Скука, анализ - часть 3,

СКУКА, Анализ - часть 3,
(«Интерес, Игра, Творчество, Ценность»),


На что жалуется в самом начале Фауст? На угнетённое состояние состояние души: поскольку как любой человек Фауст стремится выглядеть честным перед собой и красивым в своих собственных глазах, постольку — он чувствует больную совесть, (результат — ясен: Фауст (неоправданно — по его внутреннему убеждению) получает неограниченные возможности (Мефистофель) и, уже испробовав всё (этот процесс заставляет на время молчать совесть), получает ПРЕСЫЩЕНИЕ (Исчерпанность найденного РАКУРСА). Мир капиталистических отношений (мир неограниченных возможностей, базирующийся на продаже единичной души), в который вступил (по договору) Фауст постепенно начинает его угнетать, так как не требует привычного для него трудового напряжения души, которое всегда было изначально (до подписания).
(Ср.: https://youtu.be/eEVfrpGVZb0 Николай Заболоцкий, Не позволяй душе лениться: «Не позволяй душе лениться! / Чтоб в ступе воду не толочь, / Душа обязана трудиться / И день и ночь!..» ;  Борис Пастернак,  Ночь: «Не спи, не спи, художник, / Не предавайся сну. / Ты вечности заложник / У времени в плену». )
По сути, даром приходящее и достающееся и приводит его к эффекту ПРЕСЫЩЕНИЯ (потери ИНТЕРЕСА). От Фауста не требуется привычного (для него) умственного рабочего напряжения — поэтому достигнутые цели НЕ РАДУЮТ.                Как на это реагирует Мефистофель? Чувствуя назревающий протест (в проданной душе Фауста), (и справедливо опасаясь), он пытается свести всё к «сухой шутке», описывая СКУКУ как самый простительно простительный (изв. Тавт.) Грех. Этот Грех, в отличие от Соляной кислоты ЗАВИСТИ или Серной кислоты ГОРДЫНИ (а также Азотной, Фосфорной, etc.) остальных Смертных Грехов (о наличии которых в себе может сигналить уже проданная, но всё ещё бунтующая душа Фауста), подобен воде, все проникающей нейтральной среде, (как нейтральные (олигофренические) воды хоббитов, куда случайно залетело агрессивное кольцо всевластия и поэтому замолчавшее без должного соединения энный промежуток времени). Мефистофель намеренно занижает опасность этого конкретного Греха (подобного разбавленному слабому раствору Серной ГОРДЫНИ — слабому (очень не выраженному) протесту против  Божьего Мира, в основе которого лежит неудовлетворённость раскрученного Эго рутинным окружающим); поэтому этому Греху (в силу слабовыраженной Кислотности) подвержены вообще все, и что бы серьёзное ему не противопоставляли: отсутствие и наличие ДЕЛА, отсутствие и наличие ВЕРЫ,  отсутствие и наличие НАСЛАЖДЕНИЯ. И что расстраиваться? Смешно. Совесть должна быть спокойна («Всех вас гроб зевая ждёт»).                Фауст всё равно недоволен: он требует вдохнуть жизнь в бесчувственно приходящие к нему наслаждения (ещё раз: Науки, Славы, Чести)  (прохождение игровой границы не состоялось, не произошло и радости не принесло; Радость же — как естественная благодарность человеку от Бога) и радуется как ребёнок, когда обнаруживает у себя (в себе) единственную собственно инициативную территорию Любви (как ему кажется).                Как приходится выходить из положения Мефистофелю? Он использует два средства:
1. фактический расклад дел («мелким бесом извивался», «доставил чудо красоты»);                2. мимикрию под стиль и образ мышления самого Фауста (рациональный, объективный, логический — то есть, научный) («но это уже так, чисто по приколу» - то есть, поиздеваться над Фаустом, поскольку последний исчерпал всякое терпение Мефистофеля своими нудными и унылыми претензиями, который предвидел, конечно, реакцию Фауста на подобную выходку, (этот «научный» тон омерзителен до тошноты — и в истерике и психозе Фауст требует хотя бы какое-то сильное («замещающее» модное) действие Души  (волевое решение)— деструктивно разрушающее (вместо конструктивно созидающего) («этот русский бунт, такой бессмысленный и беспощадный»): уничтожить несчастный корабль, весь экипаж и двух обезьян с сифилисом.               
          Вопрос о «Счастье» и «язве тайной» — самый принципиальный и требует особого разговора и особого рассмотрения.                27.07.23
   


Рецензии