Как изменилась Европа с приходом туда гуннов

Эпоха Возрождения в Европе начиналась с потрясений, вызванных монгольским нашествием из центра Азии. Этот факт остался незамеченным. Но степные кочевники способствовали развитию торговых контактов, и географических знаний, развитию информационных сетей и технологических обменов между различными цивилизациями, начиная от скифов и гуннов.
    Считается, монгольские завоевания способствовали началу масштабных миграционных процессов, новых культурных контактов, зарождению новых вкусов и моды, формированию космополитизма. Европейцы узнали о бумажных деньгах, взрывчатых веществах и примитивной артиллерии из Китая, которую они усовершенствовали и начали производить огнестрельное оружие в промышленных масштабах, недоступных кочевому обществу (Allsen, 2002; McNeil, 2003; Николай Крадин 2007; Amitai, Biran 2015; Александр Железняков, 2016). Профессор Н.Н. Крадин подчеркивает положительный вклад кочевников в развитие цивилизации (2).
    Еще большие изменения в Европе происходили в IV – VI вв.  с приходом гуннов; распалась рабовладельческая Римская империя, началось образование феодальных государств. Но история формирования европейских этносов раннего Средневековья противоречива и слабо освещена в источниках, а представления о гуннах в основном строятся на сведениях от Аммиана Марцеллина и Иордана, которые сами их никогда не видели. При всем этом мало обращается внимание на сохранившиеся записки византийского дипломата, историка и писателя V в. Приска Панийского, лично бывавшего в ставке великого Аттилы. Вероятно, его сведения не вписывались в принятые «картинки» об азиатских варварах.
    В образе гуннов от Марцеллина можно увидеть некие монгольские черты у завоевателей. Это при том, что сам он гуннов никогда не видел. Тогда как Приск Паннийский нигде в своих записках этого не отметил. Более того, в его описании быта гуннов читатель видит прекрасные дома из дерева и досок, роскошные убранства внутренних помещений, серебряная, золотая посуда, и даже общественная баня. При всем том, эти кочевники летом жили в палатках (шатрах) в степи за пределами своей ставки. Также и греческий историк рубежа IV – V вв. Зосим не увидел в гуннах монголов, описывая события времен, когда жил сам. В том числе он писал о римских наемниках - готах и гуннах, число которых в армии императора иногда достигало 10 000 (!!) воинов. Личная охрана знаменитого римского полководца и фактического правителя Западной римской империи начала V в. Флавия Стилихона состояла из гуннов. Не приходится сомневаться, что, если бы у них были монголоидные черты лица, Зосим об этом написал. Возможно, лиц с монголоидными признаками было столь немного, что хронисты тех времен не считали нужным упоминать.
    Тем не менее, многими современными историками (за исключением, разве что венгерских) гунны представляются именно в образе монголов, хотя это не вписывается в логику тесных взаимоотношений гуннов и германских племен, где гунны играли руководящую роль. Более того, многие кочевые традиции и культуры проникали в германские племена, когда уже невозможно понять, что в них было первично, а что вторично. То же можно сказать и о воинском искусстве, когда часть германцев стала конными воинами. Факт, что империя Хунну возникла в степях современной Монголии мало что говорит. Во II – I вв. до н.э. там проживали племена самой разной внешности и генетикой, в том числе так называемые европеоиды.
    Герулы
    В этой связи хочется отметить большую интересную статью Троэльса Брандта (2018), посвященную истории европейских герулов с анализом появления их в Скандинавии, причинах и возможных путях миграций в Европе III – VI вв. Он сравнивает описание исторических событий, связанных с герулами, готом Иорданом, византийским историком Прокопием Кесарийским и тем, что можно почерпнуть из скандинавской мифологии. Брандт считает, что история герулов была неправильно понята в Скандинавии и некоторые легенды о них были использованы философами нацистской ориентации, из-за чего современные шведские ученые, руководствуясь благими намерениями, пренебрегают герулами (3).
    В большинстве книг по скандинавской истории герулы упоминаются как народ скандинавского происхождения. Хотя Иордан этимологию герулов поместил в болота у Черного моря, где они впервые были упомянуты греческими и римскими хронистами в 267 году. Позже Иордан использовал информацию от Абласия, описывающую, как герулы (элурои) получили свое название у моря Асов. Следовательно, он не мог считать их скандинавами.
