Храм моего детства и Святая Анна

Особое благоговение испытываю во время нахождения в храме своего детства, в том храме, куда меня приводила с самого раннего детства моя любимая бабушка. В этом же храме меня в детстве крестили по православному обычаю,  в нём же прошло моё венчание и потом в нём же кристина моего сына.
      Мы готовились к походу в храм накануне, она с вечера готовила нам наряды, доставала их сундука с праздничными вещами, проверяла, чтоб были налажены, надушены, раскладывала аккуратно на крышке другого сундука, чтоб с утра быстро раз и оделся. И лежали в ожидании нас носочки, чулочки, платочки, платьица, кофточки нижние рубашечки-маечки, трусики, даже ленточки в косы и носовые платочки- всё должно было быть идеально и подходить друг к другу. Тут же ставились мне начищенные туфельки, а ей новые вышитые и мягкие войлочные тапочки, чтоб удобно было дойти. И потом она укладывала меня спать, а сама долго коленопреклоненно молилась в темноте в красном углу нашего деревенского рубленного дома перед иконами с зажженной лампадкой.

       И засыпала я под тихое бормотание молитв и глядя на маленький мерцающий огонёк резной лампадки, пускающий блики на фольгированные цветы самодельного  украшения ризы икон. Было так таинственно, празднично и трепетное предвкушение праздника тихо сосало под ложечкой.

     В храм ходили на праздничную и воскресную службу в соседнее село. Тогда автобусы между нашими соседними сёлами не ходили. Выходили пораньше, на заре, чтоб мне  моими маленькими шажочками не приходилось спешить, чтоб прийти до начала службы, отдышаться, поправить свой наряд, неспеша в церковную лавку подать записочки с именами родственников о здравии и другую со списком на помин за упокой, купить свечек и непременно подать монету и на общую свечу, а потом чинно пройтись по храму и приложиться с благоговением и крестясь ко всему главным иконам, прося о молитвенной помощи святых в своих нуждах.

   По пути в храм встречали таких же тихих нарядных путников, как и мы, шедших туда же. Приветствовали и обгоняя, шли дальше. По пути в храм мало кто разговаривал, шли же на исповедь и причастие, поэтому были сосредоточены на своих мыслях, перебирая свою жизнь за последний месяц, внутренне перечисляя свои грехи, когда где был не прав и в чем нужно покаяться перед Богом, чтоб исправиться и рассказать об этом батюшке, церковному священнику, чтоб он грехи отпустил и допустил до таинства причастия.
Это на обратном пути тогда всё друг друга обнимали, поздравляли с причастием, угощали просфорками и конфетами, да просили помянуть своих родственников, называя их имена. И было ощущение праздника, родства со всеми идущими, а так, собственно и было, ведь в деревне всё друг другу какой-то роднёй да приходятся.

  Вот и в отпуске я поехала в деревню и, конечно же, пошла на службу  в храм моего детства- Храм Покрова Пресвятой Богородицы в селе Пузево- храм 17 века с интересной историей. Сохранились в храме фрески, после ремонта частично роспись храма была забелена, а крупные изображения  бережно отреставрированы. Каждый раз, забывая за год что там было в храме, я вижу всё как в первый раз. Всё время проверяю на месте ли изображение группы архангелов в центральной части свода храма. На месте. Все эти главнокомандующие небесных войск  там же, строго взирают, готовые помочь, только позови. Никак не запомню их имена, их всего семт, и кто за что отвечает: Михаил с огненным мечом, победивший восставшего Денницу, Гавриил вестник с золотым рогом ( у Бутусова есть строчки в песне "Труби,Гавриил!".

    И сам Бог отец так же восседает на своём небесном троне, раскинув приветственно руки, готовый каждого, пришедшего к нему, обнять. И его младенец сын, которого он принёс в жертву ради спасения остальных, так же доверчиво сидит у него на коленях. Я всё время плачу, обнимая крест, мне так жаль Христа, что ему пришлось испытать такие муки, этого молодого умного, сильного и красивого мужчину, который знал, что ему предстоит смерть и что избежать её не получится, хотя и просил своего отца :"Пронеси сию чашу мимо меня, если можно.. ", но нет, не пронёс его отец эту чашу мучений.

    В это раз обратила внимание на одну старинную икону, из числа тех, в человеческий рост, что висят там на колоннах- это изображение Святой Анны, матери Богородицы, в тот момент, когда она получает весть от Ангела о том, что и на неё снизойдет чудо деторождения. И вспомнилась история Иоакима и Анны, которые, дожив до преклонных лет, не имели детей и очень об этом печалились, усердно молились богу, но детей всё не было. А в те времена в их обществе бесплодие считалось позорным, как будто Бог оставил своей благодатью этих людей за какие-то страшные грехи и окружающие тогда сторонились бесплодных людей. И Иоаким и Анна, будучи благочестивыми, очень страдали от своего положения.
"..... Не проходило ни дня, чтобы Иоаким и Анна не скорбели о своем неплодии.
Однажды, во время какого-то крупного храмового праздника, Иоаким принес в церковь дары Господу, но  первосвященник Иссахар отверг их, а книжник Рувим вскричал:
«…разве ты не знаешь, что ты недостоин приносить дары вместе с нами, ибо ты не оставишь в Израиле потомства?»
Великая скорбь объяла сердце Иоакима, но отправился он не домой, а в пустыню, где пастухи выпасали принадлежащих ему овец. Там он предавался своей горести в течение сорока дней, не вкушая хлеба, молясь Господу и размышляя. В свою очередь Анна, оскорбленная за своего мужа, обиженная за себя, горько плакала дома.Оба супруга настолько страдали, что Господь призрел
на их мольбы о чадородии и послал Ангела, дабы возвестить благую весть: Божиим изволением зачнет Анна дщерь, через которую спасутся все народы мира. В подтверждение истинности своих слов Ангел сказал Иоакиму:
«…иди в Иерусалим к храму Божию и там, у золотых ворот, найдешь свою супругу Анну, которой я возвестил то же самое»... " Такая вот история.  И Анна очень удивилась, что она уже чисто физиологически не способна была к деторождению, а тут такая весть.

   Раньше, по молодости, я не придавалв этому значения, мне казалось, что родить ребёнка могут все, это же так естественно, а потом стала сталкиваться с тем, что  не всегда могут иметь детей, порой даже, без каких-либо объективных причин не могут, а хотят.

   И я, почему- то, только сейчас увидела эту икону, обратила не неё внимание.

Иконы в храме- это не просто изображение людей, а каждая икона посвящена какому-то чуду, событию и об этом говорят изображённые детали, символы на иконе, которые ты заметишь, если читал житие жтого святого, тогда поймёшь о чем рассказывает эта икона.

  Каждый раз что-то новое, хотя в это  храм я хожу уже не одно десятилетие.


Рецензии