Почему же в нашей губернии был страшный голод с фа
Бог другими способами вразумляет человека",
- сказал митрополит Онуфрий
в 2003 году в Киеве.
Как-то поведала мне свекровь историю своей семьи, и о том, что пережили они в те страшные годы.
- «Жили мы тогда в селе Ивановка», -
- так начала она свой рассказ, не отрываясь от вязания носка…
- «Семья у нас была большая и дружная. У всех детей были дублёнки, и обувь на все сезоны. Коровы и лошади были в нашем хозяйстве, но в поле работали сами, никого не нанимая.
Не ленились, а потому был достаток в доме: хлеб и молоко всегда на столе….
Когда же пришли политические перемены, то новой власти помешали, в первую очередь те, кто умел работать, - крепкие хозяйственники.
Старший мой брат Алексей, когда пришли арестовывать, выпрыгнул в окно и на лошади чекиста, ускакал в степь.
А там примкнул к отряду красноармейцев….
Новая власть отобрала у нашей многодетной семьи буквально все: зерно, одежду, скотину, и даже дрова, чтобы вымерли зимой.
Моя мама, - Александра Егоровна, собрала тогда кое какие пожитки и поехала в Пензу менять их на продукты.
Такого ужасающего голода как на селе, - в городах, по словам сведущих, не было.
Там жителям выдавали продуктовые карточки, а в деревнях … - ничего….
Забирая последнее у крестьян, власть оставляла их на мучительное голодание с детьми.
С собой моя мать взяла двух дочек: младшую Марию и меня.
Тогда всех косил тиф: в стране не было ни мыла, ни еды. Толпы вшивых, голодных и бездомных крестьян путешествовало в поисках пропитания.
В беспамятстве, с высокой температурой, - на вокзале свалилась в тифе моя мать.
А нас беспризорных забрали в детдом Борисоглебска.
Старшую … - меня, как только выздоровела, устроили там же на завод по производству консервов, а след младшенькой, - красавицы Марии пропал.
Потом, спустя много лет узнали, что её забрала к себе нянечка и удочерила.
Всю свою мизерную зарплату я тратила на посылки, не доедая сама, но отсылала в деревню, где голодали мои родные.
Когда миновали те страшные дни, я вернулась в Аткарск и узрела страшную картину.
В доме, - с зимы лежали скелеты отца, братьев и сестер, а на печке надпись:
-«Мотя, я умираю последним… - Петя».
Когда я бросилась на почту узнать судьбу посылок, которые каждый месяц отправляла отцу в Ивановку, то мне сказали, что почтальон из села …… - получал их, и расписывался, а остальное их не интересует….
А тот, когда его прижали фактами, сказал, что у него дома тоже были голодные дети.
Ворованные продукты он скормил своей семье…, и тем самым убил пять моих родных, коим посылала я … - сии спасительные продукты.
Что было дальше с его детьми?
Может сгорели в той войне, а может, как и их отец… - сховались, изловчились по наследству генов….
………….
Другая жизненная история…
Я очень люблю посиделки за праздничным столом в «Воскресной гостиной».
На столе чай, мед и дешёвые карамельки, а разговор льется ручейком: кто-то расскажет семейную историю, а кто-то вспомнит чудо в паломнической поездке.
Так вот, сидим мы как-то рядком, прихлебывая душистый чай из чашек, и ведем неспешный разговор.
Именинники сегодня причастились, - и на душе у нас … - благодать … - прямо разливается….
Торопиться нам: ну никуда не хочется ….
Одна прихожанка стала рассказывать о своих дедушке, бабушке, и о своем крестьянском роде.
К моему удивлению, я увидела: как схожи судьбы многих людей того времени.
- «Семья моего деда была работящая», -
-так начала она свой рассказ.
- «Но поменялась власть, и они- хлеборобы, вдруг, - стали враждебным классом в родной стране.
Один сын после срочной, стал служить в красной Армии, другой сын – мой дед, - прислуживал в храме.
Он хорошо пел и пономарил.
Как-то ночью, - прискакал старший сын – красноармеец, и сообщил, что в село едет карательный отряд.
Просил, чтобы до рассвета отец вывез всю семью из села.
