О ней можно снять Das Boot-2
«Лодка» (нем. Das Boot) — западногерманский художественный фильм 1981 года, снятый режиссёром Вольфгангом Петерсеном по одноимённому роману 1973 года Лотара-Гюнтера Буххайма, повествующем о седьмом боевом походе немецкой подводной лодки U-96 во время Второй мировой войны.
Сегодня рассказ пойдет о другой субмарине, достойной того, чтобы и о ней сняли художественный фильм наподобие «Das Boot», U-66.
На её счету 33 потопленных и четыре повреждённых судна, ею командовали два кавалера Рыцарского креста, Цапп и Маркворт, да и в последнем походе под командованием 26-летнего Герхарда Зеехаузена было отправлено на дно четыре судна и произошла эпическая битва с американскими самолётами и эскортным эсминцем.
Но и до своей гибели она неоднократно теряла людей - в боях и без воздействия противника, а также приносила несчастье своим "дойным коровам" - лодкам снабжения.
На снимке U-66 в Лориане, еще одном французском порте, где базировался флот Кригсмарине.
Самым коротким был седьмой патруль под командой Фридриха Маркворта. 9 ноября 1942 года лодка покинула Лориан, а в 20:50 индикатор радиолокационного облучения показал, что лодка засечена вражеским радаром. В процессе погружения через один вентиляционный клапан стала поступать забортная вода. Загорелся распредщит, залитая аккумуляторная батарея стала выделять хлор. Пришлось всплывать, а наверху лодку уже ждали.
Британский Wellington Mk.VIII (эскадрилья RAF 172/D, пилот F/O Dе Dixon) сбросил четыре 100-кг бомбы и обстрелял U-66 из турельной установки. Лодку выбросило на метр из воды, вышел из строя один гребной электродвигатель, воздушный компрессор и руль. Самолёт больше не атаковал, но от дальнейшего похода пришлось отказаться. 11 ноября лодка снова появилась в Лориане.
Ремонт продлился до 6 января 1943 года, когда лодка покинула базу. Помимо охоты за вражескими судами она должна была выполнить ещё одно задание - высадить в Мавритании немецкого агента Жана Лалларта. На берег его должны были доставить на надувной шлюпке боотсмаат Вагнер и матрозенобергефрайтер Дашке. Сразу после высадки они были схвачены французами. Маркворт ждал своих людей 13 часов, но вынужден был уйти без них. За каждого из них он потопил в этом походе по судну.
Следующий, девятый поход, закончился для Маркворта тяжёлым ранением, также были убиты и ранены ещё несколько человек. Потопив у восточного побережья США 2 танкера и повредив третий, лодка нуждалась в пополнении запасов топлива и продовольствия. Ей была назначена встреча с "дойной коровой" U-117. 3 августа U-66 приближалась к заданному квадрату, когда её атаковали торпедоносец «Эвенджер» и истребитель «Уайлдкэт» с эскортного авианосца «Кард».
Вахтенный офицер объявил: "Тревога!", но Маркворт, зная, что лодка наиболее уязвима именно в момент погружения, решил принять бой на поверхности. Если бы он знал, что у торпедоносца в этот момент отказали электрические бомбосбрасыватели, то конечно бы нырнул, но получилось так, как получилось. В первый заход самолёты ограничились обстрелом из пулемётов. Немцы отвечали своим огнём.
Сразу был убит второй вахтофицер оберлейтенант цур зее К. Шютце и тяжело ранен торпедист Хайнц Нитш, куривший на мостике во время первой атаки. Его спустили внутрь лодки, где он вскоре скончался от потери крови. На третьем заходе «Эвенджер» сбросил наконец вручную две бомбы и самонаводящуюся торпеду "Фидо". Но это была промашка американцев, "Фидо" действовала на глубинах от 12 метров и больше, а лодка погружаться не стала.
На 5-м заходе пал матрозенобергефрайтер Лоренц, который вёл огонь по самолётам, несмотря на несколько ранений. Маркворт к этому моменту получил повреждения спины, а на шестом заходе самолётов пуля попала ему в живот. Стажёр фенрих цур зее Фафф получил проникающее ранение груди. Ранения различной степени тяжести были у первого вахтофицера оберлейтенанта цур зее Клауса-Йоахим Хербига и ещё пяти подводников.
Поняв, что бомбить самолётам больше нечем, Хербиг дал команду на погружение. Убитые Шютце и Лоренц остались наверху, забирать их не было времени.
На лодке оставалось 16 тонн солярки и только один дееспособный вахтенный офицер.
U-117 получила приказ срочно идти к пострадавшей лодке. Ночью 6 августа на неё перешёл доктор и первый вахтофицер U-117 оберлейтенант цур зее Пауль Фреркс, который должен был подменить еле живого Маркворта. Также в тёмное время успели перегрузить продовольствие, дело оставалось за топливом.
И всё бы получилось, но союзники уже читали переговоры немцев и были в курсе о предполагаемом месте встречи. 7 августа в 9:00 U-66 и U-117 появились на поверхности и начали процесс передачи топлива. Спустя три часа они заметили приближающийся самолёт.
В первый же заход была сброшена бомба между лодками, топливный шланг оборван. U-66 пошла на погружение, а её кормилица, видимо, была повреждена и осталась на поверхности. Вскоре с «Карда» прилетели ещё четыре самолёта, которые совместно её прикончили.
