Девятый круг ада. Напоминание для предателей

Мы живём во времена массовых предательств. Любая сводка новостей по радио, телевидению или в интернет-сообществе  даёт массу конкретных примеров. И на этом фоне, естественно, вспоминается итальянский поэт, мыслитель, богослов, один из основоположников литературного итальянского языка, Данте Алигьери ( итал. Dante Alighieri,  1265 — 1321) с его «Божественной комедией».

Сегодня есть много возможностей познакомиться с этим произведением, читать его в оригинале или в поэтических переводах, слушать аудиокниги.

Я хочу напомнить, что у Пушкина есть три отрывка, которые Василий Жуковский при формировании собрания сочинений поэта отнёс к подражаниям Данте. Два отрывка, написанных в 1832 году, я предлагаю вниманию читателей. В них нашли отражения факты из жизни самого Александра Сергеевича Пушкина.

И дале мы пошли — и страх обнял меня.
Бесенок, под себя поджав свое копыто,
Крутил ростовщика у адского огня.

Горячий капал жир в копченое корыто,
И лопал на огне печеный ростовщик.
А я: „Поведай мне: в сей казни что сокрыто?“

Виргилий мне: „Мой сын, сей казни смысл велик:
Одно стяжание имев всегда в предмете,
Жир должников своих сосал сей злой старик

И их безжалостно крутил на вашем свете.“
Тут грешник жареный протяжно возопил:
„О, если б я теперь тонул в холодной Лете!

О, если б зимний дождь мне кожу остудил!
Сто на сто я терплю: процент неимоверный!“ —
Тут звучно лопнул он — я взоры потупил.

Тогда услышал я (о диво!) запах скверный,
Как будто тухлое разбилось яицо,
Иль карантинный страж курил жаровней серной.

Я, нос себе зажав, отворотил лицо.
Но мудрый вождь тащил меня всё дале, дале —
И, камень приподняв за медное кольцо,

Сошли мы вниз — и я узрел себя в подвале.

«Сто на сто я терплю: процент неимоверный!» - это явное напоминание тем, кто за услуги кредита взимает просто гигантские суммы. Банковский кредит  стал выше десятины при татаро-монгольском иге (впрочем, я в это иго не верю, поскольку наша история написана иностранцами и в интересах иностранцев. А это тоже предательство).

Читаем вторую часть подражания Данте.

Тогда я демонов увидел черный рой,
Подобный издали ватаге муравьиной —
И бесы тешились проклятою игрой:

До свода адского касалася вершиной
Гора стеклянная, [как Арарат] остра —
И разлегалася над темною равниной.

И бесы, раскалив как жар чугун ядра,
[Пустили вниз его смердящими] когтями;
Ядро запрыгало — и гладкая гора,

Звеня, растрескалась колючими звездами.
Тогда других чертей нетерпеливый рой
За жертвой кинулся с ужасными словами.

Схватили под руки жену с ее сестрой,
И заголили их, и вниз пихнули с криком —
И обе сидючи пустились вниз стрелой...

Порыв отчаянья я внял в их вопле диком;
Стекло их резало, впивалось в тело им —
А бесы прыгали в веселии великом.

Я издали глядел — смущением томим.

Ад в «Божественной комедии» Данте отличается  строгой системой в загробном мире с точки зрения католического христианства, она представлена в виде девяти кругов, окружающих вмороженного в лёд Люцифера.
Выстраивая модель Ада (Ад, XI, 16-66), Данте подражает Аристотелю, который в своей «Никомаховой этике» (кн. VII, гл. I) относит
к 1-му разряду грехи невоздержанности (incontinenza),
ко 2-му — грехи насилия («буйное скотство», или matta bestialitade),
к 3-му — грехи обмана («злоба», или malizia).
У Данте 2—5-й круги для невоздержанных,
6-й круг для еретиков и лжеучителей,
7-й круг для насильников,
8—9-й — для обманщиков (8-й — просто для обманщиков, 9-й — для предателей). По материалам Википедии

В течение ХХ и ХХI  веков очень много сделано по возвышению греха до доблести, по оправданию пороков, а всё потому, что в прошлые века из числа заповедей Божьих умело исключили требования не лгать (не врать, не говорить ложного и т.д.) и не предавать. То есть самые страшные грехи были умелой рукой фальсификаторов удалены из поля зрения всего общества. А что осталось?

