Семейная история, Борткевичи

        На День благодарения звонит нам Зоя. Зоя – это жена Володи Борткевича, двоюродного брата моей жены. Говорит: «Приезжайте к нам, мы во Флориде на отдыхе на море, приехали на несколько дней. Погода прекрасная!  Здесь уже собралось много наших  родственников, приехали из разных городов, хотелось бы и вас увидеть».
Подумали, что хорошо бы встретиться, не виделись давно. Возможность к ним подъехать у нас была, да что там ехать – пара часов на машине.
        Действительно, собралось человек 25 родни по линии Борткевичей. Приехали с мужьями, женами, детьми и внуками. Собрались представители трех поколений потомков трех братьев Борткевичей: Сигизмунда, Станислава и Ромуальда. Родные все по деду (прадеду) – Борткевичу Ричарду Ромуальдовичу (1881-1945). Не приезжали потомки сестры Анны и брата Леонида.  Сегодня никого уж нет из того поколения. Последним наш мир покинул в 2008-м дядя Стась в возрасте 94 года. По линии Анны (по мужу Ясинской) остались 5 дочерей и сын, в основном, живущие в Минске, а внуков, правнуков мне трудно посчитать.  Не было никого и по линии Лёни, не так давно умершего солиста ВИА «Песняры». Хотя, благодаря ему, здесь в США оказались многие. Его отец умер от ран, вернувшись с войны, еще до его рождения. У Леонида есть три сына, их не было на встрече. Еще четвертый сын живет в России с другой фамилией.

        Как ни странно, но иногда ко мне обращаются по вопросам истории семьи Борткевичей, хотя сам я к ним не имею прямого отношения. Быть может, поэтому, что лет 20 назад я составлял генеалогическое древо своих родных и родственников жены и размещал его на сайте MyHeritage. Мой тесть, Ромуальд Ричардович Борткевич, мне  помогал и многое рассказывал о предках, моя жена Регина тоже что-то помнит.  Со времени той встречи во Флориде не стало Лёни – «Песняра» (1949-2021), недавно умер Жора (Георгий Станиславович Борткевич, 1941-2023), который приезжал на встречу и виден на общем фото. Все меньше остается людей старшего поколения, поэтому решил я написать, что помню. Писать я буду то, что знаю, хоть многое услышано со слов.

