Фашистские тайны Советской Арктики

Рано утром 28 августа 1943 г. в Карском море в 15 км от архипелага Новая Земля была обнаружена и потоплена фашистская подводная лодка U-639. Экипаж погиб, но всплыл и был подобран советскими моряками дневник капитана — обер-лейтенанта Вальтера Вихмана. Из этого документа стало известно, что лодка участвовала в плане установки мин по маршруту Северного Ледового пути «для максимального затруднения судоходства и прекращения ленд-лизовских поставок» в СССР. В тот раз лодка успешно установила мины в Печорском море и Обской губе (40 шт) и направлялась на фашистскую базу в Норвегии. Ряд исследователей утверждают, будто провести такую работу подлодка могла только при наличии где-то в территориальных водах СССР тайной фашистской базы, и что якобы с этого времени начался её целенаправленный поиск.

Чтобы построить такую базу, необходимо было хорошо знать географию местности. Уже после войны выяснился факт того, что кратчайшим путем из Европы в Азию через ледовитые моря интересовалась еще Веймарская республика. Германия была первой крупной европейской державой, признавшей Советскую власть (апрель 1922 г.), и с этого времени между нашими странами установились благоприятные отношения.

«Существенную роль в изучении советской Арктики сыграли наши совместные советско-германские исследования Баренцева и Карского морей в 1927 г. Затем — совместная работа на Новой Земле и на Земле Франца-Иосифа во время проведения II МПГ*… Широко известный в 30-е годы прошлого столетия арктический полёт дирижабля “Граф Цеппелин”, состоявшийся в июле 1931 г. под командованием доктора Гуго Эккенера был забыт в СССР с началом Великой Отечественной войны… советская наука благодаря этому полёту получила ценную научную информацию. Однако ещё более ценные материалы получили немецкая наука и военное командование, которые сыграли свою роль во время военных действий кригсмарине** против Северного морского пути спустя десять лет» (С.А. Ковалев).
_____________________________
* Второй международный полярный год.
** Кригсмарине — официальное наименование германских военно-морских сил в нацистской Германии.


В 1924 г. по инициативе немецкого воздухоплавателя Вальтера Брунса в Берлине было основано международное общество «Аэроарктик». В него вошли учёные из девяти стран — Англии, Германии, Норвегии, Испании, СССР, Финляндии, Франции, Эстонии и Японии. Общество занималось изучением Арктики с помощью воздухоплавательных судов, в частности, разрабатывало идею организации воздушного пути из Европы в Америку вдоль северного побережья Сибири. Первым председателем «Аэроартика» стал Фритьоф Нансен, но большинство членов общества составляли немцы, работавшие исключительно в интересах своего государства.

Когда в 1930 г. умер Ф. Нансен, общество возглавил В. Брунс. Именно он спланировал несколько полётов на цеппелинах в Арктике, но исключительно над советским сектором. Первой такой экспедицией стал полёт 1931 г. дирижабля «Граф Цеппелин» (LZ-127) с 46 аэронавтами на борту. СССР представляли профессора Р.Л. Самойлович и П.А. Молчанов, инженер Ф.Ф. Ассберг, радист Э.Т. Кренкель. В научную группу вошли также 3 американца, 1 швед, 1 швейцарец и 6 немцев. Штатный экипаж был немецкий — 26 человек. Сверх штата без каких-либо объяснений летели ещё 5 неизвестных.

Маршрут дирижабля пролегал вдоль северо-восточного побережья Сибири вплоть до Новосибирских островов. Формальным руководителем её был немец Х. Эккерен, фактическим — Р.Л. Самойлович, который стремился исследовать как можно больше малоизвестных науке объектов. Он даже не подозревал, что неизвестные гости хотели того же, но по иной причине. Дирижабль то и дело менял первоначальный курс и по просьбе Самойловича «заглядывал» в самые отдалённые уголки советской Арктики.

