С Летучей мышью на волка. подредактировано

                С “Летучей мышью” на волка.

 Вспомнилось мне, как меня ещё совсем молодым, дедушка заставил ночью идти добивать волка с керосиновым фонарём летучая мышь. Дедушка в те времена и до глубокой старости ловил не только волков на заказ для зоопарка. В загон попадали лисы норки, он из них выделывал шкурки для шапок. Загон был изготовленный из металлической сетки, настораживал он только зимой, иной рас и мне приходилось. Однажды у моего дедушке Константина Сергеевича волк не зашёл в загон где была приправа, а попал в капкан возле загона.
 Мы всегда с дедом ставили капканы вокруг загона не только для волка, но и для норки, куницы, лисы. Дедушка говорил – не только волк будет долго ходить вокруг загона и не решатся зайти в него, вот для этого я и ставлю капканы.
 - А с загона, запах … привлекательный не только для волка, но и для лис и норок - при этом дедушка показывая закрывая пальцами нос морщился. Он всё лето закапывает не глубоко отходы при разделывании кур, кроликов, если скотину какую убьёт не только у себя, но и у соседей. - Волк очень хитрый и осторожный, хоть и голодный, - говорит он. - Всё принюхивается к такой вкуснятине, в голодное время, и не всегда решается зайти в загон, а тут как рас капканы… а он уже потерял осторожность задирая нос, принюхиваясь.

 У дедушки рядом с баней на краю деревне, у речушки Вичка, росли ёлки и сосны, он нас просил не портить их, так как там в соснах и ёлках он держал всю зиму, подвешенные валенки на сучьях, специальные две пары лыж разной ширины, с обоих сторон загнутые из осины для удобства ходить по лесу, две пары рукавиц ватных с лямками. Специальную деревянную лопатку с крючком из дерева для постановки капканов, и сами капканы. Перед тем как ставить капканы он меня заставлял натирать хвоёй не только рукавицы, но и хвоёй с тех мест где ставили капканы. 
 
 В те дни, когда всё это происходила у деда держалась уже несколько дней большая температура. От дедовского дома до небольшой речушки Вичка было около трёхсот метров, где среди леса стояла баня, а сразу за речушкой в пятидесяти метрах в лесу был у деда загон с привадой.
 Всё это происходило ночью поздней осенью, по первому снежку.
 Дед растолкал меня спящего и говорит тихим голосом.
- Спишь... не чего не слышишь, охотничек… а слышишь… как волк воет в лесу, уйдёт. В загоне он выть не будет… в капкане он…отгрызёт лапу, уйдёт. Я бы сам сходил да вот приболел, температура, да и ноги плохо слушаются, видать от температуры.  Возьмёшь керосинку, летучую мышь, дам топор, да старайся бить обухом топора, да не порти шкуру, притащишь за капкан в летнюю кухню, а по утру я шкуру сниму.
Я сказал, что возьму ружьё, на что дед стал ворчать.
 - Ты что за охотник, волка больного в капкане не убьёшь! Он наверняка больной или старый, так рано пришёл в деревню, не дождавшись голодных месяцев. Совсем голодный видать, на смерть пришёл! – рассудил он. 
 Продолжил строгим голосом - а если волк крутнётся, шкуру испортишь, ночь на дворе, что соседи по деревне подумают.
- Фонарь-то светит только под ноги… - сказал я, а если он крутнётся и хватанёт меня, тогда что я буду делать.
 – А ты ловчись,-  более строгим голосом проворчал дедушка. Снежок поможет при освещении, бей наверняка, он тоже боится из-за дерева бей не лезь наражон… изловчись…. Волк в капкане… ему не до тебя, он будет стараться вырваться из капкана. Будешь подходить к нему, он будет спешить грызть лапу, а ты смотри, запуталась ли цепь вокруг дерева. А если у него свободного хода нет, то он не сможет неожиданно напасть на тебя, смела подходи к дереву где он запутался и из-за дерева бей наверняка. Что я тебя учу… ты же помнишь, как себя ведёт когда лиса да рысь в капкане…. Да поторапливайся, а то он успеет перегрызть лапу, бей наверняка.

 Я приоделся на лехке для удобства, и тронулся в путь, вооружились керосинкой с топором на вой доносившегося из леса….
 Выходя во двор, я услышал ещё доносившийся вой. Но когда я подошёл к бане то в лесу стояла тишина. Переходя речушку по хиплому мостику возле бани, светя себе под ноги фонарём летучая мышь. Мне стало там как-то не по себе, темень, сосновый бор с подлеском, а там впереди слышится какая-то возня.
- Ну что волчара - подумал я. Смерть почуял, притих, не воешь, скорей всего меня ждёшь… услышал да почуял меня видать давно. Да… теперь мне предстояло увидеть его как можно подальше от себя, и принять решение как подойти на удар топором. Мне много рассказывал дедушка о волках, какие они могут быть коварными если касается его жизни, и даром он не отдаст свою жизнь. И мне однажды довелось убедится в их огромном желании бороться за жизнь.

Однажды мне довелось ходить по следу волка подранка, который от ран скончался прежде чем я вышел на него. Я был в то время очень удивлён поведению волка подранка. Когда я стал разглядывать следы, как он уходил от меня, и как он ждал меня, притаившись за не большой скалой где он и помер, не дождавшись меня. -Получилось так, в то время был небольшой снег.
Произошло это уже в сумерках, я его подранил когда возвращался домой, не вдалеке от деревне, чисто случайно повстречались мы с ним на крутом бугре, он меня не чуял не видел я тоже, от неожиданности я всё таки успел выстрелить так как держал ружьё в руках подымаясь на бугор. Когда я перевалил за бугор то увидел как он бежал уже дальше чем я мог выстрелить и добить. Я увидел кровь на снегу, хотел было в горячке идти по следу но уже были сумерки и я не рискнул идти, и оставил эту затею на завтра.

