Великая Псковитянка, осветившая Русь
Памятник первой христианской правительнице, равноапостольной великой княгине российской Ольге.
На фоне унылого,серого неба,он выделяется своей неприступной завершённостью,как-будто всё,что происходит в мире не может затронуть святыню земли русской,ту святыню с которой эта земля и началась.
Фигура Ольги настолько мощная,что кажется,она и сейчас,если потребуется защитит Псковскую землю,свой родной Псков.
Я смотрю на неё,испытывая благоговейный трепет и даже некоторый страх.
Трепет перед той,которая своим миссионерским подвигом,равным по трудам с апостольским,встала с ними в один ряд и страх,перед её воительным духом,который мог не только созидать,но и разрушать.
Я смотрела на памятник и вспоминала деяния Великой Псковитянки и мне казалось,что всё,что я знаю про неё сейчас ничто по сравнению с тем впечатлением,которое произвёл на меня её образ,запечатлённый в бронзе Вячеславом Клыковым.
Ольга с белого постамента смотрела своим взором мимо меня,устремив взгляд вдаль,туда,где стоял Храм Пресвятой Троицы-Свято-Троицкий кафедральный собор.
Именно там,на мысе слияния двух рек Великой и Псковы,после её крещения было видение-с небес спустились и просияли три луча.
"Да,будет вам ведомо,что изволением Божиим на этом месте будет церковь во имя Пресвятой Троицы и будет здесь великий и славный град,изобилующий всем".
Там,на месте нынешнего Троицкого собора,великая княгиня выстроила деревянный Троицкий храм.
Свершилось,предначертанное Богом, видение-на его месте вырос Дом Божий.
С тех пор вся древняя Псковская земля и город Псков прозываются Домом Пресвятой Троицы.
Почему Бог выбрал именно это место?
Место,где происходили для нашего государства российского самые судьбоносные и значительные события?
Псковский Кром.
Здесь Ольга воздвигла крест и основала храм,именовавшийся с тех пор"Домом Святой Троицы".
Дышит,дышит Псковская земля храмами,благотворно влияя своей богоизбранностью на всю Россию.
Здесь христианская Россия начала свой путь.
Псковский Свято-Троицкий собор своими куполами,как ключ открывает дверь к небу,устремляясь туда в своей первозданной чистоте.
Ольга знала и верила,что эта земля,родившая и вскормившая её,должна стать основой для сплочения всего государства российского.
Она знала это,потому,что родилась здесь и впитала с молоком матери чистоту поднебесья и радость бытия родной Псковской земли.
Как хорошо знала она эту землю,если стала её родина для всех русских Домом Пресвятой Троицы.
Троицкий собор и все псковские храмы являются детищем Ольги и её подвижников,которые столетиями укрепляли веру на Руси,строя храмы и приводя людей к вере.
Вспомним этих святых.
На постаменте памятника барельефы двенадцати псковских и российских святых: псковские князья Довмонт-Тимофей и Всеволод-Гавриил,князь Александр Невский,преподобные Никандр Псковский,Марфа Псковская,Васса Псково-Печерская,святитель Тихон(Патриарх Московский и всея Руси), Корнилий Псково-Печерский,митрополит Вениамин,Великая княгиня Елизавета Фёдоровна и блаженный Николай Салос.
Велика и грозна,властна и могущественна была Ольга,запечатлённая в бронзе на главной площади г.Пскова.
Она была Хозяйкой древнего города,основанного ею же в 947 году,который в девятом веке был небольшим торгово-ремесленным поселением,а не тем великим городом,который мы знаем из истории;города,который был её вотчиной в молодости.
Родовое имение-село Выбуты находилось в нескольких км от тогдашнего места,где потом будет стоять Псков,неподалёку был Изборск, который явился предтечей всего Православия на русской земле.
С древней Псковской земли и началась Россия.
Смотря на памятник великой русской святой,хотелось низко поклониться Ольге за её подвижнический подвиг и неотступную веру.
За то,что она шла до конца в решении утвердить веру на русской земле и с её почина зародилась эта мысль у её внука Владимира,который долгим и тернистым путём привёл святую Русь к Крещению.
Пришла к Христианской вере Ольга через жестокое язычество.
С мужем,князем Игорем судьба её свела неслучайно.
