Глава 109. Гендель. Музыка фейерверка

Георг Фридрих Гендель
«Музыка фейерверка»
Оркестровая сюита
Нью-Йоркский филармонический оркестр
Пьер Булез (дирижер)

Wlodzimierz: Это потрясающе!

karapyzik: Англо-саксонская барабанно-шовинистическая пропаганда праздности и веселья.

Сэр_42: Сюита была создана Генделем в 1749 г. по заказу короля Георга II для праздника по случаю заключения Ахенского мира в войне за Австрийское наследство.
Торжество с фейерверком готовилось для знати, дипломатов и приглашенных гостей, но было решено провести генеральную репетицию без фейерверка, на которой музыку мог послушать народ. О месте репетиции (состоялась она в лондонском Грин-парке или в Воксхолл-гарденз) Гендель долго препирался с устроителями праздника.
Ещё большие споры вызвало стремление Генделя использовать в сюите струнные инструменты, в то время как король желал, чтобы играла только «военная музыка», то есть оркестр, состоящий из деревянных и медных духовых и литавр (оркестр должен был состоять из 16 гобоев, 15 фаготов, 20 валторн, 40 труб, 1 контрафагота, 8 пар литавр, 12 барабанов). Возникли трудности и с назначением даты генеральной репетиции, поскольку ее хотел посетить герцог Камберлендский и потребовалось выбрать удобное для него время.
Генеральная репетиция состоялась 21 апреля 1749 г., в пятницу, в одиннадцать часов утра. Входная плата составила два с половиной шиллинга. Сообщалось, что в репетиции участвовали сто музыкантов, а слушателей собралось двенадцать тысяч. Конные экипажи и пешеходы, спешащие на представление, создали огромную пробку, и даже возникла драка.
Основное торжество прошло 27 апреля 1749 г. в Грин-парке в Лондоне. Музыка Генделя сопровождала грандиозный праздничный фейерверк. Режиссером зрелища был известный архитектор и театральный декоратор Джованни Сервандони. Для музыкантов он возвел громадное, напоминающее дорический храм деревянное здание высотой около тридцати метров и длиной около ста семнадцати метров. После того как прозвучала музыка Генделя, дали знак к началу фейерверка. Был произведен салют из ста одной медной пушки. Фейерверк оказался менее удачным, чем музыка. Построенное здание загорелось, когда на него упал барельеф Георга II. К счастью, никто не пострадал.
«Музыка фейерверка» была исполнена также на состоявшемся 27 мая 1749 г. благотворительном концерте в пользу лондонского приюта. Приют, основанный за десять лет до этого капитаном Томасом Корэмом и первоначально носивший название «Прибежище, служащее для обеспечения и воспитания брошенных и выгнанных детей», как раз в это время строил капеллу, и доходы от концерта частично покрыли расходы на строительство.
«Музыка фейерверка» состоит из пяти номеров:
Ouverture: Allegro
Bourr;e
La paix: Largo alla siciliana
La r;jouissance: Allegro
Menuet I/II
Третья часть в характере сицилианы называется «Мир», она должна была выражать благословенный покой мира, а аллегро «Радость» с яркими партиями труб — ликование по поводу заключения мирного договора. Части должны были сопровождать определенные зрелищные эффекты, бурре и оба менуэта повторялись, как того требовала программа фейерверка.
На торжестве каждую из трех партий труб играли три музыканта, таким же образом обстояло дело и с тремя партиями валторн. Партию первого гобоя играли двенадцать, второго — восемь, а третьего — четыре исполнителя; партию первого фагота исполняли восемь, а второго — четыре музыканта. Дополняли оркестр литавры. Вероятно, на празднестве играла только «военная музыка», но на благотворительном концерте использовались и струнные инструменты, а духовых было гораздо меньше. В таком составе «Музыка фейерверка» исполняется и сейчас.


Рецензии