Красная линия во мраке лицемерия

Спектакль «Царь Эдип. Трагедия Знания»
Драматургическая адаптация – Анна Колчина.
Режиссура, пространство, музыкальное оформление, пластическая партитура – Искандер Сакаев.
Костюмы, свет – Наталья Кузнецова.
Световое проведение спектакля – Артём Аретов.
Роли и исполнители:
Эдип – Владислав Алтайский
Иокаста – Анна Бухарская.
Тересий – Арсений Бородин.
Креонт – Артём Осадчий.
Пастух – Сергей Сидоренко.
Вестник – Валерий Шевелёв.
Сфинкс – Светлана Шпак.
Санкт-Петербургский Камерный Драматический Театр «Лёвендаль» Премьера состоялась 25 ноября 2022 года
В спектакле «Царь Эдип» Искандер Сакаев обращается к истокам театрального искусства, в глубины античности, к одному из немногочисленных, дошедших до наших дней драматургических произведений Софокла. Этот памятник древнегреческой драматургии является сложным, многомерным объектом познания, мириады поколений мыслителей видели в нём уникальный материал для исследования процессов управляющим человеческим обществом, тенденций и факторов влияния на людей, пытались найти ответы на вопросы, которые были и остаются камнями преткновения на тропе ведущей к гармонизации общественного пространства. Эти краеугольные камни человеческого общества были многосторонне изученные Софоклом и концентрично-метафорически изложены в поэтической форме в пьесе «Царь Эдип». В творческой биографии Софокла пьеса «Царь Эдип» обозначает символический под-итогом его пути познания человеческого общества, произведением в котором универсальные факторы и тенденции управляющие человеческим обществом вышли из прокрустово ложа философских формулировок и обрели реальные очертания, в изображении трагедии древнего мира её причины универсальны и применимы во все времена и эпохи.
 В массиве Софокловской  мысли из многочисленных исследований человеческого общества  спектакль Сакаева сосредотачивает внимание нашего времени на онтологическом аспекте человеческого существования, его главных, образующих компонентах. Софокл видел в познании великую возможность излечения человечества от различных морально-этических недугов и деструктивных сил, уничтожающих его и окружающий его мир. Тернистый путь познания для Софокла - это дорога, ведущая человечество к катарсису, к самосовершенствованию и гуманизации среды обитания. С этой точки зрения спектакль «Царь Эдип» открывает человеку двадцать первого века сценическую проекцию воззрений Софокла, в которых история полумифического персонажа царя Эдипа, это выделенная плоскость онтологической визуализации. В пространстве галерее героев и персонажей этой истории мы получаем возможность наблюдения и изучений реальных проекций главных компонент и опор онтологической мысли. На них возведено здание философии познания, на этих конструктивных элементах зиждется вся человеческая мысль с до-Софокловского периода до нашего времени. Одновременно истории царя Эдипа открывает нам символическое окно возможности, направляющее наш взор и мысль на осмысление собственного понимания процесса познания и выполнение критического анализа главных аспектов концепций мироздания и мировоззрения в формате 2.0.
 В сценической проекции онтологической мысли Софокла одним из стержневых элементов необходимых для нашего осмысления является траектория познания, в условно-геометрическом представлении в истории царя Эдипа этот отрезок, построенный по точкам, имеет нелинейный характер. Его начальная тока воплощена в предсказании, событии, которое сразу становиться мощным фактора на пространство жизни и мысли Эдипа. Пророчество - это точка, которая неожиданно возникает на линии его жизненного пути, она задаёт направление вектора развития его мысли и жизни, но это однонаправленное движение и по этой причине её условно можно назвать точкой невозврата. В ней одномоментно  происходит инвариантное отсечение путей возврата к исходному состоянию, в этой истории Эдип после оглашение пророчества более не может сохранять прежний образ жизни и мысли, его прежняя жизнь осталась за чертой времени, в прошлом, возврата к которому нет.
Наш путь познания строится на анализе пространства этой силовой точки, который позволяет охарактеризовать её природу и потенциал, его характер в истории Эдипа крайне негативный, он мощный катализатор эмоциональных  цунами подобных волн, способных превратить существование самого Эдипа и окружающих его людей в реальную проекцию ада на земле. Другой особенностью этого фактора в том, что предсказание создаёт эффект экстракции героя из зоны эмоционального комфорта, открывает ему иную картину жизни, ранее невидимые ему аспекты окружающей его реальности и жизненного пространства. В  результате экстрагирования его из зоны психоэмоционального комфорта, шоры ограничивающие его видение падают и ему становятся очевидны ранее незримые узы, связывающие его настоящее и прошлое. В этот момент он вступает на тернистую тропу познания и устремляет свой взор на загадку смерти отца, он осознаёт, что таинственное предсказание, пророчит ему злой рок судьбы, избежать которого он не в силах.
