Последний шанс стать академиком

               
 Я  пребываю в звании член-корреспондента  с  1990 года. Широкому кругу узких специалистов известно, что нам государство  платит  ежемесячный академический гонорар. Когда мы были в составе ВАСХНИЛ,  этот гонорар был мизерным. Его едва хватало на то чтобы выписать пару журналов и купить пару хороших книг.  Мало того, ежегодная инфляция его практически съела.  Поскольку я в те времена работал, то это мало меня волновало. Но с  2010 года я прекратил работать и, уйдя на пенсию, понял, что нахожусь чуть выше рангом церковного нищего. Но, тут на  счастье наш президент РФ обозлился на большую Академию наук и затеял объединение всех академий. Но, чтобы народ шибко не возмущался, он назначил гонорар за звания равный моей пенсии. И каждый месяц я добрым словом вспоминал президента, поскольку  поднялся  ещё на две ступеньки выше церковного нищего. Но, с 2014 года по нынешние времена инфляция значительно обглодала и пенсию, и гонорар. Теперь я стал поругивать нашего президента не только за это, но и за многое другое. 
    Два года назад дружественный мне академик из Сибири  конфиденциально поведал, что принято решение на высшем уровне  поднять гонорар с учётом потерь от инфляции. И каждый месяц я  проверял личный кабинет в надежде увидеть более весомую цифру гонорара.  Но, после 24 февраля 2022 года понял, что  ничего нового не увижу, никаких хороших вестей не получу. И тут  меня посетила оригинальная мысль, а не податься ли мне в академики. Там гонорар в 2 раза выше.  Надо сказать, что  я уже пытался стать академиком в 1993 году, имея на это все основания (см. сайт «Проза.ру»  «Почему я не стал академиком»).
     Эту мысль я высказал  своему редактору, корректору моих работ и помощнику во всех  моих  «творческих начинаниях».
 - «Вы опять хотите  испытать унижение от академиков, от которых зависит Ваше избрание? Вы что думаете: они стали честнее и порядочнее?  Или  в стране уменьшилась коррупция?»
 - «А я им «отомстил» и после того случая ни разу не пытался избраться».
 - «Ну, Вы меня поражаете своей наивностью.  Им,  наверняка, ни жарко, ни холодно от Ваших   выкрутас.  И, главное, какой научный задел Вы можете представить в обоснование  намерения избраться?».  Я задумался, действительно, крыть было нечем. Но меня задел за живое последний вопрос.
 – «Как это  какой?  После ухода  с руководящих научных  должностей написал несколько монографий,  обосновавших идею  устойчивого развития глубинных сельских территорий».
   - «Эти монографии, по-моему, изучил только один человек Николай Архипович Зайцев».
 - «Он не только их изучил, но и  поэтапно стал их реализовывать. Мы с ним сотрудничаем уже 19 лет». – « Я об этом  знаю. Но, тянет ли Ваша совместная разработка на звание академика?»
 - «Я уверен, что Николай Архипович тянет на доктора наук с теми результатами, которых он у себя в Чувашии добился. И уверен, что проект, который оформился в виде «Биоэкополиса»,  не имеет ничего равного и может служить моделью эффективного развития сельского хозяйства страны. Тянет это на академика или нет-покажет будущее».
   « Интересно, с чего Вы начинали с ним?». – «О…   Это целая история».  Мой хороший знакомый академик Краснощёков Н.В. в попытке устроить свою внучку на хорошую работу посетил недавно созданную лизинговую компанию. О которой отозвался так: «Там повсюду пахнет большими деньгами».  И вот я получаю приглашение посетить всероссийский  семинар по освоению голландской технологии производства картофеля, который проходил в одной из центральных областей. Я взял с собой Балабанова Петра Романовича - сотрудника, который разработал собственную оригинальную технологию выращивания картофеля. Она отличалась тем, что использовалась многократно проверенная, надёжная отечественная техника. Он  успел эту технологию внедрить  в одном из хозяйств Нижегородской области, куда и предложил мне перед семинаром заехать.
         - « Что-то далековато мы забираемся от основной темы… ». – «Ничего подобного, это как раз по теме».
          То хозяйство, куда мы приехали, возглавлял пожилой немец, встретивший  моего коллегу очень радушно.  Мы поехали на плантацию, я был поражён  видом  почти сомкнувшихся кроной картофельных кустов.  – «А рядки-то у нас через 140 см», – сказал директор,  – Это придумал Пётр Романович».  – «А зачем же нам голландская, если эта даёт нам 400 центнеров с гектара?» -  спросил я. – «Э, молодой человек, как Вы не понимаете, ведь голландцы-то нам дают семена, весь набор техники и средства защиты». – « Но, ведь за это надо валютой платить». -  «В том и смысл. Вникните в работу лизинговой  компании,  и Вы поймёте, почему наши чиновники ухватились за голландцев».   С этим «заданием»  я и уехал на семинар.
