Азбука детства

Детство – это время, когда ты счастлив. Особенно летом, когда каникулы. На всю жизнь запоминаются эти теплые солнечные дни, бабушкины пирожки, запах свежескошенной травы, вкус малины прямо с куста…Порой во взрослом мире не остается ничего, что бы могло порадовать. И тогда можно вспоминать тёплые моменты счастливой дошкольной поры. Вы ведь замечали, что детские воспоминания самые яркие, что ты помнишь все вкусы и запахи из тех времен, когда тебе было пять и не помнишь порой что было вчера. Сами того не зная, мы консервируем эти волшебные мгновения, как тот самый вкусный в мире бабушкин вишневый компот, чтобы потом, спустя годы, открыть их и сделать глоток счастья и волшебства.

Африка

Когда я простывала, меня заставляли дышать над картошкой. Такая вот русская придумка, если нет ингалятора. Кастрюля накрывалась кухонным полотенцем, под которое мне нужно было опускать голову и дышать. Было очень жарко, но процедура мне нравилась. Ведь мой папа-моряк во время ингаляции рассказывал об Африке. Про реку Нил, о львах и слонах, об островах, на которых ему довелось побывать. Почему-то сейчас вспоминается только Мозамбик.

Бабушка

Самый близкий человек для ребенка. И даже не потому что родители всегда заняты. Просто дети еще не забыли что-то важное, а старики почти вспомнили. И у первых, и у вторых есть какая-то особая связь со Вселенной, какое-то более глубокое понимание жизни. Только во взрослом возрасте я поняла, как мне повезло – у меня были обе бабушки и даже прабабушка.

Бабушка Сима. Дожила почти до ста лет, увидела всех своих правнуков, до последних дней сохранила здравый ум и жила сама.

Бабушка Эмма. Дочь бабушки Симы. Всегда модно одевалась, даже на пенсии лазила через забор и по деревьям за фруктами, готовила самые вкусные в мире пирожки и мой любимый вишнёвый компот, научила меня моему коронному блюду детства – салату «Мимоза», возила меня здоровую кобылу на саночках в первый класс. Даже тяжело болея стремилась быть полезной – в последнюю нашу встречу помогала собирать мне вещи для переезда в другой город.

Бабушка Неля. Последняя кто у нас остался, и мы очень гордимся тем что она в 85 лет продолжает работать на огороде и готовить вкусные блюда (картофельные зразы, блинчики с мясом – это моё любимое, а дядя, например, всегда просит борщ). Любит разгадывать кроссворды вместе с правнуком.

Ватрушки

В детстве я не любила творог, а бабушкины ватрушки обожала. Бабушка Неля тогда работала поваром в столовой, в самом центре города. Каждый день мы ходили на море, а потом заходили к бабушке за традиционной ватрушкой и стаканчиком сока. С тех пор прошло много лет, творог я полюбила, но все равно вкуснее тех ватрушек ничего так и не пробовала.

Гуси

Вообще я всегда любила всякую живность. Но не вся живность любила меня. Вечно эти гуси околачивались у колонки с водой на даче. Причем именно тогда, когда меня посылали набрать воды. В целом эти ребята были довольно мирными, кроме одного. Этот задира вечно норовил подкрасться и больно ущипнуть за ногу. Еще и гоготал победно при этом. Ну ничего, когда бабушка сварила борщ с гусятиной, я представляла, что в нём именно мой обидчик. Мясо было очень вкусным.

Дача

Как же хорошо летом на даче. Всё интересно. Начиная от дороги туда – на электричке или даже на настоящем поезде дальнего следования, где если повезёт, можно залезть на верхнюю полку. На даче нас ждет кот, который вроде и наш, но и соседский тоже, и вообще пол деревни его кормит…компанейский кот, пусть он не только наш, но когда я на даче, кот всюду со мной ходит. Один раз, когда дедушка отвлёкся на игру в карты с друзьями, я взяла кота и пошла на станцию – провожать поезда. Уже стемнело, поезда проносились мимо с большой скоростью. Никогда не забуду того ощущения того что вот она вся жизнь впереди, долгая и прекрасная, ведь однажды и я буду ехать в таком большом красивом поезде навстречу приключениям. Поскорей бы. И почему дети так торопятся вырасти?

