Арест за ленинский портрет

История одной «художницы» в сочетании с рассуждениями о древнеримском праве, европейской истории и «оскорблении величества» 

Олег Яненагорский, член Союза писателей России. Литературный дневник». 25 июля 2023 г.

Сижу над книгой и думаю – любовь к деталям у меня выработана на профессиональной основе или с детства была? Тяга к документам – это явное «проявление профессиональной деформации личности»… :-) Осложнённое любовью к книге.:-)  Поэтому снова просмотрел сборник документов «Из истории Всероссийской Чрезвычайной комиссии. 1917-1921 гг.».
Книга куплена была мной «по случаю» еще 7 мая 2005 г., стоит на «дальней полке» и поэтому редко достаю ее. Сборник издан в 1958 г. не слишком большим тиражом – 60 тыс. экз. В СССР, где книги порой печатались миллионным тиражами, это не много. И вот, перелистывая страницы, наткнулся на пару любопытных документов, хорошо характеризующих (на мой взгляд), ту революционную эпоху… И символизм наказания за уголовно-правовые проступки и преступления, обусловленный европейскими традициями.
Но прежде чем перейти к мартовским событиям 1919 г. вспомним казусный случай из времен императорской России.
«Некий солдат Орешкин напился в царёвом кабаке. Начал буянить. Его пытались образумить, указывая на портрет государя императора. На это солдат ответил: «А плевал я на вашего государя императора»! Его арестовали и завели дело об оскорблении императора. Познакомившись c делом, Александр Третий начертал на папке: "Дело прекратить, Орешкина освободить, впредь моих портретов в кабаках не вешать, передать Орешкину, что я на него тоже плевал."
История эта широко известна, даю ссылку на первый же материал, который мне попался в интернете - https://vk.com/wall238192922_39954 Возможно в других источниках еще есть любопытные детали, но для истории о «ленинском портрете» это не имеет особого значения».
И еще одно - «личностно обусловленное» - отступление. Я с большим интересом изучал историю государства и права России и зарубежных стран – во время учебы в институте и после его окончания. А через много лет и сам стал читать спецкурсы по этой дисциплине.
Поэтому смело могу сказать, что привлечение к уголовной ответственности за «оскорбление величества» имеет истоки в древнеримском праве и активно применялось во всех европейских государствах в течении длительного времени. Иллюстрацией может быть эпизод из романа М.А. Булгакова и прекрасного фильма В.В.Бортко «Мастер и Маргарита». Там всемогущий прокуратор Иудеи Пилат вздрагивает от одной мысли что его могут заподозрить в «оскорблении величества» императора Тиберия...
В «Новом (европейском) времени» под «оскорблением величества» понимались лишь посягательства на честь монарха и членов царствующего дома, а также действия заключающиеся в неуважительном высказывании по отношению к монарху или его отдельным действиям. Для примера скажу, что немецкое уголовное право различало «оскорблении величества», «насильственное посягательство» и «обиду действием».
Тема это интересна, поскольку в ней переплетаются и вопросы охраны государственного порядка и оскорбления царствующих особ, а также символика уголовных наказаний. Но здесь ограничусь ссылкой на Воинский устав Петрова I: «Артикул 20. Кто против его величества особы хулительными словами погрешит, его действо и намерение презирать и непристойным образом о том разсуждать будет, оный имеет живота лишен быть, и отсечением главы казнен.
Толкование. Ибо его величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен. Но силу и власть имеет свои государства и земли, яко христианский государь, по своей воле и благомнению управлять. И яко же о его величестве самом в оном артикуле помянуто, разумеется тако и о его величества цесарской супруге, и его государства наследии».
Тема символики уголовных преступлений и наказаний меня интересует давно, написал несколько научных статей и художественный рассказ «Смерть символиста». Он написан на основе подлинных событий, сообщенных мне современником послевоенного времени. http://proza.ru/2011/06/01/258
Все вышеизложенное надо воспринимать как контекст к рассказу о случае, заинтересовавшему меня.
Итак – суть дела. Зимой 1919 года некая служащая царицынского жилищного отдела (город Царицын, потом – Сталинград, ныне – Волгоград) Валентина Першикова вырвала из какой-то брошюрки портрет В.И.Ленина и разрисовала (исчеркала) его. Молодым читателям напомню, что в тот период В.И. Ленин был главой Советского государства – «первым лицом» в РСФСР. Першикову арестовали…
К «отягчающим» по тем временам обстоятельствам, относилось то, что «юная художница» была «социально чуждой» Советской власти - дочерью бывшего лесопромышленника В.Першикова.
Случай этот стал известен Ленину и 6 марта 1919 года он направил телеграмму в  Царицинский губисполком (губернский исполнительный комитет – местный руководящий органу), а копию в местную ЧК (чрезвычайная комиссия).Текст привожу полностью.
«Некая Валентина Першикова,17 лет, арестована будто бы за мой портрет. Сообщите в чем дело».
Обращает внимание, на то, что случай этот стал известен Ленину из телеграммы начальника  одного из участков царицынской милиции Усачева. Нашелся, видно, добрый человек и заступился за молодую… «художницу». А может быть были и другие мотивы заступничества…
8 марта 1919 г. в Царицын на имя председателя губернской ЧК Мышкина пришла новая телеграмма от Ленина. «За изуродования портрета арестовывать нельзя. Освободите Валентину Першикову немедленно, а если она контрреволюционерка, то следите за ней».   
И еще Ленин дал распоряжение своему секретарю: «Напомнить мне, когда придет ответ предчерезвычкома. (и материала весь потом отдать фельетонистам. (Из истории Всероссийской Чрезвычайно комиссии. 1917-1921 гг. стр.263-264).
Не знаю, появился ли позднее фельетон на эту тему. Но случай заставил меня задуматься – а как на действия чекистов, арестовывавших Першикову, повлияла многовековая европейская традиция наказывать за «оскорбление величества»? Или мотивы были другие и нужно вспомнить русскую поговорку «Услужливый дурак опаснее врага»?
Ленин проявил государственную мудрость и в данном случае был наравне с Императором Александром III.
Ну, и о двуличии «юной художницы» задумался - советскую власть и ее руководителя она явно ненавидела, но продовольственный паек и заработную плату «за службу в советском учреждении» (жилищный отдел) регулярно получала…
Может быть, «эта фига в кармане» была прообразом для тех представителей «советской интеллигенции» и партийных бюрократов, кто десятилетиями хорошо «кормился из рук» ВКП (б)-КПСС и Советской власти, а потом вдруг - в одно мгновение - стал «демократом», «либералом» и переметнулся «на другую сторону баррикад»? Имя им – легион…
И еще одна мысль – сколько таких, кто сейчас «держит фигу в кармане», наживаясь в России в ожидании нашего поражения в схватке с «коллективным Западом»?
 


Рецензии