В поисках Чулышмана

   

      Привет, дорогой друг мой, ты посмотрел мой фильм о приключениях в горном Алтае и   опять задаешь вопрос, как попасть  в интересное путешествие. Ты прав,  пока  молод, надо учиться  путешествовать...
  Хорошо, я постараюсь ответить на твой вопрос, но для этого мне придется  перевернуть страницы своей жизни,  иначе невозможно объяснить, как стать мастером  своего дела.        Ты знаешь, что успех любой  профессии возможен тогда,  когда  человек занимается любимым делом.  И  здесь первый вопрос к тебе: а может быть это  для тебя секундные эмоции и тебе это не очень нужно?
  В каждом из нас  есть от природы достаточно любопытства, чтобы захотеть увидеть  что-то  необычное, интересное,  но чтобы стать  успешным путешественником, надо  уметь  представлять заранее, что с тобой может приключиться на  выбранном пути.  Да  это  сложно и не всегда  угадать можно, что будет за  поворотом или  завтра, но приготовить себя  к неожиданностям – это одна из главных задач  путешественника, особенно когда ты идешь туда, где ещё никто не был.
   Я расскажу тебе,  как однажды, в конце  двадцатого века, мне удалось  побывать на самом живописном, фантастически интересном и сложнейшем маршруте, который по силам   подготовленным  путешественникам.
   К  тому  времени я уже имел опыт путешествий  по бурным  рекам и этот опыт  познакомил меня с моими друзьями  - соратниками и единомышленниками в водном туризме. Я расскажу о путешествии на  Чулышман, реку - мечту  всех  путешественников  мира. Откуда я  знаю,   что иностранцы  интересуются  Чулышманом?  Я был вместе с ними в других путешествиях по Чулышману: с американцами в 1987году, с австралийцами в 1994 году, -  даже фильм Австралийской кинокомпании: Славная дорога к смерти –  об этом путешествии, можно найти в интернете.  Путешествовал по Чулышману с группой каякеров из Швейцарии в 2009 году и с удовольствием бы возвращался туда ещё и ещё много раз, если бы жизнь позволяла… Три  моих фильма о Чулышмане  посмотрели  тысячи людей и кроме восторгов и светлой зависти  других отзывов не было. Так что это за  Чулышман такой?
  Собираясь в очередной поход  высшей категории сложности, а  в табеле  категорийности спортивных рек Чулышмаш относится к шестой  категории сложности, -  мы прежде  всего постарались найти отчеты об этом  маршруте  путешественников, кто там был до нас.
      Михаил Юрьевич Колчевников,  мой наставник  и друг, и учитель всех алтайских водников  семидесятых годов двадцатого века, он  был в числе первых туристических групп, которые прошли  Чулышман от озера Джулукуль до Телецкого озера.
    Мишины рассказы и советы стали в основе подготовки нашего путешествия, руководителем которого стал мастер спорта Георгий Валентинович Дракин, в то время он возглавлял отряд спасателей МЧС города Барнула. Конечно же и его  большой опыт туристических путешествий позволил собрать большую сильную команду  в шестнадцать человек, которая  прошла  верхнюю и среднюю часть Чулышмана в 2000 году. 
   Когда я был мальчишкой, с такими же, как я пацанами, мы с каждым днем пытались изучать для себя  окрестности села и забирались в новые и новые уголки. Начиная от густых зарослей полыни на пригорке, до дальнего озера, лесной речки и большой Бии,  и таежных дорог, по которым ездили на работу наши родители…  Нас  кусали комары и  мошка, мы не боялись клещей и мечтали о плащах от дождя, как у взрослых.  В  те  времена ещё не придумали полиэтиленовую пленку,  не было понятия о кроссовках  и даже рюкзаков  мы ни разу не видели, разве что отцовский вещмешок, с которым он пришел с войны.  Это было недавно,  каких–то шестьдесят пять лет назад. Но основы  выживания в дикой  природе  были именно там,  в детстве, когда взрослые были заняты работой  и мы  помогали им во всем,  и видели,  что значит  заготовить сено - корм для коровы, и как важно, чтобы для печки  были сухие дрова, -  чтобы  перезимовать холодную зиму. Нас  воспитывали добродушно и строго,  не ограничивали в поисках и хвалили за полезные дела и открытия.  Мы сами  ловили рыбу, чтобы кормить семью,  для  того же собирали грибы и ягоды, ухаживали за домашними животными и учились жить независимо от внешнего мира.  Понятие хорошая  крепкая обувь – привилось раньше,  чем сегодняшняя «фирма».

