Катапультирование с печальным исходом

     Недавний случай катапультирования лётчика Су-25 над Азовским морем заставляет задуматься, - почему погиб лётчик?! Ведь были простые метеоусловия, день, недалеко от берега, всё даже было снято на видео. Катапультирование произошло штатно, лётчик спускался на парашюте, видна была даже наполненная спасательная лодка из НАЗа. Да, высота катапультирования небольшая, времени было мало. Подробностей последующих события я не знаю, только знаю, что лётчик погиб. Выходит, что утонул. Что могло произойти?!

     Можно только порассуждать, поскольку никакой официальной информации об этом нет и вряд ли будет, судя по предыдущим подобным событиям. Скорее всего, из-за дефицита времени, лётчик не успел выполнить все действия перед приводнением и вошёл в воду в подвесной системе парашюта. Потом он мог запутаться в стропах парашюта и это могло привести к гибели.

     Чтобы выполнить нормальное приводнение после катапультирования, нужна тренировка этих действий, непростых действий. Нужно, в момент входа в воду, освободиться от подвесной системы парашюта, привести в действие баллончики с воздухом спасательного жилета для наполнения камер жилета. Потом уже нужно добраться до спасательной лодки. Эти действия должны быть отработаны до автоматизма, Тренировки эти должны быть регулярными и в реальных условиях. Выполняются ли сейчас эти тренировки или, как говорят в авиации, - тренажи? Не знаю…

     В советские времена, о которых я могу судить, как очевидец и участник, такие тренировки проходили более, чем формально. В авиационных полках, летающих над водными поверхностями, проводились тренажи по действиям лётного состава при приводнении после катапультирования. Но эти тренажи не были регулярными, проводились от случая к случаю. Называлось это «выживанием». Вспоминаю, как это происходило в полках, где мне довелось летать. Организовывался выезд лётного состава к водоёму или морю, начальник ПДС проводил лекцию, напоминал теорию, потом была «практика». Использовали средства сигнализации, что были в НАЗе, это радиостанция, сигнальные патроны. Пользовались «поплавками», так называли спасательный пояс-жилет лётчика. Пробовали пользоваться спасательной лодкой МЛАС. Барахтались в воде. Обычно это мероприятие проводилось в хорошую тёплую погоду. Всё это было больше похожим на развлечение. Да, эти действия напоминали, как правильно пользоваться всем этим оборудованием, но речь совсем не шла об отработке действий, тем более каждым лётчиком. Часто всё это мероприятие заканчивалось застольем.

     Надо сказать, что были специальные центры по тренировкам лётного состава по действиям при катапультировании, при приводнении, выживанию в безлюдной местности. Помню, были такие в Агое, Судаке. Но проходили через такие центры единицы лётчиков и это не могло влиять на состояние натренированности общей массы лётного состава при действиях при приводнении после катапультирования.

     Что-то мне подсказывает, что нынешнее состояние подготовки лётного состава к действиям при приводнении не сильно отличается от тех, добрых времён. Хотелось бы ошибаться…

     З.Ы. Промелькнула информация, что у лётчика Су-25 были сломаны ноги?! Неужели, это следствие очень малой глубины в месте приводнения и лётчик просто ударился о дно ногами?! …

26.07.2023 – Севастополь.


Рецензии