Русская Идея и идеология

РЕТРОСПЕКТИВА и СОВРЕМЕННОСТЬ
РУССКАЯ ИДЕЯ, Русская Идеология и Народ - концепции и мысли людей.
***
как эпиграф к статье:
Влалыко Иоанн, конец ХХ века:::-
"В нас живёт  Святой Идеал - Святая Русь".
**
Что есть идея, «русская идея»? Что есть идеология, «русская идеология»?
Чем эти понятия, термины отличаются от таких понятий, как доктрина,
концепция, учение, культура, манеры, правила поведения, закон,
философия, ментальность, мировоззрение, премудрость?
Почему фраза «Не в силе Бог, но в правде» - это русская идея,
а фраза «Надейся на Бога, а сам не плошай!» - это поговорка?
«Москва – Третий Рим» - идея,и где «Рим» - столица империи;
а фразы: «Москва – Столица», «Нью-Йорк – финансовая столица Мира» -
 почему это только факты? Или почему фразы: «Путин – Царь,
Россия – Империя» - это очень опасные для Запада новые идеи,
а фразы «США – мировой жандарм, и однополярный мир» -
это нейтральные или хорошие доктрины, факты, идеи? 
**
Миллионы литературных, поэтических и философских страниц, героических
поэм, былин и сказаний написано о России, но почему 20-летние поиски специалистами «новой русской идеологии» пока не увенчались успехом?
В чём дело? 
**
Вывод 1:  В первом приближении к ответу на вопрос ясно, что:
*
а) великие писатели, поэты, экономисты, социологи и философы
не могут создавать такие новые социальные идеи, которые бы страстно
вдохновили массы народа на новые свершения;
*
б) плюс область идей и идеологий, и новых учений – лежит вне науки,
логики, научной методологии, литературы и поэзии;
*
в) и что эта область вовлекает в себя сферы религии, Духа, истории
и прогноза на будущее, пророческое видение будущего.
*
Даже простое перечисление основных частей, которые должны очень серьёзно  учитывать Идея и Идеология, показывает огромнейшую сложность задачи.
**
Вывод 2:  Вот эти основные части и сферы:- Мир, Свет, Человечество и
Планета; - Экономика, Политика, Философия и Наука; -
Народ, Нация и Государство; - Мировоззрение, Душа и Ментальность народа;
- История, Мифы, Легенды, Пословицы, песни, музыка и поговорки;
- Культура, Нравственность, Мораль и Законы;
- Теория и практика Познания мира – память, чувство, психика,
созерцание и видение прошлого и будущего; - Образы, Символы, Знаки,
Гимны, Идеологемы, Лозунги и Призывы;
Концепции, Доктрины и Учения; - Реальное, Материальное и Рациональное;
 - Сверхреальное, Нереальное, Иррациональное и Трансцендентное;
- Сущности и Формы, Личности и Мифоличности, Дух и Ипостаси,
Бог и Божественное; - Правда, Истина и Справедливость;
- Вера, Надежда и Любовь; Слава, Радость и Благодать.
**
Вывод 3:- 
Да, последние группы «частей и сфер» - ненаучные, а духовно-религиозные,
но они должны входить в высшие национальные идеалы, идеи, доктрины и
идеологии.
Это легко показать на примере гимнов, флагов и клятв  как в США,
так и в России/СССР. И там и здесь мы встречаем:-
«Единая и неделимая страна, нация; справедливость и свобода;
под Богом и с верой в Бога, и нечто священное, сакральное».
*
Три гимна нашей родины говорят примерно одно и тоже:
«Боже, Царя храни!», «Союз нерушимый республик свободных сплотила
навеки Великая Русь. *
* Россия – священная наша держава, священная наша страна.
Могучая воля, великая слава. Слався Отечество наше свободное. *
** Одна ты на свете! Одна ты такая – Хранимая Богом родная земля!»
*
 В США такая клятва перед флагом страны: “I pledge allegiance to the Flag of the United States of America, and to the Republic for which it stands, one Nation under God, indivisible, with liberty and justice for all”.
**
Наши «выводы 1, 2 и 3» говорят о состоянии вопроса и определяют
части и сферы действия для высших национальных идеалов, идей и
идеологии, и эти выводы очень часто противоречат абстрактным
(вненациональным) теориям.
