Давайте парты посчитаем Часть - 5

Давайте парты посчитаем

Часть- 5

(история Кежемского училища)

     Настоящий текст подготовлен в рамках волонтерской инициативы  для ПОДКАСТА «Ангарское Ретро» на  площадке «Ангарская школа фольклора и этнографии»  совместно с модератором проекта и площадки ВК Калугиной А.В.

      В энциклопедии Кежемского района применительно к теме «Народное образование до 1917 года» обозначен единственный учитель – с формулировкой «ЕЩЕ ДО РЕВОЛЮЦИИ» учительствовал И. Е. Брюханов, закончивший в Красноярске учительскую семинарию, и все, иных сведений о педагогических кадрах нет, вот уж воистину «ТЕМНЫЕ ВЕКА»
      Не соглашусь и «ЧИРКНУ СПИЧКОЙ» дабы немного «ПОДСВЕТИТЬ» это время в сегодняшнем ПОДКАСТЕ, а заодно обозначу для возможных последующих исследователей вершину того айсберга информации о народном образовании «НАШЕГО» Приангарья до 1917 года которое было, и о котором мало что известно и так приступим…
    
      Из рассказа Льва Николаевича Толстого «Филипок»

Шла мимо школы баба с ведром и говорит:
— Все учатся, а ты что тут стоишь????.....
      СОБЫТИЕ описанное Львом Николаевичем в рассказе, вполне могло происходить и у нас на Ангаре, в селе Кежемском, да хотя бы в 1858 году когда было учреждено и по всей вероятности в этом же году открыто первое в «ЕНИСЕЙСКОЙ ЧАСТИ» Приангарья приходское училище.   
      Суть документов РГИА из Фонда - 1265 Описи - 7 Дела - 77  Фонда - 733 Описи - 11 Дела - 334 в следующем…..
      Управляющий Енисейской губернией 23 января 1858 года ходатайствовал об открытии училища в селе Кежемском, ДЛЯ КОТОРОГО УЖЕ ВЫСТРОЕН ДОМ, объясняя, что преподавание в том училище полагается на тех же основаниях, как это принято по училищам государственных крестьян Великороссийских губерний и что местные жители ИЗЪЯВИЛИ ЖЕЛАНИЕ вносить ежегодно по 155 рублей 58 и ; копеек серебром, НА СОДЕРЖАНИЕ Кежемского училища.
      На сие отношение Министр государственных имуществ 18 марта 1858 года начертал…….
      НЕ ВСТРЕЧАЮ ПРЕПЯТСТВИЙ к исполнению сего предположения и имею честь уведомить о сем Ваше Превосходительство для распоряжения.
      Министр государственных имуществ, генерал от инфантерии МУРАВЬЕВ (тот самый Муравьев Амурский) подпись.
    Датой учреждения училища и вообще начала нашего КЕЖЕМСКОГО народного образование следует считать 18 марта (а по новому стилю 30 марта 1858 года), то есть 165 лет назад когда - БЫЛО УЧРЕЖДЕНО КЕЖЕМСКОЕ ПРИХОДСКОЕ УЧИЛИЩЕ……тогда еще как ОДНОКЛАССНОЕ, по уставу 1828 года, ставшее в последствии начальным ДВУХКЛАССНЫМ училищем Министерства народного просвещения или НАРОДНЫМ УЧИЛИЩЕМ.
      БЫЛО ЛИ ОТКРЫТО? Мое мнение однозначно ДА!!!!, в Памятных Книжках Енисейской губернии, в Енисейских Епархиальных ведомостях и документах Государственного архива Красноярского края 19-20 века везде указано, что Кежемское училище было открыто в 1858 году….
