Новые мысли

Это сборник мыслей – продолжение сентенций. Я опубликую их, когда накоплю с десяток и далее, буду прибавлять к уже выложенному новые мысли, по мере их возникновения.   Доведу их до полусотни или больше и начну новую порцию.

-1-   Что такое рассказ, повесть, литература? Это беседа со мной моей покойной мамы, она рассказывает что-то, выслушивает мои мнения. Она очень хочет мне помочь, она обнимает меня своей аурой любви. Я чувствую эту любовь, и пытаюсь понять подробности её разговора со мной. Она наполняет мудростью всё, о чём говорит, но есть ещё что-то непостижимое в её словах, я пытаюсь понять и не могу. Это что-то очень красивое, доброе и грустное, даже печальное. Я полон любовью и ощущением своего бессилия перед тайной жизни. Но у меня есть силы продолжать жить и любить этот процесс.

-2-   Европейская живопись средних веков. Посмотрите на средства для выражения обычного состояния - любви двух людей. Конечно, фото обнажённых - это может быть порно. Но картины, скажем Себастьяно Риччи ( 1659 — 1734 )Анжелика и Медоро, здесь изображение нереальное, очень далёкое от жизненности. Символ на символе. Неудивительно, что когда-то родился Сальвадор Дали - тоже всё символическое и нереальное. Но почему нужно бежать реальности?  Скучна, плоска, надоела? Да, есть такое. Мы - как дети. Родители говорят им: "Потише, у нас - горе", а дети хохочут и играют в пятнашки. Можно шлёпнуть ребёнка - будет крик и плач, но понимания не будет. И взрослые, находясь в фантастическом, сюрреалистичном, удивительном мире не видят таких свойств его, но продолжают быть озабоченными мелочами и пошлостью. Причём для изображения фантасмагорических подробностей нашего мира не нужно быть Дали, нужно спокойное, внимание и быстрый ум.

-3-  Язык – чудо, тайна, о нём думали гении. Меня волнует язык: как из букв, простых слов появляется волшебный текст. С чем сравнить язык? Не с нашими ли внутренними чувствами и мыслями: когда из неясных предчувствий рождается острая мысль? Впрочем – это механика иллюзиониста и политика: поиграли словами или мыслями – и вот вам калейдоскоп образов или призывов. Но мы, играя тем же материалом, словами и мыслями, заранее не знаем их, мы их рождаем «по ходу пьесы». Что-то в нас есть, приспособленное играть словами и мыслями, но что – не называется сходу! Что у нас есть всегда готовое к взаимодействию? Мы - как компас, всегда нацелены на что-то, присущее только нам и нашему этносу. Нам интересно, что это внутри нас, и мы ищем ответ. Есть ответившие себе на этот вопрос. Они выделяются харизмой, прочие – своей бестолковостью, глупостью. Но это – тоже второстепенное. Язык, появление мыслей-догадок – чудо и тайна. С другой стороны, можно упростить рассуждения: каждое животное и человек имеет свой мир. Этот мир – динамическое, вихревое движение чувств, мыслей, ощущений, … Но мы придаём этому клубку переживаний волшебный смысл, который называем жизнью. Это понятно. Но непонятно откуда, как возникли в нашей маленькой жизни большой язык и великие мысли? Это чудо и тайна.

-4-  Неудивительно, что спорят о Сталине! Нет понимания его значения. Победил в Отечественной войне? - Да, Развил СССР до уровня великой державы? - Да. Оставим, как ни кощунственно, в стороне убийства, совершённые им миллионов своих соотечественников. Вопрос: если бы Сталин жил и не умирал, то, что стало бы с нами, с Россией? Вопрос, - на который разные люди ответят различно. Но для меня, очевидно, что развиваться стране невозможно, когда есть ГУЛАГ и "враги народа". Тогда, в начале и середине прошлого века это было возможно, а сейчас, когда известны преступления КПСС и понятно, что каждый в те времена жил постольку, поскольку он мог быть полезен государству, это - невозможно. Никто не захочет жить по указке, по воле какого-то дяди. Жить не захочет и работать с самоотдачей никто не станет. Я так думаю. Поэтому Сталин умер раньше, чем он смог бы увидеть крах своего мировоззрения

-5-   Каждый знает множество обид, помнит их. Как они случаются? Почему мы бываем уязвимы? Почему мы проходим мимо сотен, пытающих нам навредить, и не помним их? Что за доспехи, защищающие нас, и, пропадающие прочь, при сильных обидах? И как они незаметно - то пропадают, то появляются? Скорее всего, дело в том значении, которое имеет для нас обижающий нас. Отсюда понятно, что не нужно придавать большое значение друзьям и врагам. Вроде бы логично, ведь каждый сам по себе, как говорили в сказке Маугли. Но нельзя лишить великого значения для нас наших друзей, любимых, родных. Если это случилось, - ты – мёртв. Вторая причина обид - в наших страхах: если мы не примирены с жизнью, отчаянно боимся чего-то, - то вот она брешь в наших доспехах. Вообще главная причина обид в странном нашем убеждении, что нас нужно любить. Любое проявление нелюбви, презрения к нам – обижает и возмущает: мы-то знаем, что мы – хорошие, даже если грубим и задеваем кого-то. Вот это детское желание любви и уважения к нам и есть главная причина обид. Эта причина незнакома для блатных, когда жестокость жизни выжгла нормальные отношения между людьми. Обиды нужно терпеливо сносить, они доказывают, что мы не мертвецы ходячие

-6-    Мы знаем многие теории. Есть христианство, ислам, буддизм, адвентизм, свидетели Иеговы, саентологи, неопятидесятники, муниты, … . Что поражает здесь. Все мы способны на фантазии и выдумки, но мы не верим в них, улыбаемся себе.  А последователи названных теорий истово верят в свою теорию.  Сразу отмету из списка придуманных теорий великие религии: история зафиксировала факты их реальности и любой может ознакомиться с ними.  Главное для меня - факт наличия нафантазированных придумок и миллионы их последователей.  Понятно, что каждая теория сможет быть понята её адептом лишь при наличии определённого уровня самосознания. Потому к Богу приходят очень многие уже взрослые люди. Но этот же уровень понимания мира не должен был бы дать возможность существовать десяткам фантастических сект. Однако, они продолжают завоевывать новых сторонников. Я предположу, что свойство безгранично верить присуще всем людям, иначе человек не может существовать. Нам родители сказали, что есть мама, папа, стол, стул, игрушки и так далее. И мы до сих пор верим в это, хотя на разных языках эти понятия  обозначаются разными словами, мы должны бы удивляться, что стол и table – это одно и тоже. Но мы не удивляемся почему-то. В общем, и разные языки –  подтверждают, что мы все верим безусловно во что-то условное, принимая его за абсолютную истину. Язык, вся наша жизнь – это бесконечный набор условностей, в который мы абсолютно верим.


