Я живу в России и этим горжусь!

Создание портрета Васильченко Людмилы Павловны – основательницы нового для наших мест этнографического туризма – планировала назвать примерно так: «Возрождение России начинается с глубинки». Но, продолжая изучать материалы публикаций по теме, натолкнулась на статью А.В. Антоненко в журнале «Милена» (№ 4 – 2014, с.12-13), которая называлась «Возрождение России начинается с провинции». Выходит, что и мысли, и даже названия так созвучны, что впору подозревать меня в плагиате! Но, видит Бог, до того, как написала название, журнала не видела. Может, время пришло? И пора просто объединять усилия тех, кто вообще об этом думает, заботится и даже активно действует? Статья Антоненко посвящается прогнозам и перспективам раз-вития провинциального туризма и связанных с ним задачам: строительство дорог, развитие инфраструктуры, воспитание граждан, реставрация памятников истории и культуры и пр. Понятие «провинциальный туризм» включает многое. И этнографический туризм, как нам представляется,- интереснейшее и уже зародившееся направление в нашем крае!
Когда «портрет» уже был готов, и осталось только сверить сходство с оригиналом, прочитав текст, «натура» вдруг развернулась так, что стало понятно: портрет не готов! Нужно многое дописать. А когда Людмила Павловна экспромтом, без репетиции, исполнила собственную театрализованную песню в стиле рэп, обозначилось и название:

Я ЖИВУ В РОССИИ И ЭТИМ ГОРЖУСЬ!

Это часть рефрена её песни, которая лучшим образом характеризует деятельность этой удивительной женщины. Но, чтобы понять душу, замыслы, содержание её работы, нужно познакомиться с текстом, хотя бы выборочно. Тем более, что автор его к этому прямо призывает:
Оцените мой текст и поймите его –
Я хочу добиться только одного:
Рассказать про дедов, про родных отцов,
Привести в пример немного русских слов.
Русское слово – небесный поход.
Русская традиция – это код.
Код здоровья, любви и удачи,
Слушай правду – нельзя иначе.
Слушайте Ярило – это здоровье и сила.
Новое поколение зло победило.
С нами Лада – любовь и добро,
Пора в гармонию войти нам давно!
Род, Родина, родник, урожай –
Корень свой смотри не забывай!
Я живу в России и этим горжусь,
Никого не обижу, никого не боюсь,
Я живу в России и буду жить всегда,
Не забуду её никогда!
Я живу в России и этим горжусь!
Ты одна такая – великая Русь!
Страна великих воинов, великих людей,
Живи и гордись Родиной своей!
ВАСИЛЬЧЕНКО ЛЮДМИЛА ПАВЛОВНА –
Настоящая русская красавица: стройная, обворожительная, нежная. В умных глазах – тепло, лучезарность и живой интерес к жизни, которую она не просто проживает, но делает краше, уютнее, интереснее для других. Многих других. Портрет её на фоне берёзки должен быть написан самым талантливым художником, в самых тёплых тонах! А мы постараемся создать её портрет в тёплых словах. Несколько лет назад приехала в Балашов на разведку по обстоятельствам, связанным с необходимостью перемены климата. После недолгих поисков оказалась в селе Пинеровка. Это было то, что нужно: сухой климат, отсутствие насекомых, красота, сравнительно дешёвое жильё. Решение было принято. А рядом оказалась совсем не-обыкновенное чудо – Никольевка! Так Васильченко открывала для себя будущую туристическую Мекку. А предыстория существовала с тех пор, как… Действительно, когда же появился интерес к этим сказочным местам? Тогда, когда директор балашовской детской туристической станции 50-х годов прошлого века Н.С. Зелянин облюбовал этот берег Хопра и вы-строил первые 6 домиков детской турбазы? Или позже, когда следующий директор ДЭТС учёный-археолог Хреков А.А. откроет здесь поселение древних людей и даст название рас-копу «Никольевское городище»? Но, это стало возможным потому, что интерес к этим местам был ещё у наших древних предшественников! Одним словом, Людмила Павловна начинала не с начала. До неё были не только неандертальцы, но и все вышеперечисленные, плюс те, кто уже начале XXI века построили гостевые домики, и куда уже приезжают туристы из разных мест. И слава Богу! Но и она приехала не новичком и не с пустыми руками. У неё были свои планы и собственный опыт, который не предполагал конфликта интересов.