      КРОМЕ ТОГО факт этот подтверждает исследование «Истории Кежемской Спасской Церкви» проведенное Юрием Косолаповым и размещенное на сайте Kegma.com
      Информация эта как он указывает в описи источников, почерпнута им из Государственного Архива Красноярского края, а точнее из фонда - 674 «Енисейская духовная консистория» Опись - 1 Дело - 644 «Об утверждении в 1865-1867 году законоучителем священника Олофинского в Кежемском училище и Василия Рязанского в Сухобузимском училище»
   Спасибо Юрию Косолапову, что посмотрел это дело, информация его ценна не только для истории Кежемской Спасской церкви, но и для истории Кежемского народного образования, далее по тексту я иногда буду ссылаться на его информацию о священниках Кежемской Спасской церкви, и состоянии приходского училища за которое священники непосредственно отвечали а так же исполняли должности законоучителей, считаю, что это взаимовыгодное сотрудничество пойдет на пользу изучения истории Приангарья, я лично не от кого не закрываю свои исследования и к размещению Юрием Косолаповым на сайте Kegma.com. ссылки на мою расшифровку 4 ревизии населения Кежемской волости за 1782 год и метрической Книги Кежемской Спасской Церкви за 1773-1778 год ОТНОШУСЬ СПОКОЙНО, на сайт его натыкаюсь, заглядываю, по надобности использую….
      Но мы отвлеклись, вернемся как говориться «К НАШИМ БАРАНАМ» и забегая немного, вперед приведем такие сведения о Кежемском училище……
       1 января 1866 года состоялся мирской сход крестьян Кежемской волости. Обсуждался вопрос о размере оплаты приходскому священнику Григорию СОФРОНИЕВИЧУ Олофинскому за учительскую должность в народном училище. Постановили: зарплата 85 рублей серебром в год за 25 учеников. Сторожу училища 25 рублей 58 с половиной копеек. На учебные пособия 27 рублей 50 копеек.
      Само училище было открыто в 1858 году. Обучение продолжалось до 1864 года, но из за болезни настоятеля МЕЖЕВА КОНСТАНТИНА ГАВРИЛОВИЧА, а затем и его смертью училище стояло без действия. МЕЖЕВ получал 85 рублей и ещё натурою. Сторож был выбран и служил бесплатно за общественную службу. 
      После прочтения решение поддержали крестьяне, которые были неграмотные: Терентий Саввотеев, Федот Пономарев, Леонтий Колпаков, Перфил Попов, Андрей Брюханов, Антип Кузнецов, Антон Усольцев, Афанасий Карнаев, Кесара (?) Кокорин, Яков Брюханов, Степан Черных, Семен Брюханов, Платон Кокорин, Григорий Брюханов, Николай Суздалев, Григорий Васильевич Брюханов, Игнат Карнаухов, Лука Лушников, Василий Зырянов, Павел Андрианович Воронов, Федул Шестаков, Капитон Верхотуров, Гаврила Попов, К сожалению не все фамилии можно прочитать. 
      Грамотные подписались. Но это всего два человека: Тимофей Попов, Ефим Попов.
      Думаю, дополнить сведения об открытии училища могут 2-а не оцифрованных дела из Государственного архива Красноярского Края, хранящиеся в Фонде - 333 «Земский заседатель 3-го участка Енисейского уезда» Описи-1
-      дело за № 26 «Предписание Енисейского земского исправника и донесения Пинчугского и Кежемского волостных правлений земскому заседанию 3 участка Енисейского округа об учреждении при православных приходских церквах сельских училищ….» в 1864-1865 году.
-      и дело № 34 этого же фонда и описи «Об открытии в селах Кежемском и Богучанском сельских училищ….» в 1866 году. Которые не я не Юрий Косолапов не смотрели, а надо бы…., надеюсь что не только мне и ему это надо…..
   В самом же тексте у Юрия Косолапова мелькают даты открытия Кежемского приходского училища и 1858 и 1859 и 1860 года, взятые из Клировых записей и Енисейских Епархиальных ведомостей училище то открывалось, то закрывалось, передавалось из духовного ведения в гражданское, из Клировой записи 1869 года приходское училище было открыто по желанию крестьян Кежемской волости в 1860 году, но в 1861 году, было закрыто по неизвестным причинам гражданским начальством.
         В 1865 году открыто Григорием Олофинским, в 1867 году перешло в ведение гражданского учителя по распоряжению гражданского начальства. Думаю, путаница в датах тогда и возникла…..
В одном можно быть уверенными что училище Кежемское было открыто ПО УСТАВУ 1828 года согласно которого в приходские училища были допускаемы дети всех состояний и обоего пола, но не моложе 8 лет, а девицы не старше 11 лет; от вступающих не требовалось никакой платы и никаких предварительных сведений... Во всех приходских училищах, в городах и селениях, обучались:
1) закону БОЖИЮ, по краткому катехизису и священной истории;
2) чтению по книгам церковной и гражданской печати и чтению рукописей;
3) чистописанию;
4) четырем первым действиям арифметики.
