Великая Псковитянка, осветившая Русь

Февральское небо над древним Псковом затянуло тучами.В самом центре города стоит памятник,подхожу,смотрю.
Памятник первой христианской правительнице, равноапостольной великой княгине российской Ольге.
На фоне унылого,серого неба,он выделяется своей неприступной завершённостью,как-будто всё,что происходит в мире не может затронуть святыню земли русской,ту святыню с которой эта земля и началась.
Фигура Ольги  настолько мощная,что кажется,она и сейчас,если потребуется защитит   Псковскую землю,свой родной Псков.
Я смотрю на неё,испытывая  благоговейный трепет и даже некоторый страх.
Трепет перед той,которая своим миссионерским подвигом,равным по трудам с апостольским,встала с ними в один ряд и страх,перед её воительным духом,который мог не только созидать,но и разрушать.
Я смотрела на памятник и вспоминала деяния Великой Псковитянки и мне казалось,что всё,что я знаю про неё сейчас ничто по сравнению с тем впечатлением,которое произвёл на меня её образ,запечатлённый в  бронзе Вячеславом Клыковым.
Ольга с белого постамента смотрела своим взором мимо меня,устремив взгляд вдаль,туда,где стоял Храм Пресвятой Троицы-Свято-Троицкий кафедральный собор.
Именно там,на мысе слияния двух рек Великой и Псковы,после её крещения было видение-с небес спустились и просияли три луча.
"Да,будет вам ведомо,что изволением Божиим на этом месте будет церковь во имя Пресвятой Троицы и будет здесь великий и славный град,изобилующий всем".
Там,на месте нынешнего Троицкого собора,великая княгиня выстроила деревянный Троицкий храм.
Свершилось,предначертанное Богом, видение-на его месте вырос Дом Божий.
С тех пор вся древняя Псковская земля и город Псков прозываются Домом Пресвятой Троицы.
Почему Бог выбрал именно это место?
Место,где происходили для нашего государства российского самые судьбоносные и значительные события?
Псковский Кром.
Здесь Ольга воздвигла крест и основала храм,именовавшийся с тех пор"Домом Святой Троицы".
Дышит,дышит Псковская земля храмами,благотворно влияя своей богоизбранностью на всю Россию.
Здесь христианская Россия начала свой путь.
Псковский Свято-Троицкий собор своими куполами,как ключ открывает дверь к небу,устремляясь туда в своей первозданной чистоте.
Ольга знала и верила,что эта земля,родившая и вскормившая её,должна стать основой для сплочения всего государства российского.
Она знала это,потому,что родилась здесь и впитала с молоком матери чистоту поднебесья и радость бытия родной Псковской земли.
Как хорошо знала она эту землю,если стала её родина для всех русских Домом Пресвятой Троицы.
Троицкий собор и все псковские храмы являются детищем Ольги и её подвижников,которые столетиями укрепляли веру на Руси,строя храмы и приводя людей к вере.
Вспомним этих святых.
На постаменте памятника барельефы двенадцати псковских и российских святых: псковские князья Довмонт-Тимофей и Всеволод-Гавриил,князь Александр Невский,преподобные Никандр Псковский,Марфа Псковская,Васса Псково-Печерская,святитель Тихон(Патриарх Московский и всея Руси), Корнилий Псково-Печерский,митрополит Вениамин,Великая княгиня Елизавета Фёдоровна и блаженный Николай Салос.

Велика и грозна,властна и могущественна была Ольга,запечатлённая в бронзе на главной площади г.Пскова.

Она была Хозяйкой древнего города,основанного ею же в 947 году,который в девятом веке был небольшим торгово-ремесленным поселением,а не тем великим городом,который мы знаем из истории;города,который был её вотчиной в молодости.

Родовое имение-село Выбуты находилось в нескольких км от тогдашнего места,где потом будет стоять Псков,неподалёку был Изборск, который явился предтечей всего Православия на русской земле.

С древней Псковской земли и началась Россия.

Смотря на памятник великой русской святой,хотелось низко поклониться Ольге за её подвижнический подвиг и неотступную веру.
За то,что она шла до конца в решении утвердить веру на русской земле и с её почина зародилась эта мысль у её внука Владимира,который долгим и тернистым путём привёл святую Русь к Крещению.

