Почему большевики победили в гражданской войне

25 октября (7 ноября) 1917 года в России – к тому времени уже Российской республике – произошёл государственный переворот. Управление гигантской страной взяли в свои крепкие (и совсем не чистые) руки большевики.

Если быть более точным, то ВКП(б) – Всероссийская коммунистическая партия (большевиков). Причём взяли с самыми что ни на есть минимальными усилиями – власть в бывшей империи (а ныне республике) чуть ли не сама упала им в руки.

Как после того признавали многие (и сами большевики, и их союзники, и их противники), большевики просто буквально подобрали валявшуюся под ногами государственную власть в стране.

Поэтому очевидно, что большевики взяли в свои руки управление Россией вовсе не в результате какого-либо заговора – внешнего или внутреннего. А по совершенно объективной причине.

К концу октября 1917 года в России уже окончательно сформировался не просто паралич, а самый настоящий вакуум власти. Государственной власти. Заполнить который могла лишь одна политическая сила – большевики. И никакая другая.

Этот вакуум возник благодаря предыдущей («второй») русской революции – в отличие от первой (1905 года), самой настоящей революции. Так называемой Февральской революции.

Которая произошла всего за одну неделю и завершилась 3-го (16-го) марта – после отречения императора Николая II от престола (в пользу своего брата Михаила) и последовавшего за этим отказа Михаила принять на себя верховную власть в России (сиречь стать следующим Императором Всероссийским).

Вторая революция, как и последовавшая через восемь месяцев Третья, стала результатом не внешнего или внутреннего заговора (военного, Антанты, «жидомасонского», заговора элит или какого-либо другого), а возникшими к тому времени в России совершенно объективными обстоятельствами.

Двумя обстоятельствами. Во-первых, система государственного управления страной (абсолютная монархия) к тому времени была уже совершенно недееспособна. Ибо была не в состоянии решить ни одну из стоявших перед Россией колоссальных проблем.

А, во-вторых, и идея абсолютной монархии (православие-самодержавие-народность и всё такое прочее), и государь император Николай II, и вся его семья (особенно императрица-немка Виктория Алиса Елена Луиза Беатриса Гессен-Дармштадтская) безнадёжно дискредитировали себя в глазах и российских элит (гражданских и военных), и российских ширнармасс, и всего российского общества.

Причём дискредитировали настолько, что когда летом 1918 года над Николаем и его семьёй нависла угроза гибели от рук большевиков, никто даже из противников оных и пальцем не пошевелил, чтобы его спасти. Как, впрочем, не пошевелили и родственники императора – монархи Германии и Великобритании.

От этих двух смертельных болезней Российская Империя тихо скончалась. Лучше, однако, не стало – ибо огромная страна (предсказуемо) рухнула в едва ли не тотальный хаос. С перспективой едва ли не самой страшной геополитической и социальной катастрофы в истории человечества (по крайней мере, со времён падения Римской империи).

Вытащить гигантскую страну из хаоса, предотвратить экзистенциальную катастрофу и решить стоявшие перед страной ключевые проблемы могла (и, в конечном итоге, смогла) лишь одна политическая сила.

Большевики. ВКП(б). Именно поэтому эта партия и взяла власть в стране в свои руки, и одержала победу в последовавшей за этим пятилетней Гражданской войне. Одной из самых кровопролитных в новейшей истории.

Могла (и смогла) потому, что только у большевиков были все составляющие, жизненно необходимые для достижения вышеперечисленных целей. Чёткое видение будущего страны (КАК ДОЛЖНО БЫТЬ); реалистичная программа его достижения; кадры как лидеров, так и среднего и нижнего звена; пассионарность (драйв) – аналогично; высокоэффективная организация (структура); понятные и привлекательные лозунги – и для ширнармасс, и для элит; а также, разумеется, надёжные силовые структуры (структуры безопасности) – армия и спецслужбы.

Структуры, способные действовать с просто нечеловеческой жестокостью – ибо гражданскую войну при прочих равных условиях выигрывает самый жестокий. Кроме того, в России и элиты, и ширнармассы хотели радикальных (а то и радикальнейших) перемен – и именно такое видение им было необходимо предложить.

Всё это у большевиков было – а у их противников отсутствовало напрочь. А если и присуствовало, то было совершенно неконкурентоспособно с тем, что было у большевиков.

В частности, у противников большевиков не было ничего подобного «Мир народам», «Земля крестьянам», «Заводы рабочим» и (пусть неофициальный, но вполне реальный) «Экспроприируй экспроприаторов». В смысле, «грабь награбленное».

Особенно «Мир народам». Ибо в течение целого года – до окончания Великой войны – большевики были единственной политической силой в России, которая непреклонно и последовательно выступала за немедленное прекращение войны (путём подписания сепаратного мира с Центральными державами).

Войны, настолько непонятной и настолько осточертевшей и ширнармассам и большинству элит, что они были готовы поддержать хоть чёрта лысого, если он немедленно начнёт мирные переговоры и подпишет мир пусть даже на кабальных условиях. И потому поддержали большевиков.

Которые (в лице Льва Давидовича Троцкого-Бронштейна) в кратчайшие сроки сумели создать на удивление эффективные вооружённые силы – Рабоче-Крестьянскую Красную Армию (РККА).

Полноценно укомплектованную профессионалами-«военспецами» (компетентными и опытными офицерами и генералами царской армии). Которых большевики убедили в том, что только они способны и спасти Россию от гибели (в самом прямом смысле), и сохранить Российскую империю.

И – что немаловажно - реализовать Великую Мессианскую Идею России. Которую разделяли (осознанно или неосознанно - неважно) чуть ли не все «сверху донизу». И элиты, и ширнармассы; и военные, и гражданские.