В училищах сельских обучение начиналось по окончании полевых работ и продолжалось до начала оных в следующем году...
При сем наблюдалось только, чтобы учение продолжалось ежегодно не менее пяти или, по крайней мере, четырех месяцев. Срок обучения составлял с начала 2 года, а позднее 3 года.
      Но шло время начальные школы с 3-х летним курсом обучения уже не могли удовлетворить потребностей народного хозяйства, перешедшего на капиталистические рельсы. Возникла потребность в повышенных школах.
      Были созданы ДВУХКЛАССНЫЕ начальные училища сначала с 4-х летним, а затем с 5-и летним сроком обучения:
-      первые 3 года обучения считались первым классом и соответствовали курсу одно классного народного училища;
-      четвертый и пятый годы были вторым классом, в нем преподавали русский язык, арифметику (дроби, прогрессии, тройное правило, проценты), наглядную геометрию, элементарные сведения по естествознанию, географии, физике, русской истории, черчению.
      ПО ИНСТРУКЦИИ 1875 года в сельской местности было еще церковное пение. При наличии средств «Инструкцией» допускалось введение в учебный план гимнастики, обучение ремеслам для мальчиков и рукоделию для девочек, а также садоводству, огородничеству, пчеловодству. Особенностью училищ сельской местности было так же то, что занятия велись ТОЛЬКО ЗИМОЙ, но не менее 6 месяцев в году.
      Число двухклассных училищ было невелико, примерно одно на волость. Окончившие эти училища поступали по экзамену в сельскохозяйственные школы, учительские семинарии и на различные курсы.
В каждом одно классном училище положен был по штату один учитель и один законоучитель, а в двухклассном — два учителя и один законоучитель, в некоторых вводились должности помощников учителя. Ими, как правило, были выпускники двухклассных училищ, которых оставляли при школах для подготовки к поступлению в учительскую семинарию.
      И ТУТ УВАЖАМЫЕ СЛУШАТЕЛИ (если я вас еще не утомил, и вы таки слушаете) вынужден опять вернуться к классикам русской Литературы и процитировать строчки стихотворения Николая Алексеевича Некрасова написанного в 1877 году……
     - Сейте разумное, доброе, вечное, Сейте! Спасибо вам скажет сердечное Русский народ...
      А кто собственно сеял то? На территории нынешнего Кежемского и Богучанского районов, и некогда нашей части Иркутской области и где? Старожилы не помнят, а если помнят то только «Лампаду Ильича», которая, путь в светлое будущее озарила, все остальное же чушь и ересь, как говориться «До райкома была тьма!», и не было сеятелей, и все не грамотны были.
      А если какой священник, абы «политикан сосланный» чего то пытался «посеять» то быстро эту затею бросал, так как Ангарским детям в школу ходить «до революции» некогда было - рыбачили, охотились, сено косили - отцы то «на прииски ходили» работали все….,
     ОТЧАСТИ СОГЛАСЕН, что школы подолгу стояли пустые, так как учителя часто менялись, штаты никогда не укомплектовывались полностью, это видно из документов доступных сейчас, но эти же документы позволяют произвести «срез» даты появления, количества и места расположения учебных заведений. Узнать имена учителей или как тогда говорили «УЧАЩИХ», (учивших чтению, письму, арифметике),  законоучителей, (священников - учивших закону божьему),  псаломщиков (учивших церковному пению) и почетных блюстителей (по современному спонсоров), которые в разные годы были разные, то есть народное образование до 1917 года в Приангарье все таки было…
      ХОТЕЛОСЬ БЫ перечислить все школы и училища открытые от Едармы до устья Ангары или как ее раньше называли ТУНГУСКИ и по ее притокам в нашем Енисейском Приангарье до 1917 года, как по линии священного Синода, так и по линии Министерства Народного Просвещения, но боюсь ПОДКАСТ будет утомительным, так как система образования в России до 1917 года была весьма сложной, насчитывающая более 20 типов учебных заведений со схожей программой, но разной как бы сейчас сказали, ведомственной принадлежностью, и различными источниками финансирования.
      ДЛЯ ЖЕЛАЮЩИХ ознакомиться со списком 24 школ и училищ нашего Приангарья по годам их открытия, а так же узнать имена, отчества и фамилии учителей (примерно сотня персон), законоучителей - 28 приходских священников, учителей церковного пения - псаломщиков преподававших его в церковно приходских школах, а так же личностями 7 почетных блюстителей и попечителей в 5 школах.