Пришла к Христианской вере Ольга через жестокое язычество.

С мужем,князем Игорем судьба её свела неслучайно.
Оба были из богатых и знатных родов.
Великая княгиня Ольга принадлежала к роду князей Изборских,великий князь Игорь к роду Рюриковичей.
Слияние этих родов,продолжавшееся несколько столетий,посредством браков,привело к тому,что род Рюриковичей поглотил Изборский род,который "приказал долго жить" и вписался в род Рюриковичей,давший многочиленную династию наших царей.

Общность характеров Игоря и Ольги привела к тому,что она по многим качествам  не уступала своему любезному супругу.
Она,как и он умело управлялась с решением хозяйственных вопросов,но и достаточно хорошо разбиралась в политических.
Пока любимый муж отсутствовал в походах,его сильная жена принимала послов,разбиралась с жалобщиками,наместниками и дружинниками.
Она своим служением добилась второго места в иерархии Древнерусского государства,направляя политику князя в нужную сторону,будучи во всём ему советчицей  и опорой.

Это значило особое доверие и расположение к ней мужа.Который,имел,как и все князья в те далёкие годы становления государства российского,не одну жену и наложницу.(Вспомним,хотя бы внука,будущего Крестителя Руси,князя Владимира,который до своего преображения в вере,имел не меньше 10 жён и гарем наложниц).

Но...Ольга для Игоря-самая любимая,с ней никто не сравнится,даже,жаждущий власти,Игорь склонялся перед её неуёмным характером,его не пугала её государственность и властность,как она могла бы испугать многих мужей.
Он,наоборот, был непрочь переложить на её плечи тяжкое бремя власти.
Что здесь?
Расчёт или провидение.
Наверно,и то и другое.
Как бы ,то ни было,жили они  счастливо- в любви и согласии.
Игорь ходил с походами на войну,,а дома внутренней жизнью княжества управлялась Ольга.
Чем не гармоничный союз,который ещё более скрепился рождением сына,князя Святослава Игоревича.
Но в нашей российской истории никогда не бывает  гладко,так и здесь.
Но,уж,никак не мог предположить Игорь,что,,обретя мир со всеми соседними странами и  отправившись за сбором дани-полюдья к древлянам с целью выправить порядок её сбора,так быстро оставит Ольгу одну на этом свете и нелепо погибнет мученической смертью.

Древляне расправились с ним,помятуя на то,что если повадился волк на овцу,то утащит по одной всё стадо,если не убьют его.
Князь Игорь был убит восставшими "был взят ими в плен,привязан к стволам деревьев и разорван надвое".
 
В Деревской (Древлянской) земле,у города Искоростеня закончил свой жизненный путь и был погребён великий князь Игорь,собиратель земель русских,зрелый государственный муж и воин,управленец великой  киевско-новгородской державой,сохранивший её в целостности и первым из Рюриковичей,возглавивший единое Древнерусское государство,полухристианское по своей сути.

А,что же ,Ольга?

Вспомним,она,невидимой рукой направлявшая и поддерживающая,видевшая в союзе с Игорем своё предназначение,как жена,друг и государственница,что же,она?

Она,как и любая женщина сначала плачет:"Увы мне!Увы мне,свет мой! Куда ты сокрылся от очей моих! Лучше бы мне прежде тебя умереть! Не слышала бы я о твоей гибели не от супостатов-врагов,а от людей земель твоих! К кому мне горькую печаль обратить?Сын мой ещё дитя,кто будет наставлять его и кто сбережёт ему державу его?"

Так тяжко голосила она,а потом начала мстить древлянам за мужа.

Ольга мстит и в этой мести доходит до исступления.
Она мстит по обычаям славянских предков,мстит,как правительница и правопреемница князя,Святослав-то ещё слишком мал,чтобы управлять Русью.Мстит,как жена,как женщина за свою поруганную жизнь.Мстит,как истовая язычница.Мстит очень жестоко.