-7-   Мы с утра до ночи что-то делаем: умываемся, едим, идём куда-то, работаем на работе, разговариваем, мечтаем, думаем, спим, … . Эти виды наших действий можно отнести к разным категориям: вынужденных, лицемерных и приятных, искренних, … Я бы хотел остановиться на двух категориях: ценных, очень важных для нас и пустых, неинтересных, но вынужденных. Примеры: любимое дело и общественная нагрузка. Особенно мне интересно вынужденное, обманное или искреннее общественное мероприятие.  Пример: выступление Гитлера перед единомышленниками. Они вдохновляются призывами вождя, хотят бежать и делать то, к чему вождь призывает. Они уверены в его и своей правоте, не подпускают к себе подозрения, что их обманывают и им не нужны цели вождя, что он их использует. Напрашивается вопрос, а могут ли существовать общественные цели, мечты вообще. Или это – просто обманка, чтобы заставить людей что-то делать. Этот вопрос равносилен другому: разве личные интересы, цели и мечты – не есть ли единственно искренние и разумные проявления человека. Нужно понимать, что возможен вариант, когда личные цели личности требуют участия для их осуществления общественных сил. В этом случае инициатор, вождь поступает искренно, а остальные – просто обмануты его энергией и мыслями. Есть и другой вариант, когда личность по доброте душевной делает то, к чему призывает сообщество. Здесь личность поступает неискренно, но в угоду другим. Пример: стройотряды, целина. Не все хотели ехать на работы, но заодно с друзьями – поехали, тем более что есть понимание благого дела.  Варианты ещё есть, но пора сказать, что, вспоминая свою молодость, комсомольские дела, я всегда чувствовал их неискренность, особенно это касается бесконечных собраний с отчётами и принятием новых обязательств на будущее. Однако собраниями подобного рода в СССР, а сейчас и в России охвачены большое количество людей. Думаю, что все они чувствуют неискренность происходящих собраний, но выступить против – не смеют.  При этом нужно понимать, что бывают общественные мероприятия, участие в которых можно и должно проводить искренно и уважительно. Это праздник победы, юбилеи важных для страны событий,  дань уважения погибшим и героям, и так далее. Эти мероприятия полны ясного и созидательного смысла.

-8-   Интересно, что люди желают находиться в обществе. В обществе нельзя проявлять вольности: пукать, чесаться, ругаться, вдруг запеть что-то и так далее. И, несмотря на такие ограничения, существуют мужские клубы в Англии, кофейни в Турции, … . Причём во многих таких местах не принято, или даже запрещено разговаривать: все сидят, курят, пьют кофе, читают газеты и им – только это и нужно. Воистину: человек – стадное животное.

-9-    Я заметил, что многие  люди не проявляют присущей им доброты из-за того, что мысленно понимают бесперспективность своей помощи. Они могут пройти мимо просящего милости, так как понимают, что рядом с нищим есть смотрящий, который отнимет деньги у просящего. Они не будут закрывать кран на трубе, из которой льётся чистая вода, потому, что понимают, что следующий человек, захотевший попить или вымыть руки, вновь откроет кран и может забыть закрыть его.  Они не будут останавливать детей, играющих на дороге, так как родителям этих детей наплевать на них. Они не будут защищать женщину от хулигана, из-за невозможности всех защитить, и так далее.  Я помню про ребят школьного возраста, нашедших во дворе голубя со сломанным крыло, и вначале пытающихся устроить ему укрытие  для жизни.  Но потом они сообразили, что во дворе так много брошенных кошек, что нигде голубя не укрыть. Поэтому они решили его убить, чтобы смерть была быстрой и лёгкой, а не как в когтях у кошки.  Это всё реальные примеры.  Но я помню и про симпатию к людям, которые, невзирая на все эти отмазки, смело и решительно проявили свою доброту. А отмазки, которые я упомянул – это примеры боязни жить по-своему.

-10-   Надеюсь, что всем известно состояние вдохновения, когда вдруг понимается что-то новое, расширяются горизонты и приближается небо. Но я хочу упомянуть о другом нашем свойстве – испытывать уют, спокойствие и тихую радость. Новое: мысли и чувства при таком настроении – тоже частые гости, как и при вдохновении, но они не столь высоки и глубоки. Мне очень нравятся такие ощущения уюта и безмятежности. И при этом кажутся ненужными и противными застольные воодушевления, постоянный смех и громкие песни. Однако - это главное удовольствие в жизни для многих, как я вижу.

-11-  У меня есть детский вопрос, надеюсь я не кощунствую. Описывая круги Ада, Данте описал девятый круг как место, где Сатана разрывает души грешников. Да и повсеместно известно, что в Аду черти жарят грешников на сковородках и мучают их. Вот отсюда и вопрос: Ведь грешники - это единомышленники чертей, если не друзья, то приятели их. Почему же они мучают грешников вместо того как баловать их царскими явствами и ласковым обхождением?

-12-   Мы помним как во время застолий рассказываются смешные истории. Мы знаем целый жанр комедий, где персонажи ошибочно воспринимаются за других и это бывает смешно. Например: у Гоголя в Ревизоре. Словом в нашей жизни встречаются ситуации, которые позже, при рассказе о них, вызывается смех. Мне, теперь семидесятилетнему, кажутся значительными, интересными, увлекающими, волшебными  другие истории, где для смеха нет места, где есть мудрые и зоркие наблюдения о судьбах, о маленьких событиях, которые являются следствием наших глобальных свойств: страсти, ошибок понимания своей жизни,  отношений между людьми, трусости и смелости скрытых мишурой жизни и так далее. Эти маленькие события являются следствием нашей человеческой глубины и украшают нашу жизнь.

-13-   -   Каждый человек постоянно находится в положении русского витязя перед камнем с указателями. Налево поедешь – попадёшь в царство фантазий, которые будут утешать и развлекать. Правда в настоящей жизни тебя в это время обманывают, обижают, обворовывают, но – стране фантазий и тебе – не до прозы жизни. Другой указатель, говорит, что дорога эта всегда поднимается в гору, идти будет трудно и развлечений – не случится. Но чем выше поднимаешься – тем больший простор для глаз и мыслей открывается. Третий указатель сообщает, что дорога перед тобой будет длинная и скучная, но без подвохов и обманов. Ты своим бесконечным трудом сам построишь свой дом и старость твоя не будет слишком злой.

-14-   Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Вий, ... - умные ребята. Они старые и опытные. Мы считаем, что ум и опытность - это волшебные рычаги шевелить действительность. Мы знаем, что старость - это бессилие и немощь. Но мифы побеждают наше ощущение реальности и мы уверены, что Кощей, Вий, баба Яга - непобедимые сущности. Мифы - это демпфер нашей прошедшей жизни, опыт человечества, спасающий нас от бесчеловечных экспериментов над нами современности. Что это - мифы?  Да это наша культура, понимание жизни предыдущими поколениями!