Родилась она в особенный по древнеславянскому календарю день – с 1 на 2 января 1954 года в Томске. Рождённые в это время – время Коляды – несущие свет, торящие, т.е. прокладывающие дорогу людям. Для того, чтобы прокладывать дорогу, нужно и самой её одолеть. Началось «одоление» с самого детства. Жила на окраине Томска, почти в лесу. Отсюда – тяга к природе. Реку Томь километровой ширины переплывала на спор ещё в седьмом классе. Психологический климат в семье не всегда располагал к пребыванию дома. Потому часто уходила к бабушке за семь километров, через реку. Если не одолевала путь за раз, зарывалась в первый попавшийся стог, ночевала. Ела дикий лук, разговаривала со зверюшками, потом шла дальше. Бабушку обожала. Она оставила внучке в наследство … напёрсток и одну мысль, которую всю жизнь носила с собой, пока не пригодилась: «Имей всегда кусок земли. Он тебя обязательно выручит. При любой войне, чуме, кризисе, безработице и безденежье». Бабушка умерла в 94 года от общего одряхления организма, так ни разу и не обратившись к докторам. Свой характер, здоровье и способность работать за шестерых она передала внучке. Так и называла её – «шестиручка». От неё же передались привязанности к природе, огороду, шитью. В соединении с культурой – это и есть призвание на всю жизнь.
Культура, конечно, всегда занимала доминирующее место. Первое образование, которое получила после школы – режиссёрское отделение культпросветучилища. Этого скоро стало недостаточно. Окончила Петербургский институт культуры по специальности методика преподавания в культуре. Вела занятия в общеобразовательных школах, в лицее искусств в Томске и Норильске. Авторские курсы в центре подготовки работников со-циальной сферы. Преподавала МХК (мировую художественную культуру).
Потом увлеклась славянской культурой, 20 лет занималась её внедрением. Формировалась собственная методическая система. Были созданы 2 авторские программы, опубликовано 56 пособий, книги для чтения – «Природа славян», «Быт славян». Небольшое по объ-ёму пособие (47стр.) – бесценное пособие для посвящения даже самых юных читателей в тайны древнерусской красоты. Рисунки элементов древних строений, костюмов и оружия, орудий труда и утвари, сопровождающиеся краткими пояснениями, дают возможность не только понять, как это было, действовало, но и воссоздать при необходимости почти утра-ченное чудо. Этим, собственно, и занимается сейчас практически бывший преподаватель МХК. Несколько публикаций посвящены обрядам и праздникам с расшифровкой их элементов. Например, в свадебных обрядах – фата, белое платье, зерно, баня перед свадьбой и т.д. Некоторые из них уже опубликованы в журнале «Милена» (№ 2-2012г, с. 10-12, № 2-2014 г., с. 1-3). Её книги приняты на хранение в Государственный Этнографический музей в Санкт- Петербурге.
Задачу свою Людмила Павловна видит в создании неразрывной цепочки русской культуры от древности, т.е., дохристианской культуры до современности. Не от-рицание язычества, а изучение и использование его традиций, как основы, на которой утвердилось христианство. Современные христианские теологи, кстати, уже не отрицают этого так ожесточённо, как некоторое время назад.
Она участвует в праздниках всех народов и религий, составляющих нашу многонациональную и многоконфессиональную культуру. Люди, которые приходят к Васильченко, разные. Но они учатся находить то общее, что может их объединить. Как жить в ладу с природой? Это было актуально всегда, но сейчас, когда человек так активен – особенно! Если соединить многовековую правду воедино, считает Людмила Павловна, то это и будет правда сегодняшняя. Она – за традиционализм в сочетании с новаторством. Формула предков была проста: продолжение рода на основе любви. Это всё выражается в обрядовости. Но это – не баловство, не игра. Всё должно исполняться точно и в срок. Культура любого народа – это программа его истории, воплощённая в определённых формах и обрядах. У каждого народа своя матрица, своя особенность. Десятки малочисленных народов Севера, Алтая, Северного Кавказа, Поволжья – да любой глубинки России – это непочатый край для культурологов, историков, этнографов – приходим мы к единому мнению.
Масштаб, размах, с которым она творит, поражает. Жизнь понуждала её бросать на-житое, наработанное и начинать всё сначала. Всюду, где работала, оставляла музеи, разработки, богатейший материал по культурному краеведению. Не стремится попасть в общий поток, создаёт что-то такое, что не делает другой. Она сама относит себя к породе воинов, борцов. Может повести за собой людей. Реально занималась славянскими единоборствами, и это тоже, как считает героиня очерка, тоже укрепляет веру, даёт силу.