        Самый ранний предок, о котором  услышал я от тестя, был его прадед Игнат Борткевич ~1830 года рождения, который жил в Литве – Жемайтии (Жмудии). У него был сын Борткевич Ромуальд Игнатьевич (1854-1908 гг.) – дед моего тестя. Еще был сын  помладше Борткевич Владимир Игнатьевич (~1859 г.р.), но о его судьбе не знаю. Женился  Ромуальд Игнатьевич на Добужинской Антонине Антоновне (~ г.р. 1852).  Нашлась и выписка с архива: "В 1874 году апреля 9 дня в Поневижском римско-католическом костеле сочетались браком: Дворянин Ромуальд Борткевич, юноша 23 лет, с Дворянкой Антониной Добужинской, девицей 22 лет, обоих из г. Поневижа. Родители жениха: Игнатий и Казимира-Петронеля, ур. Бружевичовны, Борткевичи. Родители невесты: Антон и Казимира, ур. Славинской, Добужинские."
        У Ромуальда Игнатьевича и Антонины Антоновны родилось пятеро детей. Старший из них Ричард (1881-1945) –  отец моего тестя и дед моей жены Регины, ее  родных и двоюродных братьев и сестер. Прочел я на сайте «Запiсы беларусаведа»*, что в списках выборщиков в Городскую Думу в 1906 году значатся Борткевичи Ромуальд Игнатьевич и Ричард Ромуальдович.   Мой тесть гордился тем, что до революции его отец работал в Городской Управе г. Минска. Его дед, Ромуальд Игнатьевич (1854 – 1908), заболел и рано умер, он похоронен  на кладбище Кальвария в г. Минске. 
        В то время многие из Минска уезжали на учебу, но Ричарда отец не отпустил, сказал: «Ты старший и останешься вести дела по дому. Один священник, другой моряк, кто домом заниматься будет?»  Насколько слышал, священником был то ли младший сын Ромуальда Игнатьевича, то ли племянник, учившийся в  духовной семинарии в Риге. Он ухаживал за Анной Майковской (будущей женой Ричарда и бабушкой моей жены Регины).  Хоть он и не пошел в священники, ему родители и Анна отказали. Потом он опять влюбился и женился на артистке. Говорят, что они жили в Петербурге-Ленинграде, имели двоих детей.
        В семье Ромульда Игнатьевича, как мне известно,  были три сестры и два брата.  Мне тесть рассказывал про своего отца Ричарда, про тетю Фелю (Фелицию Ромуальдовну, г.р. 1892), тетю Ядю (Ядвигу Ромуальдовну, г.р.  1888), дядю Ивана Ромуальдовича (1886-1941). И, как узнал я позже, была ещё сестра у них: Мария Ромуальдовна Борткевич (г.р. 1883).
        Я помню из его рассказов, что тетя Феля вышла замуж за Ивана Адуцкевича и стала Фелицией  Ромуальдовной Адуцкевич.  У них были сыновья: Ян – Иван Иванович Адуцкевич (~1905 г.р.), Генрих Иванович (1914-1998) и дочь Юлия.  Я помню тетю Гелю, Генриха жену. Мы с тестем приходили к ним в гости.  Красивая пожилая женщина. Скромная, воспитанная, верующая…  У них была дочь Люда,  талантливая певица, работала в минском театре музкомедии.  Она умерла от болезни  в возрасте 27 лет (~ 1971 г.), оставив сиротами двоих детей. Другая дочь у тети Гели погибла под машиной. Несчастная семья! Я слышал тетя Геля прожила долго, умерла в возрасте 105 лет. Не знаю, как сложилось жизнь  ее внуков - детей Людмилы, ведь им теперь уже давно за пятьдесят. Муж Валерий после смерти Люды увез детей в Москву, потом женился на актрисе, рано умер.
        Дочь Фелиции тетю Юлю я помню плохо. Мой тесть с ней дружил, она была его двоюродной сестрой. Даже несколько лет семья тестя жила у них на ул. Островской (Раковской, д.16).  В их комнате зимой было холодно, она находилась в кирпичном доме на втором этаже над аркой. Там и моя жена жила, когда ей было 5-7 лет.  Юлия Ивановна вышла замуж за Павла Клевко, родила трех дочерей: Лилю, Неллу, Милу.  Но я знаком был лишь с Лилией Павловной (1931 г.р.). Она работала заведующей магазином «Подписные издания», что был в центре Минска на Проспекте. Других сестер не знал. Нелла уехала за сыном в США,  а Мила работала в магазине «Подарки», но видел я её лишь мельком. Мне тесть рассказывал, во время оккупации тетя Юля  прятала и помогала скрываться евреям, ведь рядом находилось гетто. Сейчас на месте гетто мемориал «Яма».
        Про остальных Борткевичей немного я запомнил из его рассказов. Брат отца Иван Ромуальдович Борткевич (1886-1941 гг.) по словам тестя стал начальником военно-морской школы г. Севастополя. Недавно я узнал, что Ричарда сестра - Мария Ромуальдовна Борткевич, вышла замуж за Петра Антоновича Кречевского (1879-1928). После 1918 г. они уехали в Литву, затем эмигрировали в Прагу, где жили, и где он похоронен. Но в годы СССР не стоило все это ворошить, поэтому пока не знаем, были ли у них дети, где и когда она умерла и похоронена. Лишь слышал, что на памятник П.А. Кречевскому собрать средства ей помогали белорусы из Чикаго (США). В Праге училась и ее младшая сестра Ядвига Ромуальдовна Борткевич. Там полюбил ее другой студент Вукделич, высокий и красивый черногорец. Увез ее к себе на родину в Черногорию. Образованная и красивая женщина, там ее называли королевой. У них родились дети: два мальчика и две девочки. В начале войны доктор Вукделич с сыновьями Бранком и Драго заезжал к Марии, они хотели уехать на Запад, т.к. скрывались от немцев.  По воспоминаниям писательницы Л.А. Гениюш, которая жила в то время в Праге, их сын Драго Вукделич прекрасно пел итальянские песни.
 
