II. 2 Оуги

"Веер женщины - скипетр на владение миром".
 Японская пословица

Вернувшись домой, Анна принялась готовить на кухне ужин.
- Олег, мне нужна твоя помощь, - позвала она сына, который только сдал сессию и отдыхал на каникулах.
Парень спустился по лестнице со второго этажа и подошел к матери.
- Я весь во внимании. Чего надо делать?
-  Почистить  картошку на пюре. У нас сегодня будет небольшой праздничный ужин.
Сын взял  мусорное ведро; картофель, который лежал в специальной корзинке и принялся за дело.
- Вот сюда, - Анна поставила на стол кастрюлю.
Работа закипела. На одной  сковородке жарились  куски рыбы, а на другой - румянились котлетки.
- А в честь чего праздник? Папа знает?
- Папа не знает. Это будет  для него сюрприз. Смори сюда.
Анна положила на стол Медицинский журнал с развернутой по середине статьей. Олег провел взглядом.
- Поздравляю!
- Спасибо, сынок. Но это только первая ласточка. Надеюсь, что в этом году мне удастся получить грант на дальнейшее исследование.
- Мам, а я вот все хочу спросить тебя: Ты же так долго занималась гормонами. Почему ты переключилась на тему онкологии?
- О! Это все не просто так случилось. У этой научной истории есть закономерность и взаимосвязь.
Анна сбавила огонь под сковородками, а сама принялась резать овощи на излюбленный папин салат "Оливье".
- Когда тебе было десять лет, я участвовала  в очень интересной экспедиции в которой четыре страны: Россия, Индия,  Малайзия и Япония проводили уникальные исследования в области лекарственных препаратов, которые увеличивают женскую репродуктивную способность.
- Это я помню. Я видел много снимков у тебя, хотя, удивляюсь себе: почему я до сих пор не спросил подробности этой экспедиции?
- Да, ты совершенно прав. Я занималась гормонами. Давно не секрет, что их выработка зависит не только от возраста, но и от многих других факторов. Один из которых - это зависимость между их балансом  и состоянием костной системы в организме женщины. Уменьшается количество эстрогенов - увеличиваются проблемы с костями. Как следствие - увядание.
Анна переложила готовые котлеты и рыбу в специальные тарелки и отнесла в гостиную, где был уже сервирован стол на белой праздничной скатерти.
Вернувшись, она продолжила "колдовать" над салатом, добавляя в него соленые огурцы и зеленый горошек.
- Эта история началась в Малайзии. После работы, мы собрались в фойе с коллегами, которые проживали со мной в одной гостинице, поиграть в бильярд. Японский профессор  Кииоши Айдзава играл со мной в паре. И между нами завязалась неожиданно интересная беседа.

***  ***  ***

- У Вас, мисс Анна, очень красивое ожерелье. Могу полюбопытствовать? Это натуральный морской жемчуг?
- Да, господин Кииоши и ему уже много-много лет. Он достался мне от моей прабабушки.
- Да, вы русские  женщины относитесь к жемчугу с таким же трепетом, как и японки. Фукс, мисс.
- Вижу.
Кииоши взял со стола бокал с бренди и немного отпил.
- Я предлагаю, признать ничью и пойти выпить кофе. Как Вы на это смотрите, мисс Анна?
- Положительно, - произнесла женщина, отдавая кий смотрителю игры.
Присев за столик, коллеги продолжили диалог.
- Вы меня простите, мисс, но когда я вас впервые увидел, вы мне напомнили женщину ама. Прекрасное сложение женского тела.
- Я выросла на море.
- О, тогда все понятно! Когда-то на острове Яханта Тун, при реконструкции береговой линии, случайно строителями, был обнаружен тайник. Судя по всему, на этом месте когда-то был дом, в котором жили люди племени нивхи.
- Это где? - поинтересовалась Анна.
- Это мисс, ваш остров Русский, который недалеко от Владивостока. До того, как гидрограф Данвиль его впервые нанес на карту в начале семнадцатого века, у него было такое название. Единый  материк  после завершения ледникового периода и подъема океана, "отпихнул" от себя остров на котором в изоляции оказались коренные жители нивхи. Так вот. Строители нашли зарытые на  глубине  трех метров: ларец с морским жемчугом; крюк - нож для охотников на акул; мешочек с каким-то травяным порошком ( скорее это была приманка для акул); пузырек с какой-то жидкостью, которая не сохранилась, но ученые потом установили, что это была кровь акулы. И была там еще одна вещичка - оуги.
- Оуги? Это что?
- Это веер! Шанхан на китайском. На нем была сделана зашифрованная запись женской рукой. Веер - это гармония  мужского и женского начал. Это самый мощный символ, преобразующий неблаготворное воздействие окружающего мира в благотворное. И представьте себе: на веере( который был найден на южной стороне дома, а он отвечает за удачу, славу, поиск, открытие), была сделана запись неизвестной женщиной, скорее амой.
- Амой?
- Ама - жена моря. Так называли женщин, которые промышляли, жили морем. Они доставали моллюски с жемчугом со дна.
- Теперь мне понятно, что вы имели в виду, назвав меня амой. Я так поняла, что найденные вещи, принадлежат России, если они были обнаружены на острове Русский?
- Увы, милая мисс. В период перестройки, они оказались на территории Японии и находятся в частной коллекции.
- А почему вы рассказали мне об этой истории?
Кииоши пристально посмотрел на Анну.
- Этот веер у меня. И я знаю точно, что там зашифровано. Но, оказалось мало знать, что там написано. Сложнее из полученной информации сделать правильные выводы и получить "кинсаку".
- Кинсаку?
- Кинсаку - это открытие. Я знаком с вашими работами. У вас нестандартный подход к фармакологии. Для вас, прежде всего - это  наука об энергетических взаимодействиях, которые поддерживают или восстанавливают все жизненные процессы организма. У вас к поиску лекарственных веществ свой подход. Он основан на философии жизни. Вы рассматриваете не один какой-то сегмент сбоя в организме, а ищите психологический первоисточник, повлекший за собой заболевание.
- Благодарю.
- Анна, я предлагаю вам научное сотрудничество.
- Но в какой области?
- Онкологии и иммунологии.  И объект изучения в нашем случае, будет акула.