  О самом важном  в начале

  Вот и  сегодня, собираясь  на  Чулышман, я знал,  что район, где  берет начало эта река  находится в высокогорной зоне: озеро Джулукуль  расположено на высоте двух с половиной километров над уровнем моря. По алтайским  меркам – это граница  вечных  снегов.  А значит -  деревьев в этой зоне нет.  Так и рассказывал Миша Колчевников,  что они не взяли с собой рамы для катамаранов, и пришлось связывать  по три штуки в ряд между собой  резиновые  баллоны - дутики,  и плыть  верхнюю часть Чулышмана верхом на  дутиках до границы леса.  Возможно,  что будет мало воды в Джулукуле в августе, и Чулышман станет непригодным для сплава, и придется  делать пешеходный обнос по болотистой высокогорной тундре. Впоследствии так и произошло на верхнем участке с нашей группой.
    В таком походе нужна запасная обувь. Специальные крепкие ботинки – кроссовки из натуральных материалов для ходьбы по воде вовремя сплава и крепкие ботинки для ходьбы по бездорожью. Еще  желательно иметь крепкие сандалии, для ходьбы в лагере на стоянках в летние месяцы  или глубокие современные  садовые калоши в холодное время года. При утрате основной обуви – калоши могут выручить.  Для того, чтобы починять обувь дорогой, а это бывает часто,  надо иметь хорошее шило с крючком, капроновые нитки, иглы, крепкую ткань.  Рвутся ботинки, отрываются лямки у рюкзаков,  рвется одежда, протыкаются катамараны и плоты,  лопаются трубки рамы плотов, рвутся палатки – ко всему должен быть готов путешественник. В горах магазинов нет.  Рем-набор со всем необходимым должен быть личный и ещё,  на всю команду специальный рем-набор, куда входят разные клеи, пилки,  топоры, гаечные ключи, запасные дутики, пассатижи, веревки и проволока.   Даже бензопила  необходима в труднопроходимой местности, где много  лесных завалов. И  портативная электростанция для  зарядки фотоаппаратуры и телефонов всегда  полезна. Спутниковые телефоны в сложный поход сегодня обязательны. Всякое случается:  и травмы,  и даже гибель участников в сложных и опасных походах, когда  срочно необходима помощь.
   Автономность походной жизни  накладывает большую ответственность на каждого. Здоровье на первом месте: ты не должен подвести группу в далеких горах, рассчитывай на свое здоровье сам, и если есть какие-то болезни – лекарства и всё необходимое предусматривает каждый для себя. В больших группах должен быть врач и общая аптека. Бывают случаи, когда необходимо зашить рану или наложить  иммобилизирующую повязку на  сломанную конечность. Все  участники похода должны уметь оказывать неотложную помощь друг другу. В 1994 году при ударе  плота об скалу в пороге  Туданском, сломал ногу наш товарищ. Пришлось накладывать шины, вызывать  вездеход и отправлять больного в больницу. В этом же путешествии громадный валун на берегу реки упал на ногу другого участника, раздробил кости стопы,  и транспортировать  больного пришлось на вертолете в хирургическое отделение.  Дикая природа не прощает ошибок.
  Одежда  и снаряжение неразрывно дополняют и дублируют друг друга.  Вода в горных реках, на высоте более тысячи метров,   всегда холодная. И без гидрокостюма человек в такой воде продержится не более десяти минут. Иногда  участникам сплава приходится самостоятельно  добираться до  берега  в аварийных ситуациях.  На больших реках, как Катунь или Бия до берега надо  самостоятельно плыть, а когда человек переохлаждается, он перестает двигаться. 
   Неопреновые гидрокостюмы спасают людей от переохлаждения.  Сегодня в мире есть много разных гидрокостюмов, на любой вкус и кошелек.  Лучше всего  недорогой сухой гидрокостюм, когда вода не проникает к телу.  Под гидрокостюм  лучше  всего надеть синтетические, быстро сохнущие, лучше  флисовые   мягкие штаны и  свитер. Они сохраняют тепло, вбирают лишнюю влагу и быстро сохнут на ветру.
   Каска для защиты головы необходима: при опрокидывании судна можно удариться  головой обо что угодно. Каска должна быть легкая и не мешать слышать и видеть.  На ногах  лучше крепкие московские кроссовки из крепкого кожезаменителя. Поток воды не должен сорвать их с ног и  концы шнурков  должны быть запрятаны от случайных зацепов внутрь кроссовок. Кроссовки должны легко вмещать носки гидрокостюма и  теплые  флисовые носки внутри него, а значит должны быть на один – два размера больше, чем  обычные ваши кроссовки.  В  противном  случае вы будете с великим трудом  обуваться и сдавленные ноги будут всегда мерзнуть и болеть.
   Спасательный жилет  - это главный атрибут гарантий вашей жизни в водном туризме.