Оба были из богатых и знатных родов.
Великая княгиня Ольга принадлежала к роду князей Изборских,великий князь Игорь к роду Рюриковичей.
Слияние этих родов,продолжавшееся несколько столетий,посредством браков,привело к тому,что род Рюриковичей поглотил Изборский род,который "приказал долго жить" и вписался в род Рюриковичей,давший многочиленную династию наших царей.
Общность характеров Игоря и Ольги привела к тому,что она по многим качествам не уступала своему любезному супругу.
Она,как и он умело управлялась с решением хозяйственных вопросов,но и достаточно хорошо разбиралась в политических.
Пока любимый муж отсутствовал в походах,его сильная жена принимала послов,разбиралась с жалобщиками,наместниками и дружинниками.
Она своим служением добилась второго места в иерархии Древнерусского государства,направляя политику князя в нужную сторону,будучи во всём ему советчицей и опорой.
Это значило особое доверие и расположение к ней мужа.Который,имел,как и все князья в те далёкие годы становления государства российского,не одну жену и наложницу.(Вспомним,хотя бы внука,будущего Крестителя Руси,князя Владимира,который до своего преображения в вере,имел не меньше 10 жён и гарем наложниц).
Но...Ольга для Игоря-самая любимая,с ней никто не сравнится,даже,жаждущий власти,Игорь склонялся перед её неуёмным характером,его не пугала её государственность и властность,как она могла бы испугать многих мужей.
Он,наоборот, был непрочь переложить на её плечи тяжкое бремя власти.
Что здесь?
Расчёт или провидение.
Наверно,и то и другое.
Как бы ,то ни было,жили они счастливо- в любви и согласии.
Игорь ходил с походами на войну,,а дома внутренней жизнью княжества управлялась Ольга.
Чем не гармоничный союз,который ещё более скрепился рождением сына,князя Святослава Игоревича.
Но в нашей российской истории никогда не бывает гладко,так и здесь.
Но,уж,никак не мог предположить Игорь,что,,обретя мир со всеми соседними странами и отправившись за сбором дани-полюдья к древлянам с целью выправить порядок её сбора,так быстро оставит Ольгу одну на этом свете и нелепо погибнет мученической смертью.
Древляне расправились с ним,помятуя на то,что если повадился волк на овцу,то утащит по одной всё стадо,если не убьют его.
Князь Игорь был убит восставшими "был взят ими в плен,привязан к стволам деревьев и разорван надвое".
В Деревской (Древлянской) земле,у города Искоростеня закончил свой жизненный путь и был погребён великий князь Игорь,собиратель земель русских,зрелый государственный муж и воин,управленец великой киевско-новгородской державой,сохранивший её в целостности и первым из Рюриковичей,возглавивший единое Древнерусское государство,полухристианское по своей сути.
А,что же ,Ольга?
Вспомним,она,невидимой рукой направлявшая и поддерживающая,видевшая в союзе с Игорем своё предназначение,как жена,друг и государственница,что же,она?
Она,как и любая женщина сначала плачет:"Увы мне!Увы мне,свет мой! Куда ты сокрылся от очей моих! Лучше бы мне прежде тебя умереть! Не слышала бы я о твоей гибели не от супостатов-врагов,а от людей земель твоих! К кому мне горькую печаль обратить?Сын мой ещё дитя,кто будет наставлять его и кто сбережёт ему державу его?"
Так тяжко голосила она,а потом начала мстить древлянам за мужа.
Ольга мстит и в этой мести доходит до исступления.
Она мстит по обычаям славянских предков,мстит,как правительница и правопреемница князя,Святослав-то ещё слишком мал,чтобы управлять Русью.Мстит,как жена,как женщина за свою поруганную жизнь.Мстит,как истовая язычница.Мстит очень жестоко.
В ответ на предложение древлянского князя Мала взять её в жёны,хитро обводит послов,бросая их в глубокую яму, прямо с ладьёй,заживо закапывая их в этой яме.
Вспомнят тогда они о мучительной кончине князя Игоря и возопят:"Ох! Хуже нам Игоревой смерти". На этом княгиня не остановится,делая древлянам послание прислать ещё послов и именитых людей"иначе киевляне её не отпустят",по приезде старшин,приказывает истопить баню и велит заживо сжечь их в ней.Справляя тризну(поминки) по князю,потчует пришедших на поминки древлян,да,так,что спаивает их допьяна,после чего уходит.Дружине Ольги уже ничего не стоит порубить на куски пьяных древлян.Погибает пять тысяч человек(!)
