Благородное великодушие. Паганини

   Почему зачастую, когда пишут о великих людях, заслуживших любовь и восхищение не только современников, но и будущих поколений, смакуют пикантные моменты их жизни? Бесспорно, это - беспроигрышный шаг: многим нравится копаться в грязном белье.
   Однако, мне думается, что лучше узнать о кумирах более лицеприятные факты.
   Вам, хочется верить, знакомо не только имя великого скрипача - виртуоза и композитора Николо Паганини, но и кое - что больше. Например, то, что он свою скрипку завещал Генуе, или то, что Паганини - автор Сонаты для одной струны.

   Наверняка кто - то вспомнит его многочисленных любовниц, среди которых была даже сестра Наполеона Бонапарта. Но, кому это интересно? А вот Паганини - человек знаком нам меньше. И это, скажу я вам,- пробел в знании, который я попробую заполнить, даже не сомневаясь, что вы не останетесь равнодушными.

   Гектор Берлиоз оставил потомкам интересные "Мемуары". Это - не только, и не столько, повествование о себе и своей жизни, но и о тех известных всему миру людях, с которыми свела его судьба. С одними он конфликтовал, с другими сталкивался на какое - то время и расходился, с третьими был дружен, четвёртых почитал...

   Особое отношение было у композитора к Паганини. Вот как Берлиоз описывает свою первую встречу с ним.
   Небольшое отступление: Берлиоз в тот момент был женат на драматической актрисе, прекрасной Генриетте Смитсон. Семья испытывала серьёзные материальные трудности, но Генриетта всегда поддерживала мужа и была мужественной перед безденежьем и нуждой.

   В зале Консерватории должен был состояться концерт. Заплатив очень дорого, Берлиоз пригласил первоклассный оркестр, составленный из лучших музыкантов  Парижа. Конечно, он рисковал: выручки от концерта могло не хватить на покрытие расходов, но Генриетта, как всегда, поддержала мужа.
   Всё прошло отлично: буря аплодисментов,полный успех, музыканты сияли от радости. Берлиоз был счастлив.

   После концерта его ждал какой - то мужчина с длинными волосами, с пронзительным взглядом, с измождённым и странным лицом, одержимый гением, колосс среди великанов, человек, которого Берлиоз никогда не видел, но один вид которого его глубоко взволновал. Когда он проходил мимо, мужчина остановил его, пожал руку и стал осыпать горячими похвалами. Это был Паганини.
   Так началось знакомство этих двух музыкантов. В дальнейшем великий скрипач оказал большое влияние на его судьбу своим благородным великодушием.

   Через несколько дней после этого Паганини, страдавший болезнью горла, вынужден был уехать в Ниццу. Вернулся он только через три года. Берлиоз упорно работал. Чтобы заработать не только музыкой, он писал статьи для газет. Однако, всё это приносило небольшой заработок.

   Уезжая в Ниццу, Паганини побудил Берлиоза сочинить симфонию "Гарольд". Симфонию Паганини не знал и, вернувшись, впервые услышал её на концерте.
   Концерт только что закончился. Берлиоз был без сил, в поту и весь дрожал, когда в дверях поялся Паганини. Его сопровождал сын Ахилл. Скрипач подошёл к Берлиозу, сильно жестикулируя. Из - за болезни горла он полностью лишился голоса, и, если вокруг не было тихо, только сын мог по губам понять его.

   Паганини сделал знак ребёнку. Тот встал на стул, приблизил ухо к губам отца и стал внимательно слушать. Затем мальчик соскочил со стула о сказал Берлиозу:
 - Мой папа приказал мне, сударь, уверить вас, что никогда в жизни он ещё не испытывал от концерта подобного впечатления. Ваша музыка его потрясла, и если бы он себя не сдерживал, он опустился бы перед вами на колени, чтобы вас поблагодарить.
   Берлиоз был в замешательстве. Паганини схватил его за руку и, хрипя "да, да!", потащил его на сцену, встал на колени и поцеловал его руку.