Для ровных рек до четвертой категории, достаточно спасжилета объемом до  двенадцати  литров. Воздух в гидрокостюме и спасжилет на ровной воде поднимают человека, и его подбородок находится выше уровня воды, что позволяет  пловцу  спокойно дышать.
В бурных порогах, где на поверхности воды пена и сама вода перемешанная с воздухом, необходимо, чтобы подбородок был как можно выше. Для  таких рек лучше иметь спасжилеты большего объема – до двадцати - тридцати литров. Еще  лучше,  если  человек умеет дышать в пороге. Бывает, что вас утягивают турбулентные потоки  в глубину и ничего не остается, как терпеливо экономить запас воздуха в легких и ждать, когда  река отпустит вас на поверхность. Чаще  всего так и получается. Пороги имеют свойство заканчиваться. И тут-то уж вы не должны потерять свой шанс выжить и добраться до берега, а лучше до вашего судна. Всё-таки это гора  воздуха в баллонах,  которая пронесет вас через очередные препятствия. Не отцепляйтесь от катамарана, так надежнее.
  Водный туризм отличается от  других тем, что стихия – речной поток -   подвижен и каждую долю секунды  путешественник  попадает в новые обстоятельства, где он должен принять моментальное новое решение по дальнейшим действиям,  правильным и безопасным.  Ещё сложнее, когда  судно управляется коллективно. И от каждого гребка зависит будущее экипажа.  Вот почему на сложные реки человек должен приходить уже подготовленным.  Это уже профессия, когда человек знает  возможности водного потока, умеет  читать воду, видеть скрытые препятствия, оценивать  возможности своего судна и экипажа в условиях конкретного порога и целой реки. Риск в туризме всегда присутствует. И он чуть больше,  чем  на  пешеходном  переходе через автомобильную дорогу.
  Если вы остались живы,  и не пропало желание изучать реку дальше, для достойного отдыха,  после тяжелого дня, нужна хорошая палатка.  Прежде всего,  она должна надежно защищать вас от дождя, от снега, от мороза, от ветра, от комаров, клещей, мух, змей, мошки и прочих неприятностей. Мне повезло с палаткой с самого первого Чулышмана -  она со мной уже двадцать лет. У неё прочный,  непромокаемый,  красивый тент, хорошие замки, отличная вентиляция и простая конструкция на тонких алюминиевых трубках, которую можно собрать в одиночку за четыре минуты, даже в темноте.  В палатке с комфортом размещаются два человека, можно втроем,  но тесно. Идеальный вариант жить вдвоем. И не скучно, и мест под палатки меньше надо, и быстрее можно управляться с постановкой и сборкой своего домика. 
   Для сна важен коврик. К нему обязательные требования – чтобы можно было спать на снегу:  хорошая теплоизоляция. Он должен быть мягким и прочным, сглаживать мелкие камушки  и неровности почвы.  Коврик должен быть  достаточно длинным -  во весь ваш рост и во всю длину палатки, и  шириной не менее ваших плеч.   Хорошие отечественные полипропиленовые коврики. Не хуже – самонадувные  не менее пяти сантиметров толщиной.  Для преклонного возраста комфортнее коврики   семи сантиметровой толщины, самонадувные, но они и тяжелее и занимают половину рюкзака.
   И наконец - спальный мешок.  Свободный, широкий,  летом  - двухслойный, зимой –трехслойный. С гигиеническим хлопчатобумажным вкладышем-простынкой и удобным  замком – молнией,  с капюшончиком , и возможностью состегиваться с другим спальником, когда в двух спальниках, по необходимости, можно спать втроем. Под голову чаще используются: личная одежда – теплая синтепоновая  легкая куртка, припасенная на случай ночных заморозков,  или пакет с запасной  одеждой.
  Самые необходимые  ежедневные вещи – фонарик  - маленький налобный, складной нож, пакет с умывальными принадлежностями. Комплект запасной одежды для всех случаев жизни. Хороший компактный  дождевик и он же ветровой костюм, теплый свитер, - лучше  легкая -  флисовая куртка с ветровкой. Нужна штормовка для вечерней жизни и теплая зимняя шапочка.  Днем – кепка с козырьком. Шерстяные носки для комфортного сна, когда мерзнут ноги целый день, мягкие тонкие шерстяные штаны  и свободная  футболка для сна.  Запасное белье, носки, брюки и ничего лишнего, чтобы оно не мешало жить.  Личная посуда легкая и прочная чашка, кружка, ложка – это святое,  чтобы не мастерить её из консервных банок.
   Всякое бывает в походах, иногда человек вынужден остаться в одиночестве. На такой случай у него должен быть пакетик с зажигалкой или спичками, шоколадка, горсть сухарей  или орехи, кусок полиэтиленовой пленки от дождя, нож. Вот почему в сложных походах у каждого в рюкзаке хранится часть продуктового запаса группы. А вдруг  кого-то унесет с катамараном в каньон и ночь впереди…
  Конечно, всё предусмотреть невозможно,  но главное, о чем идет речь не раз выручало в сложных условиях.         
                Джулукуль

