Религии в Азии

22.05.  2016 года.               

 Религии в Азии.               

  Европейский союз, которому не сидится в Европе и есть дело на всех континентах Земного шара,  обрел специального посланника по продвижению свободы религии и вероисповедания за пределами ЕС. Им стал словацкий политик Ян Фигель. Напутствуя миссионера на священное дело, Папа Страстбургский Юнкер Первый изрек: «Свобода религии и вероисповедания является основополагающим правом, которое является частью фундамента Евросоюза». Фундамент сей незаметно покрылся заметными трещинами, а храму под названием ЕС грозит разрушение, которое можно предотвратить только основополагающим правом свободы ОТ всякой, в том числе и чужеродной, религии. Однако, отправляемся со святым Янеком за пределы Европы и начнем из далёкого дальнего далека.

  Страна восходящего солнца. Поэтическое название. В советское время я совершил хадж в Японию и могу провести миссионера по хоженым тропам. Заходим в городской сквер. Вдоль аллеи по обеим сторонам сувенирные и жрательные лавки, промтоварные развалы, сладости из рыбы. Выходим на площадь, где стоят друг против друга два ритуальных здания примерно одинакового размера и архитектуры. Заходим в первое – буддистский храм, практически безлюдный, заполненный разновеликими Буддами, ковриками, крутящимися барабанами. Скучновато. Переходим в здании напротив. Синтоистская церковь. Здесь веселее. Ни тебе иконостаса, ни скульптурки – лежит себе каменюка на удалении нескольких метров от посетителей, которые могут бросить в нее камешек, монетку, а могут и просто плюнуть. Вот такое наплевательское отношение к религии у японцев. Всего 30% населения идентифицируют себя как верующих, причем сразу обоих религий. Для сведения несведущих – это явление по-научному называется синкретизм. Синкретизированые (вот как!) японцы предпочитают устраивать свадебные церемонии в христианской церкви из-за  эксклюзивности данного учреждения, а похоронные процессии – в буддистском храме в силу его шаговой доступности. А зачем им связываться, т. е. ограничивать свою свободу, с одной только религией? У них есть общее божество, которое они все любят – император, он тоже свободен от религиозных пут. Именно поэтому в стране отсутствуют межконфессиональные распри, При подавляющем большинстве буддо-синтоистов в стране уживается подавленное меньшинство – 2,9 миллионов христиан разного окраса и 185 тысяч разномастных мусульман. Мы с детства приучены Всеволодом Овчинниковым сравнивать два островных государства – Японию и Великобританию. В последней народ настроен секулярно, только 38% людей заявляют о своей вере в бога, но оБОЖаемая королева по совместительству еще подрабатывает и главой англиканской государственной церкви протестантского толка. Может и ей стоит объявить о своем безБОЖии, чтобы ее преданные подданные – католики, мусульмане, протестанты, индуисты и пр. перестали враждовать промеж себя и стали просто англами, а заодно и саксами.

  Однако, последуем за нашим святейшим святым в соседнюю землю – Страну утренней свежести. Романтическое название. Не будем разделять Корейский полуостров по 37-ой параллели. Все корейцы трудолюбивы, воинственны, неуступчивы, упорны, уперты, целеустремленны… , короче – корейцы. Кимы и Цои. Но, кроме того, они слегка буддисты и христиане, а на самом деле – они сплошь чучхеисты, оБОЖествляющие свое, только им присущее национальное учение, чучхе. Межконфессиональные противоречия исключены потому, что 46,5% зачучхеных корейцев не относят себя ни к какой из БОЖественных религий. А на Севере, так попробовали бы отнести себя – их сразу вынесли бы. На суд общественности. Партийной.