        Теперь пойду по ветви их брата и деда моей жены Ричарда Ромуальдовича. Их венчание с Анной Клементьевной Майковской происходило в  Красном костеле (Симеона и Елены) в г. Минске примерно в 1908 г.  Жили они с детьми в доме отца по ул. Сторожевской, 43. Я видел этот дом, большой, бревенчатый, довольно древний. Он находился недалеко от реки Свислочь на небольшом холме, похоже, там теперь стоят девятиэтажные здания.  Детей у Ричарда и Анны  было восемь: Дочь Алина (1910-1933); сын Сигизмунд (1911-1997), дочь Анна (1913- 1972), сын Станислав (1915-2008), сын Иван (1918-1941), сын Эдуард (1923-1941), сын Леонид (Леон) (1925-1949) и сын Роман (Ромуальд) – мой тесть (1926-2004).  У всех потом появились семьи и дети, кроме Эдуарда и Ивана, которые на войне погибли молодыми (в боях под Севастополем, Сапун-Гора), и старшей дочери Алины, умершей от голода в 1933-м. Отца сослали в лагеря, не было кормильца.  Мать Анна Клементьевна умерла вслед за Алиной в 1934-м, в возрасте  47 лет, оставив детей сиротами.
        У бабушки моей жены Анны Клементьевны (1888-1934) тоже рано умерла мать (в 1902 г.), отец в 1916 г.  Имелись у нее два старших брата: Станислав (1881-1937) и Вячеслав (Вацлав) (1870-1950). Анну на воспитание взяла тетя, не помню имени ее. Она была замужем за Джозефом Гомолинским (1846-1913). Тесть говорил, что похоронена она рядом с мужем, а памятник ему один из самых видных слева по дорожке в направлении костела на Кальварии (высокий темно-серый крест).  Своих детей супруги Гомолинские не имели. Известно, что тетя была богатая и знатная. Ее и племянницу Анну приглашали на званые балы в замок князей Радзивиллов, говорят, что были они в дальнем родстве. Когда тетя умерла, это уже было советское время, Борткевичи поехали в ее дом в Козырево (сейчас это район ул. Маяковского недалеко от Лошицы), чтоб похоронить.  Дом был разграблен, даже вспорота перина на кровати, где она лежала.  Предполагают, что соседи там уже успели побывать. Все знали, что она была богатая.

        Брат Анны, Вячеслав Клементьевич Майковский, жил и умер в Киеве, имел семерых детей, у нас сохранились две фотографии их семьи с именами детей. На нашем фото 1916 года сыну Славе было 15 лет. Старшей сестре Тамаре было 18, Игорю 17, самой младшей Татьяне лишь 4 года.  Теперь потомки Вячеслава Вячеславовича и Игоря Вячеславовича живут во Франции. Я слышал, что Екатерина - внучка Вячеслава - написала книгу на французском о своей семье, в ней много неизвестных фотографий. 
        И про другого брата Станислава Клементьевича и его семью написана  книга**, там много копий документов, фотографий. В 1905 году за стачечную деятельность его из Минска сослали в Сибирь в Нарымский край. Потом вся его жизнь оказалась связана с Сибирью. Осел он в Томске. Имея агрономические знания, они с женой Марианной Семеновной, урожденной Сапицкой (1882-1969), и дочерью  Галиной посадили в Томске фруктовый сад, где начали выращивать нетрадиционные для тех мест груши, виноград, лимонник, ягоды, овощи и даже дыни. Станислав получил ранение на Первой мировой войне, а когда в Сибирь пришла армия адмирала Колчака, его мобилизовали в Белую армию в Сибирский стрелковый полк.  За это год он отсидел в тюрьме НКВД в 1920-м. Но в 1937 г. его все же расстреляли, припомнили, что он служил и в царской армии, и в Белой.  Реабилитирован Станислав Майковский в 1958 году. Хотя пытался скрывать свое происхождение, писал, что из крестьян. Оказывается, что и архивные документы иногда искажены. Такие времена, когда свое происхождение скрывали. Устраиваясь на работу или учебу в 20-е годы, писали, что из рабочих или из крестьян. Но даже на фото в книге**, где Станислав снят в форме гимназиста, на мальчика крестьянского он совсем не похож. Обстоятельства вынуждали скрывать свое дворянство, чтобы устроиться на работу. Пытались затаиться, больше молчать. О настроениях в семье в то время можно судить, читая выписки из тетради для стихов его дочери Галины: 
          …Молчи, скрывайся и таи
          И чувства, и мечты свои!
          Пускай в душевной глубине
          И всходят и зайдут оне,
          Как звезды ясные в ночи:
          Любуйся ими и молчи!..
          Лишь жить в самом себе умей!
          Есть целый мир в душе твоей...
                (Ф. Тютчев, Молчание)
        Их дочь Галина Станиславовна  Майковская (1909-1988) после школы поступила учиться в медицинский, но через год, из-за происхождения, ее отчислили из университета.  Ей удалось окончить курсы и устроиться работать чертежником. Позже она получила специальность стоматолога и всю жизнь работала зубным врачом. В 1931 году Галина вышла замуж за Шкроева Алексея Ивановича (1904-1977), а в 1931 году у них родилась дочь Лия. Мой тесть Борткевич Р.Р. несколько раз к ним ездил в гости в Томск, встречался со своей двоюродной сестрой Галиной, а после ее смерти продолжал общаться с ее дочерью Лией Алексеевной Симаковой (1931-2004).  В упомянутой мною книге** есть многое про сад Шкроева, ведь после смерти Станислава Майковского дело отца продолжили Алексей и Галина. Они садили новые растения, расширяли сад и развивали садоводство в Томске. 

