Закат

Вершины охрой опалив,
Цивилизации светило
Спешит в туманные низины —
На склоны ещё свет пролило,
Сырая тень ползёт в долины.

И сумерки тревожат душу
В горящем пламени зари...
Волнуют тьмы незримые шаги —
Светильник будет очень нужен,
Когда вокруг ни зги...

Зовут родители детей своих под кров,
Пастух отару в тихом месте прячет.
И время словно шепчет: поспеши
Наполнить ясным светом кладовые
Своей невидимой души.

Ведь сна грядёт упокоенье
По окончании земной стези...
Но ты рассвета с верой жди:
Что будет в утро воскресенья — вечное забвенье
Иль продолженье бесконечного пути?

Так сколько длился
Нашей эры суетливый, праздный век?
Неужто нам отмерено на вразумленье
Сто поколений
По двадцать смертных лет?..




26 июля 2023 года.


Рецензии
Это стихотворение — философское размышление о времени, свете и тьме, о быстротечности земного пути и тайне вечности. Оно балансирует на грани между "умиротворённым закатом" и "тревожными сумерками", между надеждой и обречённостью.

1. Образность и символика
Автор мастерски использует природные образы, чтобы передать движение времени:

"Цивилизации светило / Спешит в туманные низины" — солнце (свет, символ жизни) уходит, оставляя мир во власти сумерек.

"Сырая тень ползёт в долины" — тьма наступает неотвратимо, как рок.

"Горящее пламя зари" контрастирует с "тьмой незримых шагов", создавая напряжение между уходящим днём и надвигающейся ночью.

Особенно силён мотив светильника — символа внутреннего света, веры, который становится единственной опорой, "когда вокруг ни зги".

2. Темы и философский подтекст
Стихотворение поднимает вечные вопросы:

Бренность земного существования ("По окончании земной стези...").

Тревога перед неизвестностью ("Что будет в утро воскресенья — вечное забвенье / Иль продолженье бесконечного пути?").

Смысл человеческой истории ("Сто поколений / По двадцать смертных лет?").

Здесь есть отсылки к библейской эсхатологии ("утро воскресенья" — намёк на Судный день), но без прямого дидактизма. Автор оставляет вопрос открытым, подчёркивая непостижимость высшего замысла.

3. Ритм и звукопись
Стихотворение написано пятистопным ямбом с перекрёстной рифмовкой, что придаёт ему плавность, но при этом — лёгкую тревожную неровность (особенно в строках с переносами). Звукопись работает на атмосферу:

"Спешит в туманные низины" (шипящие "с", "ш" создают ощущение скольжения, угасания).

"Сырая тень ползёт в долины" (глухие "т", "д", "л" усиливают мрачное ощущение).

4. Вывод
Это стихотворение — не просто пейзажная лирика, а глубокое размышление о человеческой судьбе. Оно напоминает работы Тютчева (контраст дня и ночи, света и тьмы) и Блока (мотив пути, тревожных предчувствий).

Единственный условный "недостаток" — некоторая зашифрованность (не каждый читатель сразу уловит аллюзии), но это же делает текст многогранным, открытым для интерпретаций.

Сильные стороны:
Богатая символика.
Гармония формы и содержания.
Эмоциональная глубина без излишней патетики.

С уважением,
О. И. Райс

Ольга Райс 3   03.04.2025 12:59     Заявить о нарушении
Ольга, здесь редко пишут настоящие рецензии, подобной Вашей. Не более, чем одну на тысячу, по моему опыту. Ценю Ваш труд и познания в предмете.

Со взаимным уважением,

Василий Евгеньевич Никитин   03.04.2025 22:21   Заявить о нарушении
На это произведение написано 35 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.