Глава двадцать первая. Город у моря

ЛИХОЛЕТЬЕ.Книга третья.
Глава двадцать первая. Город у моря.

 К морю Сергей ехал четвёртый раз в своей жизни. Первый раз, почти всей своей большой семьёй Гончаровых, они побывали в Севастополе. Вторым можно было бы и считать его свадебное путешествие с Людмилой в Палангу, если бы оно не было столь печальным. К тому же это было так давно, и забылось, не воспринимается как путешествие. Третий раз он ездил один по "горящей" туристической профсоюзной путёвке отдыхать в Ялту.
 Так что в четвёртую поездку к морю едет он отдыхать вместе с Ниной. Можно даже сказать, что это и есть настоящее его свадебное путешествие. И оно обещало быть ему теперь счастливым. Всё в их взаимоотношениях с Ниной было хорошо. Они радовались жизни, лету и солнцу. Впереди был почти целый месяц отдыха.
 А вот и само Азовское море. Говорят очень мелкое, но тёплое и ласковое, да и настроение у них с Ниной, к тому же, радостное, солнечное, под стать лету и хорошей погоде.
 Конец июля. Начало августа. Самое время для хорошего отдыха. Как же, всё-таки, это у них так удачно всё получилось. Сергей взял путёвку в профкоме на своём комбинате, а Нина, давно уже сотрудничавшая с туристической службой и не раз уже ездившая в различные поездки, в этой группе является сопровождающей, то есть, старшей группы. И он старался быть ей хорошим помощником.
 Однако, Нина теперь будет не только отдыхать вместе с ним, но ещё и получит за этот отдых какие-то ещё деньги. С детства она, как и Сергей, привыкла жить экономно и зарабатывать себе на жизнь. И эта её рачительность, бережливость, умение жить, Сергею очень нравилась. 
 Он и сам был таким. Зря не любил тратить деньги. Они нелегко ему давались, да и не столь много у него их было. Но жадными до денег ни её, ни его назвать было нельзя. Скорее экономным. Нина, как и Сергей, выросла в простой семье. Отец её погиб на фронте в начале сорок второго года, под Двинском, который теперь Даугавпилс, и лежит он там в братской могиле.
 Мама Нины одна поднимала двоих детей. Нину и её старшего брата. Но они постарались оба выучится и стать уважаемыми людьми. Брат окончил тульский политехнический, а она пермский фармакологический институты. Брат Игорь работает ныне в Министерстве среднего машиностроения в Москве. Она же заведует большой производственной аптекой в Крутом Яру.
 Но работать они начали ещё учась в школе, помогая по хозяйству маме и бабушке. Нина, после окончания средней школы, попробовала себя на педагогической деятельности. В той же школе, учителем черчения и физкультуры. Решила вначале поступать в педагогический институт, но потом передумала и поступила в фармакологический и не ошиблась в своём выборе.
 Игорь сразу же решил стать инженером-конструктором, школу он окончил с золотой медалью. Потом институт, работал главным инженером на одном из крупных заводов в Кирове, потом главным инженером в Тульском научно-исследовательском технологическом институте, потом получил приглашение работать в Министерстве среднего машиностроения.
 Но вот и сам город Жданов, который через два года будет опять назывался Мариуполем. А ещё через четыре года, когда уже не станет Советского Союза, город сам окажется в чужом и враждебном России государстве, нетерпимом ко всему русскому, одурманенном национализмом и бандеровщиной, почти, что фашистском.
 И вспыхнет тогда там по всей Украине гражданская националистическая война, которая втянет в свою орбиту весь мир, в том числе и Россию. И этот прекраснейший город у моря, спустя ещё тридцать лет, станет местом жесточайшей битвы и превратится в сплошные развалины, напоминающие Сталинградские.
 Но тогда здесь ничто не предвещало этого. Они были тогда ещё оба молоды и здоровы, веселы и счастливы, наслаждались летом и этим вот прекрасным городом, морем и общением друг с другом.   
 Сергей много читал об этом городе и его об истории. Мариуполь-Жданов. Здесь и было самое начало развития металлургии в России. Донбасс. Юзовка. Им побывать ещё бы хотелось в Донецке, в городе шахтёров и цветов, увидеть всю его красоту своими глазами. И они это сделали.
 Именно, здесь, где-то совсем рядом знаменитое Гуляй-поле, столица батьки Махно. Но главное, всё же, море. Хотелось побыстрее окунутся в его волны. Но им предстояло ещё разместить свою прибывшую туристическую группу по частным квартирам в многоэтажных домах и определиться с местом питания.
 Оно оказалось небольшим. Кафе-столовой. Почти в центре города. Да и познакомиться хотелось побыстрее с самим городом. Но сначала к морю. Конечно, к его сини и окунуться в его прохладные волны. И оно, от места их жительства, оказалось не так-то и близко.
 До моря можно было добраться на троллейбусе, что они и сделали. Подъезжая к нему, они увидели красивый, словно нависшим над морем с высокими аттракционами и деревьями, парк. И решили они тогда тоже побывать в нём вечером и насладится его прохладой, вместе со свежестью моря.
 Эта вечерняя прогулка останется в их памяти навсегда. Они старались в городе у моря, как можно меньше находиться в своём временном жилище. Рано утром, ещё до открытия кафе-столовой, вся группа собиралась вместе у кафе, где делалась перекличка и выяснялось, есть ли у кого какие жалобы на организацию отдыха. Таких в группе не оказывалось.