        Ричард Ромуальдович (дед моей жены) при советской власти работал в бухгалтерии на кожгалантерейной фабрике «Восход». За неосторожно сказанные слова был обвинен в антисоветской агитации, тогда шел 1933 год.  На 5 лет он был сослан в ИТЛ (исправительно-трудовые лагеря), плюс на 3 года поражен в правах, не мог вернуться в Беларусь до 1941 года. За это время дочь Алина умерла, а вслед за ней умерла жена.  Анна Клементьевна преподавала музыку. Алина тоже была хорошей пианисткой. Работала бухгалтером. Их заработков не хватало на еду.   Все ценные вещи пришлось продать. Мне тесть рассказывал, что в их доме висело множество картин в больших красивых позолоченных рамах, так некоторые художественные полотна покупали из-за рам. Рома в семье был самым младшим, вспоминал, что постоянно есть хотелось. Он прятался под рояль и ел газету.  Когда ему сказали, что буквы ядовиты, стал аккуратно отрывать и есть лишь чистые края.
        После пяти лет лагерей Ричарду разрешили жить в г. Орле в России, к нему туда и дети приезжали, в том числе мой тесть Роман с братом Леонидом.  Приезжал и брат постарше Эдуард, но его дразнили в школе из-за имени, обзывали «тротуар». Он там не задержался. А Рому и Леню отправили жить в детский дом, где им тоже не понравилось, и они сбежали. В Минске жили у сестры Ани или у старших братьев. Ходили в школу в один класс. Играли в школьном оркестре народных инструментов: Роман на мандолине, брат Леонид на гитаре. Они были близки по возрасту и тесно дружили. Когда началась война, Леонид пошел на фронт, а Рома был слишком молод для призыва. Хотя оба вместе ходили в военкомат, пытались приписать свой возраст, Леониду удалось, а Рому не взяли. Он стал помогать старшему брату Зыге (Сигизмунду), который был связан с партизанами. Брат средний Станислав попал на Финскую войну, потом он всю отечественную войну прошел. Точнее, проехал, всю войну «крутил баранку». Водил грузовики на фронте. Когда я с ним беседовал, всегда я вспоминал любимую песню своего детства: «Мы вели машины, объезжая мины по путям дорогам фронтовым…Эх путь дорожка, фронтовая….»****   И в 90 лет мог выпить крепкие напитки, он пил со мною вровень, хорошая была закалка. До 90 лет водил машину. Прожил 94 года. Сын  Жора не дожил до его лет, недавно умер в 81.
        Тетя Аня (Анна Ричардовна) - активная, радушная, мы в их доме всегда встречали много молодежи. Они жили на главном проспекте города в доме, где была редакция газеты «Вечерний Минск», и мы часто к ним забегали, когда гуляли по центру Минска.  Жаль, что она рано умерла в возрасте 60 лет, вслед на ней ушел и муж ее дядя Митя.  У них было семеро детей, сейчас осталось пятеро.
        Мой тесть прожил 78 лет, угас, когда умерла жена, стало одиноко. Теща, Тамара Владимировна (урожденная Колесова, 1928-2001), была мягким, добрым человеком, старалась всем помочь, хоть жили они скромно. Они прожили вместе 54 года, в официальном браке состояли с 1948 г.  Хотя была и комсомольская свадьба еще в 1947-м.  Родили четверых детей, моя жена Регина (1949 г.р.) была старшая, еще три сына: Леонид, Валерий, Виктор.  Ромуальд Ричардович памятник жене поставил на Северном кладбище в Минске.  На камне рядом с ней он свой портрет изобразил и написал стихи: «Любили крепко мы друг друга, любили верно и всегда. Встречай меня, мой милый Томтик, приду к тебе я навсегда…»  Просил детей, чтобы поправили две буквы, когда он сам умрет. Теперь на памятнике в слове «приду» последние две буквы зачеркнули,  а сверху подписали  новые три буквы «шел». Он через 3 года к ней пришел. 