    По мнению Т. Брандта, восточные герулы могли образоваться где-нибудь в районе Днепра в результате этногенеза между германскими племенами, сармато-аланскими кочевниками и боспорцами с готским (восточногерманским) языком. Позже они смешались с гуннами. То есть герулы были смешанным народом (Schwarcz 2005), особенно если учесть, что на протяжении 1500 лет скифские и сарматские племена господствовали в степях к северо-востоку от Черного моря. Причем, некоторые из них, по мнению Т. Брандта, могли быть тюркоязычными:
«Ас» -  это тюрко-монгольское название алан, и предполагается, что происходит от слова асу, означающего, как и у герулов – быстрый. Аланы и другие сарматские народы доминировали на территории вокруг греческой колонии Танаис и Боспорского царства у Меотийского моря (моря Асов), когда там впервые были упомянуты герулы»  (3).
     Аммиан Марцеллин описывал алан как гуннов, но высоких и быстрых, со светлыми волосами. Часть алан оказались во Фракии, Польше и Испании, следуя за гуннами. Некоторые имена герулов не имели явного германского происхождения. Так, имя вождя Наулобата считается сарматским или боспорским. Аланы, как и гунны использовали деформацию черепа у детей. Следует также заметить, что с приходом тюркоязычных половцев изменилось первоначальное название Меотийского моря на море Асов, а некоторые тюркологи считают «ас» древним этнонимом большей части тюркоязычных племен.   
    Как видим, происхождение герулов остается до конца не выясненным, но несомненно то, что герулы тесно взаимодействовали с гуннами. Примерно с 375 года, когда впервые появились упоминания о гуннах, герулы присоединились к ним вместе со многими другими восточногерманскими и сарматскими народами, но редко упоминались, за исключением описания битвы на Каталунских полях.
    Восточные герулы, подобно гуннам, за которыми следовали, стали классом конных воинов и начали вести образ жизни гуннов – грабили и требовали дань, защищая земледельцев, если те платили за услугу. Историки называют их полукочевниками. Имеются упоминания, что они стали самой сильной группой германцев, поддержавшей Одоакра, когда тот сменил последнего римского императора в 476 году. Впоследствии Одоакр был избран королем Италии, а солдаты его называли Rex Herulicus.
    Нельзя исключить вероятность того, что значительная часть гуннов «растворилась» в герулах с изменением языка. Эта особенность степных кочевников отмечается многими авторами, когда уже дети кочевников-завоевателей переходили на языки покоренных оседлых народов и во многом меняли свой образ жизни, при том, что становились элитой общества.  Троэльс Брандт, называет это интеграцией. Отсюда, возможно, и появление массы тюркизмов в европейских языках.
    Западные герулы впервые упомянуты римлянами в 286 г., когда вместе с аллеманнами, бургундами и некими шайбонами напали на Галлию. Случилось это через 17 лет после того, как герулы Наулобата сдались и были приняты римлянами в качестве наемников. Возможно, западные герулы стали наемниками из восточных герулов, переселенных римлянами на дальние границы, что нередко ими практиковалось. Аммиан Марцеллин в 360-х годах несколько раз высказывался о герульских наемниках в Англии. В середине V в. герулы грабили побережья Галлии и Испании.
    Переселение
    В 508 г. герулы потерпели поражение в войне с лангобардами и бежали на север. Согласно Прокопию, многие из герулов отправились на север, на Скандинавский полуостров, ведомые многими особами королевской крови.     Большинство современных ученых сходятся во мнении, что королевская семья герулов в 494-512 гг. мигрировала на Скандинавский полуостров через Восточную Саксонию и окрестности Дании, поселившись сначала по соседству с Гаутоями. Т. Брандт считает, что группа высокопоставленных герулов со своими семьями и сторонниками, без сомнения, обосновалась на Скандинавском полуострове около 510 года нашей эры. Имена и легенды в Скандинавии указывают на то, что герулов путали с гуннами (3).
    Но в Южной Швеции обнаруживаются захоронения, идентичные гуннским погребальным обрядам первой четверти V в., времен военных походов Аттилы. Также и клады с золотыми солидами, которые выплачивались в виде дани гуннам римлянами, указывают на то, что герулы могли прибыть вместе с гуннами на Скандинавский полуостров много раньше.
