О сборнике Дискурсы эзотерики

Недавно мне в руки попал интересный сборник научных статей, который носит название «Дискурсы эзотерики (философский анализ)». Надо сказать, что не все его авторы относятся к эзотерическим учениям одобрительно, но есть и те, кто питает к ним уважение и пытается не огульно «бросить тень» на них, а наоборот показать не только их минусы, но и плюсы. Так понравилась статья В.М. Розина «Эзотеризм как форма индивидуальной и социальной жизни». Приведу отрывок из нее, которым она заканчивается. На мой взгляд, он очень характерный и показательный:

«...Обычные люди или полностью игнорируют жизненный пример эзотерика или (что реже) пытаются его понять и даже пойти за ним. В первом случае эзотерика оценивают в лучшем случае как человека странного, в худшем - как сумасшедшего. Во втором - эзотерик рассматривается как пророк, гений, человек, ушедший вперед в своем духовном развитии. Если события разворачиваются по второму сценарию, творчество и жизненный пример эзотерика входят в культуру, оказывая на нее влияние (как известно, в нашу цивилизацию значительный вклад внесли эзотерически ориентированные религиозные деятели, философы, ученые, художники, политики и пр.). Получается, что эзотеризм - это одна из форм эволюции Социума, опирающаяся на личное творчество, самоактуализацию и психотехническую работу. В лоне эзотерической культуры имеет место не только экспериментальное развитие человека, но, что более существенно, идут пробы эволюционного развития. Многочисленные случаи выпадения эзотериков из культуры, ухода в себя или просто психического и физического разрушения - естественная плата за эволюцию и возможность эзотерической самоактуализации» (В.М. Розин. Эзотеризм как форма индивидуальной и социальной жизни. // Дискурсы эзотерики (философский анализ). - М., 2001, с. 130).

Автор пытается найти «рациональное зерно» в эзотерических учениях, и ему это удается. Он не отрицает их, что называется, априори, но пытается подойти к ним непредвзято, честно и вооружившись мощным орудием интеллектуального анализа.

В другой статье сборника, которая принадлежит перу Е.Г. Балагушкина и носит название «Эзотерика в новых религиозных движениях» приведен следующий интересный факт. Оказывается, уже в середине 90-х годов имел место быть случай защиты диссертации по «тайным доктринам». Автор данного труда - Ю.В. Курносов. Он, в частности, пишет: «Эзотеризм является частью мировой культуры и истории, мощным пластом знаний по многим аспектам человеческой жизнедеятельности и специфических видов практики» (Цит. по: Дискурсы эзотерики (философский анализ), с. 214).

Сам же Е.Г. Балагушкин разбирая, например, систему П.К. Иванова отмечает, что «его эвристические положения о жизни и человеке... не лишены интереса и для строгого научного мышления» (Там же, с. 226).

Это лишь некоторые, наиболее яркие фрагменты из книги. Для тех, кто заинтересуется данным сборником, существует электронная его версия, которую можно скачать в интернете по адресу: https://www.dropbox.com/s/69mo8y3tcjj003u/diskursi.doc


Рецензии