сердце из камня

Жил как-тот в одной деревне мужик по имени Кате Пань. И всё у него было- жена, трое детей, большое хозяйство, домашний скот, лесные угодья, луга для сенокоса. Но больше всего, Кате Пань любил своего младшего сына Няню. Вырос Няня добрым, отзывчивым сердцем. Во всех делах Няня был первым помощником для своих родителей.  Вот решил Кате Пань, что пора женить своего сына, и выбрал в жёны соседскую дочь Айсу. Айса была высокой статной красавицей с длинными черными косами. Но, Кате Паню больше нравились лесные угодья да лошади соседа. Тут всегда покладистый Няня отказался от Айсу- «Нет. Мне другая девушка по душе.                - Так кто же это? –хором спросили отец с матерью.                –Тапи!                -Маленькая,рыжая Тапи! Она сирота, ничегошеньки нет за душой!                -Зато добрая и глаза голубые! -отвечал сын.                Всегда послушный Няня, так заупрямился, что решили отложить женитьбу на год. Пусть одумается сын, да приглядится к красавице Айсу. –подумал отец.                Пришла зима. Собрались Кате Пань и Няня в лес за дровами. Запрягли лошадь в сани и поехали. Вдруг понялся сильный ветер. Один из порывов ветра от берёзы оторвало сухую ветку, которая падая с высоты воткнулась прямо в сердце Няни. Катя Пань погнал лошадь домой- надо успеть спасти сына. Дома жене кричит - Бегите, зовите туна. Надо спасти сына. Клём Ош многих спас, может и нам сможет помочь!                Пришёл тун Кулём Ош, посмотрел на рану Няни, потрогал старую ветку, которая торчала прямо из сердца молодого парня: Сам великий Ен хочет забрать к себе вашего сына. Смиритесь, и примите смерть своего сына. Тут Кате Пань с женой бросились на колени перед туном: - Кулём Ош! Ты сильный тун! Верни нам сына, он еще такой молодой. А великий Ен не заметит, одним больше, одним меньше.                – Великий Ен знает всё! Сердце Няни уже умерло. Я могу сделать так, чтобы сердце окаменело, но это будет уже другой человек!                - Мы на всё согласны, делай хоть что-нибудь!   Усмехнулся Кулём Ош, сел возле кровати умирающего парня –Старый леший выбрал молодого Няню, он не  ошибся ,хотя мог выбрать и тебя Кате Пань .Что можете предложить взамен?                Встала гнетущая тишина. Все стояли тихо.                –Я.-начал говорить Кате Пань.                -Ты не можешь заменить сына. Старый леший оставил тебя жить – резко одёрнул его Кулём Ош. Тогда Кате Пань обратился к дочерям: Кто из вас согласиться?                -У меня свадьба скоро! Я не могу и не хочу !- сразу ответила старшая.                – У меня тоже жених есть, и на этом свете мне хорошо пока! - тут же подхватила младшая. Тут дверь открылась и зашла Тапи: -Я согласна!                -Вот и как хорошо! – хором ответили сёстры – Никому ты не нужна! Никто и плакать не будет!    Рыжая Тапи твёрдо подтвердила своё желание спасти Няню и вся семья вздохнула с облегчением. Кулём Ош выдернул сухую ветку из груди молодого парня и вместо сердца поставил камень: Теперь его зовут Изъя Морт, тяжело вам будет с ним.  Тапи уйдёт со мной. И вернуться она сможет, если Изъя Морт сам вспомнит рыжую, маленькую Тапи! А вам нельзя напоминать о ней.                Изъя Морт быстро поправился, но поступки его изменились. Парень сам предложил отцу посвататься к соседской дочери Айсу. Когда красавица жена поселилась в доме Кате Паня, Изъя Морт выгнал отца и мать жить в старую баню. От сестёр женихи отказались, потому что Изъя Морт не дал приданного.  – Вы обе будете жить в коровнике и работать по хозяйству, мне бездельницы не нужны-сказал молодой хозяин. Мать умерла от позора и горя. Сёстры убежали в город искать работу и лучшей доли. Статная красавица Айсу, вдруг стала сутулой и седой. От крепкого хозяйства Кати Паня не осталось ничего, даже кошка сбежала в лес. Только возле калитки выросла тоненькая рябина, которая с весны до глубокой осени стояла рыжею листвой. Когда Изъя Морт проходил мимо, рябина шелестела каждым своим листиком и старалась нежно дотронуться до него. Изъя Морт ворчал:» Глупая рябина, что тебе надо? Отстань от меня!» И как то, взял топор и срубил рябинку под самый корень. Только Кате Пань один услышал еле слышное -Ох!   И пошел тогда, уже седой старик Кате Пань, опять к туну Кулём Ошу.                –Давно я тебя жду, Кате Пань!                -Глупый я старик! Что же я наделал! Сколько душ загублено! Разве может любить каменное сердце! Нет моего покладистого сына Няни! - зарыдал Кате Пань- Помоги мне, Кулём Ош, что можно сделать? Моя любимая жена, маленькая рыжая Тапи – их уже не вернуть. Раньше времени постарела красавица Айсу, поседели её чёрные косы! Где мои младшие дочери? Кто их обогреет и накормит?                -Ты должен свои ошибки исправлять сам. –ответил тун –Иди и подумай! Запомни –камень тяжёлый, всегда тянет на дно.                Вернулся в свою старую баньку Кате Пань и начал со всех сил натирать золой медный таз. Рано утром старик спустился к реке и утопил таз в воде. Уже днём Кате Пань уселся на лавочке возле дома и стал ждать Изъя Морта.                –Ах ты, старый пень! Опять возле моего дома! - кричит Изъя Морт                -Не ругайся сынок, послушай, что я тебе скажу! Тихо, тихо чтобы не услышали  соседи !- как заговорщик начал говорить старик. – Я на рыбалку ходил, на дне реки что –то блестит. А вдруг, это золото!                - Золото! Проверить надо! -  заинтересовался новостью Изъя Морт.                Тут же они пошли к реке и сели в лодку.                –Ты только место покажи старик, а своё золото я возьму сам –сидит, ворчит Изъя Морт.                –Вот, смотри как блестит на самом дне- успел сказать Кате Пань , и Изъя Морт бросился в воду не снимая обувь и одежду. Уже на дне схватился руками за таз, но обратно всплыть уже не смог. Так и остался на дне Изъя Морт.   Прошло время. Кате Пань нашел своих дочерей. Айсу вышла замуж за вдовца. Возле калитки вновь дала ростки срубленная рябина.


Рецензии