-15-   В течение дня мы чувствуем разное: то привычное бесчувствие при выполнении необходимых дел, то удовольствие от еды, то скуку от разговора с неинтересным собеседником и так далее. Я бы сравнил это с посещением разных комнат  дома. Есть в доме и комната нам очень дорогая. Попадая в неё, наши чувства проясняются, расширяются. Нам становится интересно и увлекательно. Сонливость исчезает, мы ощущаем новое в мыслях и чувствах. Интуиция обостряется и дарит нас находками. Желательно не выходить быстро из этой комнаты, ибо она обладает свойством, присущим сновидению, когда мы ищем хорошо нам известное, но не можем найти. Есть возможность почитать стихи, или прекрасную прозу, или увидеть как аплодируют  листья осины  ветерку играющему рядом - тогда дверь в эту чудесную комнату может найтись.

-16-   Я могу быть умным и находиться в творческом состоянии.  И я же могу быть растерянным и глупым, особенно если испуган.  Я очень хочу, чтобы первое было мне присуще всегда, как неотъемлемая моя часть. Но этого в реальности нет. Вернее это есть изредка, а мне хотелось бы испытывать творческое состояние почаще. Вот изобрели термос, он сохраняет температуру – состояние вещества. Как бы мне сотворить подобное термосу для моего внутреннего состояния, которое мне симпатично. Есть такие счастливцы, которые всегда говорят умно, изобретательно, без суеты и волнений. Они редко, видимо, теряют своё творческое состояние и самообладание. И поэтому они для меня – удивительные люди.

-17-   Из России уехали многие: и сразу после революции, и позднее. Они говорили, что выбрали свободу. И для себя - они правы. Они выбрали жить там, где личность впереди государства, страны. У русских есть фундаментальное свойство: мы считаем , что Родина - главнее всего, в том числе и личной жизни и жизни вообще. И мы считаем так со свободной душой, нам это кажется естественным и очевидным. Таких русских в России - большинство и мы, естественно внутренне отвергаем инакоориентированных. Мы ни в коем случае не притесняем их, мы просто их презираем, так же как они презирают нас, называя нас совками, ватниками, колорадами.

-18-   В жизни сначала ценятся результаты: выигрыши, полученные деньги, деловые связи, количество посещённых стран и музеев, число друзей в настоящем и любовниц в прошлом, величина площади квартиры, дачи, мощность автомобиля, …. В зрелости больше ценится спокойная, вольная жизнь, книги, претензии на роскошь становятся вялыми и исчезают. В старости главным становится здоровье, вкусная еда и опять спокойствие и воля.

-19-   Состояние без цели, но чуткое. Чуткое к чему? К проявлениям жизни: к запахам, к звукам, к листочкам предстоящей осины аплодирующим ветерку, к животворящему воздуху, к всёобъемлющему пространству, к свои мыслям и ощущениям. Внимание не задерживается на каждом сигнале от жизни, оно лишь фиксирует его и продолжает всё чутко воспринимать. Это бесцельное времяпровождение даёт удивительную безмятежность и спокойствие, особое понимание жизни вообще. Почему именно бесцельное и расслабленное состояние души способно приносить такое удовлетворение – для меня загадка.

-20-   Встречается утверждение; мир - безграничен. И это, однако, - так. Вот пример: поёт Магомаев Муслим. Поёт всем известные простенькие эстрадные песенки. Но так поёт, что открываются бесконечные глубины чувств и оттенков. Если бы мир имел пределы, то Магомаев бы петь так не смог! Кстати, тут напрашивается ешё одна мысль. Говорят что вокруг нас клипы, что нет полноценного текста, танца, видео, песни, ... И я раньше так думал. Но Магомаев меня переубедил. Его исполнение безгранично совершенно, оно - не клип. То же относится и к танцам Игоря Моисеева: это не клипы, а полноценные, завершённые танцы из-за бесконечной глубины и высоты созданных танцем образов.

-21-   В жизни встречаются трудности: не получается что-то. Однако решение рядом, через некоторое время мы догадываемся об этом. Выходит всё просто в жизни? Да, если мы необыкновенно умны. Но для большинства время, через которое находится нужное нам решение, которое было рядом, может составить всю жизнь, или мы можем забыть о том, что нам нужно. Выходит желательно быть умным, догадливым. Очевидная трудность в том, что проблем, требующих решения много, слишком много. Нет времени даже понять, какая задача перед нами наиглавнейшая, и какова иерархия этих задач. Современный человек каждый день решает множество проблем из находившихся на периферии иерархии, но выдающих себя главными. Человек доволен, он много чего нарешал. Но жизнь опять оставила нас в проигрыше: не те задачи мы решали.

-22-   Наверное, многие замечали, как проснувшись ночью, с удивлением глядя в темноту,  не понимаем, где мы находимся. А потом глаза вдруг увидели стены комнаты, и всё стало  понятным. Это пример того как того, как почитаемое своим знанием  побеждает и изгоняет всё новое и необычное. В данном случае новым было ошибочное восприятие пространства как неизвестного. Ошибка быстро ликвидирована. Это-то как раз и плохо. Полезно смотреть по-новому на известное.  Во-вторых, интересным свойством обладает то, что мы считаем "своим". Если читаемая книга воспринимается как «своя», то есть про нас, - она читается быстро и глубоко. Если книга – не «наша», то мы, скорее всего, её закроем, не прочтя. Если человек – "твой": сын, жена, дед –  тебе значительно важнее, о чём он говорит, по сравнению с речами чужих.  Вот это свойство воспринимать что-либо как «своё» помогает постигать с ним связанное, том числе и новое, например: быстро изучить, скажем, языки.   И это же ощущение чего-либо как известного мешает увидеть  ранее не замеченные качества и свойства.

-23-   Я пенсионер и могу целое лето и более провести на даче. Удобств – никаких, за исключением вездесущего алкоголя, зато воздух, простор и воля. Рядом растёт большая осина, и я каждый день любуюсь и слушаю, как её листочки аплодируют ветру, заигрывающему с ними.  Мне представляется, что мои чувства, ощущения и мысли подобны ветерку: они пробегают внутри, забавляют меня, и я их приветствую. Но они мимолётны. Что же во мне подобно корням дерева - постоянно и непоколебимо. Я думаю, что это моё, но не досягаемое подсознание; оно похоже на корневую магическую древесную лабораторию. Какие-то алхимические процессы в нём происходят и потом, неожиданно для себя я принимаю те или иные решения,  неожиданность которых я воспринимаю как проявление «свободы» моей воли.

