Нур Аллах-эфенди ал-Баккали - богослов, суфийский

Нур Аллах-эфенди ал-Баккали — богослов, суфийский шайх

Ал-Хаджжи Нур Аллах-эфенди ал-Баккали [’ал-Илисуви ’ад-Дагистани] б. Саййд Мухаммад-‘Али б. Саййд Нур Аллах б. Саййд Сирадж ад-дин б. Саййд Шайх ал-Ислам Саййд ас-Садат Саййд Махмуд ал-Ахмади ал-Бадави ал-Хусейни ал-Алави ал-Мустафави (тур. Mevlana ;eyh Nurullah b. Seyyid ;eyh;’l-Isl;m b. Seyyid es-Saadat Mahmud el-Ahmed; el-Bedev; el-H;seyn; el-Alev; el-Mustafavi; азерб. ;eyx Nurullah ;f;ndi b. m;rhum Seyyid M;h;mm;d;li b. Seyyid Nurullah b. Seyyid Sirac;ddin b. ;l-H;seyni ;l-;l;vi ;l-Mustafavi; азерб. Hac; Nurallah Efendi el-Bakali, ум. 1317 г. х. / 02.01.1900–31.01.1900 г.) — южнодагестанский богослов, суфийский шайх братства Накшбандийа.

Согласно эпитафии, Нур Аллах-эфенди являлся «наставником, великим, достойным» и «известным шайхом». Умер он, согласно надписи на надмогильной плите, в месяце Рамадан 1317 г. х. / 02.01.1900–31.01.1900 г.). По другим данным скончался в 1315 г. х. / 1897–98 г., в Могила которого находятся в лезгинском/цахурском сел. Баш Лайски (тур. Ba;laysk; азерб. «Bash Layisqi», также «Ba; Layski», ныне Шекинского района современного Азербайджана) т. е. недалеко от цахурского сел. Илису. Принадлежал к поколению суфийских шайхов, выходцев из деревни Баккал (тур. Bakkal).

У Нур Аллах-эфенди было три сына, известных нам по имени Мухаммад-‘Али, Мухаммад и ‘Абд Аллах, а также дочь по имени Марал. Предположительно был последователем шайха Махмуд-эфенди ал-Алмали (1810–1877). Его халифа (преемник) — ‘Абд ар-Рахман ал-Ассави (ум. 1907). По другим данным этот богослов был последователем суфийского шайха Махмуд-эфенди ал-Баккали из сел. Баккал, ныне Шекинского района современного Азербайджана.

В работе Паша Якуба (азерб. Pa;a Yaqub) упоминается богослов «ал-Хаджжи Нур Аллах-эфенди б. Саййд Мухаммад-‘Али б. Саййд Нур Аллах б. Саййд Сирадж ад-дин б. Саййд шайх ал-Ислам Саййд ас-Садат Саййд Махмуд ал-Ахмади ал-Бадави а-Хусейни ал-Алави ал-Мустафави [азерб. ;eyx Nurullah ;f;ndi b. m;rhum Seyyid M;h;mm;d;li b. Seyyid Nurullah b. Seyyid Sirac;ddin b. ;l-H;seyni ;l-;l;vi ;l-Mustafavi, ум. 1900]», который также был последователем Махмуда ал-Алмали, и также был похоронен в селе Баш Лайски. Возможно здесь речь идёт об одном человеке.

Автор: ‘Али Албанви

АЛ-БАККАЛИ — нисба указывающая на происхождение её носителя из села Баккал Нухинского уезда Елисаветпольской губернии, ныне Шекинского района современного Азербайджана.

ЕЛИСУ или ИЛИСУ (цахур. ;lisu; азерб. ;lisu — ныне, лезгинское/цахурское селение в Кахском районе современного Азербайджана). Население 1 349 человек (2009). Илису (букв. с цах., лезг. «Вилли сувар») — «Синие горы». Илисуйские горы имеют синий оттенок.

’АЛ-ИЛИСУВИ, ’АЛ-ИЛИСУЎИ (азерб. ;l-;lisuvi) — нисба образована от названия цахурского сел. Илису, ныне — на территории современной Азербайджанской Республики. В прошлом — столица Илисуйского султаната. В период существования Илисуйского султанства населенные пункты Азгили, Сабунчи, Старый Сувагиль, Кац (Касс), Калал, Каркай входили в Сувагильскую группу селений. Отметим, что в Илисуйском султанстве населенные пункты подразделялись на три основные группы: Цахурскую, Карадулакскую (или Элисуйскую) и Сувагильскую. По данным Т.Н. Яишникова, в 1830-х гг. в Сабунчи имелось 7 хозяйств, в Старом Сувагиле — 180, в Кассе — 18, в Калале — 24. Хутора: Калал, Кац (Касс), Каркай, Старый Сувагиль, которые в административном отношении (кроме Старого Сувагиля) входят в состав муниципалитета Али-Байрамлы (в 2015 г. был переименован в Даглы). Все эти селения расположены на южных отрогах Главного Кавказского хребта вдоль границы с Дагестаном, в своеобразной естественно-географической зоне, через которую проходили стратегически важные пути и перевалы от населенных пунктов Дагестана в Алазанскую долину. Еще в раннем средневековье отсюда в глубь Дагестана пролегала стратегическая «лекская» (лезгинская) дорога, по которой в первой трети VIII в. шли воины полководца Марвана ибн Мухаммада из Восточной Грузии в Нагорный Дагестан. Русские архивные данные начала ХХ века утверждают однозначно, что «Елисуйские султаны, по происхождению дагестанские лезгины». Сегодня под «дагестанскими лезгинами» подразумевают собственно лезгин и получившие в середине XIX века в Дагестанской ССР, в следствии политических интриг по расчленению лезгин, статуса отдельных малых лезгинских народов, таких как: цахурцы, рутульцы, агульцы, табасаранцы.


Литература

1. Айтберов Т.М., Хапизов Ш.М. Елису и Горный магал в ХII–ХIХ вв. (очерки истории и ономастики). — Махачкала, 2011. С. 104–105.

2. Me;hedi Hanim Nimet. Azerbaycan’da 17. Yuzyil Sonrasi Ve 20. Yuzyil Oncesinde Nak;ibendiyye Cemiyetleri Merkezleri. p. 1188–1189. // T.C. ATAT;RK K;LT;R, D;L VE TAR;H Y;KSEK ATAT;RK K;LT;R MERKEZ; ERDEM D;RT AYDA B;R ;IKAR AYDIN SAYILI ;ZEL SAYISI-III Cilt: 9 T;RK TAR;H KURUMU BASIMEV; OCAK. 1997. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://isamveri.org/pdfdrg/D00039/1997_27/1997_27_NIMETM.pdf, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 26.07.2023). — Яз. тур.

3. Pa;a Yaqub. ;vliyalar Ensiklopediyasi. I cild Bak; – 2020. С. 124–128; 292–296.

4. Pa;a Yaqub. «Nurlu simalar» II ns;r. «Zsrdabi LTD» MMC, Bak;, 2010. С. 3–12. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://anl.az/el/y/yp_ns_3pdf.pdf.pdf, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 26.07.2023). — Яз. азерб.


Рецензии