В ответ на предложение древлянского князя Мала взять её в жёны,хитро обводит послов,бросая их в глубокую яму, прямо с ладьёй,заживо закапывая их в этой яме.
Вспомнят тогда они о мучительной кончине князя Игоря и возопят:"Ох! Хуже нам Игоревой смерти". На этом княгиня не остановится,делая древлянам послание прислать ещё послов и именитых людей"иначе киевляне её не отпустят",по приезде старшин,приказывает истопить баню и велит заживо сжечь их в ней.Справляя тризну(поминки) по князю,потчует пришедших на поминки древлян,да,так,что спаивает их допьяна,после чего уходит.Дружине Ольги уже ничего не стоит порубить на куски пьяных древлян.Погибает пять тысяч человек(!)
Возвратившись в Киев,после поминок,Ольга идёт войной на древлян.
Коростень не хотел покоряться до последнего,Ольга посылает им:"Сдаться!И данью будет три голубя,да,три воробья".Опять Ольга решила хитростью взять неприступных древлян,приказала  своим воинам привязать к каждой птице серу и трут,зажечь и пустить на волю.
А,куда такая птица,как голубь и воробей полетит?Конечно к родному дому.Вот и полетели голубки,да,воробышки,как горящие факелы прямо в свои дома к древлянам.Коростень жутко горел,как большой общий костёр,много дворов погибло подчистую.Сдались древляне,признав Ольгу своей правительницей.

Что это?
Поступки обезумевшей от горя женщины или справедливый приговор?

Думается,и то и другое.Ольга действует по задуманному плану,основа которого,строгий обдуманный расчёт.
Она так действует,потому,что по-другому не может,не знает и не должна. Так поступали до неё сотни лет назад её пращуры.
Жуть пробирает от таких действий,в них вся жестокость язычества,где нет Божеского милосердия и прощения к своим врагам.

Но,если вдуматься, поступки древлян по отношению к ней ещё более вопиющие:убить мужа,князя,государственника,а потом ещё придти и свататься к ней,к Ольге,жене убитого ими князя.Достойно,как полагается по обычаям той эпохи,русский государь  погребён не был, убитый русский государь был закопан там же,где с ним и расправились.

Что может быть циничнее?

Её месть-это ритуальный ответ на убийство,древне-русский княжеский погребальный обряд.
Но и ответ,ответ той,которая явно показала,что хозяйкой положения является она.
Она-княгиня Ольга,полноправная правительница и государыня земли русской и никто не посмеет перечить ей отныне.
Её месть-способ показать,кто на земле русской хозяин...Или хозяйка,но женское не берётся в расчёт,оно закончилось.Со смертью мужа закончилось навсегда.
Кончилась женщина-началась другая история жизни Ольги,история,которая полностью изменит масштаб её личности.

Время Ольги жестоко,оно жестоко и  по отношению к ней,меняя её постепенно после этих событий.

Она правит в государственных делах,не,как женщина,в общепринятом понимании,но,как разумный муж,проявляя при этом волю,силу духа и действие.

Ольга действует,нанося удар за ударом,утоляя свою жажду мести.
Признание Ольги придёт тогда,когда часть древлян она сделает рабами,а остальных обложит непомерной данью.

Да,такова Ольга,наша русская  святая.

Равноапостольная.

Равноапостольной чести вместе с Ольгой удостоились ещё пять женщин в христианской истории(Мария Магдалина,первомученица Фёкла,мученица Апфия,царица Елена и просветительница Грузии Нина).

Ум у Ольги женский,изворотливый,хитрый вкупе с мужским твёрдым характером делают её сильной,справедливой и надёжной правительницей.

Помятуя о печальных событиях,связанных со смертью своего дорогого супруга,она в первую очередь "спускает удила" по сбору дани, справедливо распределяя и заметно снижая её в размерах.

Наконец,Ольга решает совершить поход на север Руси,к себе на родину-в Псков,Новгород,по рекам Мсте и Луге, в новгородские земли.

Большой масштабный землеустроительный поход.

Она,как крупнейшая землевладелица на Руси,хотела утвердить основу всего-русскую землю,вводя уставы по сбору полюдья и оброков,основывая погосты,куда свозилась и учитывалась дважды в год вся дань.

Летописец писал:"Места её и погосты,и сани её стоят в Пскове и поныне".

Любила Ольга свои родные места ,холила и лелеяла,понимала их ценность,как понимали ценность этих территорий греческие,арабские,норманнские купцы,которые меняли своё золото и серебро на истинно золотой запас Руси-пушнину(куны).
Очень  ценились заповедные места,,где водилась куница,бегал соболь с горностаями и белками,приравненные к золотым и серебрянным рудникам в других странах.

