Размышления о Русском мате и Одессской фене
И так вербальные маркеры, слова по которым определяются люди.
Слова напиток, бутылка, это пьяницы.
А ругательства, индикатор психоза.
Когда мы слышим ругательства, у нас сразу активизируется функция принятия решений.
Оказывается Мат, наряду с базовыми словами Да и Нет, речевые автоматизмы.
Например, всем известное трехбуквенное ругательство,как ни странно родственное слову Хвоя, является самым продуктивным словообразующим, корнем всего русского матерного наследия.
Так что пресловутые Монголы, тут никаким боком, все исконно русское.
А возможно Мат пришел к нам из Персии вместе с шахматами, Шах понятно нам объяснять не надо.
Но вот при чем тут Мат, оказывается Мат на персидском это "Взять в плен или Убить".
Однако скорее всего с русским Матом тут ничего общего?
А весь нецензурный словарь 10 000 слов.
Включая небезызвестную «Японскую мать».
Сказочные «трах – тибидох».
Загадочный и непонятный « екорны бабай».
По одной из версий, бывший в юности «якорным бабаем». Первое задокументированнное выражение 12 век Новгород.
Берестяная грамота № 35.
Там было слово, обозначающее у нас девушку с низкой социальной ответственностью.
А оно и вовсе заимствовано из разговорного русского, и попадается даже в церковнославянском.
Обнаружено в «Остромиром евангелие» 1037год.
И постепенно заменило тогдашний бранный аналог «Курва».
Так что повторюсь, никакие татары с монголами нас плохому не учили, скорее это мы их обучили.
Все оказалось нашим, уходящим за грань, до первобытного мира .
И даже слово из 3 х букв однокоренное со словом ель.
Когда в основном общались жестами и кроткими звуками, возможно из трех букв.
Ведь использование такой лексики, было прекрасным способом, избежать такого Трудозатратного Рукоприкладства.
Покрыли оппоненты друг друга трехэтажными словестными конструкциями, выпустили пар, как говорится, вот и нет нужды Наружность друг дружке портить.
О нецензурной лексике, ее значении в древности и сегодня.
Я вот думаю,что для Росси мат.
И мне почему то думается, в смысле даже не Кажется.
Мат,это сокрально для нас.
А многие в России, даже Думают на Нем!
Она всегда присутствовала в той сакральной точке, где соприкасаются Жизнь (живот) и смерть.
Вы же не будете например при опасности говорить,- «Давайте ударим этого медведя копьями, а то он может нас съесть".
Ой! уже съел».
Язык этот там, где встречаются крайности, и только этот язык порой и может выразить, что с тобой происходит.
Нечто похожее есть и у зверей.
Почти как мы, да просто аналогично, облаяли, об орали, об рычали, и разошлись оба довольные.
Получается, часто ругательства вылетают из нас рефлекторно, подсознательно, как реакция на болевой или эмоциональный шок.
Крепкие слова часто делают нас сильнее, помогают в трудной работе.
А так же выдают наши скрытые комплексы, зародившиеся еще в детстве.
Они древнее самых старых наций н земле, а может и самого цивилизованного человечества.
И как бы активно с ними не боролись, тщетно.
Они продолжают нас преследовать до сих пор.
Вопрос.
Почему?
Мат кратчайший способ доставки информации.
Опять военный пример одно дело сказать , приказываю уничтожить вражеский танк.
«И совсем другое дело,- « Врежь по этому уроду!»
Почему моряки, военные, хирурги довольно часто применяют эту лексику?
Да потому, что они чаще всех сталкиваются с резкими и не зависящими от них ситуациями, в которых нужно очень быстро отреагировать.
Эти слова магические, и употреблять их постоянно нельзя, так как в нужный трудный момент они до того повторяемые много раз просто Не Сработают.
Вот так и не иначе, помните об этом всегда, когда собрались ляпнуть.
Когда встречаются непреодолимые трудности и крайности, только этот язык порой и может помочь.
В нем как в капсуле, с древности сохранена суть, и путь до мозга у такого пакета информации гораздо короче.
Исследуя мозг, в процессе произношения ненормативной лексики, ученые определили, что Мат способствует выработке мужских гормонов андрогенов.
В свою очередь, которые, не только нейтрализуют стресс, но и снижают воспаление у больных и раненых, ускоряют регенерацию тканей.
Объяснили психологи и то почему бранная лексика так привязчива и заразна.
Дело в том, что она замешана на эффекте переживания, с которым человек не может совладать.
Получается, как ни крути, а любому котлу под давлением нужен клапан,для выхода пара.
И лучше пусть он выходит наружу с помощью слов, чем посредством кулаков или еще чем похуже.
