Антропоморфные подвески эпохи Великого переселения

В задачи данной работы входит введение в научный оборот группы антропоморфных подвесок, найденных на территории Шиловского района Рязанской области, ныне хранящихся в собрании Шиловского районного краеведческого музея (ШРКМ) и, надеюсь, в Школьном музее села Нармушадь, а также хранившиеся в школах Шиловского района или у его жителей, но потом, по-видимому, утерянные. Все эти находки и/или сведения о них публикуются впервые.
Памятники Шиловского района интересующей нас эпохи относятся к культуре рязано-окских могильников (др. названия – культура среднеокских финнов, или рязанских финнов). В особую группу древностей такие памятники и связанные с ними находки были выделены в конце 19 в. благодаря раскопкам и публикациям А.В. Селиванова, А.И. Черепнина, А.А. Спицына, В.А. Городцова. Основы современной хронологии этой культуры были заложены П.П. Ефименко (1937), доработаны И.В. Белоцерковской и И.Р. Ахмедовым. Ныне выделяется 5 периодов ее развития с рубежа 1 и 2 вв. до середины или 3-й четверти 7 в.  (см. статьи: Ахмедов И.Р. Белоцерковская И.В. 1998, И.Р. Ахмедова, в серии «Раннеславянский мир 13 Стр.13-14) . 
В середине или 3-й четверти 7 в. прекращается использование большей части могильников этой культуры (вероятно в западной части расселения), происходят разрушения и пожар, отмеченные на Тереховском городище (см. обзор в Ахмедов 2010), что указывает на гибель или уход значительной части населения. Однако на некоторых территориях жизнь продолжалась, в т.ч. и на землях Шиловского района. Об этом свидетельствуют материалы упомянутого Тереховского городища (верхняя хронологическая граница которого – около конца 10 в., т.е. практически смыкается со временем появлением в регионе славян). Об этом же свидетельствуют и материалы могильников как то: Курманский могильник, (Уваров 1890) а  также открытый недавно Городищенского могильника  захоронения на котором продолжаться вплоть до 9 века. Всё это позволяют судить о том, что Рязано-окское население (в центральной, восточной, и левобережной Мещере) до конца не покинуло эту территорию, а претерпев изменения в погребальном обряде (в стороны доминирования обряда  трупосожжения) продолжило использовать ряд могильников. (Гаврилов, 2016; Гаврилов, Конанов, 2020)  Эти потомки Рязано-окского населения, вероятно, приняли активное участие в сложении таких археологических культур как Егорьевская и Касимовская Мещера, Мурома и Шокшинская мордва. С постепенным «обрусением» центра с момента повторной гибели Тереховского городища в конце 10-го века (см. обзор в Ахмедов 2010) и появления древнерусских городов как то: Старой Рязани в первой по (Стрикалов 2014,с.69- 270)
Антропоморфные фигурки, аналогичные публикуемым (см. Каталог и рис. 1) в культуре рязано-окских могильников известны лишь на памятниках центральной (Шиловской) группы. Только с ней связаны и ряд других находок, указывающих на дальние связи рязано-окского населения в интересующее нас время. В этом числе фрагмент стеклянного сосуда с синими налепами (Gavritukhin, 2017, р. ХХ), не менее 6 мечей с Р-образными скобами (Гавритухин, Иванов, 1999, с. ХХ; Ахмедов, Гаврилов, ХХХ), византийские фибулы и пряжки (Ахмедов, 2016; Гавритухин, 2019, С. ХХ), другие изделия, уникальные или единичные для лесной зоны Восточной Европы. Шесть публикуемых фигурок-подвесок явно вписываются в этот контекст (их анализ см. в главе Х данной монографии).