Поход для благоустройства Северной Руси увенчался переселением пленённых древлян на эти территории,которые были воспитаны для проживания именно  в лесных чащобах,которые больше всего подходили под их образ жизни.

Увидела Ольга Псков, родную землю.
Хоть и по государственным делам сюда возвратилась,а всё же любимая вотчина перед нею.

Давно ли то было,как впервые князь Игорь попросил её,плывущую в лодке,перевезти на другой берег реки Великой,а вот,уж,и князя нет...

Здесь будет стоять град,который станет отныне главным оплотом северного военно-торгового пути на Руси,её форпостом на границе с северными территориями.

Так Ольга в 947 году основала град великий Псков.
Пошла она по стопам своего батюшки,который заведовал переправой в Выбутской веси и где она помогала ему,будучи ещё совсем ребёнком.
Путь"из варяг в греки"продолжился в граде Пскове.

Укрепила Ольга и Киевскую Русь установлением первых государственеых границ.

Богомудрая-так назовёт её церковь.

Богомудрая потому,что думала о духовном устроении русского народа.

В 955 году она принимает в Константинополе,в главном храме империи-соборе Святой Софии Святое Крещение,став в крещении Еленой,в честь матери святого Константина Великого,принявшего первым крещение в Римской империи.

Таинство Крещения совершил над ней патриарх Константинопольский Феофилакт,обратившийся к ней с такой речью:"Благословенна ты в женах русских,ибо оставила тьму и возлюбила Свет..Благословят тебя русские люди во всех грядущих поколениях,от внуков и правнуков до отдалённейших потомков твоих".

Подвиг,совершённый Ольгой состоит ещё и  в том,что не будучи христианкой,до крещения жизнь свою вела по христианским законам,хоть бы и посватался к ней даже византийский князь, не пошла бы за него,она мужняя вдова,мужа знала и хватит с неё.
Больше всего хотела святая княгиня утвердить свою веру в своих детях,но...сын,в силу "посажения"его в младенчестве в Новгороде и"возмужания"на Ладоге,куда христианство проникло много позднее,чем в Киеве,не принял и не понял святую мать свою,сказав ей:"Как я окрещусь,ведь дружина надо мною смеяться станет?"На,что Ольга ответила:"Если ты крестишься,то и все крестятся".Но Святослав не принял веры Христовой,не по его характеру была она,Святослав любил войны,храбро сражался и был аскетом-спал на войлоке,подложив под голову седло,ел неварёную пищу,зажарит мясо на костре и ест.К врагам относился уважительно,всегда предварительно посылал вызов:"Иду на вы" и,уж,потом совершал нашествие.Не был христианином и её убитый супруг,князь Игорь,относишийся к вере христианской с прохладцей.

По сути,Ольга в своём желании христианства была одна-ни муж,ни сын не были поддержкой и только внук,святой Владимир закрепил на Руси желание и волю своей бабушки,утвердив святую христианскую веру в русском народе.

Ольга все годы жизни терпеливо несла крест неприятия и непонимания среди самых родных, близких людей.
Наверно,Господь Бог выбрал ей такой крест,который был ей по силам и который она несла всю жизнь,не увидев рассвет Христианства на Руси,но заронив его основу,открывая храмы и открывая душу своего внука Владимира,который,пройдя сквозь языческое тёмное мракобесие ,встретил солнце Христианства и сам стал Крестителем земель русских, Владимиром-Красно Солнышко.

Стоит на главной площади древнего и прекрасного города Пскова памятник святой Ольге,а рядом с нею маленький её внук,,будущий Креститель Руси и держит в руках  икону с ликом Христа.
В правой руке у Ольги крест-символ Православия,лик княгини увенчан нимбом-символом святости.

Жива,жива вера на святой Руси.
Ольга передаёт своему внуку Владимиру свой крест,свою веру христианскую,в этом памятнике не только живая история и правда,в нём заключена глубокая мысль-вера придёт в Дом Святой Троицы  вместе с преемственностью поколений.

В каждой семье,в каждую душу слова Священного Писания:"Был свет истинный,Который просвещает всякого человека,приходящего в мир.В мире был,и мир чрез Него начал быть".
Пусть хранит град великий Псков память о ней,Великой Псковитянке,осветившей Русь светом святой веры.


Рецензии