Половины Фени пришла к нам из Одессы. Азохен Вей.
Это фраза, которую еврей может сказать в любой ситуации.
Особенно, если ситуация возникла неожиданно и не вызывает особенного оптимизма.
Азохенвей (с идиша дословно переводится «Это просто Ох и Ах») еврейское междометие, выражающее сочувствие, тревогу, панику или недовольство.
Русским аналогом Азохенвея можно считать «Какой кошмар!» или просто шарахнуть мощным трехэтажным.
«Вэй’з мир» в переводе с идиша «Боже мой!».
Это фраза, которую еврей может сказать в любой ситуации.
Особенно, если ситуация возникла неожиданно и не вызывает особенного оптимизма.
Одним из лучших одесских каламбуров на политические темы был: «Вейзмир насилья мы разрушим».
Евреи говорили на иврите и идише, а полицейские их не понимали, так как евреев служить в полицию в царской России не брали.
Поэтому постепенно эти непонятные для полицейских термины превратились в устойчивый русский блатной жаргон.
Само слово «феня», происходит от еврейского офен, способ (видимо, способ выражения).
А «Ксивэ» на идише — «документ», «подпись», «брачное свидетельство». Отсюда и блатное «ксива» — «документ, бумага».
Вот, например «Малина» звучит более чем по-русски.
Место, где встречаются, отдыхают, пьют, где все вокруг свои.
Одно слово — малина!
Между тем, в девичестве малина звалась «мелуна» — в точном переводе «ночлег». Ну уж очень совпали звук и содержание!
А Халява.
По пятницам в еврейских общинах раздавали пищу неимущим.
Не всегда это было молоко, но название за этим вспомоществованием сохранилось.
«Молоко» — «haляв» на иврите.
В русском, где нет звука «h», получилось «х» — «халяв», а потом «халява».
Надеюсь, переводить это слово не нужно.
Интересный факт, в начале ХХ века идиш являлся одним из официальных языков Белорусской Советской Социалистической республики.
А знаменитый лозунг «Пролетарии всех стран объединяйтесь!», написанный на идише, увековечил герб республики.
И соответственно Евреев там было много.
Еврейские принципы воспитания наполнены любовью к маленькому чаду, ведь главная заповедь евреев — любить и лелеять своего ребенка.
Вот почему среди еврейских детей так много талантов!
Оказалось, на вопрос: «Чем ты сейчас занимаешься?» — можно ответить двумя словами на иврите… Азухен Вей..
Мой рассказ теперь будет в форме диалога.
Так что добрый вечер тетя Хая, вам привет от Мордехая, он живет на 5й Авеню, я ему сегодня позвоню.
С Одессы он исчез.
Разговор плавно перешел на Утесова.
Официантка Хая заявила,- « А вы знаете у нашего Одесского Лазаря Вайсбейна ( настоящие имя и фамилия Утесова) есть песня которую одесситы любят больше всего?
«За какую песню вы хотите сообщить»,- подыгрывая ей спросил я.
Таки за «Шаланды полные кефали».
Ну а потом она стала рассказывать мне байки об Утесове.
Так вот, засиделись друзья до глубокой ночи, и хозяин стал уговаривать Утёсова остаться: чего, мол, тащиться через всю Москву в потёмках, вот тебе кушетка, ложись и спи.
Утесов ни в какую не соглашался.
И мотивировал это тем, что очень боится огромной собаки Арнольда, на которую и днём-то было страшно смотреть, а уж ночевать с ней в одной квартире тем более.
Да ещё эта кушетка, которую хозяин предлагал для ночлега: Утесов точно знал, что собака спит именно на ней, и поэтому опасался, что зверюга будет недовольна тем, что кто-то занял её любимое место.
И только когда Арнольд пообещал, что запрёт пса в чулан, Утесов согласился и остался.
Ночью раздался грохот, и на спящего Утёсова обрушилось нечто громадное, тяжёлое и лохматое.
Эта собака вырвалась-таки из заключения и прыгнула на свою законную кушетку.
Она устроилась в ногах Утесова и всем видом показывала, что не уйдет ни за что.
И тогда перепуганный Утёсов стал сдавленным голосом звать Арнольда на помощь.
Причем, что интересно и характерно, по-еврейски, на идише.
Хозяин пришёл, прогнал собаку, долго озадаченно смотрел на Утёсова и, наконец, спросил: – Лёня, вот никак не могу в толк взять: почему ты меня по-еврейски позвал, ведь мы с тобой никогда в жизни на идише не общались?...
На что Леонид Утёсов, у которого настоящее имя было Лазарь Вайсбойн, плачущим голосом ответил:
– Это чтобы твоя чёртова собака не поняла, зачем я тебя зову!
