Фильм Трудно быть Богом Алексея Германа

            Фильм «Трудно быть Богом» Алексея Германа (десять лет спустя выхода в прокат)



Фильм «Трудно быть Богом» (2013) Алексея Германа это одна из самых мрачных и  пессимистичных  антиутопий в истории мирового искусства.


                1.   Безблагодатный мир

В фильме Германа «Трудно быть богом» показан безблагодатный мир. Его символическим образом является тёмный средневековый город Арканар на одной из планет, мало чем отличающейся от Земли. В этом городе «верующие», точнее,  суеверные фанатики заняты преследованием и наказанием еретиков, властьимущие, чиновники и солдаты - истреблением грамотеев, умеющих читать и самостоятельно думать. Между делом они замышляют или осуществляют государственные перевороты. «Интеллигенты» в свою очередь сомневаются в существовании Бога, Его всемогуществе или в Его благом Промысле, а атеисты просто богохульствуют. Главный герой дон Румата в этом смысле тоже ещё не определился: «Господи! Если ты есть — останови меня.»

Кроме того  в этом мире, по уши погрязшем в плотской грязи, показано бессилие и кризис человека, попробовавшего взять на себя роль бога, вся катастрофическая неспособность его своими силами что-либо изменить к лучшему. Добродушный дон Румата Эсторский, землянин, присланный на планету наблюдать за ходом истории и помочь рождению на ней ренессанса, гуманист до корней волос, цитирующий стихи из «Доктора Живаго» и хайку Мацукуры Ранрана*, пытается взять на себя эту невыполнимую роль, но когда убивают его  возлюбленную, не удерживается и в слепом порыве гнева устраивает резню вопреки собственным рационалистическим рассуждениям о бесполезности любого переворота или восстания в этом чёрно-сером мире. А двое  уцелевших талантливых средневековых учёных, которых он спасал, спрятав от истребления на острове, повздорив между собой, убивают друг друга. Одного из них зовут Леонардо. Так на его глазах разрушается дело всей его жизни.


                2. Эволюция героя

Герой в начале фильма чувствует и демонстрирует своё превосходство над жителями Арканара, однако в конце фильма, понимает, что он ничем не лучше их и отказывается вернуться на Землю.


                3. Религиозно-философский смысл картины

В фильме выпукло, в высшей степени гротескно показана падшая природа человека и конечный продукт деградации человеческого общества, а так же неспособность людей своими силами, без помощи Божьей что-то исправить. В этом видится окончательный кризис гуманизма, поставившего человека на место Бога.


                4. Искусство безблагодатного мира

Искусство в это мире подстать событиям. Главный герой играет на каком-то жалком подобии саксофона очень унылую мелодию, от которой у ребёнка, (одного из эпизодических героев) в конце картины начинает болеть живот, про зрителей я вообще молчу. Грубые безобразные скульптуры и барельефы подстать этой музыке. Единственным светлым пятном искусства является фрагмент фрески, который на несколько мгновений заинтересовал дона Румату. Это, пожалуй, единственная искорка ренессанса, которая так и не разгоревшись, погасла в этом мире.

Прогресс в научном плане - огромный самогонный аппарт, изобретённый одним из «учёных». Раздосадованный Румато ломает его.


    5. Художественные средства, передающие безблагодатность мира сего

Выразительными художественными средствами, которыми передаётся унылая атмосфера этого безблагодатного мира являются непрестанная грязь, туман, частые осенние дожди, беспорядок, редкая неустроенность и неуютность быта, постоянные плевки героев, их нечистота, блевотина, справление нужды, насекомые, досаждающие героям, пачканье себя то грязью, то смолой, частые реплики героев о вони, о том, что кровь липкая, повешенные, поливаемые раствором с рыбьей чешуёй, чтобы привлекать к мёртвым телам птиц, мёртвые головы, обезглавленные трупы, валяющиеся в грязных лужах, вываливающиеся кишки, бьющееся обнажённое сердце у умирающего, орудия пыток, железные клетки, печи, дыба, виселицы, короче, «и смерть и ад со всех сторон!»

Высказывания героев фильма не отличаются большой философской, богословской или социально-политической мудростью, кроме одного, ставшего заглавием романа братьев Стругацких и фильма. Оно звучит из уст дона Руматы в конце фильма. Все остальные многозначительные реплики по своей сути общеизвестные истины, например  о черных, приходящих вслед за серыми.