«Мы часто говорим о возрождении нации, религии, культуры. С чего оно начинается? Конечно, с любви к Родине. Но не только на словах – на деле! В этом во всём нужно жить. Иметь то, что мы связываем с понятием «культура» в доме, в быту. Это повседневные традиции в семье» - считает Васильченко.
Масштабность деятельности, энергия, с которой Л.П. покоряет пространство, лю-дей, задачи, которые успевает решать, впечатляют. И, честное слово, уже хочется быть добровольно втянутой в орбиту её деятельности. Её знают в Саратове, в Москве, появились друзья и гости «Никольевского городища» за рубежом. В Интернете можно прочитать восторженные отзывы от посещения её «деревни» из Норвегии, Германии, Дании.
Первостепенное значение придаёт следованию предписаниям древнеславянских и христианских традиций, в которых программно запечатлено, что и когда, и как следует де-лать. Поститься – не потому, что это модно или потому, что можно под этим предлогом похудеть и привести в порядок фигуру. Всё было продумано до мелочей столетия назад как воздействие через систему обрядов и житейского уклада на духовное и физическое здоровье человека. Поэтому всё, считает Л.П., необходимо делать в строгом порядке. И, если предписано как-то особо целый месяц, каждый день, делать то-то и то-то, это надо делать. Потому что так вы сохраняете тело и душу.
Вышесказанное больше касалось сферы духовной, даже, если хотите, философской. Как решаются проблемы в реальности? Людмила Павловна продолжает рассказывать без пауз, очень лаконично и быстро, в точном соответствии с принципом «кто ясно мыслит, тот ясно излагает».
В Балашове оказалась по причинам, которые уже объяснила вначале. Муж – физик-ядерщик, отдавший силы работе, не мог по состоянию здоровья жить в условиях влажного климата, т.е. Томск и Питер не подходили. Выбор был невелик. Здесь, в Балашове, жила подруга, которая подсказала этот вариант. Нужно было, чтобы было сухо, чтобы взрослым детям, живущим в разных концах… мира, было удобно добираться к ним. Старший – Дмитрий - живёт в США и в Москве. Они с женой окончили МГУ. Теперь работают в Бостоне. Кстати, среднюю школу он окончил, будучи семиклассником. Дочь Марина Валерьевна после окончания Томского классического университета работает в школе завучем по научной работе в Норильске. По специальности – лингвист. Младший – Алексей закончил Театральную Академию на Моховой в Санкт-Петербурге. Имеет свой театр в Финляндии. А теперь – ещё и артист известного французского цирка «Дюсалей». Людмила Павловна по праву считает, что к их успехам имеет самое прямое отношение, так как в первую очередь свои знания передавала детям и создавала условия для их развития и образования. Она ещё и бабушка трёх внуков, которым она тоже передаёт свои знания, заряжает энергией, помогает реализовать таланты. Внучка Лада, например, в 2013 году завоевала титул «Принцесса России». Много лет принимает участие в конкурсе научных работ по славяноведению и занимает только 1 место! Валентин Юдашкин, известный модельер, приглашает Ладу участвовать в показах мод. В её достижениях – и немалый вклад бабушкиных стараний и её духовного наследства.
Приехав в Балашов, стучалась в разные двери. Первой была дверь к Л.И. Рымашевской, которая в то время возглавляла отдел образования. Помогла с работой. Потом – краеведческий музей. Там подсказали, где найти автора книги «Древности Прихопёрья» Хрекова А.А. Встретились. Поехала на турбазу в Никольевку. Оценила: очень удобно для развития туризма. Сначала приезжала только на лето. Купила дом, знакомилась с людьми, проводила праздники. Наняла людей, строила. Параллельно вела кружки в ЦЭВД (центре эстетического воспитания детей). Стала победителем конкурса «Сердце отдаю детям». Уже в Балашове заработала более десятка грамот, дипломов. Практически каждый конкурс – победа. С детьми нравилось работать всегда. Но сама государственная система образования не устраивает своим бумажным антуражем: слишком много лишних бумаг, мешающих живой работе с детьми. Через 4 года поняла – это мелко, это – не мой размер. Цитирую: «Я должна быть университетом, центром, вокруг меня всё должно бурлить, строиться, создаваться».