-24-  Что такое город, скажем Питер? Пыльные улицы и постоянный шум от транспорта. Давно приевшиеся маршруты, по которым хожу. Неба почти не видно - узкие щели между домами скупо предъявляют ленточки небесного свода над головой.  Наглые магазины с заоблачными ценами. Пёстрая бессовестная и глупая реклама. Озабоченные и раздражённые, ушедшие в себя, спешащие прохожие. Стаи орущей молодёжи, вырвавшиеся из учебных заведений.  И так далее. Так, да не так: это и великая свободная, всегда прекрасная Нева, это и воспоминания о тихом Ленинграде детства, это и фантастические сказки города: Лебединое озеро, Медный всадник, Пиковая дама, Раскольников, Невский проспект и шинель Гоголя, и мандельштамовская поэзия. Это и Цой - ты Бог, надпись на домах и заборах. Это и долгие-долгие походы по городу, когда поиск смысла жизни и эротика гнали из дома и немало волшебных городских местечек: роскошных своей старой барочной архитектурой и скромных, смиренных, убогих уголков города навсегда прописались в душе. Таков Петербург: раздражающий своей новой жизнью и очаровывающий богатым прошлым.

-25-  Я задумался на тему: я -  Бог и предо мной истинный я, который судится за его прошедшую жизнь. Как судить этого персонажа, про которого я знаю всё, включая  мечты, фантазии, сны и дела. Богу всё про него известно, но вынести вердикт я - Бог медлю. С одной стороны понятны все поступки судимого, так как видны все мотивы и предыстория. И тогда хочется простить этого персонажа. С другой стороны: какого чёрта у него не хватало ума, смелости, решимости поступать по-другому? И тогда следует осудить. Есть у него, однако, поводы для  снисхождения:  все неправедные дела и поступки судимого принесли вред  только ему  и никто  не пострадал, кроме могучей брошенной собаки, которую он подобрал, отмыл, кормил, но потом привёл для усыпления на ветеринарный пункт. Собака была предана ему одному и бросалась на всех, разорвала руку его жене. В мелочи вдаваться неправильно, поэтому я – Бог, не буду пока выносить вердикт, и пусть судимый ещё поживёт и примет своё решение, которое я позже рассмотрю. 

-26-   Свою жизнь мы всегда вынужденно проводим среди людей.  Как мы выделяем себя  в этой куче персонажей? Мы всегда и тоже вынужденно чувствуем свою отдельность, непохожесть от других. Мы к этому привыкаем. Мы – особые, а они, все, - чужие. В юности мы открываем всё в себе своим друзьям.  Взрослея,  понимаем, что с нами дружат не из-за любви к нам, но из-за того, что мы нужны, удобны, приятны нашим друзьям, но они не интересуются нами. Правда,  при контактах, всегда спрашивают: «Как дела?» И я всегда не понимаю: им нужен отчёт или они так проявляют участие. Дружеским проявлением же я считаю интерес ко мне, попытку меня понять. А друзья мои считают, что как поняли меня давным-давно,  ничто и не изменилось. Ну и ладно, я сам себя не понимаю, хотя и не потерял интереса к себе.  Теперь я отношусь к друзьям – просто как к приятелям: застолье – максимальное проявление такой «дружбы».  А что же я хочу?  Мне нужно понимание: себя, друзей, ситуаций в которых я барахтаюсь.  Я заметил, что и я не всегда проявляю интерес к себе: заботы, веселье, трусость, … - гасят этот интерес, чего же требовать от друзей? Мой мир, то, что я считаю частью себя, не позволяет мне понять  разные подробности его. Легче сделать суждение о чужом, чем о себе. Где начинается граница этого моего мира? Она начинается там, где я теряю уверенность в понимании себя. Поиск заканчивается разветвлением пути на множество тропинок. Я понимаю, что это самозащита, что я не разрешаю себе понять, чтобы не изменяться, не ломать настроенную жизнь. А причём здесь тогда друзья и чужие люди? Притом, что все они в отношениях со  мной пребывают в установленных давно формах отношений, а я к себе хочу относиться без учёта каких-либо условных форматов. И у меня это не получается. Так что я похож на мартышку, ругающую зеркало за то, что у неё – рожица - кривовата.

-27-  Встречается утверждение: мы – то, что едим. Мне удивительно: неужели мои душевные движения и мысли зависят от того, что я ем? Конечно нет, но и, очевидно, - тело моё зависит от моей пищи. А от чего зависит моя душа? Это неведомо никому. Но мои чувства и мысли – явно связаны с тем, что я знаю и о чём думаю. Допустим, я слышу, как на соседнем участке дачного садоводства матерятся, кричат, ругаются, хохочут. Конечно, я буду злиться, мечтать наказать орущих. Именно такое содержимое внутри меня долго будет отравлять мой внутренний мир. Каждый из нас – это парник для привычных ему жителей: у кого-то эти жители – это пытающиеся разродиться очередной истиной мысли, у других – это завистливое ощущение своих неудач, у третьих – это постоянно звучащая музыка: эстрадная или классическая,  всегда – мелодичная, у четвёртых – это пустота, разбавляемая шуршанием фактов знания, у пятых – это постоянное покаянное воспоминание о прошлом, ….К сожалению, мы не властны обнулять те факты знания, которые вредят нам.  Итак, что мы – это наши мысли и чувства, и они редко меняются. Из-за этого мы устаём от самих себя, но измениться – нам не по силам. Тут хорошие помощники – беды и болезни: они как шторм очищают наше содержание от надоевшего нам обыденного и скучного наносного слоя мусора. Это я знаю, но не призываю таких очистителей моего привычного внутреннего пляжа.

-28-   Что нам нравится? Ясно, что у всех свои предпочтения. Есть что-то общее у всех этих разных предпочтений? А я думаю, что есть, и это их постоянство. Скажем, кто-то любит суетиться как Штольц, организовывать новые бизнесы. И он это будет делать всегда, не начнёт вдруг писать картины и создавать музыку, но будет продолжать бизнесменить. А другой – как Обломов, любит ничего не делать, мечтать, гулять, недалеко от дома, по усадьбе и никогда не станет трудиться, принимать решения. Собственно говоря, такое положение отражается в понятиях стабильного человеческого характера. Ноздрёв никогда не станет вдруг Маниловым, а Собакевич - Чичиковым. Кто-то скажет, что так складывается жизнь людей, что все интуитивно, эмпирически выбирают себе один из ряда характеров. Ясно, что этот выбор  происходит  в соответствии с возможностями, способностями каждого. Кто-то силён, горяч, никогда не задумывается – вот вам Ноздрёв, а из слабого физически, но одарённого хитростью и умением комбинировать, получается Чичиков.  И в обществе, где уже сложились все эти характеры, постоянно происходит призыв новых Ноздрёвых и новых Чичиковых в соответствующие группы людей. И есть ещё одна причина каждому человеку занять своё место в ряду характеров и социальных группах. Это то, с чего я начал: предпочтения наши – постоянны. Мы психологически не готовы меняться. Наплевать на то, что Коробочка – ограниченный человек. Но, хотя бы, изредка пробовать другой характер на себе – ни она, Коробочка, ни мы, реальные люди, не хотим сделать. Отчего же? Я думаю, что мы с младенчества, с внутриутробного периода нашей жизни, привыкли к стабильному и постоянному своему состоянию и нам противно, даже во взрослой  жизни принципиально, качественно  изменяться.  Мы в состоянии себя заставить жить по правилам того общежития, куда нас закинула судьба. Но мы всегда будем чувствовать, что искренно мы хотели бы жить по-другому.  Я думаю, что характер складывается у нас – после нашего рождения, а протест против его изменения всегда с нами, с момента зачатия.