**
Энциклопедии определяют слово «идея» как «общее понятие, мысль,
представление» о предмете или явлении; как продукт мышления;
как определяющее понятие, лежащее в основе теоретической системы;
или как замысел, план, убеждение, главная основная мысль произведения.
*
В философии Платона и Гегеля «идеи» - это духовные первоначала,
существующие вне времени и пространства и составляющие «сущность»
и «первооснову» всех вещей.
**
Легко увидеть, что наши «выводы 1, 2 и 3» очень близки к этим взглядам,
если уйти от полной абстракции и сказать, что национальные идеи –
существуют во времени и пространстве. И заметим, что греческое слово
«идея» - это нам и другим европейцам не иностранное слово! –
- оно просто отражает наши слова «День» (ясность, свет) и «Дей-Дий»
 - Бог, божественное.
**
По словарям слов, «Идеология» - это Идея плюс Логос
(учение, слово – голос, логика), - система идей, представлений,
понятий – учение, отражающее общественное бытие в сознании людей.
**
Современный теоретик, Олег Малахов, в комментарии на мою статью ( )
пишет:
«... Распространенные сегодня понятия идеологии дают о ней совершенно расплывчатые представления. Я бы отметил три важных аспекта идеологии,
 которые надо иметь ввиду: Воля, Знание об идеях, и Знания о
системах идей, и о наличии иерархии этих систем. -
То есть системы идей общего характера и системы идей низшего уровня.
Относительно национальной принадлежности идеологии: - я никогда не
употребляю термин «русская идеология». Это нонсенс. Знания о идеях
и системах идей не имеют национальной принадлежности.
Русская философия есть, а русской идеологии нет. (... ) мы имеем
недостаток формализованного знания – отсутствует теория систем идей».
**
Начал, как говорят, за здравие, кончил за упокой! Так как и Платон
 и Гегель, Малахов и другие современные «теоретики» мало что могут
дать для понимания и обоснования «предмета», одновременной реальности и иррациональности «высших национальных» идей и идеологий, то
для обоснования наших «выводов 1-3», предметности, объекта,
сущностей и «духов» русских идей и идеологии, приведем ниже
ретроспективу мыслей, чувств, представлений и идей о России
 и русском народе.
**   
Афанасий Никитин, 15-ый век, - его молитва о Русской Земле
(перевод с тюрского или арабского), (1): -
«Русская земля да будет Богом хранима; Боже сохрани!
На этом свете нет страны, подобной ей. (...)»
**
Александр Невский, 13-й век, - (в изложении писателя и
киносценариста Петра Павленко (1899-1951)): -
 «Кто с мечом к нам придёт, тот от меча и погибнет. На том стояла,
стоит и будет стоять земля Русская!» -
*
Сравни с библейским, Христос: «... ибо все взявшие меч,
мечом погибнут». – Накануне неравной битвы со шведами:-
 «Братья! Нас немного, а враг силён. Но не в силе Бог, а в правде.
Не побоимся множества врагов, потому что с нами Бог!»
**
Старец Филофей, 15-ый век:- «Москва – третий Рим. Два Рима пали,
третий стоит, а четвертому не бывати.» 
*
Сопоставь,- похоже, что в последние 25-45 лет США и Вашингтон –
это «4-ый Рим» стоит и пока не падает!
**
Период 1300 – 1600 годов это торжество практики (реальности)
нескольких, на те века, мировых столиц:
Костромы, Ярославля, Владимира («владетель всего мира»),
Суздаля, Ростова и Московской Руси,
подчинения и управлению ими многих стран Европы,
века русской пассионарности и психологии «Служения Отечеству»,
что воплотилось в мощную духовно-реальную идею «СВЯТОЙ РУСИ»,
*
к которой возвратились и которую разрабатывали в 20-ом веке
идеологи русского зарубежья, а сейчас в 21-ом веке её анализируют н
овые идеологи в России (РФ).
*
Вскоре после начала правления на Руси династией Романовых
эта идея «Святой Руси» и идея «Москва – третий Рим» были отвергнуты,
 основные представители бывшей рюриковской, русско-ордынской династии физически уничтожены в 1600 – 1700 годах.
