Тысяча самых красивых ходов

Сегодня я нагло открываю новую рубрику в своих шахматных комбинациях.
Тысяча самых красивых ходов в шахматных партиях.
Почему «нагло»?
Это же надо так обнаглеть, чтобы осмелиться надеяться дожить хотя бы до десятой публикации!
Глаза болят. Ноги немые. Инсулин под сорок единиц в сутки, метформин долгоиграющий и еще десятки таблеток и мазей с трудом поддерживают существование моего ослабевающего тельца.
Умишкой слаб и явно впал в детство. Одни «хождения» в детский садик последние девять лет чего стоят! И вот – космический новый прожект! Опубликовать СВОИ примечания к самым потрясающим ходам в мире! Да кому они нужны, твои «примечания», урод?
А я всё равно пусть и слабо играю, зато комментирую ого-го!
Но к телу!
На самом первом месте стоит позиция одного из самых уважаемых мною шахматных авторов мира. У него она помещена например в сборнике написанном вместе с Томом Фюрстенбергом («Ученик чародея»). Мало того, что я с детства зачитывался его знаменитой книгой «Международный турнир гроссмейстеров». Мало того, что именно ему я посылал свои первые открытия на шахматной доске. Мало тог что мне выпало великое счастье познакомиться лично с его тренером, опекуном и наставником. В начале девяностых Борис Самойлович представил нас с Давидом Ионовичем друг другу лично!
Тут есть и еще одно обстоятельство личного свойства. Главный соперник Давида Ионовича – Михаил Моисеевич родился в 1911 году!
В этом же точно году родился еще один мужчина, сыгравший в моей жизни огромную, я бы даже сказал главную, роль – мой родной отец! Матч с Ботвинником однажды начавшийся на мой взгляд не прекращался для Бронштейна уже никогда! Видимо это судьба всех, кто играл реально матчи на первенство мира. Видимо для Корчного до последнего вдоха продолжался матч с Анатолием Карповым. Для Капабланки никогда не заканчивался матч с Александром Алёхиным. Для Бориса Спасского не прекращается матч с Робертом Фишером.
Кто бы что бы ни говорил.
А у меня все не прекращается молчаливое общение с родным отцом. Как я тогда забрался к нему на колени и сидел на них боясь шелохнуться несколько часов, так всё и сижу на них. А он все грызёт и грызёт недогрызенный огурчик.
Дело не в местах. Не в медалях. Не в Кубках. Не в славе.
Дело для больших шахматистов в Игре.
Игра игре рознь.
Есть позиции и позиции. И есть ходы и ходы (два разных ударения!).
Есть шахматисты, которые увлечённо составляют шахматные задачи и этюды.
А к нам от них приходят ещё и слова!
Одна тема «Мхедрули» чего стоит!
Шахматная композиция – огромный пласт человеческой культуры.
При моей зрелости в мире было уже накоплено более двух с половиной миллионов шахматных задач и этюдов! И в каждой позиции надо найти удивительный не очевидный ход! А порою и потрясающую серию ходов. Случилось так, что поначалу я успешно продвигался именно на ниве композиции.  В 1975 кажется году журнал «Костёр» опубликовал мою шахматную задачу на ретроанализ, где в решении пешка в разных вариантах превращается во все четыре фигуры.
Так что можете поверить на слово старому матадору: фантастически красивых ходов я на своём коротком веку повидал немало.
Но этот…
Я именно этим ходом открываю свою внутреннюю коллекцию, как самым самым!
Этот ход в практической партии высокого уровня не имеет себе равных.
Я понимаю партнёра Давида Ионовича, который не видел такого хода «в упор» во время партии.
Обычно поставить свою ладью под бой одной фигуры выше сил человеческих.
Редчайший случай, если ладья ставится под бой срезу двух фигур!
Но чтобы ладья отдавалась сразу трём фигурам!!! Ничем и никем не защищённая ладья встаёт под три удара пешки, ладьи и ферзя! И при этом беспардонно прямолинейно сама атакует и этого ферзя и эту ладью!
Один такой ход и картинка партии решительно изменилась.
И противник увидев это восьмое чудо света сдался немедленно!
Истинно! Истинно гроссмейстерский ход!
Ход – сказка!
Ход подлинного чемпиона мира по шахматам – ведь матч с Ботвинником Бронштейн сыграл вничью, то есть на равных! И Больше Михаил Моисеевич не позволил ему сесть за доску в матче за первенство мира ни разу. Страху он натерпелся с одного раза в избытке.
Смотрите на этот ход и вы поймёте, что Михаил Моисеевич имел все основания опасаться игрока такого уровня и такой глубины мышления.
Позднейшие комментаторы лепят сами не знают что. Амбиции у них через край! Голову даю на отсечение что в практической партии большинство играющих на планете шахматистов этого хода не рассмотрели бы. Ладья может пойти на любое из семи свободных полей! Безо всякого ущерба для себя. Мозг наш устроен так, что он обычно сокращает число вариантов, поскольку из «общих соображений» взятие защищенной пешкой пешки – дикость несусветная. А тут еще две фигуры её надежно защищают!
Это же какой надо иметь изощрённый взгляд, чтобы считать в первую очередь реальные угрозы королю, спрятавшемуся не совсем удачно в домик на противоположном краю доски!
Шахматы – в переводе – Смерть Королю! И конечно игрок нацеленный именно на мат считает угрозы монарху партнёра раньше всего остального.
Ну а комментатор, заявивший «несложный» пусть и дальше пребывает в столь счастливом заблуждении. Несложный, когда он уже показан!
Запредельный ход!
Ход века!

Примечание к иллюстрации от комментатора: во время 33 чемпионата над головами обоих партнёров висел советский государственный флаг. В СССР насколько я помню такие вещи не рисовались. Не забудем, что Бронштейн официально был москвич, а Москва и Россия в СССР были разными субъектами. Так что это в ролике на ютьюбе современные фантазии забывших историю.


Рецензии