Каталог
1. Борок (рис. 1Б: 1). Находка А.Н. Гаврилова во время разведки 1984 г. на площадке городища Борок, открытого им же в 1979 г. Городище с материалами от раннего железного века до 3-й четверти 1-го тыс. н.э. расположено к северо-западу от северной окраины села Борок, на надпойменной террасе озера Бокино (старицы р. Пары), в урочище «Белые Бугры». Оно относиться к группе памятников, включающую нескольких селищ, городищ, могильников и ритуальных объектов культуры рязано-окских могильников. ШРКМ: №. 693.
Целая фигурка, размеры 5,4x1,7 см. (рис. 1: 1). Медный сплав; литье по восковой модели. Голова яйцевидной формы, полукруглая в сечении. Схематичное изображение личины включает линию, отделяющую волосы или головной убор, три вдавленных точки, изображающих глаза и нос, дуговидную черточку, напоминающую улыбающийся рот. Четко обозначенная шея плавно переходит в покатые плечи. Г-образные руки вытянуты вдоль тела, оканчиваются резко отогнутым наружу уступами-«ладонями». От одного плеча к другому идут две параллельные линии. Туловище узкое лентовидное, опускающиеся ниже линии бедер в виде «третьей ноги», идущей до уровня конца ног. Ноги Г-образные прямые, параллельные туловищу; в месте расхождения от него ног имеется полусферическое возвышение-«полужемчужина». Края фигурки сглаженные. С обратной стороны в месте расположения шеи и нижней части головы находится полуовальная плоская петля для подвешивания.
2. Борок (рис. 1Б: 3). Находка жителя села Владимира Владимировича  Маркина на его огороде, на территории селища Борок открытого в 1979 г. А.Н. Гавриловым. Селище с материалами от раннего железного века до 3-й четверти 1-го тыс. н.э. расположено на западной окраине села. Оно относиться к группе, включающей упомянутое городище (см. № 1). Фигурка хранилась в музее сельской библиотеки. После его закрытия, в 2019 г. поступила в ШРКМ: №. 6165.
У фигурки утрачены голова и большая часть правой ноги; размеры 3,9х2,5 см (рис. 1: 3). Медный сплав, с зелеными окислами на красной подоснове; литьё в двухсторонней форме (виден литейный шов). Шея с внешней стороны весьма узкая. Г-образные руки вытянуты вдоль тела, чуть расходясь от него снизу; оканчиваются резко отогнутым наружу уступами-«ладонями». От одного плеча к другому идут две параллельные линии. Такая же линия прослеживается на правой ладони. Туловище узкое лентовидное, опускающиеся ниже линии бедер в виде «третьей ноги», заходящей немного ниже уровня ступни. Нога Г-образная прямая, чуть расходясь от него снизу; оканчивается резко отогнутой наружу уступом-«ступней». В месте расхождения ног от тела расположен линзовидный с усеченными концами выступ, идущий поперек пояса, разделенный двумя пропилами на три части, расположенными в горизонтальную линию. Края фигурки скошенные и сглаженные. С обратной стороны в месте расположения шеи к голове шла плоская петля для подвешивания.
3. Ерахтур (рис. 1Б: 5). Показана А.Н. Гаврилову в 1978 г. в Ерахтурской школе местным краеведом Николаем Андреевичем Пантюшовым, который нашел ее близ берега озера Ерхинка недалеко от села Ерахтур. В 1984 г. А.Н. Гаврилов обнаружил здесь сильно разрушенные могильники 3-7 и 8-10 вв. (Ерхинка1 и 2; коллекция в фондах ШРКМ).
По зарисовке и описанию в полевом дневнике А.Н. Гаврилова; размеры 5х1,9 см (рис. 1: 5). Плоская фигурка, с головой, близкой квадрату и почти невыраженной шеей. Лицо передано схематично. Г-образные руки и ноги вытянуты вдоль лентовидного туловища. Его более узкая нижняя часть опускается ниже линии бедер в виде «третьей ноги», заметно не доходящей до уровня конца ног. В районе пупка имеется выпуклая «полужемчужина». Сзади находилась петелька для подвешивания.