  Следующий по ходу солнца край – Страна Поднебесная. Претенциозное название. А вот к религии китайцы относятся совершенно без претензий. Китайские религии не требуют безусловной приверженности, каждый человек может быть верующим в несколько религий сразу – буддизм, даосизм, конфуцианство…  Но благостная картина смазывается на западной границе Китая, где в сопредельных странах культивируются инородные религии. В физике-химии есть понятие «диффузия». Взаимопроникновение характерно и для народонаселения западных частей Китая. И если в Тибетском автономном районе миротворец Далай-лама 14-ый сумел из заграницы утихомирить ретивых молодых монахов, то в Уйгурском автономном районе не нашлось подобного лидера, который смог бы погасить воинственный пыл приверженцев ислама. Вот уйгуры никак не могут жить без религии! Они испробовали последовательно шаманизм, зороастризм, манихейство, буддизм. Остановиться бы на этом, был бы у них свой Лама № …надцатый, а заодно мир и спокойствие. Так нет, в 10 веке приткнулись уйгуры к исламу, да еще суннитского толка, по воззрению которых верховная власть не принадлежит духовным лицам. Нет у них своего Аятоллы, Патриарха, Ламы, Императора, Папы, Мамы-Королевы. А тут еще настырные китайцы со своими арелигиозными мерками стали запрещать и регулировать духовную уйгурскую жизнь. В общем, братцы, там война затяжная. Не нашлось авторитетного авторитарного арбитра, который бы дал команду «Брэк!» и каждая из сторон сделала бы шаг назад – старшие партийные товарищи перестали бы придираться к своим подданным, а младшие религиозные товарищи – безнадежно задираться и постепенно обращаться в следующую по списку религию – маоизм.

  Отправляемся со священной заФИГЕЛЬной европейской миссией в скалистую местность, закрытую и зажатую между Китаем и Индией –  Королевство Счастья. Реальное название. Реальное Министерство счастья с национальной концепцией «Счастье – просто быть здесь!». В Бутане главным критерием благосостояния населения является не ВВП, а буддистское национальное валовое счастье. И все это утворил молодой король-романтик Вангчук. В этой бочке счастья есть 5% мусульман. А если они по привычке расплодятся до 50% + один Ибрагим? А если попрут их братья из Бангладеш, что в 60 км от заветного счастья, как это произошло в следующей стране вояжа Янека?

  Этот клочок земли называется высокопарно. Сильный! Быстрый! Изумрудный! –  на выбор. А в простонародье – Мьянма. По теме, записанной в командировочном удостоверении Святого Яна – свобода религии. В стране наличествует 89% буддистов, по 4% мусульман и христиан. Последние ведут себя смиренно, а, понаехавшие когда-то (по наводке гадких, вездесущих англичан) мусульмане, стали возбухать, и тогда подавляющее большинство подавило их невзначай слегка. Хорошего в этом мало – погибли и бежали люди, а плохого – хоть отбавляй, значит, надо избавляться от религии, как таковой, коль население не может ее пользовать во благо свое и соседа. Так и запишем в отчете о командировке. Подробней о ситуации в Мьянме я докладывал 15 февраля сего года друзьям-товарищам в репортаже «Бирма-Мьянма».

  «Индия – колыбель человеческой расы» - заявил великий антрополог Марк Твен. Трепетное определение. Нас с Янеком интересует, какие религии взрастили в этой колыбели? 80 % населения страны исповедует индуизм, здесь зародились и существуют буддизм, джайнизм, сикхизм. В толерантной стране имеются приверженцы христианства, иудаизма, зороастризма … Вне религии всего 0,07% населения. Какая благостная картина маслом Кустодиева! Ан нет! В Индии ислам исповедуют 13% (!) людей и цифра эта неуклонно увеличивается. В штате Джамму и Кашмир погибло кошмарное количество людей за время проведения трех индо-пакистанских войн. В 2012 году, например, было совершено 1025 терактов. После раздела Британской Индии в 1947г. на 2 доминиона – Индия и Пакистан – на противоходе погибло от 1-го до 4-х миллиона людей.               
 
   Да здравствуют азиатские религии! Так и передаст Ян Фигель самому святейшему Юнкеру. Пусть знает!      


Рецензии