  И  все-таки  о Чулышмане.  Озеро Джулукуль и истоки Чулышмана находятся на Чулышманском плато у западных склонов Шапшальского хребта,  который протянулся от Монголии,  до самого Телецкого озера. Забираются туда от Кош-Агача  через  перевал Бугузун 2606 метров, хребта Чихачева  и, по едва заметным ориентирам в восточном направлении, между отрогов плоского хребта  в высокогорную  долину  Чулышмана.
    В нашем распоряжении был вездеходный трехмостовый Камаз с грузом снаряжения и Газ 66  - любимая русская  «Шишига» - для участников похода. Бензин и солярка в бочках  и готовность к месячному автономному путешествию.
   До перевала полевая дорога пробиралась между гор долиной речки Бугузун, где по руслу, где – рядом. Громадные камни на дороге, через которые прешагивали наши машины,    резко изменили привычное впечатление от ровного Чуйского тракта.  Перевал прошли легко, положили по камешку в тур, украшенный  ленточками   предыдущих благодарных  путешественников -  уважение горным духам на переломе хребта,  и начали спускаться на восточную сторону горы.  Дорога повернула к югу,  и это несколько тревожило, -  по карте тропа уходила в восточном направлении. Потихоньку катим и катим все ниже и вот перед нами  большое озеро, а на берегу алтайцы  заготавливают сено.
- Привет,
-Привет!
-  Мужики это что за озеро?
-Это Ак-Коль…
-А Где Джулукуль?
-О!!! Вы не туда заехали! Джулукуль далеко, от нас на северо-восток…
- Нифига себе!!!
  И поехали мы обратно искать нужный свороток.  Как объяснили  местные мужики, надо попасть на  седловину, с которой   видно много озер, и  справа  -  Джулукуль.
Озеро  это самое большое в этой местности: двенадцать километров в длину и  до четырех  - в ширину.  Понятие дороги окончательно исчезло. Едва заметные автомобильные колеи кое-где были ориентирами нашего продвижения на восток по широченому распадку. То и дело справа и слева попадались озерки, и советы мужиков сводили с ума. «А может быть это те самые озерки, и куда подевался этот таинственный Джулукуль.»  До темна оставалось немного времени и наш командир Гера принял решение: «Ночевать».
  Около неизвестного озера наспех раскинули палатки,  сгондобили ужин и, после утомительной тряски по перевалам,  быстро угомонились. 
  Утром чуть свет, -  рассвет в августе, -  в четыре часа уже светло,  все были на ногах. Высокогорье удивительно быстро восстанавливает силы, хватает трех -  четырех часов,  и,  как новый огурец! Изменили тактику поиска,  каждую колею проверяем, но  «шишига» обрадовалась ровной зеленой травке и рванула по ней,  только недалеко,  - утонула на мосты  - оказалось озеро давнишнее задернилось уже, сверху держит человека, а машина утонула.  Хорошо у Камаза длинный трос был, связали все тросы в кучу и аккуратно, Камазом  извлекли Газона из  опасной ловушки…
    Проехали ещё километров десять среди болот и ручейков, вытянулись на небольшую  широкую седловинку и перед глазами открылась огромная долина – плоскогорье.  Тысячи, а может - сотни,  озер  и луж до самого горизонта  синели и отблескивали в солнечных лучах в серо-пятнистой громадной долине. И слева от нас было большое озеро с островом. Вот тут-то карте, наконец,  - поверили: перед   нами озеро  Биче-Хиндигтиг-Холь. Быстро сориентировались, но Джулукуля еще не видно. Хребтики мешают  рассмотреть,  что там справа.
  Запустили самых быстроногих на разведку искать тропу  автомобильную, хоть какую. На Джулукуле когда-то рыболовная артель была. Ловили хариуса.
 Ребята умчались в два направления и через час доложили, что влево дороги нет, а  след автомбильный или тракторный уходит между двух безымянных озер, которые сливаются между собой, так, что надо ехать по воде?!  Да ещё по озеру мы не ездили!   
  «С Богом!, решили все, не мы первые.»  С великими предосторожностями добрались до озера которое почему-то называлось на индейский лад: Макату. Оказалось что из них вытекает ручей Макату,  котрый  впадает  в Чулышман.  Где- то левее начинался Богояш –первый большой приток Чулышмана с левого берега. По описаниям первопроходцев, они начинали сплав с Богояша. Но нам  надо было доехать до самого берега Чулышмана на машинах! 
 Шишига осторожно въехала в озерную воду, под колесами были камни и это успокаивало: не должна забуксовать.  Камаз наблюдал, разведчики пробрели переезд, глубина по пояс, и Шишига, насобирав на бампер водорослей вылезла на противоположный берег водоема. Дно твердое. Слава Богу. Камаз спокойно, как большую лужу преодолел препятствие. До Чулышмана по карте оставалось километров  четыре –пять.  А  справа вдруг открылось огромное синее–пресинее озеро -   Джулукуль.  Огромный водоем уходил куда-то в вправо, в отроги  Чулышманского плато, а напротив , на востоке  вырос красивый и торжественный  Шапшальский хребет,  который просматривался и вправо до самой Монголии и влево, терялся в далекой дымке алтайских гор. 
    Машины осторожно пробирались по возвышенностям  между  очередных озер и наконец мы увидели большой ручей, который извилистой линией  с берегами, густо заросшими жесткой зеленой осокой, уходил вправо и влево то нас…
  «Неужели  этот  ручей и есть, тот самый, долгожданный Чулышман?!»  Чистая прозрачная темная вода неспешно  струилась вдоль омутистых берегов,  по долине слегка всхолмленной и заросшей мелким,  полуметрового роста кустарничком  березовой карлушки.  Крохотные березовые листики только и напоминали, что это действительно береза с извитыми стволиками   не толще карандаша и лохматыми веточками, пригодными разве что для веника.  Болотные кочки с пучками подсыхающей жесткой травы соломенного цвета выступали из серо-зеленого мха и каких-то  разных трав, сплошняком покрывавших высокогорную тундру. Как? На Алтае  своя  тундра?  Да! Самая настоящая тундра с вечной мерзлотой,  которая  проявлялась местами  необычными ровными холмиками глины,  выдавленными  мерзлотой на поверхность  земли.
   Добрались! Бывает,  что и автомобильные путешествия, особенно  по тундре, дарят столько эмоций, что душа бурлит и  радостно булькает. Наши машины стояли на берегу маленького, но знаменитого Чулышмана и люди радостно копошились на мягкой симпатичной поляне,  налаживали очаг, ставили палатки и даже размотали удочки и убежали вверх по Чулышману на рыбалку.
  Конечно же был праздничный ужин и поздравления с первым успехом, и кто-то уже собрал катамаран и рама плота была готова  к сборке. Больше  всех был рад наш  начальник -  Гера: машины прошли  без ЧП до самого Чулышмана. А первопроходцы  по Чулышману,  шли неделю с рюкзаками до Богояша…   Вечер в горах стремительно наступает. Большая Луна, -  а вернее даже - огромная Лунища, выкатилась из-за  вершин  Шапшальского хребта и повисла над Чулышманским плато, поливая бледным светом  таинственную древнюю равнину окаймленную с одной стороны гребнями Шапшала и розовой полоской уходящего  дня  на  западе.
               
