Триумф. История обычной школьницы

Поставь над собой хоть сто учителей — они окажутся бессильными, если ты не можешь сам заставить себя и сам требовать от себя.
Василий Александрович Сухомлинский - советский педагог.

     В жизни каждого человека возникают ситуации, когда он понимает, что недоволен собой. Причины этого, на мой взгляд, можно разделить на две большие группы. К первой группе отнесем все внешние причины. Они выражаются в том, что человек обращает внимание на отношение окружающих к нему, чаще всего, это неуверенные в себе люди. Ко второй же группе отнесем внутренние. Здесь человек задает себе вопросы: «Как я себя чувствую в этом месте?», «Могу ли я быть в этой роли?» и вообще «Есть ли необходимость и желание что-то менять?». И как только приходит осознание того, что да, я хочу изменить свою жизнь или какие-то ее аспекты, человек начинает что-то корректировать.

     В конце моей школьной жизни важную роль сыграли именно внешние причины. В 10 классе у нас было два учителя с диаметрально противоположными позициями, которые преподавали основные предметы. Математик убеждала нас, что мы не сможем сдать ЕГЭ по ее предмету, а литератор постоянно подбадривала. Что толкало учителя математики, профессионала своего дела, внушать нам мысли о провале? Вероятно, основной причиной такого поведения было желание защитить себя при неудаче школьников на экзаменах. Но насколько та линия была выбрана верно?

     С тех событий прошло более шести лет, но меня до сих пор интересуют эти вопросы. Я продолжаю анализировать поведение своих учителей. Почему? Да потому что теперь я стала их коллегой. Мне необходимо определить истинные причины, чтобы не допускать те же ошибки.

     Поговорим о событиях, побудивших меня взять себя в руки и начать преодолевать препятствия. Я уже оговорилась, что причины были внешние. Человек я тогда и правда был крайне неуверенный в себе. Училась слабо, особенно по точным наукам. Поэтому фразы о «завале» математики касались и меня. Как я на это реагировала? Думала: «Сдам я! ГИА же сдала, пусть и на слабую тройку…». Всё бы так и оставалось и речи не было бы ни о каком преодолении, если в моей жизни не было бы учителя русского языка и литературы, говорившего нам (и мне в том числе) абсолютно противоположные вещи. «Вы лучшие!», «У вас все получится», - то и дело проскальзывало в её речи. Меня удивляла эта разница в отношении к одной и той же ситуации, к примерно одинаковым условиям. Но именно это расхождение в конце 10 класса сподвигло меня начать работать над собой.

     В голове будто что-то щелкнуло, я поверила в себя и начала упорно двигаться к своей цели. Она мне тогда казалось недостижимой. Я мечтала сдать русский на 5, при том, что всю школьную жизнь имела четверку, и математику на 4, при моей очень слабой тройке в течение последних нескольких лет. Я сама разрабатывала план, распределяя самые трудные для себя темы по дням недели, разбираясь в них с помощью Интернета, методичек по подготовке к ЕГЭ и, устраивая себе проверки, чтобы отслеживать прогресс. Наблюдалась положительная динамика, что не могло не радовать. Занятия стали приносить мне удовольствие, я перестала смотреть на них как на какую-то неприятную работу, которую я обязана выполнять. Летом занятия продолжились, а за счет бОльшего количества свободного времени стали еще интенсивнее. В конце лета я знала, что такое логарифмы, умела решать логарифмические уравнения несмотря на то, что это была программа 11 класса.

     В выпускном классе работа над собой продолжилась. Нам сменили литератора. Отношение нового учителя к сдаче экзаменов стало чем-то средним между предыдущим учителем русского языка и литературы и учителем математики. Казалось, ей не было дела до нас, до нашей успешности или неуспешности на ЕГЭ. При этом она считалась сильным учителем и действительно некоторые темы доносила как «дважды два». Мне не хватало поддержки, хотелось, чтобы кто-то подбадривал, хвалил. Такой человек в стенах школы был, им стала наша бывшая учительница русского языка и литературы. Мы продолжили с ней общаться, она говорила, что поможет, если возникнут какие-то трудности. Из-за того, что я самостоятельно готовилась к экзаменам, пробелы в знаниях были мне прекрасно известны. Поэтому я не подходила и не говорила: «Помогите подготовиться», я озвучивала тему, которую не могла понять сама, и она мне её разъясняла.

     Баллов на экзамене я набрала даже больше, чем хотела, получив 82 балла по русскому, вместо заветных 72, и 56 по математике, вместо запланированных 48.

     Так, моя целеустремленность и сила воли, постоянная поддержка и помощь любимого учителя сыграли значимую роль в моей жизни. Я легко поступила в институт на учителя начальных классов. Бонусом к моему триумфу на ЕГЭ стало повышение уверенности в себе, развитие таких важных в современном мире качеств, как ответственность и целеустремленность.


Рецензии