-29-   Я давно хотел понять для себя ответ на вопрос. Представьте себе ситуацию, что мальчишка из старшего класса тебя обижает, и нет шансов противостоять ему силой. Но в мечтах это можно сделать. И мечты эти приносят  настоящую радость.  Вопрос: чем радость от таких мечтаний уступает радости от реального их воплощения? Я долго не понимал этого. Жизнь, конечно, не остановить и мечтателей ждут неприятности, поэтому вопрос этот вечно откладывался.  Жить в мечтах практически невозможно. Но теоретически: чем мечты отличаются от жизни?  Мне кажется, что мечты – похожи на хорошие, интересные и добрые сны. Ну и чем плоха жизнь, проведённая во снах? Я видел фильм: «Матрица», он именно о такой ситуации. Там благородные герои боролись с теми, кто принудительно погрузил Большую часть общества во сны. Конечно, жизнь наяву имеет дополнительные бонусы в виде проявлений нашей воли, которая во снах почти не участвует.  Вне сна воля наша бывает и творческой, и сильной. Кроме того, все наши чувства во снах имеют пределы, а наяву они могут быть неограниченными.  Получается, что жизнь наяву – более объёмная и полная. А что ещё? Скорей всего – ничего. Можно жить мечтами и снами. Получится жизнь вполне похожая на настоящую, реальную, но  очень обеднённую. Главное, что качественно – это такая же жизнь, такие же переживания и размышления.  И наркотики – это второй вариант жизни очень похожей на настоящую. Есть и недостаток в таких формах жизни: они – недолгие. Жить в иллюзиях, не соответствуя реалиям – долго не получится. Поэтому всегда было  общественное осуждение этого.  Да и нормальный человек, умный,  образованный и волевой всегда выбирает себе реальную жизнь со  страданиями и радостями, и борьбой. И отвергает трусливую жизнь в мечтах и иллюзиях. Это вечная борьба за качество своей жизни.

-30-  Живые люди, да и животные, воспринимают всё по шаблонам. Нам давно известны предметы быта и объекты природы, мы их узнаём по маленькой их части.  А как мы думаем? Это делается через слова, то есть тоже давно известные шаблоны. Можно ли думать беспредметно? Можно: это математические и музыкальные формы мышления. Думать словами – шаблонами – не примитивно, все слова имеют оттенки, синонимы и из  слов можно сложить пушкинский стих и песню короля блюзов. А что означает это наше привычное использование шаблонов восприятия и слов. По-моему, это использование инструментов, уже существующих, или вновь придумывающихся. Это, как палка и камень для обезьяны. Для человека это уже орган, космический корабль и кольт. Но проникнуть глубже, где создаются эти инструменты – шаблоны,  нам не дано, так как это уже не психология, а физиология. Просто так, без специальных знаний и философского таланта в эту область не вступить. Карл Густав Юнг, гениальный человек, философ и психиатр, разглядел в нашем духовном мире архетипы, это те шаблоны, которые были созданы пещерными предками людей и закрепились в генетическом материале. Но даже Юнг не предположил,  как физиология высшей нервной деятельности завершается созданием мыслей и слов. Я, никто в мире науки, предполагаю, что такое свойство как человеческая воля, действуя не наружу, а внутрь, участвует в создании мыслей, слов, образов. Каким образом это устроено без диалектики – не понять. У нас есть прекрасные модели этого таинственного процесса – это животные. У них происходит такой же процесс соотнесения физиологических реакций с объектами и событиями во внешнем для них мире. Это соотнесённость запоминается и используется как инструментальное средство в их жизни. Они манипулируют созданными в их памяти объектами и методом проб создают логически верные свои поступки во внешнем мире. Для людей характерна неодинаковость в строении мозга: разница может достигать сотен раз. То, что у одних есть определённое функциональное поле в мозге не означает, что и у другого есть такое поле, или оно может иметь объём в сотню раз меньше или больше. Поэтому частенько люди принципиально не в состоянии понять друг друга.  И люди, и животные проходят по одинаковым шагам на пути создания наших мыслей и чувств. Этот процесс никто ещё не объяснил. Он тайна. Тайной является  и процесс преобразования мысли, образа в движение материи, как мысль воплощается.

-31-   Людей следует сравнивать с шофёрами, управляющими автомобилем при плотном городском потоке машин. Всё внимание на дорогу, на другие автомобили, на перекрёстки и повороты. Мы, пешеходы, тоже внимательно смотрим по сторонам, чтобы избежать столкновений. А что бывает свойственно нам и противоположно состоянию напряжённого внимания за обстановкой вокруг? Это наши мечты и фантазии. Это наш уход вглубь себя. Там сразу к нам подкатывают сервисы: сон, дрёма, отключение от действительности. А что это означает. Это напоминает демонстрацию нам художественного фильма. Мы в этом кино не участвует, а только смотрим. В этом и вся разница с состоянием наяву. Она велика, ибо при «просмотре кино» спим не только мы, но и многие наши качества, например: воля, память, совесть.  Но и наше бодрствующее состояние имеет минусы по сравнению со сном. Это – зажатость и замедленная реакция на события. Это глупая прямолинейность, упрямство, шаблонность в поведении и нечувствительность к деталям.  Нам следует учиться у самих себя и наяву, и во снах. Сны имеют ещё одно преимущество. На мой взгляд, нашими снами иногда, пока мы молоды и представляем интерес, управляют извне. При этом получаются удивительные фантастические сюжеты, очень глубокомысленные.

-33-  Я замечаю  за собой состояние как у неумелого и бестолкового футболиста, который очень хочет забить гол, очень напряжён. У него ничего не получается, а главное не понятно: что же нужно сделать именно сейчас.  Откуда это состояние? Да я – пенсионер и могу делать что хочу, но не всегда понимаю:  как же мне быть именно сейчас.  На работе начальнику всегда было известно, что я хочу  делать, и он часто говорил мне об этом. Начальники - в прошлом, а в настоящем - ощущения, зреющего внутри чего-то, о чём я и пишу неловко в качестве постов в контакте. Алексей Иванов, очень хороший писатель, сказал как-то, что он воспринимает жизнь как текст, поэтому-то он целыми днями пишет. Тогда для меня жизнь – это набор текстиков, не длинный роман, как у Иванова, а набор разных ракурсов на то, о чём вдруг подумается. А о том, что есть некое постижение, понимание всех этих кусочков как единого целого, как роман, приходится только мечтать. Такое постижение, наверное, есть осознание своей судьбы и жизни.

