Анабиоз

АНАБИОЗ
Степан с Михаилом не были друзьями. Приятельствовали по соседски, бывало, гостили друг у друга. Работали механизаторами в родной деревне Осиновке. А с осени в соседнем посёлке в механической мастерской ремонтировали технику к весеннему севу. Ходили через горы, так короче. А по дороге в объезд гор получалось далеко.
Но вдруг приятели поссорились, словно кошка меж ними пробежала. Обычная банальная история. Взял Михаил у Степана денег, приличную сумму, дом подремонтировать. Подремонтировал. Заменил подгнившие брёвна, крышу перекрыл. Дом стал выше, крыша под красной черепицей. Собрал деньги долг возвратить. А сумма-то не малая. Жалко отдавать. Свои денежки-то. А тут жена:
- Миш, давай на эти деньги сруб тёплый срубим. Подождёт Степан.
Сделали тёплый хлев, в следующий раз – срубили тёплую пристройку для тёлочки. А Степан стал напоминать о долге. Срок давно прошёл. И уже совсем решил Михаил долг отдать, а жена опять:
- Так давай уже и тёлочку купим.
Купили тёлочку. А Степан, как шмель надоедливый со своим долгом, жужжит и жужжит:
- Верни долг , Михаил.
Может же подождать. Два года ждал. Так нет, отдай ему долг, да и всё тут. Надоел.
А по лету – беда у Степана: баня сгорела. Как сам-то жив остался? Как раз мылся в бане. Кто-то двери подпёр ломиком. Еле выбрался через узкое окошко. Пожарные подтвердили: поджог. Был грех у Степана, на Михаила подумал. Но сам же и не поверил. Не мог Михаил. Соседи всё же. Наверняка, ребятня баловались. Надо новую баню строить. И Степан стал настойчиво требовать у Михаила срои деньги. Ссорились, шумели на всю деревню. До драки, правда, дело не доходило. Надоело Михаилу, он и скажи:
- Не брал я у тебя никаких денег. Чем докажешь?
Как докажешь? Не брал он с Михаила никаких расписок. Но как-то сообразил и сказал:
- Свидетели есть. Пётр Сидоров, а потом Егор ещё на другой день приходили тоже за деньгами. Так я тогда им сказал, что деньги тебе отдал. Они знают, подтвердят.


А в конце осени куда-то пропал Степан. Искали долго. Не нашли. Допрашивали Михаила, тот сказал:
- Степан ушёл с работы раньше меня, и я не догнал его и нигде не видел.
Рабочие из мастерской подтвердили, что Степан ушёл из мастерской раньше Михаила. И никто Степана не видел.

А в конце зимы, или уже в марте в соседнюю с Осиновкой деревню охотник с собакой приехал. Решил он по последнему снежку в горах с собакой прогуляться. Собака и затащила хозяина к расщелине, а там – труп. Охотник вызвал полицию.
Труп привезли в областной центр на кафедру судебной медицины.
- Везите на вскрытие, - сказал профессор.
Молодой ассистент с кафедры физиологии Борис Быстров неожиданно возразил:
- Профессор, я думаю, он живой.
- На чём основано ваше предположение?
- Скорее на интуиции. Отдайте его мне. Я попробую.
- Очень интересно, молодой человек. Не известно, как долго труп находился в горах. А впрочем, дерзайте. Для вас это будет практика, если даже всё закончится вскрытием. Но если вы научитесь трупы оживлять, не избежать вам Нобилевской премии.
Труп привезли в клинику в реанимационное отделение. Один из реаниматологов заинтересовался идеей Быстрова. И началась отчаянная борьба за жизнь. Одна за другой раздавались команды.
- Интубировать! Подключить искусственную вентиляцию лёгких!
- Непрямой массаж сердца!
- Ввести согревающий раствор. Глюкоза, инсулин. Доводите до тридцати восьми градусов.
- Адреналин! Преднизолон!

Продолжалось это достаточно долго. Наконец, на мониторе нарисовались зубцы электрокардиограммы. И радостный возглас:
- Сердце! Запущено сердце!
И снова:
- Он дышит. Самостоятельно дышит.
- Отключите аппарат ИВЛ. Как теперь?
- Дышит!
- Живой! Но жив ли мозг? Если нет – всё напрасно, - вздохнул ассистент.
- Не напрасно. Не было ещё такого в практике, - возразил реаниматолог.
И вот:
- Открыл глаза. Он в сознании.
Борис Быстров вздохнул с облечением, наклонился и спросил:
- Кто ты?
И все услышали тихий хрипловатый ответ:
- Я Степан Осинцев из Осиновки.
- Ура! Мозг жив! Победа!
- Везите в палату интенсивной терапии, - распорядился Быстров. – да глаз с него не спускайте. Утром поговорим.


Когда утром Быстров вошёл в палату, рядом с Осинцевым уже сидел следователь.
- Это вы Быстров? – спросил он. – Зто вы спасли этого человека?
- Да. Мы очень старались.
- Останьтесь. Мне нужно задать ему несколько вопросов. Может ваша помощь понадобится.
Но помощь не потребовалась. Степан отвечал осмысленно, ясно, правда, медленно.
- Что с вами случилось? – спросил следователь.
И Степан сказал:
- Это Мишка, мой сосед. Он шёл за мной с гаечным ключом. Больше никого не было. Потом я почувствовал удар по голове. Больше ничего не помню. Очнулся уже здесь.
- Да, мы нашли этот гаечный ключ, - кивнул следователь.
Когда вышли из палаты, следователь спросил у Быстрова:
- И как вы это объясните? Человек без пищи и воды целую зиму находился на морозе. Как это возможно?
- Как физиолог, я объясню это так: Когда Степан получил удар по голове, он впал в состояние сна. Это спасло его. Организм очень экономно тратил свои ресурсы. Их хватило до весны. Это состояние называется анабиозом. В таком состоянии зимуют до весны насекомые. А вот человек в состоянии анабиоза – это для меня тоже удивительно, впервые встречаюсь.

Летом забрали Михаила и увезли в область. Был суд. На суде он спокойно всё отрицал:
- Степан с работы ушёл вперёд меня. Я пошёл позднее, его не догнал и нигде не видел. Отпечатки на ключе, так это мой инструмент. Как он оказался у горы – не знаю.
А когда в зал вошёл Степан, Михаил потерял дар речи. Побледнел, покрылся холодным потом и произнёс чуть слышно:
- Я всё расскажу… И долг верну.
А в институтской газете напечатали большую статью, как доктор Быстров вывел человека из состояния анабиоза.


Рецензии