От первого дня до последнего. Очерк
Бог, будучи благ и преблаг, сотворил из ничего мир для того, чтобы и другие существа, прославляя Его, участвовали в Его благости. Таким образом, побуждением к творению мира служила бесконечная благость Божия, желание иметь причастников славы Своей вне Своей внутренней жизни, а целью творения - блаженство тварей и слава Творца.
2. Бог создал мир 5509 лет назад *)
Вначале Бог сотворил небо и землю.
3. Семь дней творения. (День в данном случае — понятие не буквальное, как в земной жизни, и он может длиться как угодно долго).
1 день - создание света (светового вещества), (дня и ночи);
2 день - создание тверди посреди воды (небесная твердь, небо);
3 день - разделение целого земного тела на воду и сушу (одновременно на суше появляются растения);
4 день — создание небесных тел (Солнце, Луна, звезды) и Ангелов. (Ангелы стоят на вершине тварной лестницы, они одарены умом, свободой воли и чувствами. Они бессмертны по благодати Божьей, а не по своей природе. Ангелы — служебные духи. Их неисчислимое множество, которое подразделяется на 9 чинов. Часть Ангелов во главе с Денницей возгордились, не захотели зависеть от Бога и отпали от Него (Дьявол, злые духи));
5 день - созданы обитатели вод и воздуха;
6 день - созданы земные животные и человек — царь природы и завершение творчества Божия. Человек — существо Богообразное и Богоподобное. Он, в отличие от других творений, создан из персти земной (а не из ничего), а потом в предуготованное тело Бог вдунул душу живую. Из всех творений Божьих только человек смыкает в себе оба мира: духовный и вещественный. Поэтому именно он является средоточием твари и в этом смысле выше Ангелов;
В 7 день Творения Бог почил.
История человечества творится в седьмой день. Мы живем в седьмом дне творения.
Наши прародители (Адам и Ева) нарушили завет с Богом и пали: возжелали достигнуть равенства с Богом и быть в полной независимости от Него (Как и у падших Ангелов). Последствиями падения для человека стали:
духовная смерть (жизнь без благодати Божьей);
повреждение ума (плотское мудрование, софизм);
расстройство воли (человек стал рабом греха);
болезни тела, смерть.
После грехопадения человек начал жить по своей воле. Все поступки человека стали иметь примесь греха и уже через два тысячелетия мир развратился до крайней степени зла, которую Бог уже не мог допускать. Он послал на землю потоп, оставив в живых лишь одну семью праведника Ноя и по паре живущих на земле животных. После потопа (3247 год до н.э.) Бог сократил жизнь человека до 140 лет (до этого люди жили до 1000 лет).
Человек продолжал творить зло. Люди решают построить башню до «неба», показывая свое пренебрежение к Богу. Но Бог смешал их языки и наречия (до этого все люди говорили на одном языке) так, что они перестали понимать друг друга. Произошло рассеяние народов (2717 год до н.э.). В 2016 году до н.э. Господь уничтожает Содомское пятиградье, погрязшее в грехах.
Господь не восхотел оставить падшего человека на безвозвратную погибель, в жертву вечной смерти и злу, определив избавить его от осуждения, спасти. Господь избрал чрезвычайное средство к спасению человека через Еднородного Сына Своего (Иисуса Христа) и Животворящего Духа Святого. По воле Отца Единородный Сын Божий благоволил ради нас и нашего спасения воплотиться от Духа Святого и Марии Девы, вочеловечиться и совершить дело искупления рода человеческого.
В 2115 году до н.э. рождается праведник Авраам, с которым Бог заключает завет о спасении человека. Завет заключался в том, что от Авраама должен был произойти многочисленный народ, которому Бог даст землю обетованную, сделает его своим народом, осуществит с ним дело спасения человека, и будет для них Богом.
Избранный Богом народ попадает в рабство в Египет на долгие 400 лет, но его спасает Господь, являя множество Своих чудес. Под водительством Моисея ( родился в 1497 году до н.э.) люди переходят Чермное море и скитаются по пустыне 40 лет из-за невозможности попасть в землю обетованную по множеству совершенных ими грехов. Господь дарует Моисею скрижали, на которых написаны заповеди Божьи (1417 год до н.э.). По велению Бога был сделан ковчег завета, где они хранились и Скиния, назначены священники из сынов Левитиных.
После смерти Моисея (1377 год до н.э.) еврейский народ под водительством Иисуса Навина перешел через реку Иордан. Как только ковчег завета был внесен в воды Иордана, вода ушла и иссякла, и народ переходил реку по суше (Так же, как Господь сделал это с Чермным морем, которое он иссушил перед своим народом). Избранный Богом народ пришел в страну обетованную и с Божьей помощью завладел ею.
В среде избранного Богом народа и родился Спаситель.
Христос, будучи Сам безгрешным, принял на себя грехи всего мира и Самого Себя принес в умилостивительную и очистительную жертву (страдания, крестная смерть) за принятые на Себя грехи и таким образом не только восстановил разрушенный грехом союз между Богом и человеком, но и открыл все сокровища любви Божьей к человеку.
Плоды жертвы Христовой:
удовлетворение правосудию Божию;
прощение грехов всех кающихся;
примирение людей с Богом;
освобождение людей от владычества дьявола.
Люди сделались сынами Божьими (участие в святости, в бессмертии и вечной жизни, в славе и блаженстве).
Христос возвестил людям утешительнейшее для сердца человека учение, именуемое Евангелием, т. е. радостной вестью о Царствии Божием;
Христос возвестил о нравственном существе Божием - как о неисчерпаемом источнике любви.
Наступит и восьмой, последний день творения.
Свершится второе пришествия Христа на землю в силе и славе:
воскреснут мертвые в новом, духовном теле;
свершится последний суд;
наступит кончина этого мира;
осуществится вечное блаженство праведных в теснейшем соединении с Богом.
Принимая таинство крещения в Церкви, крещаемый становится православным христианином. Между крещением и воскресением человек проживает свою земную жизнь.
В учении веры Иисус Христос преподал новый закон деятельности человека: искание Царства Божия и правды его. Кто желает войти в это Царство (а призываются ко вступлению в него все люди), тот должен покаяться, то есть осознать свою греховность и оставить путь, ведущий к смерти. В основе нравственной жизни христианина должна лежать любовь к Богу и любовь к ближнему. Задача христианина - уподобиться Христу, обожиться. Это достигается верой, исполнением заповедей Христовых и участием в Таинствах Церкви, где ему подается благодать Святого Духа.
Все бытие мира во времени есть постепенное, но верное осуществление от вечности в уме Божием предначертанного плана мироздания и порядка в нем. Но как не могло быть несовершенства в плане, созданном всесовершеннейшим умом, так не может быть несовершенства в его осуществлении.
Составитель очерка: Татьяна Глебова
Использованные материалы:
Библия: «Первая книга Моисеева Бытие»,
«Вторая книга Моисеева Исход».
Протоиерей Николай Малиновский «Очерк православного догматического богословия».
----------------------------------------
*)дается по традиции Православной Церкви.
Свидетельство о публикации №223072801031