   Рекомендую пошарить в интернете, на моей страничке на Проза.ру где уже два года как размещена часть этой постоянно обновляемой информации со ссылкой на первоисточники…..
      В КЕЖЕМСКОМ ЖЕ УЧИЛИЩЕ!!!!
-      в 1858-1864 году первым из известных на сегодняшний день законоучителей (как я уже сославшись на Юрия Косолапова указал выше) был КОНСТАНТИН ГАВРИЛОВИЧ МЕЖЕВ далее законоучителями были Григорий Софрониевич Олофинский, Евгений Матвеевич Левицкий, Андриан Кручинин, Андрей Данилович Иоакиманский, Григорий Александрович Попов, Илларион Пызач, понятно что в Кежемской церкви служили и иные священники, Ианнуарий Михайлович Закоурцев, Иван Константинович Межев, Иван Иванович Михайлов, которые теоретически, а точнее автоматически «ОБЯЗАНЫ БЫЛИ» исполнять должность законоучителя Кежемского Приходского Училища, но сведений об этом не нашел……..
-   в 1879 году почетным блюстителем Кежемского сельского учителя (или училища) был избран некий З. Кокорин, обстоятельства избрания может прояснить нам дело из Фонда - 595 «Енисейское Губернское управление МВД» Опись - 1 Дело - 5770 (2 листа не оцифровано). Личность же его невольно установил Юрий Косолапов, из исследования которого по истории Кежемской Спасской Церкви я почерпнул сведения, что почетный блюститель Кежемского сельского училища З. Кокорин это не кто иной, как ЗАХАРИЙ ЯКОВЛЕВИЧ КОКОРИН церковный староста, в 1879 году ему 50 лет и он грамотный. Позднее почетными блюстителями были казак Иннокентий Алексеевич Абалаков и купец ПОКРУТЧИК Иван Лукич Брюханов.
    Но !!! речь хочу повести сегодня не о них, а о личностях учителей или как тогда говорили «УЧАЩИХ» сведения, о которых мне удалось найти, итак приступим!
-   кто был первым гражданским учителем??? Мое предположение, так как, точными данными не располагаю, что поскольку в 1867 году училище было «ПЕРЕВЕДЕНО В ГРАЖДАСКОЕ ВЕДОМСТВО» а согласно данных портала «Православное Духовенство» и дела ГАКК Фонда - 674 Описи - 1 Дела - 4159 «Об увольнении из духовного звания дьячка Кежемской Спасской церкви Ивана Олофинского» которое смотрел Юрий Косолапов…..
      -   29 января 1870 года дьячок ИОАНН СОФРОНИЕВИЧ ОЛОФИНСКИЙ, подал прошение о выходе из духовного звания. Причиной называл изменение положения дьячков. Прошение было удовлетворено. Однако в 1877 году вернулся в духовную область.
-   Чисто предполагаю, что он и был в Кежемском приходском первым гражданским учителем с 1870 по 1877 год…
-   не ранее 1888 и не позднее 1990 года учителем был ДМИТРИЕВ отчество, которого установить мне пока не удалось, имя же его МИХАИЛ которое я опять же нашел «В истории Кежемской Спасской Церкви» на Kegma.com. такая вот запись - от учителя Михаила Дмитриев в первой половине апреля 1888 году поступило в кассу Правления Общества Святого Князя Александра Невского для вспомоществования бедным воспитанникам, Красноярского духовного училища членских взносов 50 копеек. Куда делся учитель Михаил Дмитриев?
      Вероятно, он поссорился с полицейским начальством и был отправлен в отставку, на обстоятельства его увольнения, а так же и отчество могут пролить свет документы из фонда - 595 «Енисейского Губернского управления МВД» Опись - 17 Дело - 4971 «По заявлению учителя Кежемского училища Дмитриева о незаконных поступках заседателя Коршунова», всего 13 листов, не оцифрованное. Но вероятно Кежму он не покинул, так как…..
-   в 1894 году УЖЕ БЫВШИЙ УЧИТЕЛЬ Дмитриев помог пятерым ангарским купцам (Колмакову, Брюханову, Привалихину и другим) составить докладную записку Иркутскому генерал-губернатору с просьбой дать им разрешение на проведение дороги от деревни Паново Кежемской волости до села Преображенского Киренского уезда Иркутской губернии. Дорога эта длиной около 500 вёрст, разрешение на строительство которой купцами было получено, теоретически должна была бы служить торговым связям двух уездов.