     Датский археолог Лотта Хедигер (2008) выдвинула гипотезу, что скандинавский звериный стиль в находках Сёсдала, зеркале курганов Уппсалы, серьгах, найденных в Дании и Норвегии и других предметах, могли быть, по мнению Хедигер, влиянием и контролем гуннов. В том числе, она ссылается на информацию от Приска Панийского, который тот слышал от римского посла об Аттиле:
  «Никем... если бы такие великие дела были достигнуты за столь короткое время, поскольку он правил даже островами Океана и, в дополнение к Скифии, заставлял римлян также платить дань».
    В те времена островами Океана считали острова Балтийского моря и Скандинавский полуостров. Постепенно гунны исчезают из упоминаний хронистов, но история герулов продолжается. Их наемники стали важным элементом армии Юстиниана. Возглавляемые Мундусом, они помогали Юстиниану во время восстания Ника в Константинополе, результатом которого стало восстановление церкви Святой Софии в 537 году. Прокопий писал, что герулы около 548 года нашей эры отправили посланника в Скандинавию за новым королем и нашли там многих особ королевской крови. В конце VI в. и герулы «растворились» среди лангобардов и римских крестьян. Отметим, Т. Брандт нередко пишет герулы/гунны, как бы подчеркивая тесную связь между ними.
    Как видим, гунны очень сильно наследили в Европе, внеся изменения не только в геополитику, но в культуру и образ жизни европейских народов, что явно недооценивалось в прошлом. В первую очередь это коснулось германских племен. А в Скандинавии имена и легенды указывают на то, что восточных герулов часто путали с гуннами, за которыми следовали ранее.

    Мифология
    Исландский хронист XIII в. Снорри Стурлусон рассказал две разные истории о происхождении скандинавских богов. В первой версии, Эдде (1220) бог Тор покинул Трою в Тюркланде и, в соответствии с традиционными историями о происхождении германцев, отправился во Фракию. Но та Троя располагалась в устье реки Дон (Танаис), а тюрки, как отметил Т. Брандт, в тогда еще не достигли Западной Турции. Во второй версии (1230) Стурлусон рассказал об «асах» (людях из Азии), которые на реке Танаис (Дон) встретили живших там «ванов.  Отметим здесь, что Тор считается сыном скандинавской богини Йорд (Земля). А по неизвестным пока причинам, германское произношение слова «земля» - erde или английская - earth, не многим отличается от тюркской «земля» - ear.
    Странная, по мнению Т. Брандта, конструкция северной мифологии, разделенная между асами и ванами, должно быть, представляет собой смешанную религию общества воинов и народа земледельцев. В реконструированных пантеонах можно было найти как старых богов плодородия, так и культ бога-воина Вотана/Одина. Стурлусон рассказывал о примирении древних ванов и асиров. А сам Один мог менять свой облик, становясь человеком, животным и богом. Его описывали как верховного правителя, шаманоподобного жреца, бога «скьяльдскаба» и рун, бога мертвых. В Англии и Германии его называли Вотен или Вотан. И нет никаких сомнений в том, что он стал скандинавским Одином.
    Снорри Стурлусон  рассказал, что асы и ваны поссорились и помирились. Один повел людей из Танаиса (Дон) через Гардарику (Россия) в «Саксландию» – по словам Стурлусона, чтобы избежать встречи с римлянами. 12 вождей-жрецов последовали за Одином, а два его брата остались с частью народа. Один отправился в Саксонию, где оставил 3-х своих вождей. Пройдя на север, он на некоторое время поселился в Одинси, и закончил путешествие в Старых Сигтунах в Уппланде - районе озера Мелар (недалеко от современного Стокгольма). Там король Гильфи предложил Одину часть своего королевства вокруг Уппсалы, где был основан центральный храм Одина. Сыновья или вожди Одина были назначены субкоролями. 
     Итак, у Стурлусона было два варианта маршрута в Саксонию - один вдоль Дуная, а другой вдоль российских рек и через Балтийское море.  Совокупный вариант может выглядеть следующим образом:
«Из Танаиса предки скандинавских королей проследовали по маршруту Дунай/Эльба через Дакию и Саксонию (на северо-востоке, ранее называвшемся Варни) к датчанам, Гаутою и Свеару. Именно таким путем шли гунны и герулы, и, как упоминалось ранее, Снорри даже рассказывал о расколе королевской семьи в старых владениях в Византии».
