Шейх Мухаммед Усугский
Однако в созвездии выдающихся личностей есть и те, имена которых незаслуженно забыты. Они как будто специально вычеркнуты из памяти потомков, и поэтому их имена сегодня мало кому о чём -то говорят. К числу таких исторических деятелей Дагестана, в первую очередь, следует отнести Мухаммада Усугского – соратника имама Шамиля и уроженца одноименного агульского селения Усуг.
На родине Мухаммада считают шейхом, и имя его произносят с таким трепетом, что невольно это привлекает к себе внимание. Здесь же на его могиле возведён небольшой зиярат – скромное строение из грубо обработанного речного камня. Внутри его прибрано и чисто. Рядом с могилой массивная могильная плита. На гладкой лицевой поверхности её обширная надпись, выполненная красивым арабским шрифтом. Тут же в углу помещения длинный посох и шапка Мухаммада с зелёной лентой вокруг околыша – вот всё, что сохранилось от него.
Для того, чтобы попытаться узнать о нём чуть больше, полтора года назад нами была организована поездка в селение Усуг, что находится в Курахском районе. Но, к сожалению, выяснить удалось немного. Односельчане лишь помнят, что шейх Мухаммад был соратником Шамиля, причём одним из тех, кто до конца оставался ему верным.
После заключения великим имамом перемирия, он вернулся домой с женой аваркой, которую звали Патимат. Затем совершил хадж в Мекку, во время которого в турецком городе Карс встретился со своим наставником Джамалуддином Газикумухским.
Мухаммад Усугский получил от Джамалуддина Газикумухского звание шейха и благословение на проповедование тариката. По возвращении домой, в родном ауле открыл медресе, где обучал детей исламским наукам. Вёл также различные проповеди среди населения окружающих сёл.
А супруга Патимат занималась кройкой и шитьём одежды, получая за это определённую плату. Так и жили. Но возложенную на него своим наставником миссию выполнить до конца шейх не успел, поскольку вскоре заболел и скончался.
Примерно такой же информацией о нём обладают и жители соседних селений. Но некоторое время назад нам улыбнулась удача. В девятом номере «Русского архива» за 1896 год, мы обнаружили записи Евгения Козубского, в котором он, рассказывая о действиях членов семейства Шамиля, упоминает и о Мухаммаде Усугском. Главным образом потому, что речь идёт о зятьях Шамиля, которые приходились сыновьями учителю шейха Мухаммада – Джама-луддину Казикумухскому. Обращает на себя внимание некоторая разница в сведениях сельчан и Евгения Козубского.
Так, если Козубский сообщает, что шейх Мухаммад «хоть и старался, строго исполняя религиозные обряды, выказать свою набожность, но ничего не проповедовал», сельчане же сообщают об обратном.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Секрет чтения Аятуль Курси, который раскрыл сам шайтан
Как мы знаем, Аятуль Курси является одним из наиболее часто повторяемых и известных аятов Откровения Всевышнего. Аятуль Курси считается господином всех аятов и самым великим аятом Корана.
А именно, что он не только проповедовал среди местного населения, но и открыл медресе в своём ауле. Впрочем, привожу соответствующий фрагмент записей Евгения Козубского: «...Из прочих лиц семейства Шамиля не раз обращали на себя внимание и возбуждали переписку зятья Шамиля, сыновья его тестя, знаменитого в истории мюридизма в Дагестане, Джемал-Эддина Казикумухского.
О последнем находится в деле канц. нач. Даг. обл. (1861, №175) любопытное сведение. Из присланного к начальнику Дагестанской области, князю Меликову, дневника пристава при Шамиле за 1861 год, он усмотрел, что старик Джемал-Эддин, как последний муршид (духовный наставник в суфизме – ред.) в Дагестане, хотя до сих пор не объявил кого-либо себе преемником, но уже назначил для сего звания четырех мюридов, именно:
1) Курали-Магому в сел. Яраге;
2) Уракли-Магоммеда в сел. Уракли, который уже и тогда делал чудеса;
3) Нур-Мухаммеда в сел. Инху;
4) Магома-Дебира в сел. Арчу.
Последний из них старик, а прочие еще далеко не старые люди.
В 1860 году все четверо собирались в Мекку; из них Курали и Нур-Мухаммед, как семейные, хотели возвратиться в Дагестан, а холостой Уракли хотел навсегда остаться в Мекке.
По собранным сведениям оказалось, что Курали-Магома, называемый в народе Молла-Магомед, родом из сел. Усуг, Кюринского ханства, где он имел до 15 дымов родственников и в том числе родного брата.
В начале 40-х годов Молла-Магомед бежал к непокорным горцам, и все это время находился при Шамиле, а по покорении Восточного Кавказа перешёл в сел. Чиркей, где женился на племяннице тамошнего почетного жителя Джеллала.
Живя в Чиркее, Молла-Магомед очень часто приезжал к бывшему своему учителю Джемал-Эддину, проживавшему после взятия Гуниба, до переселения в Турцию, в сел. Казанищи: с ним Молла-Магомед всегда находился в самых близких отношениях и получал от него не раз материальное пособие, будто бы на поддержание себя с семейством.
В 1861 г. он прожил около месяца в сел. Усуг, и здесь, хотя ничего не проповедовал в религиозном духе, но как было видно, старался [126] выказать свою учёность и знание религии, был чрезвычайно набожен и весьма строго исполнял все религиозные обряды, чем и успел вселить в обществе о себе мнение, как о человеке весьма учёном и действительном мусульманине.
Из Усуга он возвратился в шамхальство, откуда отправился в Мекку, по возвращении из которой поселился в Усуге, где и умер 14 Января 1863 г. ...».
Таким образом, если суммировать все собранные сведения, можно делать вывод, что из трёх муршидов – верховных духовных наставников в суфизме, проповедовавших тарикат в Дагестане в девятнадцатом веке, двое имеют агульские корни и происходят из местности Кюре – шейх Мухаммад Ярагский и шейх Мухаммад Усугский.
О последнем муршиде краткие сведения имеются и в «Асари Дагестан» небезызвестного Гасана Алкадарского. Здесь шейх Мухаммад Усугский упоминается, как один из наиболее образованных людей того времени.
Свидетельство о публикации №223072500924