-   с 1890 примерно по 1896 год учителем был ВЛАДИМИР ИННОКЕНТЬЕВИЧ ФЛЕРОВСКИЙ – родился около 1870 года в семье дьякона Флеровского Иннокентия Яковлевича, вероятно служившего тогда в Троицкой церкви при Троицком солеваренном заводе в Тасеевской волости Канского уезда Енисейской губернии. Следы этого учителя нашел в памятных книжках Енисейской губернии за 1890-91 год, а так же в истории «Кежемской Спасской Церкви» на сайте Kegma.com…..    согласно которой в августе 1891 года состоялась поездка Епископа Енисейского и Красноярского Тихона в Ангарский край для осмотра церквей. Побывал он и в Кежме.
      По приглашению учителя Флеровского, Архипастырь изволил посетить местную школу,  состоящую в ведении Министерства Народного Просвещения.
-   с 1896 по 1904 год учителем был ИВАН ПАВЛОВИЧ МЕЛЬНИКОВ – родился примерно в 1873-74 году в деревне «Мальза» Томской губернии, как следует из заполненного им же самим на себя переписного листа во время всеобщей переписи населения материалы которой были напечатаны в 1897 году, в которой он был переписчиком, будучи в это же время (не ранее 1896 года) народным учителем Кежемского училища, он указал свой возраст в 24 полных года. В истории Кежемской Спасской Церкви» на сайте Kegma.com. за 1901 год есть такая запись….. В приходском училище в этом году учится 32 мальчика и 8 девочек, там же из сведений, опубликованных в 1904 году в 17-м  номере….. 
      С 1900 года жалованье получалось учителем от общества ВСЕЙ волости от 300 до 350 рублей в год, законоучителю от 40 рублей 60 копеек. Отопление давалось натурою, а сторож нанимался от волости за 40 рублей. Так было до настоящего времени, с 1904 года школа поступила в ведение Министерства Народного Просвещения,
тут считаю нужным отвлечься и пошутить……
……Это в который уже раз за 40 лет школу из одного ведомства в другое перекинули?????
-      но перекинули!!!!! И даже с увеличением жалования учителю и законоучителю! с 1904 года учителю от казны платили 370 рублей и добавочных от общества 100 рублей законоучителю 100 рублей от казны и добавочных 20 рублей. О состоянии же образования в этот период пишет священник Григорий Попов……..
- посетил я Кежемскую школу 26 февраля сего года, в школе училось 22 мальчика и 1 девочка — за минувшии; учебныи; год выпускных экзаменов не было, за настоящии; год дети старшего отделения сидят по русскому языку на сомнительных звуках П и О, из первого выпуска правописания Некрасова.
      Как долго, был учителем Мельников и как сложилась, его дальнейшая судьба сказать не могу, пока пробел сведений, но в 1905 году его уже в Кежемском училище не было….
-   в 1905 году учителем был Герман Григорьевич Боярчук, потом в период с 1907 по 1909 год, Григорий Николаевич Ерофеев, а в 1910-11 году в Кежме было уже два учителя Иван Ефремович Шимохин и Александр Юлианович Яковицкий который был учителем и в деревне Заимка, в одноклассном училище в период 1908-1915 года, в Кежемском же двухклассном в 1913 году занимал должность заведующего училищем.
      О первых из трех вышеперечисленных учителях ничего не нашел к сожалению а вот об Александре Юлиановиче Яковицом есть одно дело в ГАКК – (в фонде - 297 «Енисейский епархиальный училищный совет) Опись - 2 Дело - 50 )
      «Личное дело учителя Заимкинского одно классного училища Яковицкого Александра Юлиановича» (всего 17 листов не оцифровано, предполагаю никто не смотрел), а оно может многое нам рассказать и об учителе этом и об устройстве Кежемского народного образования того периода.
      Предполагаю, что после Кежмы-Заимки Яковицкий Александр Юлианович работал письмоводителем в селе Березовка Енисейской губернии, где был 4 сентября 1920 года арестован по обвинению в службе в армии Колчака, а 30 октября 1920 года расстрелян, родился же он в Калуге в 1883 году.