                Чулышманские  неожиданности

    Утро следующего дня было несколько неожиданным.   На рассвете в палатке  и   в спальном мешке  почувствовалась исключительная свежесть, граничащая с холодом.  Что бы это значило?
  - Вода  в котелке  замерзла, -  показал мне котел с остатками чая мой спутник, Слава.
-То-то оно к утру голове совсем свежо стало. Да ты смотри-ка, на  траве-то иней… А ведь начало августа только.  Вчера ночевали  - теплее было.
 - Граница  снегов. Уровень  Джулукуля 2200 метров над уровнем моря, констатировал Слава.
   Утром  на юге первые лучи осветили большую гору с громадным ледником на макушке. Вот что значит вечные снега. Чулышманское  плато после езды  между горных алтайских хребтов  вызывало бурю удивлений.  Особенно впечатляло огромное  бездонное небо и возможность видеть кругом на сотни километров… Где-то над Монголией  голубизна неба сливалась с яркими лучами солнца и золотые купола, переливаясь,  терялись в стороне Казахстана и Китая. С северо-запада, за сотню километров, на горизонте теснился грозовой фронт, наверное,  где-нибудь над Чуйским трактом шел  дождь.  Шапшал -  ровными  серыми макушками встречал на юге солнце, -  на севере его  линия исчезала в далекой, чуть заметной  облачности,  над прителецкими хребтами.
  Дежурный  по кухне обратился ко всем с призывом помочь насобирать дров, иначе завтрак задерживается.  Оказалось,  что дрова, привезенные на машинах, вчера закончились праздничным костром и это был неосмотрительный шаг.   Шестнадцать мужиков рассыпались  по карлушке собирать крохотные сухие веточки. Каждый приносил по горсточке прутиков, но для приготовления ведра каши на всю толпу требовался хороший огонь. И добытчики огня  снова и снова рылись в бесконечных просторах карликовой березки.
  -Да лучше бы мы два бревна с собой привезли,- сокрушался Кеша, наш главный рыболов,  которому  вчера удалось поймать несколько небольших хариусов в Чулышмане.
 Наконец, общими усилиями  мы насобирали  целую копну  веточек,  и появилась новая профессия – «огнеметчик» – человек, который должен постоянно подкладывать веточки в костер для поддержания  нормального пламени. Веточки быстро прогорали, но каша и чай всё равно были сварены.  Все мы дружно поняли,   какое  счастье -  костер с настоящими дровами…
  К  вечеру на берегу Чулышмана  стоял Сажневский плот на трех плотовых дутиках,  два  бублика с двухметровыми колесами - поплавками и два катамарана  - двойки, и катамаран - одиночка с распашными веслами  - изобретение нашего одиночного пловца Палыча  -  Калашникова Коли.  Чулышман,  пусть  шириной в три - четыре  метра,  должен  был  подхватить наши суда,  и  поплывем,  пусть потихоньку, но вперед, к главным ущельям и  легендарным  водопадам.
  День до конца ушел на сборы, подгонку снаряжения и,  утром следующего дня, после тренировки по сбору дров, и походного завтрака, мы отпустили наших шоферов в обратный путь, теперь уже по известной и безопасной дороге,  проложенной нами же.
  Команда  построилась, командир  поставил задачу, высказал напутствие, дал  команду  и караван отчалил от  первого лагеря.  Первыми шли разведчики на катамаранах, за ними бублики и плот.   Кеша, автор плота  едва вписывался в габариты Чулышмана и все старались ему помогать. Кое-где  перетаскивали  плот,  через торчащие из воды камни и перекатики. К вечеру перекатов насчитывалось великое множество и обносы плота и бубликов  превратились в определенную повинность. Всех  плотовиков одолевала зависть  к катамаранщикам. Они легко переползали через перекаты, брели или переталкивали через сизые и коричневые камни свои  суденышки.  Плот же  надо было облеплять со всех сторон людьми и переставлять по метру через препятствия. За день  прошли километров пять…
Планировали  - пятнадцать, двадцать.   Чулышман  не спеша  извивался по тундре – меандрировал,  временами  срывался на понижениях короткими перекатами. Камни на перекатах были крупными,  и ходьба по  реке   сопровождалась рисками повредить ноги.
  На  вечернем  совете  решили дойти до впадения  первого большого притока Богояша, где Чулышман должен, по всем логическим правилам, увеличиться вдвое.
     Ещё один день ушел на обносы плота и бубликов. Прошли ещё меньше. Надежда на воду из Богояша не оправдалась. Чулышман стал шире, но мельче, частые перекаты превратили продвижение плота в настоящую пытку.  Решили отправить катамаран- двойку в глубокую разведку.  Катамараньщики вернулись в   лагерь  затемно с неутешительными результатами:  на протяжении следующих  десяти  километров  река не  меняет  свой  характер, и  сплошные  перекаты  под  силу только катамаранам.   Три  дня  на  десять  километров  тратить не входит в наш график.  Остается одно:  разбирать плот и бублики  и делать  глубокий  обнос шиверистых  мелких участков реки   по тундре.
 Обнос  пешком  занял  следующие  два дня.   Рама плота  пошла на дрова.  Горевали  все, больше всех – Кеша. Но другого выхода не было, мы потратили времени на верхнюю часть  в три  раза больше,  чем планировали. И  чтобы дойти до Язулинского каньона,  куда  ушли  наши  машины -  не хватит продуктов. 
После   Узуноюка - правого притока, Чулышман оживился,  но падение увеличилось и громадные перекаты с морем крупных валунов лишний раз убедили нас в правоте  гибели плота. Мы не смогли бы его, при всем желании,   протащить на  себе  пятьдесят  километров.  Бублики катили на их же колесах вниз по громадным  бесконечным  перекатам   или по берегам.  Каждый вечер латали дыры на обшивке бубликов.
   Вот уж не думали, что сплав наш будет наполовину пешим.  И уже не удивляли нас заросли золотого корня под ногами и плантации целебного  красного корня между  палатками.  Мы экономили еду. Ловили здоровенных  черных  хариусов и даже уток,  чтобы хватило еды  до язулинского каньона.   И наконец, на горизонте забрезжили отдельные деревья.  Карлушка  превратилась  в метровые кусты.  Чулышман  повеселел и стал  проваливаться в скальный коридор глубокого лога. Наконец-то плато тысячи озер, рваных башмаков и нечеловеческого напряжения в обносах по тундре кончалось. 
  -  Слава,  смотри,  жимолость растет!
На кромке берега у самой воды стоял пушистый кустик,  густо облепленный сизо фиолетовыми ягодами.  Немедленно останавливаемся и с наслаждением поглощаем витамины.
 – Надо на  компот нарвать,-  продолжает  мысль Слава, и мы бережно собираем всё до ягодки в пакетик, для вечернего компота.  Ещё и еще на берегу ягоды и наконец  - по берегам деревья!   После недельных сборов карлушки, когда все руки в занозах – это королевский подарок Чулышманской природы  своим гостям.  А между деревьев красные пригоршни спелой брусники… Стоп машина,  все на  сборы  витаминов и  пропитания…
Полные ведра густого наваристого компота на ужин – напиток  богов!
   И  костер  с дровами и песня под гитару,  как же не много человеку надо для счастья. И Чулышман  уже превратился в настоящий горный поток,  с порогами и энергичными  шиверами,  по которым можно было плыть на веслах… Продуктов оставалось  совсем  немного,  и командир принял решение отправить  за  продуктами  к машинам в Язулу, по тропе, появившейся на правом берегу Чулышмана,  двух  скороходов:  Витю Васина и Андрейку Ивановича, а остальным планомерно продвигаться вниз. 
   Так и сделали, на рассвете гонцы убежали по тропе за едой, а наша флотилия двинулась по настоящему Чулышману. Мы прошли от начала около семидесяти километров и по высоте скатились на пятьсот метров.  Руки,  истосковавшиеся по веслам,  легко справлялись с возникающими порогами и порожками набирающей силу реки. За день мы прошли двадцать километров и   уже на  следующий день, когда последние  продукты почти кончились,  встретили своих разведчиков с рюкзаками полными еды. Небольшой пост  никогда не помешает человеку,  и куча овсяного печения высыпанная на травку из мешка, не вызвала ажиотажа.  Все терпеливо ожидали, когда кто-то первый возьмет  печенюшку.  Вот так обстоятельства улучшают  наши  характеры.

                Яболинское  ущелье  и верхний Язулинский каньон.