Возвратившись в Киев,после поминок,Ольга идёт войной на древлян.
Коростень не хотел покоряться до последнего,Ольга посылает им:"Сдаться!И данью будет три голубя,да,три воробья".Опять Ольга решила хитростью взять неприступных древлян,приказала своим воинам привязать к каждой птице серу и трут,зажечь и пустить на волю.
А,куда такая птица,как голубь и воробей полетит?Конечно к родному дому.Вот и полетели голубки,да,воробышки,как горящие факелы прямо в свои дома к древлянам.Коростень жутко горел,как большой общий костёр,много дворов погибло подчистую.Сдались древляне,признав Ольгу своей правительницей.
Что это?
Поступки обезумевшей от горя женщины или справедливый приговор?
Думается,и то и другое.Ольга действует по задуманному плану,основа которого,строгий обдуманный расчёт.
Она так действует,потому,что по-другому не может,не знает и не должна. Так поступали до неё сотни лет назад её пращуры.
Жуть пробирает от таких действий,в них вся жестокость язычества,где нет Божеского милосердия и прощения к своим врагам.
Но,если вдуматься, поступки древлян по отношению к ней ещё более вопиющие:убить мужа,князя,государственника,а потом ещё придти и свататься к ней,к Ольге,жене убитого ими князя.Достойно,как полагается по обычаям той эпохи,русский государь погребён не был, убитый русский государь был закопан там же,где с ним и расправились.
Что может быть циничнее?
Её месть-это ритуальный ответ на убийство,древне-русский княжеский погребальный обряд.
Но и ответ,ответ той,которая явно показала,что хозяйкой положения является она.
Она-княгиня Ольга,полноправная правительница и государыня земли русской и никто не посмеет перечить ей отныне.
Её месть-способ показать,кто на земле русской хозяин...Или хозяйка,но женское не берётся в расчёт,оно закончилось.Со смертью мужа закончилось навсегда.
Кончилась женщина-началась другая история жизни Ольги,история,которая полностью изменит масштаб её личности.
Время Ольги жестоко,оно жестоко и по отношению к ней,меняя её постепенно после этих событий.
Она правит в государственных делах,не,как женщина,в общепринятом понимании,но,как разумный муж,проявляя при этом волю,силу духа и действие.
Ольга действует,нанося удар за ударом,утоляя свою жажду мести.
Признание Ольги придёт тогда,когда часть древлян она сделает рабами,а остальных обложит непомерной данью.
Да,такова Ольга,наша русская святая.
Равноапостольная.
Равноапостольной чести вместе с Ольгой удостоились ещё пять женщин в христианской истории(Мария Магдалина,первомученица Фёкла,мученица Апфия,царица Елена и просветительница Грузии Нина).
Ум у Ольги женский,изворотливый,хитрый вкупе с мужским твёрдым характером делают её сильной,справедливой и надёжной правительницей.
Помятуя о печальных событиях,связанных со смертью своего дорогого супруга,она в первую очередь "спускает удила" по сбору дани, справедливо распределяя и заметно снижая её в размерах.
Наконец,Ольга решает совершить поход на север Руси,к себе на родину-в Псков,Новгород,по рекам Мсте и Луге, в новгородские земли.
Большой масштабный землеустроительный поход.
Она,как крупнейшая землевладелица на Руси,хотела утвердить основу всего-русскую землю,вводя уставы по сбору полюдья и оброков,основывая погосты,куда свозилась и учитывалась дважды в год вся дань.
Летописец писал:"Места её и погосты,и сани её стоят в Пскове и поныне".
Любила Ольга свои родные места ,холила и лелеяла,понимала их ценность,как понимали ценность этих территорий греческие,арабские,норманнские купцы,которые меняли своё золото и серебро на истинно золотой запас Руси-пушнину(куны).
Очень ценились заповедные места,,где водилась куница,бегал соболь с горностаями и белками,приравненные к золотым и серебрянным рудникам в других странах.