-   в 1911-1913 году учителем был ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ ЧЕКАНИНСКИЙ – о нем уже удалось собрать больше сведений, да и не проблема была найти честно то, говоря, сведения эти просто валялись в интернете, что называется под ногами, просто знать бы кого ищем….
   Иван Алексеевич Чеканинский родился в 1891 году в Санкт-Петербурге, в семье газетного репортера и учительницы. Он был пятым ребенком из семи. Из-за материальных трудностей и тяжелой болезни отца им пришлось переехать в Красноярск. После окончания гимназии Иван Алексеевич работал народным учителем в селе Кежемском, на реке Ангаре.
   Увлекся Этнографией и антропологией, стал членом-корреспондентом Императорского Русского Географического общества. А в 1911 году Иван Чеканинский поступил в Московский археологический институт на специальность археолог-этнограф.
   Но!!!! по сведениям из Памятной Книжки Енисейской губернии за 1913 год в это время он занимал должность учителя Кежемского двухклассного училища!
   В данном случае уместно и пошутить….
-   версия первая учился на ЗАОЧКЕ…
-   версия вторая брал АКАДЕМ….
   А в целом в истории как Российской Империи (И КАК ТОЛЬКО ОН УСПЕЛ ПО ВОЗРАСТУ?) и в истории уже СССР ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ ЧЕКАНИНСКИЙ оставил добрый - серьезный след….
   Был председателем Семипалатинского отдела Русского географического общества, ученым секретарем Семипалатинского отдела общества изучения Казахстана, сотрудником ряда геолого-разведочных учреждений СССР.
   В научных кругах имя Чеканинского известно давно. Его первые публикации в журналах Русского Географического общества появились еще в 1912 году. Для истории нашего Приангарья наиболее интересна его этнографическая работа «Следы шаманского культа в русско-тунгусских поселениях по реке Чуне в Енисейской губернии» напечатанная в журнале Этнографическое обозрение» за 1914 год, в номерах № 3-4
      Вот небольшой отрывок из нее в котором Чеканинский объясняет на примере, почему русский крестьянин - сибиряк никогда и ни за что не будет пользоваться вещами, оставленными по смерти инородца - шамана, особенно вещами, которые необходимы во время «шаманства» или «камлания»….
      Трофим Журавлев, крестьянский мальчик 10 лет, из села Кежемского, Енисейского уезда и губернии, объяснял мне свое заикание так…..
       «Однажды он со своим отцом был на реке Чадобце, неподалеку находились тунгусские могилы. Шляясь по лесу, он набрел на них. Ружье и другие предметы домашнего обихода, принадлежавшие умершему, висели на лабазе. Мальчика заинтересовали некоторые предметы, и он взял их домой для игры. Когда наступила ночь, мальчик увидел во сне тунгусского шамана, который грозно спросил: «ЗАЧЕМ ТЫ ОГРАБИЛ МОЮ могилу?» и в это мгновение шаман заносил пАльМой над его головой. Мальчик открыл глаза и уже наяву увидел того же шамана с  пАльМой.
      Испуганный, он соскочил с постели и побежал к отцу. Отец увидел то же, что и сын, но не растерялся, схватил со стола ковш с квасом и плеснул в глаза шаману, а затем стал креститься и читать молитву. Шаман исчез, а перепуганный мальчик с тех пор стал заикаться…..
   А в целом в жизни ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ ЧЕКАНИНСКИЙ был нрава веселого……
      Александр Яворский — организатор и до конца жизни бессменный руководитель заповедника «Красноярские Столбы» — в своих мемуарах рассказывает, как в 1909—1912 годах молодые люди организовали на Красноярских Столбах несколько стоянок. Компания состояла из молодежи, начинавшей самостоятельную жизнь или стоящей на пороге жизни. Из гимназистов выделялся Иван Чеканинский по прозвищу ВАНЬКА ЧИКА, а позднее ЧИКА МОСКВИЧ, так как учился он в Московском археологическом институте. ЧИКА приезжал на каникулы в родную Сибирь - он, как было тогда принято на Столбах, ходил по СТОЛБОВСКИМ стоянкам и забавлял их жителей не совсем обычным зрелищем. Он доставал из-за пазухи змею и проделывал с нею всякие номера, а если увидел мышь, то молниеносно как кошка бросался в ее сторону и ловил ее, думаю и Кежемские дети с ним не скучали…..Умер Иван Алексеевич в 1942 году……
      На этом бы и закончить о нем, но точная его дата рождения не известна, личности отца и матери тоже, да есть автобиография написанная им в советские годы, но мы получим более четкие сведения, о нем заглянув в ГАКК где в Фонде - 3 «Дирекция народных училищ» опись – 1 дело – 1677, храниться личное дело Чеканинского Ивана Алексееевича, не оцифрованное, всего на 1 листе, с разбросом дат 1847-1919 год.