Ещё одна история, которая могла произойти только в одном городе мира – в Одессе. Как-то я сел в машину, чтобы отправится на концерт.
Вдруг какая-то дама подбегает ко мне и тащит за собой мальчонку.
Открыв дверцы такси, она заорала на всю улицу: - Яша, Яша, слушай сюда!
Это живой Утёсов!
Смотри быстрее, пока подрастешь, он таки может умереть!
«А я тоже знаю один случай, который слышал от одного старого еврея» сказал я, «слушай сюда, про это нигде не написано».
Дело было еще до войны в Одессе.
Молодой Леонид Утесов опаздывал на свой первый концерт в любимой Одессе, и решил проехать на трамвае.
Но костюм он выпросил у приятеля, своего еще не было.
А вот денег в нем не оказалось.
«Оплатите проезд» строго заявил кондуктор.
Леонид стал шарить в карманах, пусто, тогда он стал умолять кондукторшу.
«Понимаете, я Леонид Утесов, и еду на свой первый концерт в родном городе Одессе. А деньги я оставил дома.
«А мне без разницы кто вы Лазарь Вайсбейн, или Давид Ойстрах, платите 30 коп или покиньте мой трамвай» твердо заявила кондуктор.
Уговоры не имели воздействия.
И тогда одна молодая девушка протянула Утесову 30 коп и сказала,- « Я вас знаю, вы Леонид Утесов, я была на вашем концерте в Москве".
Будете должны мне 30коп.
Прошло много лет, Утесов уже имел несколько костюмов, он решил выбрать лучший.
Как ни как концерт в его родной Одессе, где он не такой частый гость.
Выбирая нужный костюм, он положил кошелек на стол, так и вышел без него. Да и зачем кошелек, когда тебя ждет машина с шофером.
Было жаркое лето, и вспомнив былые годы, когда он был небогатым, машина отсутствовала.
Путь один, на трамвае.
Вот и теперь его одолела ностальгия, и он решил проехать на трамвае.
В трамвае кондуктор сурово заявила,- « Оплатите проезд».
Вспомнив, что он забыл кошелек, Леонид сказал кондуктору,-" Я забыл кошелек в номере.
Я так давно не ездил на Одесском трамвае, вот решил, вспомнит юность.
.
Я Леонид Утесов, доедем до театра, я найду вам деньги.
«Платите или выходите»,- твердо заявила кондуктор.
Мне все равно кто вы, Кобзон или Бернес.
Но оплатите проезд.
И тут одна пожилая женщина протянула деньги за проезд и сказала,- « Я знаю, вы Утесов, я не пропустила ни одного вашего концерта в Одессе, вот вам 30 копеек, и вы будете должны мне 60».
И еще один, и про него не написано.
Леонид – Лазарь Утесов (Вайсбейн) вошел в известную Одесскую пивную «Гамбринус», где играл Яша скрипач.
Так вот говоря за игру Яши, слушай сюда, его 7 – 40 пробирает до мозга костей, да и пыво здесь отменное.
Так вот Леня сел на стул, а пиджак повесил на спинку.
После нескольких кружечек ему захотелось до ветру.
Облегчившись, он довольный решил продолжить отдых.
Но подойдя к своему стулу, не обнаружил на пиджаке ордена Ленина.
Он подошел к Яше и шепнул об этой беде.
Яша.
Он подошел к Яше и шепнул об этой беде.
Яша,продолжая играть на скрипке, тихо ответил, видимо залетный,вы не волнуйтесь, найдем.
И продолжая играть 7-40 он ходил по рядам и делал жесты, одесским блатным с Молдаванки.
Примерно минут через 40, пока еще звучали 7- 40 к столику Утесова подошел солидный человек в дорогом костюме.
Извиняйте уважаемый Леонид , но оказалось, что это не Одессит, и он протянул руку с 3 мя орденами Ленина, при это сказав,- «Выберите свой Орден Ленина, и больше Клифт с Золотом не вешайте на спинку стула».
Прошло много лет, Утесов уже имел несколько костюмов, он решил выбрать лучший.
Как ни как концерт в его родной Одессе, где он не такой частый гость.
За сим, раскланиваюсь с извинениями от блатных усей Одессы.
А вы знаете Владимир, что в Одессе есть оригинальный памятник Утесову?
Нет ответил я.
И это чугунная скамейка, где на одном крае сидит Леонид Утесов, а рядом, таки можете присесть вы.
И совсем не важно какого размера у вас Тухос, места хватит усем.
Приезжайте в Одессу, город у моря, и посидите на скамейке с Леонидом Утесовым.
Свидетельство о публикации №223072601331