   Возбуждённый композитор вышел на морозный воздух и зашагал домой. Вернувшись домой, у него поднялась температура и он слёг. На следующий день к нему пришёл Ахилл с письмом от отца. Сказав, что ответа писать не надо, мальчик ушёл. Берлиоз открыл письмо и прочёл: "Мой дорогой друг, после того, как угас Бетховен, не было никого, кроме Берлиоза, кто мог бы его воскресить. Насладившись божественными произведениями, достойными тонкого гения, каким являетесь вы, я считаю своим долгом соблаговолить принять, как знак моего уважения, двадцать тысяч франков, которые будут вам выданы господином бароном де Ротшильдом по предъявлении прилагаемого распоряжения. Прошу вас всегда считать меня вашим преданнейшим другом.  Никколо Паганини."
 
   В записке, адресованной Ротшильду, Берлиоз прочёл:"Господин барон, я вас прошу, не откажите передать господину Берлиозу те двадцать тысяч франков, которые я сдал вам на хранение вчера.  Примите, и т.д. Паганини."

   Берлиоз, осознав происходящее, так побледнел, что Генриетта, вошедшая в комнату, закричала:
 - Что случилось? Не падай духом, мы так много уже перенесли!
   Муж, запинаясь, произнёс:
 - Напротив ... Паганини... он мне прислал... двадцать тысяч франков!...

   Очень скоро слух о благородном поступке Паганини распространился по Парижу, и квартита Берлиоза сделалась местом встречи множества артистов. В течение двух дней они приходили, чтобы взглянуть на письмо скрипача и узнать подробности необычного проишествия. Они поздравляли Берлиоза, а один даже проявил ревнивую досаду, сказав:"Я не богат, иначе я сделал бы то же самое."

   Берлиоз мечтал скорее встать на ноги и лично выразить свою благодарность Паганини. Наконец композитор пришёл к нему домой. Мужчины обнялись и Берлиоз стал говорить что - то, пытаясь поблагодарить Паганини, но тот остановил его. В комнате было тихо и Берлиоз услышал слова скрипача:"Не говорите мне больше об этом! Не надо!Это самое глубокое удовлетворение, какое я когда - либо испытывал в своей жизни. Вам никогда не узнать, до какой степени взволновала меня ваша музыка; уже столько лет я не переживал ничего подобного!... Но теперь все те, кто строят вам козни, не осмелятся уже ничего сказать против вас, так как им известно, что я знаю толк в этом деле..."

   К сожалению, дружбе двух великих музыкантов не суждено было продолжиться. Здоровье Паганини ухудшилось, он вынужден был уехать в Ниццу, откуда уже, увы, не вернулся... Берлиоз тяжело перенёс смерть друга, которому оставался благодарным до конца своих дней.

  P.S. Материал заимствован из книги Гектора Берлиоза "Мемуары", изданной               
       Музыкальным издательством Москвы в 1962 году.

   


Рецензии
Магда, я не буду спрашивать "откуда" и "как" можно все это описать,но читал я с таким вниманием и ожиданием финала,как будто это происходило... недавно,эдак в годы штидесятые.

Ромуальд Наумчик   30.07.2023 12:15     Заявить о нарушении
Я,конечно,слабый знаток симфонической музыки,но от " "Гарольд в Италии" оторваться не возможно! Это завораживает.Так красиво перекликается скрипка с оркестром.

Ромуальд Наумчик   30.07.2023 12:26   Заявить о нарушении
Роман, я отвечу и на "откуда", и на "как", которые у Вас возникли. А всё потому, что Вы не читали у меня "Две любви Гектора Берлиоза". Наверное, и тут надо было указать источник. Всё это из книги "Мемуары" самого Берлиоза. Книга достаточно объёмная и содержит массу интересного. Вы вдохновили меня: продолжу писать, чтобы доставить удовольствие.

Магда Кешишева   30.07.2023 12:37   Заявить о нарушении