***  ***  ***

Салат был уже готов. Подходила до готовности картошка. Олег почистил олюторскую тихоокеанскую сельдь и аккуратно выкладывал на тарелку.
- Мам, ну  и история!
- Сельдь, с брызни лимонным соком и полей оливковым маслом, - посоветовала Анна сыну, а сама в это время резала сыр на мелкие ломтики, украшая виноградом и орехами, - Кстати, ты знаешь, почему эта селедка называется олюторской?
- В Беринговом море "шастает", а конкретно в Олюторском заливе на Камчатке! Но, что дальше! Рассказывай!
- А дальше? Мы начали работать. Но, прежде чем тебе рассказать  о наших достижениях, я расскажу тебе основу, чтобы ты понимал. Вытащи красное вино из холодильника и поставь уже на стол. Оно должно  согреться. И  начинай чистить креветки.
Олег поставил вино.
- Мама, а почему ты мне раньше всего этого не рассказывала? А папа знает?
- Знает. Ну, как же! Когда бывали "безденежные" ситуации, он мне давал денег на эксперименты, чтобы я имела возможность не бросать начатую научную работу.
- Я где-то прочитал такую хорошую фразу, что ванну имеют многие, но гениально  ее принял только один!*
Анна рассмеялась умной шутке. В это время в дом вошел муж Анны - Александр Михайлович.
- Ничего себе! Точно с корабля на бал! Это, что за ассамблея?
Капитан первого ранга довольно улыбнулся. Анна подошла к мужу и поцеловала его в щеку.
- Ждем Вас, командор!
- Сегодня в Медицинском журнале вышла мамина статья научная. Отмечать будем!
- Поздравляю тебя, голубушка! Это повод. Пойду переоденусь.
Семья собралась за круглым столом. Пока открывали бутылку вина, разливали, говорили тост - зазвонил телефон Анны. Она взяла трубку.
- Цветы. Доставка. Выйдите, пожалуйста.
Анна посмотрела на мужа и улыбнулась.
- Спасибо тебе, родной. Спасибо...
        Букет шикарных белых роз украсил гостиную.
Убравшись на кухне, Анна вышла на веранду и присела в кресло возле столика за которым сидел Олег и что-то ковырялся в компьютере. Он оторвался от экрана монитора и обратился к ней:
- Мам, а что дальше было. Расскажи. Ты что, реально  исследовала акул?
- Ну, я не одна этим занималась. К проекту были подключены и биологи-океанологи, и химики, и врачи- онкологи,и генетики,и вирусологи... Каждый помогал в своей области.
- Скажи, а ты видела веер амы? Видела эти знаки, которые были на нем?
- Да, видела. Они написаны столбиками вниз на каждой пластине в виде знаков. Лингвисты сказали, что текст написан иероглифами примерно пятьсот лет назад. Но трудность заключалась в том, что его можно было прочитать, только зная определенное положение каждой пластины.
- Как это?
- В моей спальне есть веер. Принеси мне его. Я покажу тебе.
Когда веер оказался в руках Анны, она показала, как  складывать его: можно распустить весь, словно хвост павлина, а можно свернуть так, что некоторые части остаются спрятанными за другими.
- Теперь я понимаю! - воскликнул Олег - Мама, это же гениально! Но, что дальше?
        Подошел Александр Михайлович, накинул плед на мамины плечи и тоже присел рядом.
- Вы, наверное, слышали, что акулы сохранились в неизменном виде со дня сотворения мира. Ее уникальный организм обеспечивают  два потрясающих свойства : необычная система кровообращения и  у нее нет костной ткани, вместо нее -  хрящевая. Борьба за существовавшие у акул превосходит все мыслимые и немыслимые варианты. Начиная с утробы матери. Эти океанические борцы за свою экосистему начинают сражаться в утробе матери. Детеныши акул съедают своих братьев и сестер   еще не родившись.