 После завтрака группа распадалась на более мелкие компании и отдыхала, как кому захочется. Сергей с Ниной всё своё дневное время посвящали морю. Оно им нравилось. Можно долго-долго было идти по нему, от берега вдаль, и только потом, оно становилось глубоким и можно поплыть.
 В нём можно было барахтаться и кувыркаться, играть в придуманные ими игры с мячом, в том числе, и в догонялки. Вскоре, они загорели и кожа их становилась совсем бронзовой. Загар шёл им обоим.
 Вечерами они бродили по городу. Особенно нравилось им гулять на бульваре имени лётчика-героя капитана Бахчиванджи. Бульвар был весь в цветах и зелени, довольно большой, с лавочками и фонарями. Сергею подумалось: "А почему бы нам и в Крутом Яру не сделать свой небольшой пешеходный бульвар, в центре Крутого Яра, соединив им улицы Алексея Пешкова и Юрия Гагарина?". И эта идея показалась ему заманчивой. Нужно только заразить ею всех жителей посёлка.
 Но более всего, их удивляло в этом городе обилие зелёных насаждений. Преимущественно это были невысокие деревья с зелёными плодами - грецкими орехами. Они напомнили им детство и оба они озорничали, срывая их с деревьев, растущих прямо на улицах, и вечером потом избавляли их от зелёных рубашек, под которыми была настоящая твёрдая скорлупа. А под ней вкусные зёрна.
 Однажды, они забрались за ними и на территорию областной телевышки, окружённой бетонным высоким забором. Но и забор их не остановил. И потом они ещё долго не могли отмыть руки от ядовито-зелёного цвета йода.
 Уезжая из этого прекрасного города, Сергей купил саженец дерева грецкого ореха и посадил его в Крапиавенке. Выросло оно довольно высоким, но только не плодоносило. Говорят, что для этого нужно было брать два саженца, а он не знал этого и потому долго сожалел, что ни у кого не спросил совета.
 Но дерево, всё равно, украшало территорию палисада перед домом и вызывало удивление прохожих необычностью своего рисунка листьев. А пока они чётко следовали программе своей туристической поездки. Ведь Нина была старшей в группе и это было её обязанностью.
 Кроме того, она должна будет написать-предоставить отчёт в турфирму об этой поездке. Со своей группой они не только побывали в доме-музее Жданова, но и в самом порту, а также, на двух крупных металлургических заводах им. Ильича и на Азовстали, где наблюдали работу прокатного цеха.
 Но более всего Сергея поразили здесь книжные магазины. А он, где бы ни был, не обходил их стороной. Так, если в Крутом Яру и в самой Туле, во всех книжных магазинах страны, стояли огромные очереди за книгами, даже люди собирали макулатуру для их покупки, то здесь магазины пустовали при книжном изобилии.
 Зашли они в один такой магазин, недалеко от места, где они временно проживали, так у них глаза просто разбежались от широчайшего выбора и хорошо оформленных книг. Но когда они их раскрыли, то все оказались они на украинском языке и они положили их обратно на прилавок.
 Теперь они поняли почему здесь книжные магазины пустуют. Жданов, как и весь Донбасс был русскоязычным. Удивили их и продуктовые магазины. В них было тоже малолюдно, хотя товар был в изобилии. И если в Туле и Москве колбасу покупали "палками" и баулами, то здесь Сергей провёл эксперимент и купил 200 граммов колбасы и ему спокойно и вежливо её отрезали.
 Прикупив ещё к ней пол-батона хлеба они весело уминали потом эту колбасу по дороге с пляжа, хотя впереди был ещё у них и ужин в кафе-столовой.
 Побывали они и в Донецке, как задумали, затратив на это один день. Добирались до него на рейсовом автобусе. Это большой южный город поразил их воображение красотой своих бульваров, площадей и улиц.
 Нина купила здесь своей дочери Ане красивое летнее платье. А вот поездка в Таганрог, в музей Чехова, их несколько расстроила. Хотя экскурсовод и говорила им, что они проезжают только лишь административную границу между двумя союзными республиками, а также о братском единстве и дружбе всех союзных советских социалистических республик, но в магазинах Таганрога они увидели ту же картину, как и в магазинах Тулы.
 И это разница их несколько озадачила, они не поняли, почему жители Таганрога не едут за колбасой в Жданов? Ведь граница между двумя республики административно-символическая?
 Но вот посещение самого дома-музея Чехова им понравилось. Многое здесь они узнали о молодости великого писателя. Про всю его семью, о его родителях и братьях.
 Перед самом отъездом домой в Тулу Нина решила навестить одну из своих бывших сотрудниц по аптеке, которая, уйдя не пенсию, переехала жить к своей дочери в Жданов. Адрес её у Нины был. Встреча была радостной и тёплой.
 Бывшая сотрудница очень даже скучала по Крутому Яру, несмотря на всю прелесть этого города и моря. Сергею с Ниной, однако же, не хотелось уезжать отсюда. От моря, тепла и солнца, от красоты бульваров и улиц. Но их ждал Крутой Яр, родные и близкие им люди, работа. И они тоже по ним очень соскучились.
А. Бочаров.
2020
    

 


Рецензии