8 августа Фреркс, сообщив в штаб о нападении самолётов, добавил, что лодке требуется ещё 35 т топлива.
Поздно вечером 16 августа U-66 взяла у U-847 Герберта Куппиша топливо, и субмарины расстались. 1 сентября 1943 года U-66 пришла в Лориан. Прибыв на базу, Фреркс сдал лодку другому офицеру. Так как Маркворт из-за ранения не мог исполнять свои прежние обязанности, командиром субмарины был назначен оберлейтенант цур зее Герхард Зеехаузен.
Немного об упомянутых офицерах. Маркворт больше в боевые походы не ходил, служил в учебном подразделении, умер в 1994 году. Судьба Фреркса была более извилистой. В море это был исправный и умелый офицер. Но на берегу любил заложить за галстук и покуражиться. За грамотные действия на U-66 старые грехи ему скостили и после курсов командиров назначили командовать новёхонькой U-975.
Однако он пустился во все тяжкие, под мухой вёл себя безобразно, не раз в таком состоянии угрожал присутствующим оружием. И наконец допрыгался: 16 марта 1944 года его сняли с должности и отдали под трибунал. Тот вынес вердикт: три месяца тюрьмы с последующим разжалованием в матросы. Войну он пережил, но в 1963 году якобы пропал без вести в Дании.
О Хербиге немного ниже.
А Герхард Зеехаузен вывел U-66 в её последний поход 16 января 1944 года. Патруль продлился 112 суток, за это время было потоплено 4 транспорта.
В ночь с 25 на 26 апреля 1944 г. лодка должна была дозаправиться от очередной "дойной коровы" U-488, но та была потоплена именно в эту ночь до назначенной встречи.
Ночью 6 мая U-66 была засечена радаром самолёта с эскортного авианосца USS BLOCK ISLAND в районе островов Зелёного мыса, где она явно ожидала рандеву с очередным заправщиком.
Самолёт стал наводить на лодку эскортный эсминец USS Buckley. Когда он приблизился, немцы выпустили сигнальные ракеты, но корабль не отвечал, продолжая приближаться со скоростью 23 узла
Менее чем через 10 минут оба корабля были на расстоянии 2700 метров.
U-66, поняв, что корабль, направляющийся к ней, не был лодкой снабжения, выстрелила торпедой. Эсминец смог уклониться, вообще, это был очень маневренный корабль, диаметр циркуляции не более 300 метров на скорости порядка 20 узлов.
Buckley открыл огонь с 2100 метров. Самый первый залп из 3-дюймовых орудий нанес прямое попадание в полубак подлодки прямо перед палубным орудием. Велся беглый огонь из всех орудий, включая 20-мм, 40-мм и 3-дюймовые. Немцы ответили огнём со своей стороны, неся потери, стали резко маневрировать и выпустили вторую торпеду, но тоже безрезультатно.
Вскоре противники оказались на расстоянии 20 метров друг от друга, двигаясь параллельным курсом, подводную лодку простреливали от носа до кормы. Видно было, как 20-мм и 40-мм снаряды рвались и разлетались по боевой рубке, огонь с подводной лодки прекратился, за исключением прерывистых коротких очередей. В результате интенсивного артиллерийского огня на мостике субмарины начался пожар, который горел с нарастающей интенсивностью.
После этого эсминец пошёл на таран, взобравшись на носовую часть лодки. Немцы посыпались на палубу и полезли на бак эсминца, некоторые с оружием на абордаж. На баке началась свалка. В немцев стреляли из пистолетов и винтовок, в ход пошли гильзы от снарядов, одному немцу такой проломили голову, кидали в них даже кофейными кружками. Так вот, этой группой командовал первый вахтофицер лодки Хербиг. Он и ещё четверо были схвачены и уведены на корму.
Buckley стал сдавать назад, но тут лодка совершила манёвр или просто потеряла управление и в свою очередь врезалась носом в борт американца, нанося скользящий удар. Он пробил дыру в кормовом машинном отделении, срезал гребной вал правого борта и скрутил корму корабля. Когда лодка проходила вдоль борта, её закидали гранатами и одна влетела в открытый рубочный люк.
С рубки и палубы лодки свисали убитые. В отчете о действиях Buckley подробно описывается затопление U-66: «Подводная лодка проходит за кормой, все еще делая около 15 узлов. 3-дюймовая пушка № 3 нанесла 3 прямых попадания в боевую рубку. Субмарина исчезает под поверхностью воды на такой скорости с работающим дизелем и открытым люком боевой рубки и бьющим из него огнем, по-видимому, полностью брошенная и неуправляемая. Люк на передней палубе также открыт. Все действие длилось 16 минут. Слышен сильный глубоководный взрыв, за которым последовали более мелкие взрывы».
В течение следующих трех часов эсминец двигался малым ходом, подобрав в общей сложности тридцать шесть выживших, включая четырех офицеров. У большинства из них были разной тяжести ранения.
Герхард Зеехаузен погиб со своей лодкой. Посмертно ему было присвоено звание капитан-лейтенанта, а также он был награждён Немецким крестом в золоте.
Свидетельство о публикации №223072600427