4. Нармушадь (рис. 1Б: 2). Находка местного учителя Иван Григорьевич  Малахова в 1979 г. на городище Улиткина гора (Улитина гора, Лютая гора), где известны материалы от раннего железного века до раннего Средневековья. Городище расположено на южной окраине села Нармушадь, на основной надпойменной террасе правого берега р. Ока. Хранилась в Нармушадском школьном музее (данные на 2007 г.).
Фигурка с утратой большей части левой ноги; размеры 4,6х1,7 см. (рис. 1: 2). Медный сплав (?), с зелеными рыхлыми окислами. Голова вытянутая по вертикали с приостренной верхней частью («шлемом»??), отделенной от места, где должно бы быть лицо. Руки – Г-образные, со сглаженными плечами/локтями, в нижней части чуть отогнутые наружу. Туловище узкое, немного расширенное к подмышкам и бедрам. Его более узкая нижняя часть опускается ниже линии бедер в виде «третьей ноги», доходящей практически до уровня конца ног. В районе пупка имеется полусферическое возвышение-«полужемчужина». Сечение элементов в основном линзовидное. Сзади находилась петелька для подвешивания. Правая нога, предположительно, носит следы воздействия огня.
5. Терехово (рис. 1Б: 4). Находка жителя села Терехово ветеринарного врача Анатолия Ильича Кочеткова весной 2007 г. на юго-восточном склоне Тереховского городища (см. в предварительном тексте этой публикации), в урочище «Торчи», где ранее были родники. ШРКМ: №. 5841.
Целая фигурка, размеры 4,4x2,7см. (рис. 1Б: 4). Сплав светло-серого цвета, местами с зелеными окислами; литье в одностороннюю форму. Форма головы близка пятиугольнику; в ее верхней части расположены треугольные выступы, возможно, связанные с недоделанностью изображения или обозначающие волосы; глаза и рот выполнены вдавлением. Руки – Г-образные, их нижняя часть немного отогнута наружу, завершается утолщениями. Туловище имеет вид песочных часов с длинным прямоугольным «перехватом»; по бокам груди и на животе – небольшие полусферические возвышения-«полужемчужины». От основания нижнего треугольника туловища (кафтана?) опускаться прямые ноги, имеющие неровности. Сзади фигурка очень неровная; похоже, что мастер пытался сделать петельку в районе затылка и верхней части спины.
6. Терехово (рис. 1Б: 6). Находка хранилась в музее Тереховской школы, до её закрытия; зафиксирована автором в 1996 г. во время паспортизации школьного музея. По словам директора школы, фигурка была найдена на кладбище при рытье могил. Заметим, что еще А.В. Городцов сообщал о находках древних вещей на территории сельского кладбища (Городцов, 1902, с. 645-649).

7.Борок (рис. 1Б: 6). Находка жителя села Буйнова Владимира Владимировича сделанная в 2020 году на сельском пляже,расположенном на территории могильника Борок II открытого  в 1984 г. А.Н. Гавриловым.  Памятник был расположен на правой коренной надпойменной террасы затона Сельская Речка правый приток  р.Пара, западнее села в 100 м. к югу от старого здания церковноприходской школы. Могильник относиться к рязано-окской  археологической культуре, и датируется в пределах 3-8 вв. н.э. К сожалению, могильник был уничтожен при разработке песка для строительства дороге Шилово-Борок.  Памятник относиться к группе, включающей упомянутое городище (см. № 1). Фигурка хранилась в музее сельской библиотеки. После его закрытия, в 2019 г. поступила в ШРКМ: №. 6165.
Фотографии и рисунки отсутствуют.