      Мысли о настоящем Чулышмане  подбадривали каждый день и разминка, которую мы получили,  оказалась полезной закалкой. Яболинское  ущелье, катамараны пронеслись с ходу и в памяти остались бурлящие сливы, кучи камней и резвый Чулышман,  которому тоже   надоело тащиться по болотам и каменным россыпям. 
   Основные пороги Чулышмана - это конечно Язулинский каньон, к которому мы наконец подошли вплотную.
    Чтобы идти по порогам налегке, мы оставили суда  перед входом в верхнюю часть Язулинского каньона и  обнесли груз по  пятнадцати километровой конной  тропе  до старой пограничной заставы, где стояли наши грузовики. 
    Носить тяжелый рюкзак не большое удовольствие, но  без этого не обойтись.  Тропа поднималась вдоль обрывистого глубокого распадка, на дне которого  извивался и бурлил Чулышман.  Кедры и ели  густо  покрывали  склоны глубокого ущелья. Здесь кипела другая жизнь, сновали белки, кричали кедровки, под ногами лежали громадные стволы поваленных деревьев…  Дрова.  Вот бы их  в тундру, на костер.  Спина привыкла  к работе. Три часа ходу и мы вступаем на территорию старой пограничной заставы.  Одноэтажные деревянные казармы,  загоны для лошадей, конюшни,  офицерский дом, а в сторонке – многоугольный  одинокий алтайский аил, крытый лиственничной корой, как и полагается.  Белая старая собака подле него и  такой же старый алтаец приветливо качнул головой и поздоровался с нами.  Это  единственные местные жители, которые  доживали  свой век вместе с расформированной  и безлюдной заставой.  Еще, в офицерском домике жил   егерь Алтайского заповедника -  молодой парень, недавно окончивший институт -  Сергей Шевченко,  который и помог наши гонцам на собственной лошади подвезти  продукты  в период  преодоления Чулышманской тундры. Радость встречи с новыми людьми и вечерняя трапеза с малосольными  огурцами  нынешнего сезона,  которые приготовили нам заботливые наши шофера, и посолили сами же. Наелись до отвала … Беседы и отдых!  И до рассвета у костра  гитара и песни.  Талантов  оказалось  много,  пели все. Это  не  просто  туристы,  уже настоящая  команда! И Бойдон Сопрокович , хозяин аила,  сидел  на  почетном  пеньке рядом и с увлечением  слушал наш концерт. 
   Ранним  утром  мы уже  налегке  шагали к нашим  катамаранам и бубликам  в обратную строну. Задача – до вечера  пройти верхнее  Язулинское  ущелье  до Солдатского моста, рядом  с заставой.
   Чулышман   заматерел:  его поток набрал воды и характер дикий, и даже бешенный проявлялся во всем. За миллионы лет он пропилил  отвесные скалы и перед входом в каньон  притормозил свой бег, разливаясь  широким плесом. Стоял  шикарный солнечный жаркий день.  Сквозь  Чулышманскую кристально прозрачную воду,  с легким коричневатым оттенком, цвета  Джулукульских водорослей, на дне  просматривались огромные глыбы, обломки  скал,  рухнувших когда-то в неведомые времена в поток.  Катамаран скользил по поверхности плеса и угрюмые глыбы, из которых состояло дно реки,  открывали все новые и новые картины  следов древнего  катаклизма.
   Течение ускорялось, и под катамараном уже мелькают камни помельче, ещё меньше, и поток начинает шуршать, шипеть;  вспениваются вокруг выступающих на поверхность макушек камней  белые  манишки. От  скальных береговых уступов  закручиваются  и гремят косые валы, и вот уже в русле пляска валов и мелких завихрений за камнями – бочек,    сливается в сплошной плеск, гудение и шум  мощной шиверы. Ущелье наполняется грохотом и вечным шумом,  который мы слышали  ещё  вчера, издалека -  даже на  высокой тропе, когда проходили мимо.
    Препятствия сменяют друг друга и некогда раздумывать. Работа и работа.   Слаженная,   с адреналиновыми  ускорениями и различными финтами, оставляющими катамаран послушным и элегантным в этом кипении воды,  изобилия камней,   поворотов и мощных скальных выступов берегов, летящих навстречу. Ради этого  мы и  пришли  сюда…
   Река мощными паводками перекатывает тысячи тонн камней и устраивает грядки –ловушки через всё русло наискосок.  Надо заранее просчитать струйку и выбрать самый удобный проход между камней. Иногда это не удается,  и мы выбираем из большего зла  меньшее:  с размаху влетаем на  мелководный перекат  и даже спрыгиваем на камни,  поддергивая судно,  чтобы не изорвать обшивку  катамарана об острые грани переката.
  Это гонка с препятствиями,  которые не уменьшаются… И вот, наконец,  у берега  замечаю впереди  небольшое  пятнышко спокойной воды  в белом хаосе.  Направляемся туда, и моментально причаливаем на крохотную дресовочку… Отдых. 
    И  где же наши  спутники.  Мы  со Славой первые, -  разведка и страховка для идущих следом. Выбираем место для  причаливания  бубликам и другим катамаранам и заранее маячим об этом знаками…
  Такой порядок  полезен.  Он помогает обеспечить безопасность на незнакомой воде. Главное,  чтобы  все были на виду,  и в любую секунду всё было ясно и  понятно. Вода не любит прощать ошибки, а еще больше глупых,  с неуемными амбициями.  Всегда понятно,  что только рыбы  могут жить в воде, мы здесь  - гости и вести себя  надо  прилично.
    Крепкие  прижимы и даже невысокие  водопады с шиверистыми участками  верхнего участка Язулинского каньона  пройдены.  Команда работает как часы.  Успеваем  ещё параллельно  вести видеосъемку прохождений экипажами препятствий. Делаем  будущее кино. 
    В вечерних лучах наконец подошли к порогу  Мустафина: прижим на косых сливах к правому обрывистому берегу и маневр на сплошных сливах…  Первый порог высокой категории сложности с мощным прижимом и сливами энергично и красиво проходят  поочередно бублики и катамараны   И вот он – Солдатский  деревянный мост,  когда-то построенный пограничниками через реку Чулышман.

                Чертов мост

      Ниже Солдатского моста Чулышман, окруженный  высокими гребнями  заросших тайгою склонов гор, после  впадения  большого  левого притока,  реки   Каракем,  входил в узкое скальное ущелье.  Причудливые отвесные стены,  пропиленные неутомимым потоком, вставали внезапно за очередным поворотом. Река сужалась до двух   десятков метров и  уходила куда-то в глубину. Поток рвался на струи, налетал на огромные камни, шипел и  пульсировал. Струя с  разгона  ударялась о невидимые подводные камни  и разлеталась клочьями пены и крупных брызг.
    Газированная вода, белесая от   миллиардов  пузырьков   потрескивала и шелестела после  препятствия,  растекаясь в разные стороны, облизывала темные скалы берега, закручивалась в воронках и ныряла под стену неприступного каньона,  чтобы  выбурлить  через несколько метров  спрессованным  мощным  водяным  грибом.
  Шутки в сторону. Вот и начинается настоящая  академия  водников.  На равнине такого не увидеть никогда…  «Вода  камень точит»  – есть поговорка  такая в русском языке. Так и есть:  прибрежные скалы, особенно в  узких местах изобилуют отшлифованными рисунками  структуры каменных пород. Граниты ли это, или  базальты, - специалисты могут ответить,  но красоты удивительной рисунки, и диву даешься,  от титанического труда  водной стихии. 
    Река все больше  суживается, особенно перед водопадами. Миновали  правый приток Ручей Кулаш – это ориентир первого Чулышманского   водопада  Чертов мост. 
  В скальном  сужении в струе лежат два громадных камня,  которые делят реку на три потока с водопадными сливами, ниже этих сливов, на  расстоянии десяти метров,  поток неспеша поворачивает чуть  направо и  - обрывается   громадным пятиметровым водопадом. Это и есть Чертов  мост.   На  десятиметровой высоте от водопада, скалы  противоположных  берегов  разделяет  пятнадцатиметровое пространство. Именно в этом  месте смелые аборигены затеяли построить мост  и начали его строить  в неизвестные нам далекие времена.   Они положили на  береговых   скалах  с обоих сторон громадные стволы деревьев до самого обрыва, а    на них, каким-то фантастическим  способом,  сумели  положить двадцати пяти метровые,  мощные лиственничные стволы!  Стволы  сильно прогнулись и на этом  строительство моста прекратилось… Я пробовал наступить на эти лесины. Держатся крепко, хорошо укреплены, но жуткое чувство не позволяет прогуляться на другую сторону реки… Так и остался Чертов мост памятником отчаянного таежного зодчества.  Висит он над  водопадом больше сорока лет.
    Точно такой же  мост они,  все-таки,  построили в нескольких километрах ниже по реке, перед  порогом Оборотень.  По тому мосту ездят  на  лошадях и мы  неоднократно ходили по нему сами.
  Флотилия  наша  причалилась  выше водопада и вся  команда вышла на  разведку  самого живописного водопада Чулышмана. Поток с тяжелым гулом и грохотом  непрерывно  валился в белую пенную яму,  и от одного его вида,  возникала невольная оторопь, вызывающая  тысячи мыслей и эмоций…   Тот кто увидел однажды это произведение  природы и почувствовал его струи на своей «шкуре»,  никогда не забудет этой великолепной мощи, этой динамики и вечного движения… Спустя тринадцать лет, после первой встречи с этим водопадом я написал о нем стихотворение.
    Симфония  воды