Пока есть силы, решила построить «избушку», в которой можно было бы проводить праздники, семинары. Купила сруб, который стоял в центре города, напротив Дмитриевского рынка. Участвовала в конкурсе предпринимателей и выиграла грант в 300 000 рублей – самый большой. Взяла ещё 500 000. Работает без выходных, без отпусков. Долги, долги… Одни отдаёт, другие набегают. Но, дело делается.
Оживилось село: одни строят, другие делают игрушки на продажу. Третьи выращивают овощи, ягоды, производят мясную и молочную продукцию, кормят приезжающих. В перспективе открытие сувенирного цеха. Уже закуплено оборудование, станки. Нужны спе-циалисты. Многое Васильченко делает сама. Она – признанный мастер старинных рукоделий. Прославленный фольклорный ансамбль Прихопёрья «Зоренька» уже выступает в её костюмах. Есть заказы из Москвы, Саратова, Аркадака, Калининска. Создаёт кукол. Надеется, что и здесь, в Балашове, будет востребована.
С грустью и гордостью вспоминает о том времени, когда в Норильске вела две авторские программы на телевидении. На Таймыре ею был создан этнографический музей, который посещали генерал Лебедь, Президент Путин, да мало ли ещё кто. Эта ниша до сих пор не закрыта. То есть, хоть сейчас возвращайся назад. Музей, который она создала и подарила Норильску, носит её имя - имя Людмилы Павловны Васильченко. Л.П. утешает себя тем, что дело её будет жить в её наследии. Ведь сколько воспитано последователей! Только сертификатов на право ведения культурологии выдано более 1500!
Тесный контакт установлен с местными казаками. Они с удовольствием приняли участие в первой настоящей свадьбе, сыгранной с соблюдением всех казачьих обычаев. Были и кони, и хлеб-соль, и шашки вратами над головами новобрачных, и гуляние на три дня. А свадьба, кстати, была лишь частью грандиозного фестиваля.
Вдумайтесь в формулу восприятия мира из уст подвижницы: «Иду в сад работать – я прибираю планету. А когда иду на работу – то я спасаю мир. Все мои поступки должны в эту формулу вписываться».
С грустью говорит о том, что люди боятся всего нового. В появлении этнографической деревни, этнотуризма усматривают конкуренцию. А ведь выиграли бы все: кто-то зарабатывал бы на организации быта, кто-то – на праздниках фольклорных, игрушках, сувенирах. Выиграла бы и администрация района в виде налогов от прибыльного туризма. Рядом с Никольевкой уже есть зарыбленный пруд, значит, и рыба на столе, и туристы-рыбаки инте-рес проявят. Когда-то, точнее, в 60-80-ые годы прошлого века, жители балашовского и воронежского Прихопёрья увлекались водным «диким» туризмом. Лодок, катеров, байдарок было у балашовцев не меньше, чем сейчас автомобилей. Была даже парусная лодка. А маршрут по воде от усадьбы Нарышкиных (Пады) до « Никольевского городища» – очень привлекателен и не так дорог. Кстати, название «Никольевское городище» входит в речевой оборот, видимо, с подачи Хрекова А.А. Именно он занимался археологическими изысканиями в этом районе и сделал интересные открытия. Но – это совсем другая история. А Васильченко придала новое звучание и значение названию.
В запасе у Людмилы Павловны столько интересного! Она же не только теоретик, но и практик: мастер по ткачеству и старинному ручному шитью. Пишет книги, сочиняет стихи и сценарии праздников. Используя свои профессиональные знания (по первому образованию, помните, - режиссёр), сама ставит настоящие фольклорные спектакли, сама в них играет, поёт, танцует. А главная её задумка – создание фрагмента исторической реконструкции древнего поселения «Никольевское городище». Не верится, что ей уже за 60. Нет, ей чуть за 60. Глядя на неё, понимаешь, что это совсем не солидный возраст. И планов у Васильченко, как минимум, ещё лет на 60.
Описывать её и прослеживать ход её мыслей очень непросто. Она фонтанирует, играет, как шампанское. К концу нашей встречи что-то определяется, но ещё нужно время, чтобы всё сложилось, отстоялось в сознании.
Ясно одно, что её таланты – и искусствоведа, и этнографа, и предпринимателя, и создательницы уникальных народных костюмов, игрушек, домашней утвари и деко-ра в духе русской старины нужно использовать и всячески поддерживать. Всем – горожанам, сельчанам, руководству в сфере культуры, власти. Многие уже откликнулись и разделяют её хлопоты. Безусловно, участие всех на благо всех принесёт ожидаемые плоды.
17 марта 2015 г.


Рецензии