Еврейский погром в киеве
О еврейской жизни в Киевской Руси мы знаем крайне мало. За исключением так называемого Киевского письма, написанного на иврите и датируемого 800 -900 годами, с котором еврейская (возможно, хазарская) община посылала подателя письма аж в Каир для сбора денег, чтобы этот человек откупился от долгов. Больше никаких еврейских документов в Киеве и Руси вообще того времени не сохранилось.
Что же до русских источников — летописей, житий святых, церковной полемики и т.д., то их сообщения о евреях отрывочны и немногочисленны. В целом, однако, они рисуют достаточно благополучную картину — особенно на фоне Византии или Западной Европы. До нас не дошло никаких сведений о погромах, дискриминационных законах или изгнаниях, неизменно омрачавших еврейское существование в христианской Европе. Правда до нас почти не дошло документов того периода вообще.
Для сравнения, знаменитое Слово о полку Игореве описывает события 1185 года, и, следовательно, написано позже. О том, когда и как создавалось «Слово о полку Игореве», ничего не известно. Большинство учёных полагает, что оно было написано в последней четверти XII века. Документ был случайно обнаружен в конце XVIII века А. И. Мусиным-Пушкиным, а первая публикация состоялась в 1800 году. В те же времена о которых пишется в слове в Европе существовало очень много исторических записей. И вовсе не анонимных. И там об отношении к евреям и еврейских погромах, например, сопутствовавших первому крестовому походу, организованному в 1096 году, написано достаточно подробно. Вот отрывок из исторического труда:
«Предвкушая наживу, десятки тысяч дикарей стали стекаться под крестовые знамена в начале 4856 (1096) года. Свое «святое» дело они начали уже во Франции.
Кто-то распространил изречение: «Мы едем в дальние страны, чтобы отомстить мусульманам. А вот евреи, отцы которых убили нашего бога, находятся среди нас. Воздадим же вначале евреям — обратим их в христианство или уничтожим!»
С этими лозунгами евреев города Руана потащили в местную церковь и убили всех, отказавшихся принять христианство. Тысячи беженцев потянулись по дорогам Франции, спасаясь от озверевшей при виде крови «армии христовой». Для народа Израиля настали черные дни.»
Английский историк Джон Клир пишет, что «убийственное безумие крестовых походов никогда не охватывало Киевскую Русь». Однако, по мнению некоторых авторов, сладкая жизнь древнерусского еврейства закончилась довольно быстро и при весьма трагических обстоятельствах Татищев писал, что в 1113 году в Киеве разразился первый еврейский погром.
Насколько справедливо это утверждение? Действительно ли история древнерусского еврейства закончилась столь скоропостижно?
Что касается еврейского погрома, то тут сообщение Татищева не вызывает никаких сомнений. Как свидетельствует «Повесть временных лет» (ПВЛ), весной 1113 года, вскоре после смерти киевского князя Святополка Изяславича, в Киеве действительно вспыхнуло восстание, принявшее антиеврейский характер.
Пока был жив, князь Святополк киевляне ворчали, но терпели. Однако в апреле 1113 года он неожиданно разболелся и скончался. Сразу же после смерти князя в городе начались беспорядки.
Наиболее подробное описание киевского погрома оставил все тот же Татищев, — к сожалению, без указания источников. По его словам, когда в городе начался погром, евреи заперлись в синагоге и заняли круговую оборону в надежде, что власти наконец вмешаются и восстановят порядок в городе. Это описание выглядит весьма правдоподобно: в Средние века синагоги нередко строились так, чтобы в случае необходимости служить не только домом молитвы, но и убежищем. Поэтому, когда, к примеру, крестоносцы в 1099 году ворвались в Иерусалим, уцелевшие защитники заперлись именно в синагоге, которую рыцари, не сумев взять штурмом, подожгли.
К сожалению, единственный древнерусский источник, упоминающий о киевском погроме, никак не объясняет этот всплеск ненависти к евреям. Исследователям остается лишь строить догадки и делать предположения, недостатка в которых, разумеется, не было.
Поскольку менее чем за 20 лет до киевского восстания по Европе прокатилась волна погромов, устроенных участниками Первого крестового похода по пути в Святую землю, существует соблазн объяснять события 1113 года несколько запоздавшим «тлетворным влиянием» крестоносцев. Однако это объяснение не слишком убедительно. Как свидетельствуют и еврейские, и христианские источники, крестоносцы громили евреев под лозунгом «крещение или смерть».