Ежедневник

Читать я начала рано – в три года. К четырём уже пыталась писать. Ещё до школы записывала в тетрадку небольшие рассказы и рисовала к ним иллюстрации. На зимних каникулах в первом классе мне подарили красивый ежедневник в кожаной обложке. Веди внучка дневник, записывай всё интересное что с тобой случилось. Первые несколько дней я честно записывала все значимые события. Но потом пошли скучные дни, когда друзей не выпускали во двор и я коротала время кидая снежками в фонари и деревья. Скучно… «Сегодня ничего интересного не произошло» –гласил дневник. Жизнь полная приключений ещё не наступила. Да и сейчас, спустя годы, порой хочется сделать такую же запись в дневник. И в фонарь больше снежком не кинешь. Вроде и скучала, и маялась, ждала всё, когда повзрослею, а снег этот был самый чистый, самый волшебный, так приятно пах…Сейчас не то, совсем его не люблю, мерзну. А тогда могла весь день на санках прокататься и нисколечко не замёрзнуть.

Ёлка

Обязательно живая. Всегда с самого начала декабря ждала то волшебное время, когда принесут ёлку и достанут с антресолей обувные коробки с ёлочными игрушками. Грибочки и белочки, ёжики и космонавты, разноцветные шары и сосульки… старые советские игрушки всегда будут напоминать о детстве. Для меня они намного красивее новых, красивых игрушек «без истории».

Жаба

Если взять в руки жабу – будут бородавки, а если раздавить лягушку – будет дождь. Об этом все дети знают. Правда сколько жаб мы не ловили, бородавки на руках так и не появились. А вот, когда толстый мальчишка, которого мы дразнили и не брали с собой играть, раздавил лягушку, действительно пошёл дождь. Авторитета такой поступок «убийце», конечно же, не добавил. А я мелом нарисовала солнышко на подъезде и пока обедала, дождь прошёл. А ещё нам с соседом очень хотелось посмотреть как из головастика получается лягушка. Но выловленных для эксперимента головастиков мой дедушка спустил в унитаз, а соседская мама вылила в окно. Только спустя годы мне попалось видео этого превращения – действительно очень интересно. Хорошо современным детям, ведь они могут увидеть такую магию и ни один головастик при этом не пострадает.

Заяц

Как-то я была кошкой на утреннике в детском саду и мне прицепили настоящий заячий хвост. Не представляю где родители сумели достать сей аксессуар. И вообще мастерству наших мам можно было позавидовать – такие интересные и красивые костюмы шились нам на утренники, как в настоящем театре. Мало того, что мне самой хотелось постоянно смотреть на меховой аксессуар, так и среди одногрупников хвост произвёл настоящий хвост. Только ленивый не подёргал его, а ленивых у нас в саду не было.

Игрушки

Да, у нас было гораздо меньше игрушек, чем у нынешних детей. Зато они больше ценились и хранились бережнее. Мой сын одно время любил играть тигрёнком – любимой мягкой игрушкой своего дяди. Но очень быстро забросил его, а для моего брата это был лучший друг всего детства. Ну ничего, оказалось тигрёнок и такая же по размеру моя собачка из детства понравились нашему коту. Когда никого нет дома и когда мы спим, он носит «своих котят» то к миске, то к своей лежанке, то в кровать. Очень мило что эти плюшевые старички продолжают работать любимыми игрушками.