Всего дирижабль летел над нашей территорией (преимущественно над Сибирью) 116 ч., преодолел ок. 13 тыс. км и, не совершив запланированной посадки в Ленинграде, улетел в Берлин. Сослались на скверную погоду. После этого в Москву сообщили, что все материалы и особенно кинофотосъемка утеряны. СССР получил только наработки советской части экспедиции.

Зато военные Германии получили лучшие в мире карты советского Севера и бесценные материалы по этому региону. Основываясь на них, с 1938 г. кригсмарине приступили к осуществлению плана поэтапного создания малых баз скрытного подскального базирования в Советской Арктике. Одновременно там же строились тайные аэродромы. «Как показали Вторая мировая война и прошедшие с той поры десятилетия, 116 ч полета германского дирижабля оказались полезны не только для научного исследования Арктики. Они заложили основу в фундамент арктических секретов Третьего рейха, которые не раскрыты и поныне…» (С.А. Ковалев).

Один из таких секретов дал о себе знать в 1963 г. В июле того года «…примерно в 4—5 ч пешего перехода от Тикси к устью Лены вдоль Неелова залива были обнаружены останки погибшего моряка. Рядом была найдена металлическая бляха унтер-офицера кригсмарине. Кто был этот моряк и как он оказался так далеко на необитаемом побережье залива, до настоящего времени неизвестно…» (Ю.Ю. Чуканов).

Есть предположение, что «к базе малые субмарины при глубине Неелова залива 2,5 м могли проходить по Быковскому или Исполатову протоку. Постоянный туман над заливом и отсутствие людей на побережье — прекрасная естественная маскировка. База располагалась в гроте, уходила глубоким тоннелем в чрево 100-метровой скалы острова Столб. К гроту примыкал 200-метровый бетонный причал, оборудованный стальными рымами и кнехтами для удобной швартовки кораблей обеспечения. Подводные крейсера нацистов выполняли охранные, разведывательные и транспортные функции. Высокая 100-метровая скала сверху закрывала обзор для воздушной разведки» (А.И. Фурсов).

Продолжение эта тайна получила в 1975 г., когда экипаж вертолета Ми-8 вроде бы обнаружил в дельте Лены остатки тайной фашистской базы. Один из участников этой экспедиции рассказал: «Выполняли мы санзадание. Осталось минут 15 лёта, как по курсу начинает расти мощная туча. Командир решает — садимся, переждём. Выбрали плоскую сопочку рядом с протокой, которую закрывала скала. Сели, сообщили геологам, что мы пережидаем погоду. Ну, я думаю, час простоим, надо бы чайку заварить. Спускаюсь по склону, потихоньку рву ягоду и вдруг... На склоне, метрах в 20 над уровнем воды, открылся мне склад: аккуратно сложенные бочки, не меньше 600 шт. На каждой бочке выбито: “Kriеgsmarine”, свастика в кружочке и дата — 1940. В конце площадки с бочками я обнаружил бетонированный спуск. По нему шла рельсовая колея, рядом ступеньки. Опустился и увидел: рельсы заворачивают влево, в расселину скалы. И вот здесь — вдоль левого берега, высокая, метров на 5, бетонированная причальная полоса. Через каждые метров 10 в нее вмурованы кнехты. Расселина была очень длинной. Слабый свет на другом её конце брезжил метрах в 200-х, но, к сожалению, уже на 50-и метрах весь пирс был завален щебнем» (Ю.Ю. Чуканов). В дальнейшем, сколько ни искали эту базу подводных лодок в дельте реки Лены, найти её не удалось.

Но главной тайной советской Арктики стала т.н. фашистская «База 13» (она же спецкод «213» или «Объект Туле»). Известно, что построена она была где-то на арктических островах по заказу исследовательского центра «Аненербе». Обслуживали «Базу 13» подводные лодки «Личного конвоя Гитлера». Не нашли её по сей день.


Рецензии
Интересная информация!!! Спасибо, Виктор!!!

Игорь Тычинин   28.07.2023 07:35     Заявить о нарушении