Визуальная проекция психоэмоциональное состояния Эдипа под влиянием рокового предсказания в спектакле представлено в картине, изображающей пространство, окутанное мраком, в центре которого мы видим царя Эдипа, в нём он наедине с собою и своими мыслями, полностью погружён в свои мысли и сомнения. В этой точке пространства он находится над временем, между смертью отца и предопределённым предсказанием ему будущим, в ней он осознаёт, что путь гнева ведёт его в тупик и глубоко погружает в депрессию и тернистая тропа познания сможет вывести Эдипа из мрака трагедии его жизни. Эта ситуация открывает зрителю возможность изучения основополагающего понятия онтологии - пути познания, концепция которого индивидуальна в различных направлениях философской мысли. В сценическом воплощении философских воззрений Софокла путь познания воплощён на метафизическом и реальном уровне. Здесь это следование Эдипа от пророчества к скрытой от него истине и этот путь здесь воплощён в виде тонкой красной линии, которую он аскетически-сосредоточено прокладывает через окутанное мраком неизвестности пространство. На этом пути познания Эдип абстрагирован от окружающих его реалий, его разум полностью погружён в процесс прокладывания траектории познания от одной точке к другой. Он верит, что путь его приведёт в конечном этапе к токе которую можно условно обозначить истинной, где он сможет получить ответы на все интересующие вопросы, разберётся экзистенциальной дилеммой его существования и таким образом выйдет его из мрака, окутавшего его сознание.
Мрак, окутывающий одинокий образ Эдипа в спектакле – это визуальная проекция метафоры неизвестности, мрак символизирует человеческое нежелания видеть нелицеприятные явления и аспекты окружающего их мира. В сценическом пространстве этот мрак подчёркивает одиночество Эдипа, который вопреки противостоянию окружающего его мира, протягивает тонкую красную нить познания через мрак человеческого безразличия и лицемерия. В этом пространстве объект и задача познания воплощены на двух уровнях на метафорическом и реальном, этот подход в визуализации онтологии выводит процесс нашего познания из жёсткого прокрустова ложа утилитарного видения пути познания, как отрезка заключённого между начальной и финальной точками. В этой истории метафорой познания выступает загадка сфинкса: «Кто по утрам на четырёх ногах, днём на двух и вечером на трёх», который незримо для персонажей присутствует в пространстве. Его гротескный силуэтный образ также окутан мраком, в котором он абстрагировано наблюдает за поиском ответа на его загадку. В этой истории сфинкс в эпицентре событий, но его силуэт невидим для персонажей, он в особой точке пространства, в которой он эмпатично наблюдает за всем происходящим из глубин вечности.
Процессе изучении онтологии Софокла в спектакле заключён в реальной проекции пути познания царя Эдипа, на котором он последовательно продвигается от одной точке к другой, каждая из которых приближает его к искомой истине. Эти точки сложны и многомерны так как в них происходят встречи Эдипа с различными людьми, где его диалоги приподнимают вуаль неизвестности над тайной объекта его познания. Процесс, происходящий в этих точках, можно назвать вскрытием защитного слоя, скрывающего объект познания, приближение героя к истине. Эдип в своём устремлении найти ответы на терзающие его вопросы и разрешить дилемму познания сталкивается с безразличием и эгоизмом окружающих его людей и проявлением концепцией подмены понятий, когда происходит выдача желаемого за действительное. Это позволяет людям не замечать нелицеприятные аспекты, проблемы, которые мешают им пребывать в зоне эмоционального комфорта и благополучия. В истории царя Эдипа в точках вскрытия происходит полное или частичное вскрытия глянцевой защитной оболочки, возведённой ими вокруг объекта познания, в этих диалогах рушатся карточные домики и песчаные замки, скрывавшие их собственные скелеты. Эти крушения одновременно становятся переломной точкой их жизненного пути, предопределяющую их дальнейшую жизнь.
В своём движении к истине Эдип на по суровой, тернистой тропе познания истины, его встречи и диалоги открывают ему иную реальность, очищает его от смрада цинизма и безразличия. На этой тропе он осуществляет своё доказательство теоремы познания Софокла так как в финале он иной человек, достигнувший высокого уровня сознания и понимания цели своего существования, но этот финал его истории дуален. Эдип достигает катарсиса, но осознаёт своё бессилие, он не изменить людей и окружающий его мир, осознание этого определяет финал его жизни, его индивидуальную проекции трагедии познания.
 В спектакле «Царь Эдип» Искандер Сакаев предоставляет каждому зрителю возможность проложить тонкую красную линию познания через собственную жизнь и таким образом взглянуть на неё через онтологическую призму Софокла. Это позволит нам всем снять шоры с глаз и подвергнуть её содержание критическому анализу, так как только так мы сможем очиститься от смрада лицемерия, безразличия и других пороков нашей жизни, стоящих на нашем пути к катарсису нашего общества.
Видеофрагмент и краткий разбор спектакля вы можете увидеть на моём авторском Youtube канале «Мой Не_Критический Взгляд»: https://youtu.be/Z75nwL7aRBg
 


Рецензии