И видимо поэтому, и в это время появился народный миф (идея, представление, концепция) о «Небесном Граде-Китяже».
**
Во времена правлений от Петра Первого Великого и Екатерины Великой 
стала создаваться новая могучая русская империя, и рождаться
концепции «новой имперской государственной идеологии».
**
Михаил Осипович Меньшиков:- «Не раз Великая Империя наша
приближалась к краю гибели, но спасало её не богатство, которого
не было, не вооружение, которым мы всегда хромали, а железное мужество
 её сынов, не щадивших ни сил, ни жизни, лишь бы жила Россия».
**
Граф С.С. Уваров, министр просвещения, создал в 1833 году
известную «русскую идеологию» по типу Святой Троицы, закона «трёх»
для государства и народа:- «Православие (Вера). Самодержавие.
Народность.» Эта концепция была антитезисом для западно-европейского
девиза Великой французской революции: «Свобода, равенство, братство».
**
В 19-м веке – начале 20-го века Святыми Девизами стали:-
«За Веру, Царя и Отечество!» (славянофилы и русская армия),
«За Русь Святую! За Христа! За веру православную!» (карпатороссы),
«На небе – Бог, а на земле – Россия!» (сербская пословица;
Сербия, Болгария).
**
Владыко Иоанн, конец ХХ века, - В нас живёт Святой Идеал –
 Святая Русь.
**
Татьяна Грачёва, политолог, зав.каф. ВА генштаба ВС РФ, -
из её аудио и видео лекций на Ю-Тубе, 2009-2012 гг.:-
*
« Русский народ – самый государственный народ в мире.
Огромность России заключается не только в огромности её территории,
но и в огромности нашей веры православной – нашей духовности,
и в нашей государственной Имперской Идеи...,
которые всегда шли рука об руку тогда, когда Россия процветала.
*
Россия и её Русская Идея сейчас противостоит Западу. 
Бжежинский написал: «Россия будет раздробленной и под опекой».
*
Американо-израильский центр «Стратфор», близкий к спецслужбам США,
сформулировал: «В отношении России, цель США – проста и прозрачна:
добиться её распада». 
*
Теодор Гертцель, основоположник сионизма, -
«Чтобы овладеть миром, надо овладеть Россией». 
*
Сенатор МакКейн: «Опасность России – в русской ностальгии по
империи. Очевидно, что целью России является восстановление
старой Российской империи». (...) –
**
Они боятся не восстановление СССР, а восстановления православной государственности! – восстановления, создания и укрепления
Третьего Рима. Они боятся Идеи Российской Империи.
И потому идёт атака на нашу историю, дискредитизация всего...
**
Деникин: «К счастью мы принадлежим к замученному, но великому
русскому народу».
**
Иван Ильин, «Три речи о России»:-
«История России есть история муки и борьбы: от печенегов и хазар
 – до великой войны ХХ века. ... Нам как бы на роду было написано –
всю жизнь ждать к себе лихих гостей, всю жизнь видеть разгром,
горе и разочарование; созидать и лишаться; строить и разоряться;
творить в неуверенности; жить в вечной опасности;
расти в страданиях и зреть в беде».
**
– Вот наш духовно-исторический путь. Это крест нашего народа, нашей государственности и православия. Это – крест, который мы должны нести.
*
Что главное в достижение победы на войне? Главное: за что умирать! –
«За Веру, Царя и Отечество!» В отличии от Запада, у нас подвиг защиты
отечества – всегда духовный. ... Мы должны ориентироваться не на
борьбу «против», а на борьбу «За»: - «За Русь Святую!
За веру православную!» Воспрянь русская держава!
Хвала героям! Богу Слава!  Сохранение веры – это вселенское
призвание России. И это – проект военный.
Потому что мы должны защитить и нашу государственность и нашу веру.
 И Русь Святую. Потому что сейчас: позади – не Россия, и даже
не Москва, а Святая Русь.
*
Тайна и сила России – в православии. В этом – тайна и сила всего
славянства. Кто служит Святой Руси, тот служит Богу.» /Т. Грачёва/
== ***

Фёдор Тютчев, 19-й век, - «Могуча Русь и всё вынесет.
Кто верит в Русь, тот знает, что она всё вынесет решительно.