    Герулы, согласно Иордану, жили на болотах, недалеко от старой греческой колонии Танаис в устье реки Дон. Здесь позже они были покорены гуннами. Известный путешественник и археолог Тур Хейердал во время раскопок в окрестностях Азова обнаружил следы связи между людьми, жившими там во II в. до н. и скандинавскими викингами. Ученые относятся скептически к этому, тем не менее… Возможно, герулы стали полоняться Вотану у Черного моря, где они встретили асов.
    По мнению Троэльса Брандта, сходство миграций герулов и путешествия легендарного Одина из Азии в Северную Европу довольно очевидно. Район Танаис (Дон) в саге об Инглингах находится недалеко от болот Хеле у моря Асов, в которое впадает Дон. Там герулы присоединились к гуннам – людей Азии. Он проводит параллели между оставлением двух братьев Одина с частью народа в Причерноморье и разделением герулов в 508/509 году:
«Снорри рассказал, что асы и ваны сражались у Танаиса и помирились. Именно здесь герулы сражались с готами и гуннами, прежде чем присоединиться к ним, в то время как примирение между богами войны и плодородия нашло свое более прозаическое место и причину в Уппсале. Снорри рассказал, что Один изменил обычаи погребения тех и других на кремацию по закону».
    Верно, что погребальные обычаи в целом сменились кремацией, когда в Скандинавию прибыли герулы – об этом свидетельствуют современные археологи. А на это намекал еще Прокопий в отношении герулов, считает Т. Брандт. Первые вожди в скандинавских курганах тоже были кремированы, хотя впоследствии большинство ярлов (представителей элиты общества) хоронились в лодочных могилах. Северные германцы сохраняли языческие традиции на 400 лет дольше, чем их южные сородичи.
«В Скандинавии бог Один, вероятно, стал герульским шаманоподобным предком, вдохновленным Аттилой, смешавшимся с западногерманским богом Вотеном, который в V в. начал распространяться в Скандинавию с юго-запада».
    А единственной связью между жителями Азова и Скандинавии могли быть герулы, хотя Снорри Стурлусон и никогда не упоминал о герулах. Он не понял, считает Т. Брандт, что описываемая им далекая битва, вероятно, была битвой между герулами и Эрманарихом (Германарихом) или гуннами – обе стороны часто упоминаются в скандинавских легендах. Поражение вынудило герулов последовать за победоносными вождями гуннов (Аттила был последним из них) на запад, в Моравию, откуда глава их собственной королевской семьи привез некоторых в Швецию.
    Выводы
    Троэльс Брандт, на статью которого ссылаемся, ставил целью объединение фрагментарной исторической и археологической информации о начале раннего Средневековья Европы и Скандинавии. По его мнению, наполовину кочевники и наемники, подобные герульским ярлам, могут быть частью объяснения того, почему основой правления в Скандинавии было распределение добычи и дани, характерное для вождей кочевников. В числе которых были и гунны.
    К сожалению, извращенные представления о роли гуннов в истории только запутывают историю раннего Средневековья Европы, которая во многом строится на догадках из-за редких письменных источников. Созданные о них «картинки» современными историками, литераторами и художниками имеют мало общего с тем, что могло быть на самом деле. 
    Литература:   
1. Железняков А.С. Монголия в цивилизационных схемах мировой истории / Историческая психология и социология истории 1/2018 39–62 DOI: 10.30884/ipsi/2018.01.02
2. Крадин Н.Н. Динамика кочевых империй / Кочевые империи Евразии: особенности исторической динамики / отв. ред. Б.В. Базаров, Н.Н. Крадин ; Ин-т монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН ; Ин-т истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН. М.: Наука. Вост. лит., 2019. С.11 – 48.
 3. Брандт Т. Герулы в Скандинавии |  "Аcademia.edu36635146 / The_Heruls_in_Scandinavia

В качестве иллюстрации картина художника П.В. Рыженко "Александр Невский и Сартак"


Рецензии