…Во сне держу  весло в руке
И собран  весь, как будто  в бой:
Душа  тоскует  по реке.
-Когда ж мы встретимся с тобой...?

Со снежных гор  летит поток
И бьётся  в скалах напролом.
Клокочет  рваный «кипяток»
В ущелье темном и глухом.

Здесь   струи пенные  шипят,
Базальт  шлифованный блестит,
От напряжения  дрожит, -
Ревёт,  косматый водопад.

Здесь  бездна дикая,  шальная,
В котле  гигантском   струи  рвутся -
Поток обрушенный пронзает,
И скалы   влажные трясутся.

И грозный гул  реки  стотонной
Вулканом  пенных струй и сил
В душе, заведомо бездонной,
Заполнил всё! И всех пленил…

И невозможно  оторваться
От этой дикой красоты!
Слилась энергия вибраций
В желанный миг моей мечты.

Мы слились с судном  воедино,
Вступили  в бешенный поток.
Гребец и плот – одна машина
Прицельно  валится в порог…

Накрыла  грозная  стремнина,..
Напряг баллоны мощный плот,               
И вынес!  Поборол  пучину!
И дальше по реке идет..!

26 марта 2013  О водопаде «Чертов мост» на реке Чулышман.
 
     Много раз перечитываю эти строки и сам удивляюсь, что они  пришли на ум  стремительно и правильно, как сам водопад, и все равно  переживаю это чудо природы каждый раз, даже в памяти…
  Первым  прыгнул  с Чертова моста  бублик Саши Шевченко, как и положено бублику: спокойно и деловито замедлившись в пенной яме,  вышел на  спокойный плес, под аплодисменты  зрителей, облепивших  все скалы вокруг, и встал  на страховку. Второй бублик  повторил маневры, за тем Васин с Андрейкой Ивановичем  сиганули на двоечке  в правую часть с отвесного обрыва, чуть притонули, и выскочили, счастливые,  из ямы на ровную воду. Палыч – пик  наших  переживаний  - на  своем  «букаране - одиночке» спокойно сманеврировал в центр потока и свалился в водопад не перевернувшись под всеобщие  овации.
   «Надо же  попробовать всё»,  решили  мы  со Славой, и прыгнули в левую часть потока… Яма поглотила наш катамаран и сверху, тоннами воды утопило корму , вместе со всем добром на несколько   секунд из  виду изумленных  зрителей. На фотографии осталась только одна чья-то каска…  Но воздух в баллонах судна -  великая сила, и в следующий миг мы уже отплывали от спрессованной струи на плес в белых струях начиненных газированными пузырями.
   Но не всегда  Чертов мост дружелюбен к посетителям.  В 2009 году, когда мы подошли к Солдатскому мосту  по большой воде -   по приметам оказалось на метр больше, чем было у нас  в 2000 году…   В каньоне же,  у Чертова  моста,   уровень был на два -три метра выше.  При осмотре  водопада,  прыгать на катамаранах расхотелось сразу же.  Запустили  бублик с четырьмя гребцами. При падении в яму водопада,  мощная струя  утопила весь бублик в яму  полностью! И одного гребца  силой  струи  вырвала вместе с капроновым ремнем, которым гребцы пристегиваются, чтобы не вылететь при ударах судна о препятствия... Он вынырнул в тридцати метрах ниже  водопада,  впереди  бублика и был выловлен спасателями. Нам не мог рассказать, что с ним случилось. Говорил, что там  - плохо!
   Есть пределы возможного  и здравый смысл,  чтобы их  не нарушать. Это к слову о профессионализме.
                Оборотень, три Вовы и Затычка