-34-   Помните себя ребёнком? Как часто мечталось им, что он – большой, сильный,  красивый и умный, умеет летать и быть невидимым! А господин чиновник – Бальзаминов, служивый уже человек, вдруг воображал себя генералом, Наполеоном, которого все любят и боятся.  И я подвержен этим глупейшим, наивным фантазиям. Что это такое?  Почему так приятно, когда случайный попутчик  выкажет неожидаемую искренность и приязнь?  Что это такое? Я, например, люблю уединённость, тишину, спокойствие. Мне редко нужно приятельское общение. А мечты мои бывают по бальзаминовски наивными, глупыми и непонятно почему такими, где меня все любят, даже те, кого я не знаю.  Конечно, это связано с тем, что каждый из нас всегда был окружён людьми и зависел от них. И ещё это тянется от нашего раннего детства, когда нас все любили, и никто не общался с нами «по-взрослому». Фантазируя о всеобщей к нам любви, мы сами начинаем сюсюкать с собой как с несмышленым ребёнком. И нам это нравится, хотя и стесняемся рассказывать об этом.  Интересно, что когда  ты сам любишь и нуждаешься в ответной любви, то твои мысли и фантазии достигают удивительных глубин в понимании любимой и самого себя. А когда ты хочешь всеобщей любви, то никакие глубины не появляются перед детским этим ощущением. Придётся признаться себе, что во мне живёт Бальзаминов - глупый, наивный и слабенький.  Как бы избавиться от него! Но и лишаться выгонять друзей с
 детства – тоже не хочется.

-35-   Предположим Вы – музыкант.  Она, музыка, звучит в Вас почти постоянно. Что Вы предпринимаете? Вместо того, чтобы слушать уже созданную музыку,  Вы, испытывая трудности и мучения, пытаетесь написать свою музыку!  Пусть Вы – обычный человек. Вас волнует и красота природы, и загадки человеческих отношений. Для чего пробовать писать посты или рассказы об этом вместо того, чтобы читать уже созданные шедевры. Ну, нет в этом никакой логики! Логики нет, однако так ведут себя многие: и Лев Толстой, и Пушкин с Лермонтовым, и Есенин с П. Чайковским. В чём цель таких людей? Ответа у меня нет, я же – не они. Но, очевидно, создающий образы испытывает иное и завидное состояние, чем тот, кто наблюдает уже созданное. А, впрочем, дело здесь не выборе: что лучше, но в том, что в подсознании у некоторых людей, как я думаю, зреют художественные образы и они просятся воплотиться. Именно поэтому появляются новые стили и направления: импрессионизм и экспрессионизм, реализм и иконопись, реализм и кубизм, классическая музыка 19  века и новая музыка Шостаковича и Прокофьева и так далее. Интересно, но непостижимо как в сознании у нас зарождаются, живут и воплощаются эти новые модерновые стили, жанры, формы.

-36-  Цитата: « Западничество - это историко-культурная концепция, которая сложилась в середине XIX века. Ее сторонники считали, что Россия должна развиваться по западноевропейскому пути. Они противостояли приверженцам другой концепции, которая сформировалась в то же время, — славянофильства».  Удивительно то, что Армения, Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Таджикистан спустя 200 лет после появления в России западников тоже решили для себя идти по пути Западной цивилизации. Несмотря на то, что Запад всегда притеснял мусульман, все эти страны, исключая христианскую Армению,  выбрали своих угнетателей в качестве образца.  К сожалению и в России, которую Запад всегда мечтал уничтожить:  Наполеон, Гитлер и ныне – США и Западная Европа воевали и воюют с нами, и в России очень много западников. К сожалению, к ним относятся многие учёные и артисты. Даже В. Спиваков, отчётливо справедливый человек, и тот выбрал Запад. Я надеюсь, что западная цивилизация загнётся из-за внутренней гнили раньше, чем у нас победят предатели Родины – западники.

-37-   Поэзия: Пушкин, Лермонтов, Мандельштам, Давид Самойлов, ... настолько прекрасны, что кажется все должны с почтением и благоговением думать о них. Но это неправда. Жизнь вмещает в себя литературу и всё искусство, которые пытаются эту жизнь восславить. Жизнь - больше всего остального. Но самое прекрасное в жизни - это поэзия, искусство, любовь и дети. Жизнь без них - это тяжёлое бремя. Хочется сказать, что простое знание терминов, видов, течений, названий, жанров, ..., означающих в поэзии, искусстве определённое содержание, в чём преуспели искусствоведы, - это ничто по сравнению с переживанием, проникновением в глубь образа. Это осознание и чувствование сути образов искусства настолько прекрасны, что они растворяют всяческие личные мотивы у истинных творцов и заставляют создавать шедевры.

-38-   Поэзия… Каждое стихотворение – законченный и яркий, убедительный образ наших человеческих состояний. Если нет этого, то и стих – неполноценен. То же можно сказать и о песне. Мы, люди, впитываем в себя эту духовную или душевную пищу, не всегда осознавая все её оттенки, но ощущая, как немного она пьянит. Каждый из нас – тоже полноценный образ некоего сложного содержания всегда нам присущего и готового проявляться во многих обличиях. Однако, если песен и стихотворений много и все они разные, то мы, несмотря на свойство быть разными, мы некое единое. Особенно это ясно на примере цельных и гармоничных личностей. Многие из нас противоречивы и сложны. Обычно это потому, что нет осознания и понимания себя самого, который есть и конкретен, но всё ещё не пришёл к ясному ощущению себя самого. Такой человек похож на непродуманное стихотворение, где разные строки противоречат друг другу. Я знаю персонажей, которые жёсткие и твёрдые как сталь. Кажется, что такие кристально определённые люди должны быть полностью понимаемы. Однако, это я не могу подтвердить. Их натура может быть такой богатой и сложной, что понять её – невозможно: это тайна живой личности. И это не противоречит всегда чёткому без полутонов их поведению.

-39- Животные по запаху узнают кто рядом. Есть, кто не хотел бы, чтобы его опознали, но он не может отменить свой запах. Люди тоже имеют некую всегда присущую им оболочку, этим люди похожи на улиток, живущих в раковинках. Что у людей выполняет функцию раковинки? Это психологическая установка на восприятие чего-либо. Мы не можем отменить эту постоянную установку понимать окружающее. Трусливые всегда боятся и готовы к бегству. Смелые - всегда готовы к борьбе. Глупые уверены в своём уме, а умные – не уверены в нём. Вариантов много, все они постоянны как раковинки, как присущий каждому из нас запах. Музыка, поэзия, проза, природа, животные – вот способы немного ослабить давление на нас нашей раковины, ослабить наш запах. Мы примеряем на себя другие раковинки и запахи – литературных героев. Мы заимствуем у поэзии и музыки чужие эмоции, звери помогают нам забыть о слишком человеческом вообще. Это всё очень освежает атмосферу в нашем конкретном образе. Даже для очень гармоничных личностей желательно почаще проветривать внутренний воздух – свои установки, свой психологический настрой, который и помогает нам жить, и ограничивает наши чувства и понимание.