-   в 1913 году согласно данных ГАКК Фонда - 3 Описи - 1 Дел № 445 и № 446 «Формулярный список о службе» заведующим Кежемским 2-х классным приходским училищем был Андреев Николай, отчество его вероятно в не оцифрованном деле из 2-х листов отыщется.
-      в 1914-1916 году заведующий Кежемского училища, начальник АНАТОЛИЙ ПАВЛОВИЧ ХОХРЯКОВ, помошник учителя ТАТЬЯНА ФОМИНИЧНА БРЮХАНОВА. 
      Далее не знаю даже как продолжить, и с чего начать, подавать информацию о многочисленных педагогах Хохряковых и Брюхановых, ее очень много, начну, как говориться издалека….
      В метрической книге Кежемской Спаской церкви за 1915-1916 год есть такие вот записи…..
       – 9 января 1916 года старого стиля родился младенец Юрий - родители - учитель Кежемского училища Анатолий Павлович Хохрякова и его законная жены Татьяны Фоминична, оба православного вероисповедания, восприемники крестьянин села Чадобского Петр Павлович Хохряков и крестьянская девица Мария Фоминична Брюханова
         - 1-го же апреля 1915 года было венчание Заведующего 2-х классным Кежемским училищем Анатолия Павловича Хохрякова и учительницы 1-го класса Кежемского училища Татьяны Фоминичны Брюхановой, жениху и невесте на момент венчания было по 22 года.
      Как следует из этой записи родился Анатолий Павлович Хохряков вероятно в 1893 году, место рождения вполне возможно деревня Заледеевская Пинчугской волости если конечно отец его Павел Александрович Хохряков уже тогда в ней жил, во всяком случае, при первой всеобщей переписи Российской Империи 1896-97 года крестьянин села Казачинского и Казачинской волости Енисейского округа Павел Александрович Хохряков был счетчиком населения в деревне Заледеевской и селе Чадобском, был грамотен возраст свой указал как 40 лет, женат, рыболов и охотник, зачисленный в ратники 1 разряда. Вообще метрическая книга Чадобской Спасской церкви в середине 19 века буквально «ПЕСТРИТ» записями о Хохряковых мещанах и Хохряковых купцах, в общем, с учителем Хохряковым более менее ясно….
-   жена же его ТАТЬЯНА ФОМИНИЧНА БРЮХАНОВА это дочь Кежемского купца Фомы Брюханова, ФАКТ….
      Вот что пишет о семье купца Фомы Брюханова, в своих воспоминаниях знаменитый наш геолог, этнограф и краевед Иннокентий Михайлович Суслов вспоминая о своих юных годах учебы в Енисейской гимназии по поводу падения Тунгусского метеорита, приведу дословно…..
…ИЗ ГИМНАЗИСТОВ ОЧЕВИДЦАМИ ПАДЕНИЯ БЫЛИ В КЕЖМЕ СЫНОВЬЯ КУПЦА ФОМЫ БРЮХАНОВА И ДОЧЬ ЕГО ТАНЯ…. Все они во время летних каникул жили тогда у своих родителей в АНГАРСКИХ ДЕРЕВНЯХ…
      После 1917 года Анатолий Павлович Хохряков его жена и ребенок Кежемские берега однозначно покинули, далее Хохряков преподает в Красноярском учительском институте, есть многочисленные личные дела и прочие документы в архиве ГАКК в фонде - 355 «Красноярский учительский институт» и в фонде - 3 «Дирекция народных училищ». На него и что удивительно на его брата Виктора Павловича Хохрякова, а так же некую Марию Хохрякову, Брюханову Татьяну Фоминичну, Брюханову Анну Фоминичну, поэтому вопрос о том сколько в истории Кежемского училища было Хохряковых и Брюхановых пока оставляю открытым, так же как и вопрос о том, сколько образованных дочерей было у купца Фомы Брюханова.
