Уроки бабушки или наш ответ Чемберлену

   Я была маленькая, ещё в школу не ходила. Зимой или ранней весной, было снежно и холодно, на нас были шубы, возвращались мы с бабушкой из Манежа с выставки цветов.
  Выставка была международной, и цветы привезли со всего мира. От ярких красок и одуряющих запахов кружилась голова, я почти не запомнила названия да и внешний вид диковинок, в память врезались только японские бонсаи  - миниатюрные деревца возрастом по триста лет.
   Подъехал автобус, раскрылись двери, народу вышло мало, и волна входящих втиснула нас в переполненный салон. Было душно и тесно. На нас напирали дяденьки, а перед нами была очень габаритная тётенька с большим баулом, да и растопырилась она, лишая возможности ухватиться за ручку сидения, до верхней штанги мы с бабушкой не доставали.
   Бабушка, чудом сохраняя равновесие, одной рукой удерживала меня, другой сумку.
   Вдруг автобус тряхнуло, бабушка не удержалась и налетела на тётеньку с баулом. Она сильно ушибла о баул ногу, но вежливо извинилась. Тётка извинений не приняла и заголосила,-
- Ой, смотрите, люди добрые, эта морда буржуйская мне хрусталь побила!-
и полезла в баул.
Хрусталь, по счастью, оказался цел. Бабушка извинилась ещё раз, хотя от  «морды буржуйской» её передёрнуло. Ещё бы! Крестьянская дочь, знавшая что такое недород, засуха, голод, стремящаяся к знаниям, ходившая в школу в любую погоду семь километров, комсомолка, рабфаковка, член ВКПб, парторг, а тут такое оскорбление!
Однако бабушка промолчала, просто отвернулась от противной тётки.
А та всё не унималась и продолжала оскорблять бабушку.
Мне стало обидно, я спросила, может немного громче, чем следовало,-
- Бабушка, она тебя обижает, обзывает по-всякому, а ты молчишь. Дай ей, как это, наш ответ Чемберлену!
  Эту фразу я слышала от деда, старого большевика, она мне очень понравилась, и я часто зловеще говорила её своим обидчикам,-
- А вот как дам тебе сейчас наш отчет Чемберлену!
И пока обидчик терялся в догадках, что это за Чемберлен такой и чем грозит его ответ, я либо била его в лоб и убегала, либо просто убегала.
   По автобусу прокатился смешок.
  Тётка поперхнулась и с новой силой зашлась оскорблениями уже и в мой адрес.
  У бабушки глаза озорно блеснули,-
- Видишь ли,-
начала она медленно и несколько громче обычного.
-Когда ты идёшь по дороге и видишь коровью лепёшку, которая воняет, ты же не останавливаешься и не читаешь ей нотаций: такая-сякая, плохая, вонючая. Ты нос зажала и мимо проскочила и сразу забыла про неё.
Кто-то хохотнул, его поддержали.
Кто-то громко сказал,-
- Хорошо, что коровы не летают!
 Весь автобус захохотал, тётка замолчала, даже подвинулась, но мы уже приехали.
  На улице бабушка сказала,-
- Никогда не опускайся до уровня скандалиста, не создавай ему питательной среды.
- Нос заткнуть и мимо?
- Да.
- Бабушка, а во что коровья лепёшка превращается?
- В навоз, очень хорошее удобрение.
- А скандалист?
- В несчастного одинокого человека.


Рецензии
Добрый день, Эм. Мудрая бабушка: достойный ответ и урок для внучки. И я посмеялась вместе с пассажирами автобуса.)) Спасибо, Эм. С добром и уважением,

Людмила Алексеева 3   07.02.2024 09:28     Заявить о нарушении
Спасибо! Бабушка действительно была очень мудрая и жизнелюбивая. Жаль, что давно ее нет. Уже сама бабушка, воспитываю внучек, рассказываю им о своих бабушках и дедушках, чтобы тянулась ниточка памяти, чтобы могилы не зарастали травой.

Эм Филатова   08.02.2024 16:26   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.