Глава 187. Лист. 12 трансцендентных этюдов

Ференц Лист
12 трансцендентных этюдов для фортепиано
Святослав Рихтер (фортепиано)

Aaron: Исполнение некоторых этюдов находится за пределами возможностей человеческой анатомии. И при этом — с полной легкостью!

musikus: После триумфальных гастролей Рихтера в США, кто-то из известных американских критиков написал: «В пьесе Равеля Рихтер взял, казалось бы, предельно быстрый темп, но когда ему понадобилось его еще больше ускорить, он взял и непринужденно его ускорил». Не могу не заметить, однако, что Святослав Теофилович никогда не делал этих «ускорений» из спортивного интереса, а исключительно в художественных целях. Это радикально отличает его от нынешних «спортсменов», которые то и дело устанавливают рекорды скорости и беглости, но для чего — не понятно. Ведь сразу же видно: не музыкант, а — спортсме-е-е-н!

samlev: Только что послушал. Титаническое исполнение! Честно скажу, сам играл их, слышал множество исполнений, но даже представить себе не мог, что возможна такая степень «самосожжения» в этих пьесах. Разумеется, не пытаясь весь мир запихать в одну формулу, но совсем коротко, это исполнение для меня — лучшее объяснение романтизма, как, например, его понимал Бемэ. Его определение — романтизм — это яростность. В данном случае Рихтером достигнута такая мощь экспрессии, исполнение выходит на такой уровень обобщения, которые, как мне кажется, перерастают само представление о возможностях интерпретации. В общем, чтобы понять, что такое романтизм как феномен, слушайте эту запись.

tagantsev: Эти 12 трансцендентных этюдов, не то же ли самое, что и 12 этюдов высшего исполнительского мастерства?

precipitato: То же самое.

tagantsev: А не могли бы Вы прокомментировать, что значит трансцендентность этих этюдов?

Andrew_Popoff: Трансцендентные — это за пределами возможного. В то время один Лист мог их сыграть.




 
 
 
 


Рецензии