      А он мог себе позволить дать детям хорошее образование, его торговая империя в начале 20 века простиралась от Охотского моря до Кежмы, в 1910 году он отпустил 500 рублей на строительство четырехклассного городского училища в НижнеИлимской земской управе, вероятно, потому что его дети учились в НижнеИлимском двухклассном училище, а сам он жил в этом городе.
       А в 1919 году, через 2 года после того как «налетел ветер революции», Фома Брюханов вместе с женой был расстрелян красными партизанами в этом же НижнеИлимске.
      Следы учительниц Кежемского приходского училища Анны Фоминичны Брюхановой и Марии Хохряковой после 1919 года тоже затерялись, не ясно и кто такая «КРЕСТЬЯНСКАЯ ДЕВИЦА» Мария Фоминична Брюханова, в 1916 году крестная у новорожденного сына учительской семьи Хохряковых, есть у меня также подозрение, что была у них и четвертая сестра - Наталья Фоминична Брюханова…..
….. как вспоминает Генрих Дмитриевич Радаев, в рассказе «Гомозовы - Особенные Люди»…..
…….в очень нелёгкое время (1920 год), сюда приехали учителя начальной школы – Николай Ильич Гомозов, окончивший пермскую мужскую гимназию, и Наталья Фоминична Брюханова, после окончания Красноярской учительской семинарии (осмелюсь уточнить – вероятно, после Красноярского учительского института) в котором тогда уже преподавал Анатолий Павлович Хохряков Кежемский учитель, ну мы же понимаем о чем идет речь…., закончить институт не закончив школы нельзя было и тогда…
   Николай Ильич поселился в Заимке, Наталья Фоминична – в Алёшкино (оба села были расположены на знаменитом острове Тургеневе). В 1921 году судьбы молодых людей соединились, и создалась семья Гомозовых, но это уже история другой Советской школы и другой учительской семьи бывшего офицера Колчаковской армии (хотя по иным сведениям он просто писарем при штабе был) и ПРЕДПОЛОЖИТЕЛЬНО дочери расстрелянного купца Фомы Брюханова, не берусь утверждать, что все именно так и было, просто ПРЕДПОЛАГАЮ что в архивах много интересного еще хранится, да вот хотя бы отчет Кежемского приходского училища за 1883 год в Фонде - 3 Опись 1 дело № 4 на 34 листах, который не мешало бы и «НЫНЕШНИМ СЛУШАТЕЛЕМ КРАСНОЯРСКОЙ УЧИТЕЛЬСКОЙ СЕМИНАРИИ ПОСМОТРЕТЬ» для общего так сказать понимания ……..
      Спасибо за внимание!
Надеюсь, вопросов после ПОДКАСТА у вас возникло больше, чем я могу сейчас дать ответов, и продолжение будет, и не только от меня!
      Ищущим же во тьме веков сведения о ДОРЕВОЛЮЦИОННОМ народном образовании нашего Приангарья, помогу с направлением движения, как говорится УЧЕНЬЕ СВЕТ!!!
   И СПИЧКИ В РУКИ!!!

      Надо бы указать список сайтов и использованных архивных источников, да они вроде как по тексту озвучены, в общих же чертах использовал:
-   Различные дела из ГАКК (государственного архива Красноярского края), как оцифрованные, так и просто названия не оцифрованных дел найденные с помощью программно - информационного комплекса «КАИСА - АРХИВ», которые не удалось посмотреть……
-   Памятные книжки Енисейской Губернии…..
-   Сайт Православное Духовенство….
-   Свои наработки с ВГД форума и Проза.ру (где в том числе уже были ранее указаны источники ГАКК и РГИА а так же прочие ссылки)…..
-   Енисейские Епархиальные ведомости…..
-   Информацию, собранную Юрием Косолаповым в статье «История Кежемской Спасской Церкви» на сайте Kegma.com…..
-   Сведения, надерганные из интернета, статей архивистов, оцифрованных книг, сайтов учебных заведений и прочих ресурсов….
      Ну а если кому то этого недостаточно и скажет кто, что не научно это все и вообще «ДОКУМЕНТЫ В СТУДИЮ!» отвечу так…..
-         на научность и академичность произведения не претендую, просто Я ХУДОЖНИК – Я ТАК ВИЖУ!!!


Рецензии