Великую Мессианскую Идею мирового господства. Построения мира, который будет управляться российским диктатором из российской столицы. При этом неважно, что под красным большевистским флагом (а не российским триколором или императорским чёрно-бело-жёлтым флагом). И не с православными иконами, а с символами коммунизма (пятиконечной звездой, серпом и молотом).

Удалось большевикам создать (спасибо «железному Феликсу» Дзержинскому сотоварищи) и весьма эффективную политическую полицию (ВЧК). Которая сумела справиться и с мутной уголовной волной, накрывшей Россию (спасибо Временному правительству).

Противники большевиков предлагали элитам и ширнармассам совершенно непонятного «зверька». Демократию, которую в России практически никто не понимал и не хотел. И столь же малопонятную «свободу» (аналогично).

Российские ширнармассы (да и элиты тоже) привыкли к тоталитарному государству – абсолютной монархии. И потому протестовали не против самого этого принципа государственного управления, а против его конкретной реализации (романовской).

И поэтому большевистская идея (по сути, тот же тоталитаризм и та же абсолютная монархия, только в другой обёртке) была для них гораздо ближе – и потому намного более понятной и приемлемой, чем всякие там Учредительные собрания и прочие Государственные Думы.

И не свободы хотели российские ширнармассы (ибо было совершенно непонятно, что это за зверь такой), а хорошего хозяина. Которым им представлялись большевики, а не помещики, которых стремились вернуть их противники.

Помещикам (как и царской госбюрократии) российские крестьяне просто страсть как хотели отомстить за столетия унижений и издевательств. А поскольку большевики предоставили для этого широчайшие возможности («грабь награбленное», «красный террор», и всё такое прочее), крестьяне большевиков и поддержали. Причём весьма энергично поддержали.

Как поддержали «красных» и национальные меньшинства (и национальные окраины). Ибо для них большевистские лозунги «интернационализма» и «права наций на самоопределение» были привлекательны весьма, а лозунги противников большевиков («единая и неделимая Россия») и фактическая идеология русского великодержавного шовинизма были неприемлемы от слова совсем.

Все эти нации (в частности, прибалты) стали для большевиков мощным источником человеческого капитала. Особенно евреи – самая пассионарная, образованная и талантливая нация в Российской империи. К тому же обладающая связями, ресурсами и спаянная выработанной тысячелетиями взаимовыручкой в трудные времена.

Большевики, хоть и далеко не покнчили с антисемитизмом (юдофобией) в России, однако еврейским погромам таки положили конец. Как и дискриминации - и вообще преследованиям евреев в самой юдофобской стране Европы. А противники большевиков на всё вышеперечисленное как минимум закрывали глаза… а то и сами поощряли.

Поэтому очевидно, что евреи едва ли не поголовно поддержали красных, что обеспечило ВКП(б) и прочие большевистскими структурами ценнейшим человеческим капиталом на всех уровнях.

Включая высший – Троцкий, Зиновьев (председатель Коминтерна), Свердлов (глава советского государства), Каменев/Розенфельд (председатель Моссовета и Совета Труда и Обороны) были евреями, как и многие другие партийные и совесткие лидеры и чиновники.

Лидеров такого калибра у противников большевиков просто не было. Как не было и лидеров калибра Ленина (русский, хотя и с ; еврейской крови), Сталина (грузин), Дзержинский (поляк) и многих и многих других.

Большевики очень грамотно взяли власть по всей территории России – в их руках оказались чуть ли не все военые склады. В результате они не испытывали недостатка ни в оружии, ни в боеприпасах, ни в обмундировании, ни в снаряжении, а их противникам приходилось приобретать всё это за границей.

Что не только накладывало на них тяжёлое финансовое время, но делало их в глазах и российских элит, и ширнармасс предателями Родины. А большевиков, наоборот, патриотами России (ибо те воевали с предателями).

Вопреки распространённому заблуждению, народ русский православным не был (когда Временное правительство в марте 1917 года отменило обязательное причастие на фронте, количество причащающихся упало на порядок).

Однако был весьма религиозным. Поэтому он нуждался не в православной религии (и Церкви), которые настолько дискредитировали себя, что их люто ненавидело подавляющее большинство россиян «сверху донизу».

А в религии альтернативной (ну, или, на худой конец, в квази-религии). Которую и предоставили большевики – в виде религии коммунистической (ибо коммунизм это всё же скорее религия, чем просто идеология).

Немалую роль сыграла и полная беспринципность лидеров большевиков – иными словами, полное отсутствие у них морали и нравственности. «Цель оправдывает средства» - это про них на все сто. Что в гражданской войне (любой) даёт мощнейшее конкурентное преимущества перед теми, у которых есть моральные и нравственные принципы.

Кроме того, большевики ликвидировали сословную систему, заменив её на систему «социальных лифтов»… в общем, совершенно неудивительно, что большевики и власть в России взяли, и Гражданскую войну выиграли.

Странно было бы если бы не взяли и не выиграли…


Рецензии
Николай отрёкся, Михаил отказался от власти. А неугодных кандидатов в депутаты большевики стали встречать у подъездов и запугивать, и ликвидировать...А защитить будущих законлдателей республиканской власти было некому. Некому было пожаловаться на бандитские , по сути, действия большевиков. Понимаете?Республиканская исполнительная власть еще не оформилась, не окрепла. И путем угроз, насилия большевики получили перевес. Вот и вся хитрость того исторического момента.

Заранее   26.07.2023 18:20     Заявить о нарушении
Она не могла даже оформиться - не то что окрепнуть. Основы не было. Фундамента. А вот у большевиков очень даже было.

Юрген Хольтман   26.07.2023 18:45   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.