Её назначение столь высоко, её внутреннее предчувствие этого
назначения столь ясно, что тот, кто верует в это назначение,
должен стоять выше сомнений и опасений».
**
Иван Ильин, 20-ый век, в статье «Зависть как источник бедствий»
(1952 год) описал причинно-следственную связь, по которым прошла
история до идей и практик коммунизма, социализма, полуинтеллигенции.
**
Напомним, что гордыня и зависть – это два главных порока (греха)
 в христианстве, из которых произрастают ложь, воровство, убийство,
клевета, войны, нашествия и все другие грехи в человеке и человечестве.
*
По-Ильину основная логика явлений и событий была таковой(схема – наша):
 (Зависть как Явление в обычной жизни, в человеке) =
(Каин и Авель): – (Зависть как Доктрина в наш век) =
(Несколько мировых заговоров). *** (Богатые – бедные): –
(полная хозяйственная беспомощность бедных в наши века): –
(Массовая Зависть): – (Учение о Классах антагонистов):
– (Доктрина революционной Мести и Ненависти) =
(Идея «материи» и «материализма»): –
*
(современная Доктрина Социализма-Коммунизма) =
(Личный дух – антисоциален, и надо передать всё – в полное
распоряжение государства под его тотальный контроль и управление):
 – (Новые Элиты – элиты зависти и карьеризма).
*** (Руководители этого процесса, рассадники зависти) =
(Мировая Полу-Интеллигенция). 
**
Полуинтеллигент: это типичный человек нашего времени; для него всё
просто, всё доступно, всё решается с плеча и с апломбом;
Духа он не ведает, над религией посмеевается, в совесть не верит,
честность есть для него «понятие относительное»;
зато он верит в технику, в силу лжи и интриги, в позволенность порока.
 И при этом он знает о своей полуинтеллигентности,
он обижен ею, он не прощает её другим, он завидует, мстит и
добивается во всём первенства, он ненасытно честолюбив и властолюбив.
 И легко усвояет и практикует искусство – играть на чужой,
на массовой зависти. Таково большинство революционеров.
Именно в этой среде созрела химера всеобщего равенства и
предрассудок всеобщей свободы. Именно здесь Идея Справедливости
была подменена «Уравнением». Здесь же зародилась и созрела
лжеидея недуховной свободы, свободы безбожия, свободы от совести.
Люди ополчились на саму идею Бога. ...
Технический прогресс воздействует на рост социальной зависти. ...
Техника снижает духовный уровень жизни. ...
Земные утехи и развлечения манят людей. Жажда наслаждений растёт,
а с нею вместе и воля к богатству и власти. ...
Трудно бывает отличить – человека от зверя, партию от шайки,
народ от черни.
Люди нашего времени одержимы завистью и жадностью. ...» /Ильин/.
**
Олег Платонов, д.э.н., автор книг о русской цивилизации, лето 2014 г.
 – «После веры в Бога, патриотизм – высшее выражение духовности
человека».
**
Игорь Андрушкевич, историк зарубежья и России, кадет, Аргентина,
2004 год, - «Русская национальная идея. Коренная национальная идея:
 - это многозвучный, симфонический аккорд пяти основных составляющих
идей: Самобытность. – Правосудие. – Соборность. – Просвещение.
– Миролюбие.» 
*
Автор подробно обосновывет каждую идею по пунктам на своем блоге и
в статьях на интернете, рассматривает сами понятия: «идея и идеология»,
даёт в компактном виде историю 1000-летнего идеологического и военного противостояния Запада и Востока (России).
** 
Ссылки. Цитирования
1.Н. Ботов  «Русская Идеология – Ильин и Другие»,- еженедельник
  «Новый Меридиан», №1081, 13 августа 2014, Нью-Йорк, США.
2.«Тарас Бульба»,повесть Н.В. Гоголя и кинофильм 2009 года В. Бортко.
3.А. Никишев «Моя любовь к Новороссии»,-  www.novorus.info
 - 23.07.14.
4. Иван Голенищев-Кутузов, Мировой моральный пастырь, -
книга, 465 стр., Издание автора (посмертно),  Сан-Пауло, 1950 год.
5.Епископ Дионисий (Алферов) «Украинский национализм как
духовная проблема», - газета «Наша страна», №№ ...


Рецензии