-40-   Каждому из нас привычны разные состояния: сонливости и бодрости, сомнений и уверенности, страха и ярости, мечтательности и скрупулёзного труда, похоти и желания чистоты, … Мы впадаем, входим в эти состояния, и нам становится легко заснуть или что-то сделать, боязни или агрессии, маниловщины или упорства Клеща разбогатеть, почувствовать в себе развратного Фёдора Павловича Карамазова или его целомудренного сына Алёши.  Даже животные стимулируют себя на вхождение в состояние ярости, подниманием шерсти и оскалом зубов.  Гнев, злоба – всегда помогают биться с врагом.  У людей есть профессия – артист, актёр. Люди этой профессии тренируют себя на вхождение в разные состояния и публика очень ценит мастерство актёров. Я думаю, что и таланты – это тоже разные состояния. У художника – это состояние высокой чувствительности к цвету и линии, у музыканта – к звуку. На основе различения и ощущения красок и звуков при помощи фантазии и интеллекта рождаются картины и музыкальные опусы. Таким образом все наши состояния, включая таланты,– всё это грани нашей психики.  Умный – различает появление  мыслей, манипулирует абстрактными объектами.  А дурак – не чувствует свои мысли и не способен строить их в ряды и колонны.  Богатый – комбинирует простыми понятиями, имея целью – обогащение. А бедный – хочет стать богатым, но не имеет ощущение реальности, и нет таланта к комбинаторике, просчёту вариантов. Люди привыкли стимулировать нужные состояния  алкоголем, кофе, табаком, едой, музыкой, книгами, размышлениями…. Мы, как артисты, мгновенно переключаемся из состояния задушевной доброты к собутыльникам на злобную ярость цепного пса к  соседям, умоляющих не шуметь.  Желанные психологические состояния иногда нарабатываются десятилетиями упорного труда балетных и музыкантов, причём каждая партия или пьеса требуют своей отдельной работы над техникой. Я знавал одного чудака, утверждавшего, что если ему дать потренироваться, то он споёт как Шаляпин, станцует как Цискаридзе, или сыграет как Рихтер. Этот дурак был близок к истине в том смысле, что всё это – разные состояния, которые возможно тренировать. Тренировки могут требовать тысячи лет, но это – досадная мелочь.  Я знаком с чудаком поэтом, пишущим свои вирши по ночам, под одеялом. Жена запрещает ему ночами сидеть за письменным столом, но стихи приходят чаще всего ночами.  Поэт нашёл способ ночью спать и не слышать поэтических призывов. Этот способ – алкоголь на ночь. Мы, люди, не в меру, - изобретательны.

-41-   Посмотрел фильм Данелия, где рядовая девчонка становится красавицей и через пару дней возвращается к прежнему облику, так как атрибуты успешной жизни красавицы - ей противны. Технология этих переходов-превращений проста - обычное колдовство. Но речь о другом. Прекрасен Данелия - добрый автор чудес. Прекрасны добрые и простые люди. Удивительна наша жизнь, в которой столько несправедливостей и смешного. Прекрасно искусство, замечающее всё это и преподносящее нам, толстокожим, под нос волшебные зарисовки жизни. На земле есть племя увлечённых людей - учёных. Они много сказали уже и готовы к дальнейшим поучениям общества о статистически проверенных процессах в неживой природе. О живой природе они не скажут - это не их предметная область. Историки, гуманитары - они не о жизни, они - об абстрактных понятиях и методах. О Жизни - писатели, поэты, художники, артисты и все живущие, но не учёные, которые уверены, что живут, а я в этом сомневаюсь. И вот те, истинно понимает жизнь и показывает нам как они её видят - это самые прекрасные люди на земле, если они не предатели своей Родины.

-42-   Есть такое государство - США, которое везде суёт свой нос.Какая свобода и права? Все должны жить так как ОНА вам приказывает. Америка разбомбила Югославию, Ирак, Сирию, уничтожила Ливию, растерзав, как и в Ираке, их лидеров, бомбили даже Китай, ..., впрочем Википедия приводит список сотен жертв военной агрессии США. В конце прошлого века американцы уговорили безмозглого президента Грузии напасть на миротворцев России и Южную Осетию. Быстрая война грузин против русских закончилась их поражением. В нашем веке те же американцы уговорили глупых украинцев совершить гос. переворот и создать новую Украину - АнтиРоссию. Украина 8 лет уничтожала русских в Донбасе, пока не вмешалась Россия и сейчас идёт война: Россия с Украиной. Штатам и этого мало. Они спровоцировали Хамас на безумные действия: напасть на Израиль и уничтожить евреев как можно больше. Для чего это нужно Америке? В условиях мира растущая мощь Китая и России и внутренне напряжения в США - не устраивали властителей Америки и те развязывали хаос и войны - везде, где удавалось. Как бы не накликали хитрые и подлые американцы всеобщую ядерную войну, но она их и уничтожит сразу. Тьфу, тьфу, тьфу.

-43-   То, что сейчас вокруг Израиля: нечеловеческая жестокость Хамас, приближающееся возмездие со стороны Израиля и втягивание в конфликт других стран - это копия того, как Украина 8 лет расстреливала Донбас, а Россия 8 лет терпела и не защищала своих единоплеменников. И вот, наконец в 2020, в феврале Россия приступила к процессу прекращения убийств дончан путём объявления войны Украине, как это сделал Израиль по отношению к Газе. Возмутительно, что разные Макаревичи, Собчачки, Гозманы, Венедиктовы, Хаматовы, Арбенины, Галкины, Пугачёвы и разные актёры обрушили на Россию помои грязи, а делающий то же самое Израиль - для них - святой. Вот так любят нас наши граждане. Вернём же им их любовь и лишим гражданства России. Путин, почему молчишь!

-44-  Пофантазируем... Пусть у меня есть друг, который неизмеримо умнее и масштабнее как личность. Нужен мне рядом такой субъект, кто видит мои мысли и мотивы? Вы думаете: раз он приятель, друг, то будет любить меня как мама? А что, разве я – не мама для своих любимых собак и кошек? Может быть и так: он мне - как мама. Но я за маму жизнь отдам, а за него – нет: нет у меня любви к тому, кого я не в силах понимать. В этом смысле я – хуже животного. Я должен быть хозяином себя и никого, кроме мамы, не приму на роль хозяина меня. Животные, доверяющие нам, принимают нас на роль своего хозяина, а у меня - нет силы так поступать. Почему? Прежде всего, мешает голова, анализирующая всё. Во-вторых, нужна вера, вера как в Бога. Но мой приятель, талантливый и безмерно умный – не Бог, поэтому и веры в него – нет! Ну, а веры не как в Бога, а как в друга? Это пожалуйста, у меня есть вера в него как в друга, что не означает, что я буду слушать его и выполнять его просьбы, как я выполнял просьбы мамы. Вот такая фантазия вдруг!

