Испания. Девять дней из моей жизни. Продолжение 6

   Апр.17.06. Понедельник.
   
   Гранада
Мы перемещаемся на юг страны. В Андалусию.
   О, как звучит это слово! Вы слышите? В нём музыка и поэзия слились в одно нескончаемое удовольствие.
   А-нда-лу-у-у-сия...
   
   Какой красивый испанский язык! Одним словом он выражает и нежность и страсть и мечту, воплотившуюся в прекрасную женщину, испанку, в развевающемся под дробь кастанет и каблуков платье, закружившуюся в огненном вихре фламенко!
   
   Нам повезло. Мы увидим три города в Андалусии: Гранаду, Севилью и Кордову.
   
   И снова за широченными окнами автобуса проплывают зелёные долины и ухоженые поля. А вдалеке синеет извилистая линия горных вершин и перевалов. Они то подступают близко, то вновь отдаляются. И кружат, кружат вместе с нами, словно дразня и обещая внезапную близость... И глаз нельзя от них оторвать.
   
   Прощайте Пиринеи! Вы были очень красивы.
   
   Здравствуй, Сьерра Невада - самый южный горнолыжный курорт Европы.
   
   Нет, на него мы не попадём. Только издали полюбуемся на горы и вот мы уже подъезжаем к Гранаде.
   
   Алекс обращает наше внимание на пещеры, которые видно очень хорошо, и кажется, что до них рукой подать.
   
   А вот уже показались черепичные крыши домов. Много новостроек. И всё это в окружении гор...
   
   Короткая остановка на обед. Автобус подвёз нас к самой вершине горы, - так, во всяком случае, мне показалось - и остановился среди подобных ему рогатых великанов на маленькой площадке, а нас попросили пешочком пройти по узенькой дорожке ещё немножко вверх, в гору (ну сколько же можно?!).
   
   (В Испании все автобусы - не знаю, случайно, или нарочно, - жутко похожи на опустивших книзу рога быков, так круто вниз опущены у них по обе стороны лобового стекла длинные узкие зеркала.)
Обед был в сопровождении живой музыки. Несколько красавцев-музыкантов, с гитарами наперевес, стояли за нашими столиками и услаждали слух хорошо знакомыми и любимыми с детства испанскими песнями. Потом они обходили столы и выкладывали диски со своими записями. Мне показалось неудобным не отблагодарить их за чудесно проведённое время, и я купила диск. Заодно и сфотографировала. Они не возражали.
Зато потом... О, потом мы попали в страну чудес. Имя ей - Альгамбра.
   
   Нас разделили на две группы. В одной гид разговаривала на русском, а в другой - гид был испанцем и говорил на английском. Нам не хотелось ударить в грязь лицом, и мы присоединились к испанцу. Должна сознаться, многое из того, что он говорил, осталось непонятным. Да я особо и не прислушивалась. Ведь прочесть можно в любом путеводителе. А вот увидеть...
   Впрочем, кое-что я поняла и запомнила из его рассказа.
Мы попали в крепость Альказаба, построенную ещё арабами в девятом веке (их тогда называли маврами). А жемчужина этой крепости - дворец Альгамбра, сложенный из красных камней. (Альгамбра значит красная.) Правда, есть ещё одно, поэтическое объяснение этому арабскому слову. По ночам, говорит легенда, строители работали при факелах, оставлявших на стенах красные трепещущие отблески...
К середине прошлого тысячелетия, в результате реконкисты, мавры были изгнаны из Гранады, и Альгамбра перешла в руки католических монархов Испании.
   После себя мавры оставили прекрасные дворцы, в которых каждый квадратный сантиметр стен покрыт тончайшей резьбой по камню: арабскими иероглифами и орнаментальной мозаикой. Кажется, будто невидимая рука накинула прозрачные кружева на древние стены.
  Но прежде чем попасть в эти чудесные дворцы, мы прошли через великолепные сады.
   
   Время было замечательное. Весна. И всё вокруг цвело. Сладко пахло в воздухе цветами. Оранжевые апельсины манили сорвать их с ветвей невысоких деревьев.
   
   Уникальный зелёный лабиринт был на нашем пути. Но мы только взглянули на аллеи высоких плоско остриженных кустов и благоразумно свернули в сторону. Кому охота потеряться! Даже в таком прекрасном месте...
Дворец удивил нас огромным количеством различных покоев. Здесь и "Золотые залы", предназначенные для судебной администрации и приема публики. И группа "Посольских залов", куда мы попали, пройдя Миртовый двор, получивший свое название от двух рядов стриженых миртовых кустов, вытянутых вдоль бассейна с двумя питающими его фонтанами в торцах. Вода в бассейне была неподвижной и чистой, как зеркало, в котором отражались двухярусные резные арки, навевая покой и желание побыть здесь в одиночестве, чтобы в полной мере насладиться этой красотой...
Показали нам и сераль  (гарем), где в то время жили многочисленные жёны гранадских эмиров. Во внутрь покоев нас не провели. Но мы смогли полюбоваться на стены, за которыми некогда томились (или развлекались?) красивейшие женщины мира, пройдя в очаровательный внутренний двор –  Львиный дворик. Говорят, Львиный дворик и есть то самое "восьмое чудо света", ради которого в Гранаду стремятся любители прекрасного. Это прямоугольный сад, который разбит на четыре равные части двумя перекрещивающимися в центре канальцами. На пересечении стоит фонтан - чаша, поддерживаемая двенадцатью каменными львами. В саду растут четыре апельсиновых дерева.
   Львиные морды поистёрлись немного со временем. Но различить в них это гордое животное всё ещё можно.
  - Что обозначает число двенадцать? Почему львов двенадцать штук? - задала я наивный вопрос нашему гиду. Он слегка пожурил меня за невнимательность - ведь только что объяснял! - но прилежно повторил мне лично, что это число знаков Зодиака. (Могла бы и сама догадаться...) Впрочем, мне не было стыдно. Ведь я, как всегда, была занята больше всех остальных туристов: фотографировала.
   