А еще у меня была любимая барби, у которой двигался корпус, была сменная одежда и даже магнитофон с маленькой кассетой. Это единственная моя кукла, которую я пощадила и не подстригла в ходе парикмахерских экспериментов. Любила я и тамагочи. У меня был дракончик. Но его украли в детском лагере. И лосины, в которых я ходила на занятия танцами, тоже украли. А потом в этих лосинах не стесняясь ходила дочка нашей вожатой. Ну ничего, мне совсем не обидно было, – наконец-то появился повод бросить ненавистные танцы.

Была советская железная дорога, которой мне не давали играть и запускали её только под ёлкой на Новый год. Железный конструктор, где нужно было закручивать винтики. А ещё мы с папой одно время увлеклись выжиганием по дереву. До сих пор помню этот запах.

А какие классные попадались игрушки в киндерах...Почему сейчас такие не делают?

Йод

Наравне с зелёнкой, средство от всех царапин и ран. Правда так и не поняла, как бабушка определяла, когда нужно использовать йод, а когда зелёнку.

Лимон

Могла съесть его на спор целиком, кусая как яблоко. Да и сейчас могу, секрет в том, что мне нравится вкус. Кому-то очень острое не горько, а мне лимон не кисло. В детстве обязательно иметь «суперспособность», кто-то ушами шевелил, а я вот лимон грызла.

Котята

Всегда жили у нас во дворе в коробке. Как только малыши подрастали, тут же рожала другая кошка, поэтому нам всегда было кому носить молочко и колбаску (сухой корм у нас в 90е не продавали). Хоть и не все жильцы одобряли кошек во дворе, я считаю очень важно то, что мы с детства учились состраданию и заботе ком-то.

Мороженое

Главное летнее лакомства. Больше всего я любила шоколадное эскимо… Но с другой стороны за те же деньги можно купить целых два пломбира: шоколадный и крем-брюле. Чтобы получить деньги на мороженое мы ходили за хлебом и с бабушкой на рынок торговать фруктами. Отличный маркетинговый ход кстати, у детей гораздо лучше покупают. Или можно было насобирать бутылок, помыть их, сдать, а на вырученные деньги купить мороженное или лимонад. Помню позже появились «арбуз» и «дыня» в виде долек. А в лагере на пляже продавалось эскимо «Панда» с орешками и в форме головы медведя. По праздникам покупали вкусный, но дорогой, торт-мороженное. А как-то раз я попыталась приготовить холодное лакомство сама (по рецепту из телевизора). Больше было похоже на замороженное какао.

Невеста

До пяти лет я жила в военном городке, напротив памятника Авиаторам, куда возлагали цветы все свадьбы. Конечно самостоятельно меня через дорогу не отпускали, но можно было уговорить сходить туда бабушку или маму. Как же интересно было смотреть на украшенные машины, веселых нарядных гостей, большие букеты самых разных цветов…Ещё и конфетами могли угостить. Но самое главное на свадьбе, конечно же, невеста, как принцесса в белом пышном платье, только настоящая. Смотришь на неё как на настоящее чудо, предел всех мечтаний. А потом возвращаешься домой, чтобы завернуться в тюль и представлять собственную свадьбу, пока не наругают за то, что шторы трогаю. Одно не могла долго понять – какого Борьку и зачем они постоянно зовут. «Борька…Борька» и жених с невестой после этого целуются всегда. Странно.

Обезьяна

Обезьяна появилась в нашей жизни, когда 5 лет было уже не мне, а брату. Родители переехали в город у моря, и мы под предлогом прогулки уходили купаться без взрослых (что нам было официально запрещено, но каких-то серьёзных наказаний за такие прогулки я не помню). Однажды в частном секторе, почти у самого берега, мы обнаружили Её. Вместо собаки на привязи сидела настоящая ОБЕЗЬЯНА! Сидела и смотрела умными грустными глазами. Мне кажется я прочитала её мысли «хочу кушать» и наш перекус на море (бананы!) сразу был передан новой подруге. Удивительно, мы не пытались дразнить её, не ждали гримас и фокусов. Просто приходили посмотреть и принести вкусняшку. Она отвечала умным взглядом, аккуратно брала угощение, глазами говоря: «Спасибо». Вероятно, весь вечер и ночь она трудилась на набережной (фото с обезьянкой недорого), и нам хотелось немного порадовать это умное несчастное животное.