 Он подраненный, уходя от погони прошёл как можно ближе к скале, стараясь как можно меньше оставлять следов обходя скалу, и вышел вплотную навстречу своему следу. Затаившись у этого камня, он, положив свою голову на передние лапы стал ждать меня, когда я буду идти по его следу. Он был готов схватится со мной не на жизнь, а на смерть. Хотя и был ранен смертельно, но смерть нашёл достойную, за борьбу за жизнь. Волк этот оказался матёрым. Когда дедушка снимал с него шкуру то сказал, что он ему давно знаком, на передней лапе у него не хватало одного пальчика с когтём. Дедушка мне рассказал, когда он с этим волком впервые познакомился.

– Его здесь я две зимы не примечал – сказал дедушка.
– Где-то после нового года, - начал он свой неторопливый рассказ. Держал я здесь рядом недалеко от дороги капканы. В тот год, много было снега, я понял, что здесь ходят три волка, и похоже не семья, так как следы были почти все одинаковые, кроме одного, похоже матёрого он всегда ходил первым, впереди. И вот однажды проверяя капканы я увидел сработанный капкан, лежавший поверх снега и много следов поверх капкана с кровью. Ну думаю лапу отгрыз, а оказалось попал у него всего-то один палец с когтём. Он успел выдернуть лапу при срабатывании капкана. Это насколько осторожно он шёл по снегу, - глядя на меня добавил дедушка. Что даже сумел почуять или услышать, как срабатывает капкан. Но надо сказать, в тот период года прошла оттепель - как-бы сожалея продолжил дедушка. Видать на снегу поверх капкана была корочка подморожена. Но всё равно, это насколько надо быть прытким… одним словом опытный. После этого в тот год я ещё несколько рас видел его меченные следы, но уже одного. - И вот через две зимы пришёл снова в родные места, здесь и покой нашёл, похороню я его, но уже без шкуры, где всех захораниваю. Дедушка как будто с сочувствием продолжил – вот так может заканчиваться жизнь, жил-жил, и на тебе, пришло время… у каждого, своё время….

Стараясь как можно осторожно и не создавая шума, я вышел к загону, вокруг не было не какого шума или шороха. Встав за дерево, я поднял фонарь над головой разглядывая темноту, держа на готовя топор. Разглядывая сумерки отражённым фонарём от снежной пороши, я заметил тёмное пятно на земле, где видать волк пытался избавится от капкана. Но волка не было видно, вокруг стояли сосны довольно приличного размера и пустой загон с открытым заслоном. Я стал напрягать слух, который самый надёжный помощник в темноте, как мне казалось. И вот, в длительном ожидании, как мне показалось, не шевелясь, не издавая шума, вдруг я увидел два светящих глаза выглядывающего из-за приличных размеров сосны. Мне показалось что он готовился, и тоже выжидал, когда я подойду, тишина и любопытство его выдала, волк в нетерпении решил выглянуть, определяя где я нахожусь и дать бой. За сосной откуда выглядывал волк я увидел намотанную цепь на близ стоящей не толстой сосны. Я решил определить, длинная ли цеп у него или почти вся намотана и у волка хватает только до той сосны из-за которой он выглянул. Я решил пройти в сторону загона и определить есть ли слабь в цепи. Я увидел, как он натянул цепь дёрнувшись в мою сторону, было видно, что слаби в цепи нет, значит можно подходить смело к тому дереву из-за которого он выглядывал. Я стал с осторожностью подходить к дереву, держа топор на готовое, за которым притаился волк. Заходя за дерево волк ещё несколько рас дёрнулся по сторонам пытаясь освободится. Когда я уже был за деревом с поднятым фонарём на уровне плеч, как вдруг волк бросился в сторону меня, но я был готов и успел зацепить его обухом по правой стороне головы и уха, он перевернулся раза два крутнулся как юла.  Он отошёл, натянув цепь в сторону и принялся грызть капкан, я испугался что он отгрызёт лапу, хотя было видно, как он грыз капкан, видать от удара очумел. Как его выманить на себя, я не знал, ведь у него есть слабь цепи, и он сможет напасть на меня, когда я буду подходить. А если я промахнусь как в первый раз, то могу поплатится за своё нахальство. Я решился сыграть на нервах волка как-бы дёрнутся в его сторону, но из-за дерева совсем не выходить, чтобы он на меня кинулся, а цепь его удержит и тут уж мне не промахнутся. Как задумал, так и сделал, один раз вышел как-бы на него он насторожился, но с места не пошёл, но во второй рас он побежал на меня, но как-то вяло видать досталось от удара топором. В этот раз я уже не промахнулся, он упал и стал дёргаться я конечно стал добивать обухом по голове…. В общем… отвязал я цепь от дерева и потащил его домой. Утром дед меня будет ругает – ты всего волка в крови вывозил, голова как блин, поаккуратней не мог что ли…. - Так темно же было, не разглядел куда бил, обухом ведь, зато шкуру не испортил – оправдывался я перед дедушкой. Вот так мне довелось с топором и с керосинкой “Летучая мышь” идти на волка.   



 


Рецензии