Что касается киевского погрома, в летописи нет даже намека на то, что местным евреям было предъявлено подобное требование. Так что, видимо, риторика и смысл погрома был в другом, и крестоносцы тут ни при чем.
По мнению историка Шимон Дубнова «то, что поселение евреев в Киеве совпало с обращением Руси в православие, предопределило дальнейший ход истории. С первых же дней русская культурная жизнь была отмечена печатью византийской нетерпимости к евреям. Пропаганда нетерпимости принесла свои плоды — в начале XII века еврейская община Киева стала жертвой первого погрома».
Древнерусская религиозная литература действительно богата антииудейскими текстами, такими, как «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона, переводная Толковая Палея и т.д. Кроме того, полемические выпады против иудаизма нередко встречаются в дошедших до нас текстах самых разных жанров: от проповедей до летописей. Но значит ли это, что Дубнов прав и в киевском погроме виновата православная «пропаганда»?
Лев Николаевич Гумилев в своей книге «От Руси к России», пишет, что евреи поплатились за то, что Святополк Изяславич был пешкой в руках еврейских ростовщиков, направлявших даже внешнюю политику князя. Однако до наших дней не дошло никаких свидетельств, указывающих, что князь Святополк даровал киевским евреям какие-либо привилегии
В Средние века ростовщичество было распространенным еврейским занятием. Правда, виноваты в этом были не сами евреи, а христианская церковь, считавшая ростовщичество тягчайшим грехом, а профессию ростовщика — совершенно недопустимой для благочестивого христианина. Однако поскольку никакая экономика не могла существовать без кредита, позорную экономическую нишу в христианской Европе заняли евреи.
Восстание в Киеве вспыхнуло после смерти князя, в период безвластия. Поэтому знатные киевляне срочно послали гонца в Чернигов, князю Владимиру Мономаху, с просьбой поспешить в Киев и навести порядок. Мономах не заставил себя упрашивать и поспешил в Киев. Порядок в городе был восстановлен, насилие, в том числе над евреями, прекращено. А вскоре после этого князь Владимир Мономах, утвердившись на киевском столе, созвал княжеский съезд, постановивший изгнать евреев из пределов русского государства.
Итогом этого совещания стал существенный пересмотр законов, касающихся деятельности евреев:
«Когда же князи съехались на совет у Выдобыча, после долгих рассуждений уставили закон таков: «Ныне из всей Русской земли всех жидов со всем их имением выслать и впредь не впускать; а если тайно войдут, вольно их грабить и убивать». И послали по всем градам о том грамоты, по которым везде их немедленно выслали, но многих по городам и на путях своевольные побили и разграбили. С сего времени жидов в Руси нет, и, если кто из них приезжает, народ их грабит и убивает.»
Нет прямых доказательств того, что новые законы Мономаха были непосредственной реакцией на восстание 1113 года, но это предположение выглядит достаточно вероятным.
Татищев писал, что после киевского погрома «евреи исчезли из Киевской Руси», хотя ни еврейские, ни древнерусские источники этого не подтверждают. Напротив, есть немало свидетельств, относящихся к временам после смерти Мономаха, о пребывании евреев на Руси, или посещении страны заграничными еврейскими купцами. И нигде не сказано, что это пребывание было нелегальным или же сопряжено с опасностью казни, конфискации имущества либо изгнания на законных основаниях.
В «Повести об убиении Андрея Боголюбского» говорится, что еврейские купцы приезжали в русскую землю, ничуть не опасаясь ни за свою жизнь, ни за свое имущество. Рабби Эфраим из Бонна (1132-1200) упоминает двух еврейских купцов, одним из которых был некто рабби Биньямин Щедрый из Владимира. Рабби Ицхак Ор Заруа из Вены (1200-1270) жаловался на низкий уровень религиозного образования среди русского еврейства: «Bо многих общинах в Польше, на Руси и в Венгрии, где из-за нужды нет своих ученых людей, нанимают знающего человека, который становится и кантором, и наставником, и учителем для их детей».
Насколько можно судить по дошедшим до нас источникам, киевский погром 1113 года был единичным и экстраординарным событием древнерусской истории. Восстание, вызванное, скорее всего, экономическими причинами, было быстро и решительно подавлено властями и не оказало серьезного воздействия на дальнейшую жизнь русского еврейства.
PS. Я думаю, что многие, кто решил прочитать, обманулись заголовком Ни одной строки в этой статье нет моей. Все взято из, как говорят. открытых источников, для того, чтобы не скучно было прочитать обычному человеку, я выключил из источников подробности, которыми дорожат те, кто читает более внимательно.
Свидетельство о публикации №223072700534