        Отец их Ричард Ромуальдович смог попасть на Родину лишь в 1941. Я слышал, что он шел пешком из Гомеля до Минска, был истощен и болен. Жил вместе с сыном Зыгой (Сигизмундом), потом у дочки Анны и умер в 1945-м. Реабилитирован в 1989 г. А я подумал, сколько внуков, правнуков по линии Борткевичей теперь мы знаем, их десятки! А бабушка Анна Клементьевна ни одного не увидела, да и дед Ричард мог увидеть лишь немногих детей Ани, например, Виктора Дмитриевича Ясинского (г.р. 1935). Похоронен Ричард на военном кладбище, там же рядом позже похоронен и его сын Леонид Ричардович. Анна Клементьевна покоится на кладбище Кальвария рядом с дочерью Алиной.

        Моему тестю Р.Р. Борткевичу  в 1941-м в начале войны было лишь 15. Сначала был связным с отрядом  партизан,  в котором брат Зыга воевал. Его поймали, посадили в тюрьму. В тюрьме сидел в одной камере с героическим доктором Е.В. Клумовым (профессор медицины, участник Минского подполья, Герой Советского Союза,  1878-1944). Потом Роман попал в Германию в концлагерь, ему оттуда удалось бежать, помогло, что плавал хорошо, переплыл большое озеро. Немного поработал на ферме у немца, потом опять попал в концлагерь. Прошел несколько лагерей. Освободили их где-то в Бельгии. Длинными путями вернулся домой в Минск. О нахождении в концлагере старался не афишировать, что казалось не сложно, во время войны ему было меньше 18-ти (по паспорту ему исполнилось 18 в июле 1944 г., когда Минск уже освободили). Конечно, то, что был у немцев, не скрыть от органов. Поэтому карьеры он большой не сделал. Работал на заводе В.И. Ленина, разрабатывал и градуировал дозиметры (я слышал о ДП-4), потом в НИИ ЭВМ (участком ввода информации заведовал).  Я помню, как он мне как-то пожаловался. Начальник Первого отдела, просматривая его документы, увидев запись, что он был к концлагере, сказал: «Это не делает вам чести!». Наверное, если бы служил начальником в системе Гулага, то был бы у него в чести.