- Им дан приказ, сказал он: провести акт устрашения по селам.
В доме деда, с давних времен, - еще от прабабушки, хранилась старинная икона Божьей Матери, и Она накануне этих событий… - заплакала.
Миро стекало из глаз Богородицы, обильно омочив, кружевное покрывало на Божнице.
Знак Божий: на скорби….
По выходе из села, семья разделилась: дочка с мужем подались на Кубань, а остальные в Среднюю Азию.
Многие… - гонимые, уже нашли там пристанище….
А к вечеру их село полыхало огнем.
Дома «кулаков», - сожгли вместе с жителями.
А на кольях выставили … - отрубленные головы тех, кто веками кормил и одевал … - святую Русь.
………………….
«На чужбине жизнь была, – ох тяжела…», -
- продолжала свой рассказ прихожанка.
- «Умер от голода дедушка, и бабушка осталась одна с пятью малолетними детьми.
-«Как выжили они?», -
- задает вопрос наша сестра во Христе, и сама же отвечает:
-«Один Бог ведает».
- «Мама всегда плакала, когда вспоминала то страшное время», - добавила она, утирая слезы…».
…………………
Спустя много лет, когда внучка тех россиян, с детьми вернулась на Родину, из-за начавшихся гонений на чужбине то, по ее словам, ей пришлось пройти кошмарные испытания, но уже от потомков тех красноармейцев и «почтальонов»:
-«А кто вас звал сюда? – Никто!», -
- так заявила усадистая тетенька в соответствующей службе … по фамилии … - того вороватого почтальона.
— Вот уж странное совпадение, или опять случайность, - скажут атеисты….
- Эта дама и те, которые гоняли из кабинета в кабинет, коренных русских людей, не помнят, видно Аткарскую историю…, да и историю вообще….
-«Можем напомнить»:
PS:
Спустя много лет, наследница той большой семьи, поехала с мужем в то место, откуда были родом её дедушка и бабушка.
В селе, откуда берет начало её род, был раньше величественный храм в честь Архистратига Михаила и двухэтажная школа для крестьянских детей.
Ей показали женщину, которая помнила старожилов и могла многое рассказать о селе и его истории.
-«Да был храм, и была школа»,
- начала свое повествование очень пожилая женщина в инвалидной коляске.
-«Но от них и следов не осталось. Все растащили на кирпичи.
-Село вымирает. Детей почти нет.
- А таких помню…, про которых ты спрашиваешь….
- Да, ты обликом и статью на них схожа.
- Все в той семье были кучерявые.
- У нас и сейчас с такой фамилией, как ты назвала – много осталось жителей.
- Да, - до того голода жила в нашем селе эта семья.
- Но они успели уехать до погрома.
- Видно, кто-то предупредил их.
А многие семьи тогда пострадали: рубили их, как капусту, а потом и головы вывесили на воротах.
Страшно было очень. Пожар начался тогда, да такой свирепый, что полсела сгорело…».
……………………..
«Творя зло, человек нарушает вовсе не какие-то формальные и внешние по отношению к нему повеления Бога, а идет наперекор собственной богоданной природе, разрушает ее своими грехами. Поэтому все, что происходит в жизни человека, неизбежно оказывает сильнейшее влияние на окружающий его мир, и в первую очередь на детей…» (Прав. мир.).
…………..
А потом в губернии начался страшный голод….
Во многих деревнях были общие могилы (ямы), в которых без гробов, целыми семьями хоронили, умерших от голода крестьян.
Оперуполномоченными были засвидетельствованы факты людоедства в таких селах, как Симоновка, Новая Ивановка, Ивлевка, Залетовка, Огаревка, Новые Бурасы, Ново-Репное, и …….
Ниже перечислены храмы, которые были снесены богоборцами в те страшные годы.
А потом, без покрова Божьего, - без церквей, - вымерли и села, некогда богатые и многолюдные.
Фонд № 339
Церкви Аткарского уезда, Саратовской губернии
№
описи Название описи Тип
описи Даты документов Объем ед. хр.
Нач. Кон.