-45-   Все мы разные. И мы частенько неправильно понимаем визави.  Я вспоминаю моих друзей с психопатическими чертами характера. Никогда нельзя сказать про них, что нечто тяготеет над их поведением. Они всегда умны, так как остро ощущают свою личность. Вторая их яркая черта – это обострение ситуации, разговора. Они ничего не боятся, смело обозначают проблему и решение её. Эта смелость и ум превращают  разговор в соло Вашего визави, который уверенно играет на Ваших чувствах и мыслях как на клавишах привычного инструмента. И при этом им не знакома эмпатия, они не понимают, что чувствуете Вы. А Вы, боясь задеть или обидеть, говорите осторожно и мягко и не протестуете, когда Вас прерывают и навязывают свои мнения.  Они же без стеснения упрекают Вас в неискренности и слабости дружеских чувств, добиваясь нужного им управления Вами. Самое забавное здесь, что они удовлетворены тем, что вели, а Вы были ведомы, что они что-то Вам внушили. А по сути дела они были грубы, не смогли понять ни Ваших мотивов, ни чувств, даже Ваши мысли им оказались  недоступны из-за грубости их восприятия. Вас это удивляет, но Вы же не будете спорить, так как спор – не формат дружеского общения.  Обычно психопатические эффекты не всегда управляют нашими собеседниками, и часто – они простые и доброжелательные.   

-46-   Выхожу из дома и вижу. Наблюдаемое зависит от из какого дома я вышел: моего дома в Петербурге, или моей милой дачки в Назии. Если я вышел из моей дачной избушки, то меня окружат родные мне туи, дубы, каштаны, клёны, ели, орешник, яблони, вишни, сливы, калинки, боярышник, барбарисы, бардовый пузыреплодник, жёлтая и белая лапчатки, малина, жимолость, смородина: черная и красная, крыжовники, … спроектированные и созданные мною дорожки, выложенные плитками, сараи – плоды моих очумелых ручек и банька, которую построил мне сосед - знаток бань, и прочие постройки, а ещё огромное, высокое или близкое небо и сладкий воздух. Всё на даче, кроме неба, сделано мною, за исключением сруба, который позже превратится в мою милую избушку. Я чувствую всех и вся и то, что все – мне родные. Если я вышел из моего дома в Петербурге, то меня сразу возьмут в кольцо чуждые мне сущности: асфальт, потоки шумящих машин, огромные дома-точки, как клыки оскалившихся крокодилов, чересчур большое количество бесцеремонных прохожих, запросто толкающихся, неожиданно возникающие опасные самокаты с доставщиками товаров, бедные клочки маленького неба и горький воздух. И всё – чужое, а я – незваный гость. И так было всегда, пока я не постарел. Теперь всё в Петербурге – мне родное, как было пятьдесят лет назад, когда я видел город – как парк с аттракционами, иногда как лес с волками. Теперь, ощущая, что живёшь на свете последние годы, может быть ещё 10, 20 лет, всё приобрело высокую ценность, даже горький воздух и клочки неба, разорванного на клочки высокими новоделами. Жаль всего лишиться, оно всё – мне родное. Я не чувствую себя несчастным, наоборот каждый день бывает счастливое время, когда я остро чувствую красоту и радость жизни.

-47-   Я изучал английский и в школе, и в институте, и лично - дома. Результат - маленький, но интерес к новому языку - остался. Я заметил, что когда я говорю по английски, у меня каждое слово звучит отдельно, а когда говорят носители - они все слова соединяют - получается длинная неусвояемая мною колбаса. И интонация именно английской речи - как будто говорит не человек, но робот, тоже способствует эффекту сглаженности предложения, слитности слов. Это напомнило мне процесс восприятия жизни. То, что мы чувствуем - не полностью осознаётся: мы наполняемся ненадолго уже новым чувственным содержанием. Этот процесс тоже создаёт неусвояемую пищу для нашего сознания. И это жаль. Нам некогда осознавать свои собственные чувства - цейтнот. Хорошо, что пенсия избавила меня от него.

-48-   Многие наши либералы, часть которых сбежали из России от СВО, очень высоко оценивают правила и методы управления западных корпораций. А представьте себе, что некто из такой корпорации уволился и начал обливать помоями свою бывшую работу. И вдруг он снова подаёт заявление на работу в штате своей бывшей фирме. Очевидно, что ему откажут! А для чего же Россия принимает обратно тех, кто сбежал от неё в трудную минуту и оскорбил страну грязными домыслами? Давайте поступим так же как продвинутые западные компании и откажем нашим предателям в возможности жить и работать в оболганной ими стране. Шепелев, однако, вернулся и ему предложили работу, или он купил чиновников от телевидения, и он уже записал на Россия 1 несколько программ. И каковы телевизионные чиновники, живущие на наши налоги и плюющие на тех, кто эти налоги платят!?

-49-   Посмотрел фильм Данелия, где рядовая девчонка становится красавицей и через пару дней возвращается к прежнему облику, так как атрибуты успешной жизни красавицы - ей противны. Технология этих переходов-превращений проста - обычное колдовство. Но речь о другом. Прекрасен Данелия - добрый автор чудес. Прекрасны добрые и простые люди. Удивительна наша жизнь, в которой столько несправедливостей и смешного. Прекрасно искусство, замечающее всё это и преподносящее нам, толстокожим, под нос волшебные зарисовки жизни. На земле есть племя увлечённых людей - учёных. Они много сказали уже и готовы к дальнейшим поучениям общества о статистически проверенных процессах в неживой природе. О живой природе они не скажут - это не их предметная область. Историки, гуманитары - они не о жизни, они - об абстрактных понятиях и методах. О Жизни - писатели, поэты, художники, артисты и все живущие, но не учёные, которые уверены, что живут, а я в этом сомневаюсь. И вот те, истинно понимающие жизнь и показывающие нам как они её видят - это самые прекрасные люди на земле, если они не предатели своей Родины.

-50-  Жизнь существует в разных формах. Есть форма спортивной, военной, научной, дворовой, криминальной, государственной,  дружеской,  любовной,  предательской, благородной и героической и так далее формы жизни. Они разные. Но в каждой есть главный вектор,  который определяет жизнеспособны или нет очередные начинания здесь. Чаще всего этот вектор – это успех, но для дружбы, любви – важен сам процесс, а не успех. Часто этот вектор – затаённое самоудовлетворение – для предательства или честь – для благородства и героизма.  Для науки этот вектор – понимание для учёного лично и успех для учёного – члена научного цеха. Для представителя коллективной формы жизни этот вектор – успех и слава. Для жизни отдельной личности – это процесс самой жизни.


Рецензии