Раскрывая сюжеты храмовых росписей. Часть 3

                Спас Нерукотворный

Образ Спаса Нерукотворного присутствует во многих православных храмах в виде росписи или же иконы. Само название говорит о том, что этот образ не написан руками какого-то иконописца, а появился чудесным образом.

Образ Спасителя на убрусе (платке). Если пересказать кратко предание, то оно может выглядеть так:

В городе Эдессе, в старой Месопотамии, правил царь Авгарь V. У царя была проказа, которая доставляла ему нестерпимые страдания. Ничто не помогало в лечении. И вдруг до Авгаря доходят слухи о Христе, который уже совершал исцеления. Царь пишет письмо с просьбой приехать в Эдессу и помочь ему в лечении. С письмом он отправляет своего художника Ананию, чтобы тот нарисовал образ Спасителя. Путь его лежал в Палестину. Художник через какое-то время прибывает в Иерусалим. И находит там Иисуса, что сделать было легко, потому что где были толпы людей, там и проповедовал Спаситель. Но приблизиться к нему художник не может, и даже сделать портрет. Встав на какой-то камень, художник пытается рассмотреть Иисуса, но у него ничего не выходит. Очень много народа. Но зато его замечает сам Иисус. И подзывает к себе. Анания передаёт письмо своего царя. Но Спаситель, понимая, что не сможет придти в Эдессу, пишет ответное письмо царю, в котором сообщает, что вместо него придёт его ученик.

После написания письма Христос попросил принести ему воду и платок. Он умылся водой и вытер лицо. И после этого на платке проявился облик самого Иисуса. Теперь царь Авгарь будет иметь портрет Господа. И вот этот образ и получился нерукотворный.

Художник, принеся письмо и платок царю, дал ему им обтереться. Через некоторое время царь Авгарь вылечился. Остались только небольшие следы от болезни. Пришедший по просьбе Спасителя его ученик, апостол Фаддей, довершил полное выздоровление. Далее, сам царь и его подданные стали христианами. И поверили они очень крепко.

Платок, или убрус был повешен над городскими воротами. И висел он долго, охраняя город. Позднее, в седьмом веке, город захватили арабы. Но через продолжительное время византийцы, ведя войну с этими захватчиками, взяли в осаду Эдессу. Оборонявшие город в виде откупа от боевых действий отдали убрус с образом Спасителя. Его торжественно ввезли в город Константина.

И всё же святыня во время разграбления Константинополя в 1204 году была украдена крестоносцами, которые шли освобождать Гроб Господень, а вместо этого разграбили и пожгли византийскую столицу. Далее Нерукотворный образ был утерян. Окончательно.

Образ Спасителя благополучно перекочевал на Русь вместе с её крещением равноапостольным князем Владимиром Святославичем и всеми христианскими атрибутами. Это один из самых узнаваемых образов Иисуса Христа. Местные иконописцы и мастера храмовых росписей внесли своё видение этого образа. Для примера можно назвать образ на иконе «Спас Ярое Око», середины 14-го века. Строгость и ярость в глазах Спасителя, от которого ничто не скроется. Или Спас Нерукотворный мастера 17-го века Симона Ушакова.

Часто в древней Руси образ помещался на флаги боевых дружин. Эти флаги назывались стягами. Стяг с образом Спасителя во время битвы, как правило, устанавливали в самом центре войска, чтобы его хорошо было видно. Охраняла стяги отдельная охрана.

Изображения находятся:
 
Тверская область, Старица, Старицкий Успенский монастырь. Собор Троицы Живоначальной (1819 г.), отреставрированная живопись XIX века.

Тверская область, Бежецкий район, село Сукромны. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери (1777-1785  г.г.), роспись начала XX века.

Липецкая область, Лебедянский район, с. Троекурово, ул. Советская, д. 50.  Троекуровский Дмитриевский Иларионовский женский монастырь. Колокольня, 1907 и 1909 гг., современное изображение.

Корректура М.Зуйкова
Русавкино, июль 2023 г.


Рецензии