Впечатление от этого тотально неблагополучного состояния усиливается техническими средствами. Размытость, нечёткость чёрно-серого изображения, усиленное либо тенью, либо туманом, либо дождём, либо дымом, либо неожиданно ослепляющим светом, «смывающим» лицо героя, скученность, наличие большого количества деталей и героев в кадре, наконец, нелогичное, несколько хаотичное движение камеры**, запутывающее зрителя, крупные планы идущие не по лицам, а по частям человеческих фигур, животных и вещей делают просмотр фильма очень напряжённым и утомительным занятием, от которого даже самый искушённый зритель устаёт после первых 45 минут. Похоже, это входит в замысел автора. При этом режиссёр и оператор не издеваются над зрителем, а лишь пытаются всеми возможными художественными  средствами максимально выразительно и реалистично передать состояние этой безблагодатности, в которой царит дисгармония и упадок. И нужно отдать должное это им блестяще удаётся.

Неясность многих фраз, произносимых героями и унылая музыка довершают общее негативное впечатление. Головная боль обеспечена. Второй и третий час подряд выжимает психику человека как лимон и оказывают негативное, в высшей степени  угнетающее влияние на душу. Всё это в совокупности может погрузить человека в депрессию. Поэтому просмотр лучше разбить на три-четыре дня. В фильме нет эфектных экшен-сцен битв и поединков. Это сильно разочаровывает зрителя, особенно если тот в течении трёх часов безуспешно ожидает их. И это тоже один из приёмов.

Этот мир стилизованной кинематографической хроники (об этом говорит и первоначальное название фильма  «Хроника арканарской резни»)  находится в постоянном контакте со зрителем. Герои регулярно заглядывают в камеру и бросают в неё свои реплики, требуют посторониться, бесцеремонно отталкивая «зрителя»,  предупреждают его о ночном погроме или зловеще приглашают к себе: «Иди сюда, ангел». То есть если ты думаешь, что ты лучше, то ошибаешься.


                6. Катарсис?

Зритель не переживает катарсиса. Катарсис возникает после просмотра. Чувство огромного облегчения, что этот отвратительный тошнотворный кошмар закончился. Причём вся эта мерзость и ужасы носят какой-то привычный бытовой характер и не пугают, только вызывают отвращение. То есть режиссёр и оператор погружает зрителя в эту безблагодатную атмосферу на три часа. Так что во время одного из первых просмоторов этого фильма кто-то в зале после окончания фильма облегчённо сказал: «Вот и слава Богу!». Фильм не ставит своей целью доставить эстетическое наслаждение, скорее, наоборот, демонстрирует "эстетику" безобразного и отвратительного.
 

                7. Место фильма в контексте мирового искусства

В контексте мирового искусства этот фильм является логическим продолжением пессимистичных картин Брейгеля и Босха только в чёрно-сером изображении, а так же  фильмов «Сладкая жизнь» и «Город грехов». Он является антиподом фильмов  «Евангелие от Матфея», «Андрей Рублёв» и «Солярис», в которых чувствуется присутствие божественного начала, и где герои ищут Бога или получают от Него откровения.

Фильм полон аллюзий на произведения Данте, Боккаччо, Сервантеса, Шекспира, Рабле, Гриммельсгаузена, Достоевского, Шарля де Костера, Пастернака, картины, гравюры  и рисунки Брейгеля, Босха, Леонардо да Винчи, Массиса, Жака Калло, Гойи, фильмы Бергмана, Акиры Куросавы, Тарковского, Феллини и др. великих мастеров.


Например, в диалоге дона Руматы с Будахом явно чувствуется влияние диалогов из «Преступления и наказания» и «Братьев Карамазовых»  Ф.М. Достоевского:

«— Если бы ты был Богом, что бы ты сделал?
<...>
— Я бы сказал — Создатель, если ты есть, сдуй нас как пыль, как гной! Или оставь нас в нашем гниении! Уничтожь нас всех! Всех уничтожь!
— Уничтожить, это у вас запросто... И вшивых, и чёрных, и даже детей... Сердце моё полно жалости, я не могу этого сделать.»

Весь же фильм, похоже, намекает на слова Господа: «Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?»*** (Лук.18:8).

---------------------

* «Ночь. Тишина.
Нет, не ко мне, к другому
Мокрый зонт прошелестел.»

Сравние оригинальный перевод:

«Осенний дождь во мгле!
Нет, не ко мне, к соседу
Зонт прошелестел.»

** Дон Румата, носит на голове обруч с драгоценным камнем, в который вмонтирована камера слежения. И фильм как бы снят подобной камерой.

*** С аллюзии на эти слова начинается и «Сладкая жизнь» Феллини.


Рецензии