Пицца

Черепашки ниндзя всегда ели пиццу, в «Один дома» так вообще можно было позвонить по телефону и тебе привезут готовый диковинный продукт прямо домой! Как же я мечтала о том, что пиццу можно будет заказать домой, как в Америке. А вы говорите мечты не сбываются. Сейчас это наша повседневность, а тогда большое чудо для маленькой девочки. Зная мои мечты о пицце, бабушка готовила нам её в домашних условиях. Бабушкина пицца была очень вкусной, настоящее праздничное блюдо. А однажды на Новый год у нас была пицца с ананасами из банки – гавайская.

Развалины

У нас не было таких крутых оборудованных площадок как сейчас, поэтому всегда было интересно покорить какую-нибудь заброшку или залезть на недострой. В военном городке помимо заброшенных казарм и настоящей, заросшей травой, железной дороги имелась целая недостроенная девятиэтажная. С неё даже насмерть упал одноклассник брата подруги. Но это нас не останавливало. Я кстати с неё в итоге тоже упала, хорошо хоть только со второго этажа и даже ничего не сломала. Удивительно, но отделалась лишь множественными царапинами и растяжениями. Похромала пару недель, но страсть к развалинам не потеряла. Бабушке сказали, что с дерева упала. А у заброшенного кинотеатра можно было найти настоящие пленки и смотреть кадры. Некоторые говорили что лазили внутрь, но мы с пацанами не нашли лаза.

В другом городе возле дома тоже были заброшенные казармы, там можно было пролезть во все комнаты. Казарма регулярно горела, плюс одно впечатление детства – настоящий пожар и работа пожарных. Жили там и бомжи, мы даже однажды отбили у них дрессированную овчарку. У нас потом её правда тоже украли.

Самолет

Наш дом был возле аэродрома, поэтому «кукурузник», пролетающий прямо над двором, не был редкостью. Гораздо больше привлекали внимание настоящие большие белые самолёты, идущие на взлёт или посадку. С раннего детства я мечтала о небе, о том, что когда-нибудь полечу на настоящем самолёте. Помню, красочные авиашоу, которые устраивали на 9 мая. После шоу нам однажды даже провели на экскурсию в салоне самолёта. Как же я мечтала о небе… Но мы жили бедно и первый раз на самолёте я полетела лишь когда мне было уже 19 лет. Причём в грозу и рейс сильно задержали. Но всё равно это были непередаваемые эмоции! И потом, когда мой пятилетний сын впервые полетел на самолете.

Телефон

«А в какие игры на телефоне ты играла в детстве?» - спрашивает меня сын. Ну разве что «позвонить бабке-матюкалке». Номер этой бабки передавался из уст в уста. Звонишь и пополняешь словарный запас. Уже позже, в школе, мы звонили одноклассникам «с радио» и они передавали приветы и заказывали песни. Даже один старший брат и одна бабушка повелись что это действительно радио.

Удивительное было время стационарных телефонов. Я знала наизусть номера всех знакомых, некоторые даже сейчас помню. А мобильный только свой помню.

Улица

Место, где мы находились всё своё свободное время. Казаки-разбойники, прятки, догонялки, карты, монополия, светофор, слепая курица, классики, резиночки….Развлечения были на любой вкус. А ещё могли втихаря набрать еды дома и вечером устроить пикник с костром. От жары спасались брызгалками, у всех дома лежали крышки с дырками. Берёшь цыганскую иголку, нагреваешь на огне и делаешь в крышке дырки – можно пару больших, а можно много маленьких. И в бой. Воду можно было набрать в подвале. Потому что, если идти домой, – загонят обедать или того хуже спать.