   Несколько дней  мы шли  по Язулинскому  каньону.  Сказочные  картины реки в скальных коридорах не повторялись и вызывали  восторги и удивление.  Уютные лужайки на берегах, зимняя стоянка местных  животноводов и выкошенные на  сено  поляны – признаки  приближающейся  цивилизации, от которой мы уже начали  отвыкать.  До деревни Язула – самого отдаленного поселка  в горном Алтае, оставалось километров семь.
   На каждом  повороте  Чулышман  бурлил  и  падал сливами,   или терзал скалы,  упрямо вгрызаясь  в  темно-серый  базальт,   рвался и шумел, пульсировал и  катал камни,  и только после водопадов -   вдруг растекался короткими плесами, позволяя   упорным путешественникам  разобраться с эмоциями и постоянным напряжением, вдохнуть свободно на несколько секунд…   Мощные прижимы на поворотах   можно было пройти только ценой  максимального напряжения рук,  и весло  часто  скрежетало по скальной стенке, упираясь изо всех сил, спасая катамаран от растерзания  неистовым  Чулышманом.
  Никаких «бирюлек»: настоящая мужская работа. Короткие  живописные  каньоны сменяли друг друга и мощный - светло зеленый прозрачный поток  реки,   излучал неистовую энергию и восторженный дух борьбы  живого  с неподвижным в белых взрывах пены и брызг о камни и стены скал.
   Пороги сменяли друг друга  непрерывно. И тактика продвижения водников   изменилась. Безопасность требовала разведки препятствий. Проходим порог и  зачаливаемся на берег. Благо,  что Чулышман, в эту  воду,  оставляет нам  не мало  укромных пятачков спокойной воды, где можно выскочить из струи и причалить судно. 
   Некоторые пороги невозможно рассмотреть с берега и  тогда рискуем: обносим катамаран ниже  препятствия на страховку и запускаем в порог бублик. Бублик  это плот -ванька – встанька. Гребцы сидят внутри огромных надувных колес, которые защищают людей от неминуемых ударов о скалы; к тому же  бублик при опрокидывании возвращается в исходное положение за счет центра тяжести сидящих в колесах. Даже если бублик застрянет в камнях, можно  проводить спасательные работы, поток его не утащит под воду.   Но надеяться на его  живучесть  на сто процентов нельзя. Как на самолете, все летят, но жизнь  пассажиров зависит от  опыта одного человека – пилота.  Были случаи, в истории водного туризма,  когда бублик застревал в водопаде и погиб человек на своем  рабочем месте…
   Порог  Оборотень  получил свое название за то, что Чулышман  перегородила куча скальных глыб,  и он просверлил под правой стеной подводные полости,  куда  уходит много воды. Что там есть – никто не знает. Есть вход, куда может затянуть катамаран, а есть ли выход?    Мы со Славой проехали этот порог и достаточно энергично упирались,  от  желания  Чулышмана, затолкать нас под скалу, и вырвались из-под неё,  как и следовало. Некоторые катамараны   ребята   обнесли вокруг этого порога – от греха подальше.  Риск должен быть оправдан.
   Следующий порог Большие глыбы по-другому не назвать. Эти самые глыбы метров  по десять с лишним  прикатились на средину ущелья и перегородили Чулышман. Но под ними вырывает река себе проходы, давным давно.  И вся масса  воды куда-то уходит между глыб и появляется ниже  такими же полноводными струями, как до препятствия. А глыбы так и лежат. В малую воду проход даже для катамаранов  мал, но  эти глыбы,  в других походах штурмовались  и были пройдены.
   Обо всех порогах интересно слышать только тем,  кто там был и поплавал по Чулышману, но некоторые из них очаровывают нас навсегда.
    Водопад три Вовы назвали так первопроходцы по тому,  что в их команде был длинный Вова, и если поставить три Вовы друг на друга, то водопад все равно ещё выше…  Можно  целый день прыгать с этого водопада.   На веревке  люди поднимают  катамаран по отвесной стенке на уровень старта и снова прыгают…  Если прыгать в водопад  справа, где вода падает  отвесно,  - все переворачиваются и попадают под увесистые оплеухи реки, но неизбежно, выплевывает всех смельчаков  река на  плес,  где  и подбирают   прыгунов  страховщики морковками – такими длинными веревками с поплавком,  которые бросают с берега   на  перевернутые суда, или людям, «одиноко» плывущим мимо…
  Бублик первым шлепнулся под водопад и встал  - «на попа», но выровнялся и  спокойно  причалился.   Два катамарана опрокинулись по правому сливу и их спокойно подтянули к берегу.   Наблюдая за этим цирком,  мы с напарником,  юным Славой Суслиным,  договорились  разогнать катамаран и прыгнуть по центру,  где  струя водопада скользила  по наклонной плите…   Так и  сделали. Катамаран, опережая  поток, скользнул по плите и дутики взлетели  в воздух, но рама на  долю секунды  царапнула за подводную плиту...  Катамаран   приводнился плашмя, как в аптеке, но когда  мы причалились к берегу,  заметили, что задняя труба выскочила из резиновых жгутов вязок с продольными трубами…
- Вот это силища.  Налету  водопад давнул дутики  в воздухе  и  выдернул  край поперечной трубки из  мощного  резинового узла!!   
  Запомнились   особо пороги Затычка и Мария Ивановна, да  Винт с Тагонаем.  Все остальные -   как сплошная работа и маневр,  бесконечный маневр…
   В Затычке можно наблюдать за происходящим со стены ущелья.  Прямо внизу лежит   пирамидальный камень, он  торчит из воды в самом узком месте ущелья и все,  что кувыркается по крутым сливам  из-под правобережного скального поворота, налетает на эту затычку. В большую воду река спокойно ломает пополам на затычке толстые бревна…  Наша задача проскользнуть в узкие проходы слева или справа, минуя этот камень   всеобщего преткновения. Опыт – лучший учитель, гласит старая латинская пословица,   и  мы  оправдываем её истину, проходим затычку, как надо.    А вот Марья Ивановна не пропустила  катамараны. Это обломок горы в Чулышмане, ещё больше затычки и пришлось по стенке над порогом протаскивать катамараны. Бублики протискивали в узкую щель между Марьей Ивановной и берегом всей командой,  как муравьи…
  Винт идти не стали.  Риск высокий получить травмы. Река после каменистой шиверы со сложным движением падает водопадом и ударяется в  стенку - левый косой берег с опрокидыванием струи… Ниже  - падение  потоков   между огромных камней продолжается.    Сбросили пустой катамаран на веревках, посмотрели,   как он пролетел.  Позавидовали…    
    Подходили к концу Язулинского каньона.  Шли уверенно  и с удовольствием: выросли  все  с опытом  академии Чулышмана.
  Таганай – водопад с несколькими падениями с полки на полку:  ровный  плес обрывается  и …  Между  собой окрестили его,  как унитаз,  очень похож  по  гидродинамике…
   Лето заканчивалось. Светлая вода Чулышмана несла Джулукульские запасы, и с каждым днем время таяло. На сей раз,   мы не успели пройти весь Чулышман до Телецкого  озера, но зато, мы видели эту сказку  - Чулышманского плато. Эти тысячи озер с непугаными утками и  лебедями и даже росомахи  и волков свежие следы -   видели мы по берегам озер и на песчаных отмелях  Чулышманских  плесов.  Свежесть горного дыхания Чулышманских долин  навсегда осталась в моей палатке и в памяти,  как эталон свободного поиска и тысяч открытий, наполняющих  душу  бесценным богатством  благодатного  опыта и волшебными  воспоминаниями…
    И снова я ждал,  волновался  и возвращался,  на Чулышман, как к старому другу, и снова он дарил свои   сказочные  краски, картины исполинского труда,  вечный зов    движения,  очарование  и  прелести   родного  Алтая.

2000 – 2023г

   


Рецензии