Поход для благоустройства Северной Руси увенчался переселением пленённых древлян на эти территории,которые были воспитаны для проживания именно в лесных чащобах,которые больше всего подходили под их образ жизни.
Увидела Ольга Псков, родную землю.
Хоть и по государственным делам сюда возвратилась,а всё же любимая вотчина перед нею.
Давно ли то было,как впервые князь Игорь попросил её,плывущую в лодке,перевезти на другой берег реки Великой,а вот,уж,и князя нет...
Здесь будет стоять град,который станет отныне главным оплотом северного военно-торгового пути на Руси,её форпостом на границе с северными территориями.
Так Ольга в 947 году основала град великий Псков.
Пошла она по стопам своего батюшки,который заведовал переправой в Выбутской веси и где она помогала ему,будучи ещё совсем ребёнком.
Путь"из варяг в греки"продолжился в граде Пскове.
Укрепила Ольга и Киевскую Русь установлением первых государственеых границ.
Богомудрая-так назовёт её церковь.
Богомудрая потому,что думала о духовном устроении русского народа.
В 955 году она принимает в Константинополе,в главном храме империи-соборе Святой Софии Святое Крещение,став в крещении Еленой,в честь матери святого Константина Великого,принявшего первым крещение в Римской империи.
Таинство Крещения совершил над ней патриарх Константинопольский Феофилакт,обратившийся к ней с такой речью:"Благословенна ты в женах русских,ибо оставила тьму и возлюбила Свет..Благословят тебя русские люди во всех грядущих поколениях,от внуков и правнуков до отдалённейших потомков твоих".
Подвиг,совершённый Ольгой состоит ещё и в том,что не будучи христианкой,до крещения жизнь свою вела по христианским законам,хоть бы и посватался к ней даже византийский князь, не пошла бы за него,она мужняя вдова,мужа знала и хватит с неё.
Больше всего хотела святая княгиня утвердить свою веру в своих детях,но...сын,в силу "посажения"его в младенчестве в Новгороде и"возмужания"на Ладоге,куда христианство проникло много позднее,чем в Киеве,не принял и не понял святую мать свою,сказав ей:"Как я окрещусь,ведь дружина надо мною смеяться станет?"На,что Ольга ответила:"Если ты крестишься,то и все крестятся".Но Святослав не принял веры Христовой,не по его характеру была она,Святослав любил войны,храбро сражался и был аскетом-спал на войлоке,подложив под голову седло,ел неварёную пищу,зажарит мясо на костре и ест.К врагам относился уважительно,всегда предварительно посылал вызов:"Иду на вы" и,уж,потом совершал нашествие.Не был христианином и её убитый супруг,князь Игорь,относишийся к вере христианской с прохладцей.
По сути,Ольга в своём желании христианства была одна-ни муж,ни сын не были поддержкой и только внук,святой Владимир закрепил на Руси желание и волю своей бабушки,утвердив святую христианскую веру в русском народе.
Ольга все годы жизни терпеливо несла крест неприятия и непонимания среди самых родных, близких людей.
Наверно,Господь Бог выбрал ей такой крест,который был ей по силам и который она несла всю жизнь,не увидев рассвет Христианства на Руси,но заронив его основу,открывая храмы и открывая душу своего внука Владимира,который,пройдя сквозь языческое тёмное мракобесие ,встретил солнце Христианства и сам стал Крестителем земель русских, Владимиром-Красно Солнышко.
Стоит на главной площади древнего и прекрасного города Пскова памятник святой Ольге,а рядом с нею маленький её внук,,будущий Креститель Руси и держит в руках икону с ликом Христа.
В правой руке у Ольги крест-символ Православия,лик княгини увенчан нимбом-символом святости.
Жива,жива вера на святой Руси.
Ольга передаёт своему внуку Владимиру свой крест,свою веру христианскую,в этом памятнике не только живая история и правда,в нём заключена глубокая мысль-вера придёт в Дом Святой Троицы вместе с преемственностью поколений.
В каждой семье,в каждую душу слова Священного Писания:"Был свет истинный,Который просвещает всякого человека,приходящего в мир.В мире был,и мир чрез Него начал быть".
Пусть хранит град великий Псков память о ней,Великой Псковитянке,осветившей Русь светом святой веры.
Свидетельство о публикации №223072600485