       Из всей голландской техники, которую там демонстрировали, меня больше всего поразил доминатор,  превращающий комковатую структуру поля в  пыль.  Побывав в атмосфере этого семинара всего один день, я понял личную заинтересованность чиновников высшего ранга, взахлёб  расхваливающих   технологии.  С тех пор я стал более тщательно присматриваться к работе лизинговых компаний. И когда «Росагролизинг» возглавила Скрынник, то у меня не было сомнений  в схеме воровства бюджетных средств.
      Несколько месяцев спустя после выхода моей монографии, где в качестве предлагаемой для реализации с гарантированной рентабельностью приводилась технология Балабанова, мне  позвонил Зайцев Николай Архипович из Чебоксар. Мне было приятно узнать, что этот человек прочёл мою монографию. Он  предложил  мне сотрудничество.   Начали мы с освоения технологии  выращивания картофеля. Я сразу же послал к нему Балабанова. Николай Архипович оказался непростым человеком. Он в своей жизни занимал много руководящих постов, был даже депутатом Верховного Совета, который был расстрелян Ельциным. Но, Н.А. по чистой случайности спасся.
      Я  оценил его ясный и организованный ум и одержимость в достижении конкретных результатов.  Мы подружились и сотрудничаем до сих пор. За эти годы мы проверили и убедились в реальности создания производства с технологической, энергетической, экономической замкнутостью.  Эти идеи были изложены в моих трудах в разные годы. – « Уже это, хотя и реализованное в небольших масштабах, по-моему, даёт мне основания претендовать на звание академика. А  Н.А. на присуждение степени доктора наук, а  дочери Наталье Николаевне - постоянной его помощнице –кандидатской степени».  –«Эко, куда Вы рванули. Ведь это только такие как Скрынник  получают  докторские степени не только медицинских наук, но и экономических, без особых усилий».  – « Вы мне про Скрынник не напоминайте, когда я узнал, что она, сидя в кресле министра сельского хозяйства, предпочитает в день своего рождения получать подарки в виде слитков золота, то понял, что академиком мне не быть.  Потому что я имел глупость предупредить ВАК о дутой диссертации Скрынник,  но пострадал не сильно. Меня просто выперли из учёного совета.
        А хотите я Вас ещё кое-чем  удивлю?»   - «Чем же?» - « Ваша хата в деревне чем топилась?   - «Дровами, хворостом  вперемешку с сухими коровьими  лепёшками».   «Лет 5 назад в беседе с Зайцевым я мимоходом упомянул, что в Канаде некоторые дома отапливаются теплом земли. Он заинтересовался. Нашёл в Подмосковье  умельца. И вот уже  3 года возведённый им 2-х этажный особняк отапливается теплом земли».  – «Таков мой друг, Н.А., цепляющийся за всё новое и необычное».  - «Вы не шутите?» - «Мы к этому вопросу ещё вернёмся».
       В подтверждение  реальности  технологической и энергетической замкнутости производства мы поэтапно   нашли решение по  биореактору  с получением  биогаза и биоудобрений. На следующем этапе были проведены эксперименты по  достижению карбоновой нейтральности производства и быта.   Они подтвердили возможность создать экологически чистое  предприятие.  Эффективность таких предприятий основана на  получении экологически чистых продуктов в объёмах, обеспечивающих высокую рентабельность. Наконец, у нас родился проект  «Биоэкополис»- создание экопоселения  численностью в  89 подворий, где  будут реализованы ранее наработанные  решения.  – «И что, все эти дома будут отапливаться теплом земли?» - «Ну, все дома будут разнотипные под семьи разной величины, из энергосберегающих материалов и, действительно, будут отапливаться теплом земли и  теплом воды водоёма, вокруг которого создаётся рекреационная и туристическая зона».  – «Ну, это какая-то фантастика». – «Так думаете не только Вы, но и некоторые чиновники в Чебоксарах.  А вот президента Чувашии Зайцев убедил. Поселение начали строить».
- «А чья же это идея?»  - «А Вы вспомните  два произведения опубликованные мной на сайте «Проза.ру».  –« Да, я помню». – « Их и Зайцев прочитал и воплотил в реальный проект.  Хочу напомнить Вам, что все мои монографии посвящены именно этой теме.   Вот скажите, неужели  я, как соавтор этого уникального  проекта  не достоин звания академика?   Но, обращаясь к действующим академикам, от которых зависит моё избрание, я буду приводить другие аргументы». – «Какие же?»  - «Я им скажу:» «Ребята, когда-то я за  многих из  вас голосовал, когда вы шли в член-корреспонденты.  Если моё избрание пересечёт дорогу какому-нибудь достойному член -кору, то это  ненадолго, учитывая мой преклонный возраст». Может, как раз  эти аргументы сыграют мне на руку».  – « Ох, вряд ли.  Трудно  ждать порядочности даже от настоящих  учёных в такие трудные  времена.   Боюсь, не светит Вам звание академика.  Будем реалистами».   - «Конечно, не светит, особенно если они прочли (прочтут) в Прозе. ру  мою непроизнесённую речь на сессии РАН, где я в числе прочих предложений внёс и такое: упразднить гонорары. Светит, не светит,  попробовать надо».
     А как бы здорово  смотрелось на  небольшой мраморной плите: «Здесь лежит академик такой-то…»
 30.07.2023 г. Минск


Рецензии