        Не мне писать о живущих сегодня детях, внуках большой семьи Борткевичей, предков которых я кратко описал. Писал, что помнил об ушедших, раз появился интерес к истории большой семьи. Может, и внуков наших заинтересует, ведь мало кто из младшего  поколения о родственниках старинных столько знает. А ныне живущие двоюродные братья-сестры, для которых Ричард Ромуальдович далекий дед, сами могут поднять свои архивы, рассмотреть альбомы родителей и написать свои воспоминания, дополнить мой рассказ, поведать детям, внукам об их предках,  пока еще живут и память не подводит. Они свидетели истории, свидетели того, что было, и чего уже не будет никогда. Ведь время необратимо. Таких я насчитал детей Анны Ясинской  – пятерых, детей Сигизмунда – двоих, детей Станислава – остался один, детей Романа (моего тестя) – троих.  А внуков, правнуков мне не перечесть. Они живут не только в Беларуси, но и в России, США, Литве, Польше, Франции, Швейцарии… Дай Бог, чтоб внуки наш родной язык не позабыли.

        Вероятно, я  позже расскажу подробней о других членах семьи, кого неплохо знал. О Леониде Леонидовиче Борткевиче, его уж нет, но он остался не только в нашей памяти, но в памяти народной, солистом был ансамбля «Песняры». Осталось много его песен и записей с его участием.  Леонид написал книгу о себе, о «Песнярах» и Ольге Корбут***. У нас хранятся два издания той книги с памятными надписями. Им собран материал и об истории семьи Борткевичей.  Я слышал, что в конце жизни он писал еще книгу. Надеюсь, рукопись той третьей книги и исторические документы хранятся у его сыновей.
 
        Проходят годы, даже века, рождаются и умирают люди, меняется культура, мода, жизни ритм, но память предков есть в наших генах, и знания о них не должны исчезнуть. К тому же,  люди могут лучше понимать себя, когда о жизни предков узнают.  Ведь многое передается.  И надо благодарить всех тех, кто дал нам жизнь, привел нас в этот мир. Храните, берегите память предков!

          …Мы все привыкли: всё пройдёт однажды…
           ...................................
          …Лишь память в этом мире постоянна,
           Она всегда способна только быть,
           Она одна ни в чём нас не обманет,
           Но не позволит ничего забыть*****. 


            Фото 2016 г.

        *https://www.facebook.com/groups/zapisybelarusaveda/

        **Данилов, С. К. Сад Шкроева - люди и судьбы : [документальная повесть]. - Томск, 2009
 http://elib.tomsk.ru/purl/1-536/

        *** Леонид Борткевич «Песняры» и Ольга. Издание 2-е – Минск: Харвест, 2016. 224 с.

        **** Песенка фронтового шофера: https://www.youtube.com/watch?v=AHgxG1vTTRc

        ***** Ирина Расшивалова,  https://stihi.ru/2023/06/19/1880


Рецензии
Здравствуй, тёзка! Неделю назад, находясь в Болгарии, прочитал твои мемуары о Борткевичах. Признаюсь, не очень люблю читать здесь чужие мемуары, которые у многих интересны лишь им самим, но эти я читал, отдавая должное твоему скрупулёзному исследованию. Мой тебе респект за это! Я тоже пытался узнать как можно больше о своих корнях по линии отца и также, как и ты, очень сожалел, что начал это поздно, когда многие уже ушли из жизни.
Тем ценнее каждая восстановленная крупица истории не только своего или жены рода, но и страны в целом с героическими и трагическими страницами.

С уважением жму руку и желаю доброго здравия тебе и твоим близким!



Владимир Пастернак   04.09.2023 13:08     Заявить о нарушении
Володя, здравствуй, рад тебя услышать! Я рад, что ты оценил мой труд. В последнее время, как и у многих, пропало желание писать. И вдруг мой друг нашел в инете информацию о Марии - сестре деда моей жены, оказывается историки интересуются ее жизнью и судьбой. Прислал мне и портрет ее - очень красивая дама в черном. Вот я и увлекся, стал разбираться, вспоминать, писать... Увлек еще и Зою - жену двоюродного брата Владимира Борткевича. Другие двоюродные тоже начали искать в своих архивах. Нашли еще неизвестных нам ранее родственников. В общем, увлеклись. А я написал, что помню на данный момент. Ведь у других нет таких желаний, а время идет, все меньше остается свидетелей истории.
Желаю доброго здоровья, семье все вашей. Рад что путешествуете, быть может об этом прочитаю...

Владимир Кожин 3   04.09.2023 18:35   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.