Фигурка с утратой нижней части, размеры 3,6x1,7 см. (рис. 1: 6). Медный сплав; литье по восковой модели. Голова яйцевидной формы, полукруглая в сечении. Схематичное изображение личины состоит из двух округлых, симметрично расположенных  углубления изображающих глаза, «правый»  из которых, очерчен едва видным кружком и расположен чуть ниже левого  Верхняя часть головы очерчена выступающим рельефом в виде сегментированного шлема, плавно переходящего в едва намечающийся нос, идущий по центру личины.Четко обозначенная шея плавно переходит в покатые плечи. Г-образные руки вытянуты вдоль тела, оканчиваются резко отогнутым наружу уступами-«ладонями» соединёнными с «коленями», образуя в средней части две прямоугольно вытянутых прорези от «подмышек» до «бедер». От одного плеча к другому идут две параллельные, прочерченные  линии, такие же коротенькие линии идут параллельно им на в средней части условных кистей фигурки. Туловище узкое лентовидное, опускающиеся ниже линии бедер в виде «третьей ноги», идущей до уровня конца ног. Ноги Г-образные прямые, параллельные туловищу; в месте расхождения от него ног имеется полусферическое возвышение-«полужемчужина». Края фигурки сглаженные. С обратной стороны в месте расположения шеи и нижней части головы находится полуовальная плоская петля для подвешивания. Окончания всех трёх нежных конечностей отломаны в средней части. В результате чего левая нога короче правой.


Литература
Ахмедов И.Р. Проблема "финального" периода культуры рязано-окских финнов (к современному состоянию вопроса). Археология Восточной Европы в I тысячелетии н. э.: Проблемы и материалы. Раннеславянский мир. Археология славян и их соседей. - Вып.13. - м. - 2010. Стр.13-14.
Ахмедов, ХХХХ, 2016
Ахмедов, Гаврилов, ХХХ
Ахмедов И.Р. Белоцерковская И.В. 1998. О начальной дате рязано-окских могильников.// Археологический сборник. Тр. ГИМ, вып. 96. М.
Гаврилов А.П. Длинно-клинковое оружие междуречья рек Пары и Тырницы Шиловского района Рязанской области // Мещера край. Альманах по истории и культуре мещерского края. ХХХ Москва ХХ, 2016. С. ХХХ
Гаврилов, Конанов 2020-Гаврилов А.П., Конанов В.Д. Археология Волго-окского региона В.Д. Новый могильник рязано-окских финнов. ИА РАН, ГИМ 2020. Стр.60-68.
Гавритухин И.О. Пряжки типа Сиракузы и северо-восточная зона их распространения // Лесная и лесостепная зоны Восточной Европы в эпохи римских влияний и Великого переселения народов. Конференция 4. Часть 2 / И.О. Гавритухин, А.М. Воронцов (ред.). Тула: Гос. музей-заповедник «Куликово поле»; ИА РАН, 2019. С. 295-353.
Гавритухин И.О., Иванов А.Г. Погребение 552 Варнинского могильника и некоторые вопросы изучения раннесредневековых культур Поволжья // Пермский мир в раннем средневековье / А.Г. Иванов (отв. ред.). Ижевск: Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН, 1999. С. 99-159.
Городцов А.В. Материалы для археологической карты р. Оки // Труды двенадцатого Археологического съезда в Харькове (1902 ). Т.1. ХХХ.  С. ХХХ 645-649
Смирнов А.П. Трубникова И.В. Городецкая культура. А. П. Смирнов, Н. В. Трубникова. - Москва : Наука, 1965. С.39.)
Gavritukhin I. Glass Vessels of the Final of the Chernyakhov Culture // Na hranic;ch imp;ria - Extra fines imperii. Jaroslavu Tejralovi k 80. Narozenin;m. Brno: Masarykova univerzita; Archeologick; ;stav Akademie v;d, ;R, Brno, v.v.i.: Munipress, 2017. P. 83-109.

Стрикалов И.Ю Гончарный горн XI века со Старой Рязани, КСИА №: 236 Год: 2014 Страницы: 263-271
Уваров, Федор Алексеевич Курманский могильник / [Соч.] Гр. Ф.А. Уварова. - Москва : тип. О.О. Гербек, 1890. – с. 1-16.


Рецензии