элементы их материальной культуры, что нашло отражение в грунтовых погребениях Андреевского кургана «первого поколения». Последующие погребения, по их мнению, иллюстрируют процесс «растворения» пришельцев в местной (городецкой) этнокультурной среде.
В Андреевском кургане и в материалах Кошибеевского периода Рязано-окской культуры у нас на Рязанщине найдены многочисленные римские вещи, мечи, пряжки и фибулы, в том числе фибулы типа «Avcissa» которые не могли быть предметами полученными в результате торговли, а являлись элементами особой «римской моды» связаной с костюмом и вооружением, к которому относиться и двушипные наконечники дротиков.
Однако мы отождествляем этот импульс с археологией сармат, к какой же языковой и этнической группе они относились сказать крайне сложно.
Впору снова обратиться к топонимике, а вернее гидрониму Ока. Его интерпретации посвящено множество трудов , с поиском от германского «ака», финское «ёкка» и латинское «акве» но сегодня в контексте поиска булгарского следа на Рязанщины хотелось вспомнить восточно-иранскую теорию происхождения булгар которую называют восточно-иранской, гуннской и тюркской теорией. Согласно этой теории одим из промежуточных государств Болхар еще до нашей эры было их расселение по берегам реки Амударьи которая в то время именовалась Окс, Оксус (греч. ;xos, лат. Oxus), такое название Амударьи мы видим греческих, латинских и средневековых западноевропейских источниках. Уж не с этим ли названием связано происхождение реки Оки которое будущие рязано-окские переселенцы принесли в мещерские леса с собой. Конечно это все лишь гипотезы, и ответ на их справедливость смогут дать лишь глобальные комплексные исследования лингвистов, археологов, генетиков и антропологов.
Свидетельство о публикации №223072500377