   Поистине, этот дворец из сказок Тысячи и одной ночи! Теперь мне легко представить Шехерезаду, возлежащую на шёлковых подушках в роскошных шальварах с обнажённым пупком, и в лёгкой кисее, чуть прикрывающей прекрасное лицо и украшенную драгоценностями грудь. Журчит вода хрустальными струями в многочисленных фонтанах, низко свешиваются апельсины в уголках двора, гортанно кричат павлины, распуская хвосты...
   Тшш... Падишах слушает сказки...
  А вечером нас ждало ещё одно приключение.
   После обеда (на этот раз нам его подали не в девять, как обычно, а в восемь), Алекс повёз нас на двух небольших автобусах в цыганский квартал. Там мы должны были увидеть как танцуют настоящее фламенко!
   
   - Ну что вы! - сказал нам Алекс. - Побывать в Гранаде и не увидить, как по-настоящему танцуют этот танец, и именно цыгане? Да вас все засмеют!
   
   Жилища цыган оказались вырубленными в скале. Этакие пещеры в современном двадцать первом веке!
   
   Нас провели в тесное помещение. Узкое и вытянутое, как пенал, в нём не было никакой мебели, если не считать скамеек вдоль каменных стен и небольших столиков перед ними. (Нам полагалось по бокалу напитка. Любого, на выбор. Я попросила апельсиновый сок, но Алекс подсказал: раз уж берёшь сок, то возьми мартини. Я подумала... и согласилась. Честно сказать, весь бокал я так и не одолела. Вместо ожидаемой капли алкоголя, там оказалась капля апельсинового сока...)
   
   У входа в пещеру стояла худая пожилая цыганка со злющим лицом. Она, почему-то, недоверчиво посматривала на нас, словно ожидая какой-то пакости с нашей стороны. Одета она была в чёрную облегающую кофту с длинными рукавами и белую юбку с воланами. На затылке красовался белый бант на туго зачёсанных назад волосах.
   
   
   
   Отчего-то выступление долго не начиналось. Мы уже стали в нетерпении переглядываться и подумывать о возвращении нам денег.
   Но тут в зал прошли две молодые цыганки под присмотром (чуть не написала, под конвоем) той самой уже знакомой нам старой цыганки.
   Мама. Так её все называли. По мне, так она была похожа на самую настоящую бандершу.
   
   Алекс предупредил, что когда мама танцует, она приходит в экстаз. Только у них это называется по-другому: уходит в астрал... Очень интересно, как это у неё получается...
   
   Танцовщицы прошли к поджидавшим их двум музыкантам и чинно сели на стулья.
   В руках одного из мужчин была гитара. Руки другого ничем не были заняты. Как оказалось, он был певец.
   
   Цыганки дружно хлопнули в ладоши. Зазвучал голос мужчины, больше похожий на хрип павлина, чем на вокал. Одна из молодых девушек встала - и началось.
Вы поверите мне, если я скажу, что такого я не видала никогда?
   Каблуки чёрных туфель с силой впечатывались в каменный пол, отбивая железный ритм.
   Ладони успешно заменяли кастаньеты (я весь вечер переживала, что они в кровь собьют себе ладошки).
   Так две цыганки, молодая и старая, аккомпанировали танцу, подбадривая, как на стадионе болельщики свою любимую команду.
   Лицо танцующей девушки преобразилось. Оно стало прекрасным. Глаза загорелись, брови сдвинулись. Казалось, она посылала проклятья своему невидимому партнёру, столько гнева, страсти и пыла написано было на её лице. Длинная юбка змеёй кружилась вокруг стройных ног, добавляя соли и перца этому огненному танцу.
   Нет, это не любовный танец. Это вызов! Месть! Убийство!..
   Страшно становится, мурашки по коже бегут...
   Не знаю, как она, а я явно ушла в астрал...
  После фламенко мы вышли из пещеры на свежий воздух. Ещё было не очень поздно и Алекс повёл нас по булыжной мостовой старых узких кварталов Гранады.
   Мы полюбовались на россыпь огней ночного города, раскинувшегося далеко внизу за каменной оградой холма. И тихо вернулись в отель.
   
   До того, как нас повезли в цыганский квартал полюбоваться на фламенко, мы с друзьями решили воспользоваться крошечным отрезком свободного времени и прогуляться по улицам Гранады. И всего-то мы обошли кругом квартал, где наша гостиница, а столько впечатлений! Улочки узенькие, зато нашпигованные магазинами, где продаётся всё: от пылесов и телевизоров до бижутерии и сумок. В магазин пылесосов я не вошла. Пусть мужчины полюбуются этими товарами. Зато в крошечном ювелирном бутике, на витрине, выходящей на улицу, я загляделась на серебрянное кольцо с багряно-красным шариком коралла на высоком узком постаменте. Надо ли говорить, что сей сувенир я унесла с собой.
   


Рецензии