1 Казанская церковь села Верхняя Березовка Аткарского уезда Саратовской губернии Управленческая документация 1856 1920 35 Скачать PDF
2 Крестовоздвиженская церковь слободы Водопьяновой Аткарского уезда Саратовской губернии Управленческая документация 1863 1918 41 Скачать PDF
3 Иоанно-Богословская церковь слободы Волкова Аткарского уезда Саратовской губернии Управленческая документация 1885 1918 30 Скачать PDF
4 Рождество-Богородицкая церковь слободы Дубовой Аткарского уезда Саратовской губернии Управленческая документация 1871 1918 43 Скачать PDF
5 Духосошественская церковь слободы Елани Аткарского уезда Саратовской губернии Управленческая документация 1876 1917 32 Скачать PDF
6 Николаевская церковь слободы Елани Аткарского уезда Саратовской губернии Управленческая документация 1886 1917 29 Скачать PDF
13 Троицкая церковь села Краишевки Аткарского уезда Саратовской губернии Управленческая документация 1881 1919 36 Скачать PDF
14 Успенская церковь слободы Лиходеевой Аткарского уезда Саратовской губернии Управленческая документация 1853 1917 45 Скачать PDF
15 Казанская церковь хутора Таряного Аткарского уезда Саратовской области Управленческая документация 1892 1918 24 Скачать PDF
16 Вознесенская церковь слободы Терновой Аткарского уезда Саратовской губернии Управленческая документация 1874 1919 41 Скачать PDF
44 Казанская церковь села Вязовки Аткарского уезда Саратовской губернии Управленческая документация 1886 1917 29 Скачать PDF
50 Казанская церковь слободы Елани Аткарского уезда Саратовской губернии Управленческая документация 1859 1917 34 Скачать PDF
61 Вознесенская церковь села Матышевка Аткарского уезда Саратовской губернии. Управленческая документация 1886 1917 15 Скачать PDF
62 Михайло-Архангельская церковь села Матышева Аткарского уезда Саратовской губернии Управленческая документация 1868 1917 31 Скачать PDF
67 Покровская церковь села Морец Аткарского уезда Саратовской губернии Управленческая документация 1859 1920 52 Скачать PDF
68 Покровская церковь с. Неткачевой Аткарского уезда Саратовской губернии Управленческая документация 1875 1918 38 Скачать PDF
87 Михайло-Архангельская церковь села Сосновки Аткарского уезда Саратовской губернии Управленческая документация 1870 1917 43 Скачать PDF
90 Сергиевская церковь села Судачья Аткарского уезда Саратовской губернии Управленческая документация 1851 1917 52 Скачать PDF
92 Николаевская церковь села Терсы Аткарского уезда Саратовской губернии Управленческая документация 1869 1918 43 Скачать PDF
96 Казанская церковь слободы Александровки Аткарского уезда Саратовской губернии Управленческая документация 1860 1917 46 Скачать PDF
98 Михайло-Архангельская церковь села Большая Князевка Аткарского уезда Саратовской губернии Управленческая документация 1810 1917 30 Скачать PDF
106 Воскресенская церковь села Новой Бахметьевки Аткарского уезда Саратовской губернии Управленческая документация 1844 1914 33 Скачать PDF
111 Евангелистско-Лютеранские общества Аткарского уезда Саратовской губернии Управленческая документация 1845 1927 31 Скачать PDF
131 Покровская церковь села Хвощинка Аткарского уезда Саратовкой губернии Управленческая документация 1906 1918 13 Скачать PDF
132 Тихвинская церковь Краишевского женского монастыря Аткарского уезда Саратовской губернии Управленческая документация 1903 1917 3 Скачать PDF
139 Иоанно-Богословская церковь Морецких хуторов Аткарского уезда Саратовской губернии Управленческая документация 1915 1917 1 Скачать PDF
158 Книги отделов записи рождений и смертей Аткарского уезда Саратовской губернии Управленческая документация 1918 1918 5 Скачать PDF
К размышлению:
- Может ли повториться такая беда в наши дни?
Ответ:
- Храмы то открыты, но пусты: весь люд Аткарский на базарах и в кино….
«А Бог не бьет палкой,
Бог другими способами вразумляет человека",
- сказал митрополит Онуфрий в 2003 году.
(Киев).
Белова О.В.
2023 год.
Свидетельство о публикации №223072601351