Скука и ракурс - анализ часть 1

СКУКА и РАКУРС: Анализ ( часть 1) -
(«Интерес, Игра, Творчество, Ценность»),

      В основе лежит наблюдение над диалогом Фауста и Мефистофеля А. С. ПУШКИНА -  с попыткой анализа. Согласно нашей концепции интереса здесь для Фауста решающую роль играет найденный ракурс, восхождение к ценности — то есть, конец игры. Знаменитое —    
«Fastidium est quies - скука
Отдохновение души».
Буквально: перерыв и отдых после интенсивного напряжения (любого рода) духовно-физической деятельности (в силу осознания субъектом ИСЧЕРПАННОСТИ, ВЫЯСНЕННОСТИ, ОПРЕДЕЛЁННОСТИ, ЗАВЕРШЁННОСТИ, ОБРЕТЕНИЯ ЧЁТКИХ ГРАНИЦ, АБСОЛЮТНОЙ ЯСНОСТИ И ПОЛНОЙ ВЫСКАЗАННОСТИ) единичного, бывшего интригующего Предмета ИНТЕРЕСА для конкретного Субъекта.
Ср.: слова Хелен Хадсон на лекции:
«Крик жертвы заглушает боль маньяка. Убивая, он чувствует прилив жизненных сил, но затем приходит не чувство вины, а разочарование. Убийство кажется ему недостаточно идеальным. И тогда он ищет совершенства в следующем». (Тексты фильмов: https://cinematext.ru/movie/imitator-copycat-1995/)   и
       А. С. Пушкин, слова Мефистофеля:
«Так безрасчетный дуралей,
Вотще решась на злое дело,
Зарезав нищего в лесу,
Бранит ободранное тело; -

Так на продажную красу,
Насытясь ею торопливо,
Разврат косится боязливо».
Ошибка и «вина» единично избранного предмета (Объекта)  —   в иллюзии «удачно найденного» РАКУРСА, вернее, в обладании им — но согласно видению и по личному мнению Субъекта деятельности. Объект деятельности «распредмечен»  in a perfectly, выясняется бесконечное количество свойств и «жизненных» проявлений единично избранного предмета (Объекта), которые противоречат идеально представленному в сознании Субъекта  РАКУРСУ избранного предмета (Объекта), свойств и проявлений, вызывающих бурное отвращение и отторжение у Субъекта — обыкновенная плата за распредмечивание предмета (Объекта деятельности). Эффект восприятия  Наины Финном в «Руслане и Людмиле»  А. С. Пушкина: после бесконечно долгой серии магических манипуляций выясняется необходимость привязки к временным био - физиологическим изменениям избранного предмета (Объекта деятельности) - «скидки на возраст». Но это  — стандартно найденный РАКУРС избранного предмета (Объекта), имеющий свойства длительное время консервированно, зафиксированно храниться в воображении (сознании) Субъекта: («Остановись, Мгновенье! Ты прекрасно!» (И. В. ГЁТЕ) - и остановилось — что и противоречит естественному движению времени, то есть, самой жизни).
В дальнейшем маниакальное (преступное) сознание опредмечивает распредмеченный  бывший интригующий Предмет ИНТЕРЕСА в создании памятника-фетиша, «беспокойная душа» (А. С. ПУШКИН) требует нахождения нового РАКУРСА, и, скорее всего, прерванный монолог Мефистофеля гневным порывом Фауста ( 1).«Сокройся, адское творенье!  /  Беги от взора моего!» — как абсолютный стыд, который продиктован совершенным и упорным нежеланием признаваться даже самому себе)  - 2).«Потом из этого всего / Одно ты вывел заключенье...» - должен был заканчиваться наивным и малодушным решением Фауста создания аналогичного памятника- фетиша, опредмеченного в виде написания или этического трактата по теме, или стихов про какие-нибудь «сладко-звонкие струи» и «томную главу» (А. С. ПУШКИН) — в качестве ритуализованного прощения («понимающая кислая улыбка в ответ на огненную страсть») - «На безрыбье и рак — рыба», «С паршивой овцы — хоть шерсти клок», «Не пропадать же добру...», etc.
26.07.23   


Рецензии