Фейерверк

Одно из самых волшебных воспоминаний из детства – салют на 9 мая. Кстати в 90х не помню, чтобы на Новый год фейерверки были. Только бенгальские огни. А вот на День Победы всегда стреляли. В двухтысячные появились петарды и фейерверки. Каждая семья покупала пиротехнику и после курантов все соседи выходили во двор взрывать салюты.

Хлеб

Самое вкусное лакомство детства – хлебная корочка. Особенно когда хлеб ещё теплый, идёшь по дороге и ешь. Если проголодался, а взрослых дома нет, можно сделать бутерброд с маслом и сахаром. Вместо масла часто был маргарин с индийским названием «Рама». Потом полюбила хлеб с майонезом и ялтинским луком.

Цыплёнок

Однажды мы во дворе, прямо в городе, нашли цыпленка. И как он там очутился? До сих пор загадка. Цыпленок был очень милый: желтый, пушистый и приятный наощупь. Мы не знали что с ним делать, и бабушка предложила отвезти его на дачу и отдать тем, у кого есть куры. Я была очень гордой, что именно моя бабушка это придумала и именно мы спасаем цыплёнка. Довезли пернатого друга в целости и сохранности, хоть и жалко было с ним расставаться.

Часы

У бабушки с дедушкой в гостиной висели очень красивые заводные часы. По кругу циферблата располагались фигурки всех знаков зодиака. Мне они всегда очень нравились, и дедушка говорил «вот нас не станет, и мы тебе эти часы завещаем». Я никогда не думала, что это случится так скоро, если честно, надеялась, что не случится никогда. Часы действительно остались мне, и я очень хотела, чтобы они висели в моей квартире, напоминая о любимых людях. Но там часы отказывались идти, только завел их, а они уже опять стоят. Несколько лет так и висели, но время не показывали, пока мама не посчитала что это плохая примета и куда-то не спрятала.

Шарик

Это сейчас воздушные шары бывают всех форм и размеров, а в моём детстве они в основном отличались только цветом. Наверное поэтому до сих пор помню как бабушка купила мне красный шарик в виде головы зайца, мне кажется он у меня долго не лопался.

Щенок

Всегда мечтала о собаке, выгуливала варежку. Но это работает только в одноимённом мультике, а в реальности мне так никто щенка и не подарил. Так у меня собаки и не было. Зато были рыбки, попугай и даже тропическая лягушка.

Электричка

Люблю дорогу. В детстве часто ездила на электричке к бабушке и на дачу. Кроме пейзажей за окном интересно было посмотреть что продают с рук, кочующие по вагонам тётечки с клетчатыми сумками (бабушка даже иногда у них что-то покупала, хорошо когда мороженое) и послушать песни под аккордеон или гитару. На даче всматриваться вдаль «Не идёт ли поезд», а потом весело кричать «идёт, идёт».

Юппи

Диковинный напиток из порошка. «Просто добавь воды». Конечно, как все сейчас считают, «химическая гадость», но тогда нам было вкусно. А ещё круто считалось купить «Мивину» (аналог «Доширака», только вкуснее, особенно с сырным вкусом) и съесть её сухой по дороге из школы. Какое-то время даже сладкую «Мивину» продавали – малиново-банановую.

Ярмарка

На Масленицу были настоящие ярмарочные гулянья, с блинами и сжиганием чучела. На всю жизнь запомнилось катание в упряжке лошадей. Было очень весело и атмосфера как в настоящей русской сказке.

Когда ты ребёнок, влюблён или счастлив, мир становится красивее. Посмотри по сторонам, этот мир по-прежнему прекрасен, он не стал хуже. Это ты позволил своим внутренним демонам победить и разъедать тебя изнутри. Расслабься, вспомни что-то хорошее из детства, улыбнись и всё получится, всё будет хорошо!


Рецензии