Вот эти десять заповедей в переложении на современный русский язык:

Почитай Бога и одному Ему служи
Не сотвори себе кумира
Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно
Помни день субботний
Почитай отца твоего и мать
Не убивай
Не прелюбодействуй
Не кради
Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего
Не желай ничего, что у ближнего твоего.


А вспомним самое знаменитое стихотворение Михаила Юрьевича  Лермонтова «СМЕРТЬ ПОЭТА». 

 Мало кто знает, что оно начиналось с обращения к государю, ведь дуэль поэта с Дантесом, мужем свояченицы, то есть  родной  сестры Натальи, жены Пушкина, – это реакция на предательство, санкционированное на самом верху иерархической власти:

 
Отмщенья, государь, отмщенья!

Паду к ногам твоим:

Будь справедлив и накажи убийцу,

Чтоб казнь его в позднейшие века

Твой правый суд потомству возвестила,

Чтоб видели злодеи в ней пример.


И какова была реакция царской власти на это обращение Лермонтова? Его и его друга С. А. Раевского, распространявшего стихи,  арестовали и привлекли к судебной ответственности. 25 февраля 1837 года по величайшему повелению вынесен приговор: «Лейб-гвардии гусарского полка корнета Лермонтова … перевести тем же чином в Нижегородский драгунский полк; а губернского секретаря Раевского… выдержать под арестом в течение одного месяца, а потом отправить в Олонецкую губернию на службу, по усмотрению тамошнего гражданского губернатора».

Такая реакция властей, а ещё ссора Лермонтова  с родственником , камер-юнкером Н.А.Столыпиным, который навестил больного Пушкина и пытался всячески оправдать Дантеса, возмутила Лермонтова и он написал ещё 15 строк «А вы, надменные потомки»…

Привожу их полностью, потому что они актуальны и для нашего времени.

А вы, надменные потомки

Известной подлостью прославленных отцов,

Пятою рабскою поправшие обломки

Игрою счастия обиженных родов!

Вы, жадною толпой стоящие у трона,

Свободы, Гения и Славы палачи!

Таитесь вы под сению закона,

Пред вами суд и правда – всё молчи!..

Но есть и божий суд, наперсники разврата!

Есть грозный суд: он ждет;

Он не доступен звону злата,

И мысли и дела он знает наперед.

Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:

Оно вам не поможет вновь,

И вы не смоете всей вашей черной кровью

Поэта праведную кровь!



Пушкин представил, что будет за предательство.

…чертей нетерпеливый рой
За жертвой кинулся с ужасными словами.
Схватили под руки жену с ее сестрой,
И заголили их, и вниз пихнули с криком…

Для предателей Данте отвёл самый нижний круг  ада, а круге этом ещё несколько поясов:
Предательство (Ледяное озеро Коцит)
• Пояс Каина
• Пояс Антенора
• Пояс Толомея
• Пояс Джудекка
• Середина, центр вселенной

Круг ПРЕДАТЕЛЬСТВО охраняется надёжно.
Стражи  - это  Гиганты (Бриарей, Эфиальт, Антей), Люцифер (дьявол, ангел Бога, страж пути к чистилищу.

Томящиеся, то есть ОБМАНУВШИЕ ДОВЕРИВШИХСЯ  и ждущие своего часа разделены на   несколько категорий:
• Предатели родных
• Предатели родины и единомышленников
• Предатели гостей, друзей и сотрапезников
• Предатели благодетелей, величества божеского и человеческого
Вмёрзший в льдину Аид (Люцифер) терзает в трёх своих пастях предателей величества земного и небесного (Иуду, Марка Юния Брута и Кассия).

Вид наказания - предатели вмёрзли в лёд по шею, и лица их обращены в низ.

Кто там находится из тех, кого назвал Данте?
• Братья Альберти (графы Мангона), Фокачча, Камичон
• Бокка, Карлино, Дуэра], Беккерия, Джанни Сольданьер, Ганеллон, Тебальделло деи Дзамбрази, Тидей, Уголино делла Герардеска, Инок Альбериго, Бранка д’Орья
• Марк Юний Брут, Гай Лонгин Кассий, Иуда Искариот.

Мне не интересны деяния предателей, потому я не знаю о многих ничего, да и знать не хочу. А трое из самого нижнего пояса известны всему миру. Один убил Гая Юлия Цезаря, второй по приказу Пилата руководил римскими солдатами при казни осужденных  и своим копьём пробил грудь Иисуса, а третий за 30 серебряников предал своего учителя.


Рецензии