У Олега и Александра Михайловича от услышанного округлились глаза.
- Анна, уточни, - поинтересовался глава семьи.
- Самка акулы может быть оплодотворена  разными самцами.  Окулята от более сильного самца избавляются от детенышей другого.
- А, как они это понимают?- переспросил Олег.
- По выделяемым гормонам и ферментам. Кстати, акулам совершенно не нравится мясо человека в виде пищи. Она может напасть, но привлекает ее только кровь. В мясе человека много мочевой кислоты, которая им противна даже своим запахом. А, вот , для человека мясо любой акулы - съедобно и даже очень. Особенно вкусно мясо акулы-катран, мако, сельдевой, акулы-лисицы. Суп из плавников акулы  считается вообще деликатесом. Особенно, когда надо быстро восстановить силы после болезни или в спорте.
- Мам, я слышал такую вещь, что человек и выжил за счет своего противного запаха. Первобытно-общинный вообще не мылся. Представляешь - какая вонища!
Все вместе рассмеялись.
- Я помню, как в детстве зачитывался Жюль Верном. В книге " Двадцать тысяч лье под водой", там герой Нед Ленд говорит профессору: " Видите ли, профессор, акулы довольно неуклюжие животные. Чтобы хапнуть вас, им надобно перевернуться на спину...", - добавил Александр Михайлович.
- Может и неуклюжие, но пасть у них с несколькими рядами зубов - впечатляет!
Анна продолжила.
- В нескольких лабораториях по всему миру, проводились различные эксперименты. Ни у одного животного на Земле, нет такой потрясающей иммунной системы. В ее крови есть уникальные антитела и самое интересное, что в них нет недостатка. Были опыты разные. Вводили в хвост HER2-протеин, который содержится в оболочке раковой клетки молочной железы. Онкологические Т-лимфоциты блокировались мгновенно.  При смешении HER2 и HER3 (молекулы на злокачественных опухолях, который дают сильнейший сигнал на рост и деление злокачественных клеток) в течение двух месяцев, если и происходил сбой в организме акулы, то через некоторое время он все же восстанавливался за счет внутренних собственных ресурсов. Антитела акул уникальны тем, что ведут борьбу с вирусами совершенно не так, как это делают человеческие. Это все происходит за счет акульего кровотока, который способен добраться до наиболее труднодоступных участков опухолевых белков.
- Аня, а я слышал, что много полярных экспедиций погибло на заре покорения Арктики и Северного полюса,  потому, что в пищу использовали печень белых медведей и морских животных. Якобы в них много ядовитых соединений? - Александра Михайловича тоже увлекла история в которой хотелось знать все больше и больше.
- В печени акул много скваламина - природного антибиотика. Он прекрасно справляется с вирусами инфекционных гепатитов, различных видов ковида, желтой лихорадки.  Алкилглицерол - просто сотрясает организм акулы для того, чтобы ее иммунитет работал непрерывно, потому, что ей необходимо держать в норме рост клеток и насыщать организм кислородом.
- Мама, скажи. А сейчас уже есть лекарственные препараты, которым уже пользуется человечество?
- Конечно же есть. Но это в основном БАДы*.  А, чтобы лекарство стало доступным для любого человека, например при серьезных болезнях угрожающих жизни,  его надо выделить, синтезировать и доказать его перспективность. Это очень сложная и кропотливая работа.
- А, что оставила в записях на веере ама? В чем смысл ее текста?
- Поздно уже. Я немного устала. Завтра тебе подробно расскажу.
Анна встала и направилась в спальню. Александр Михайлович и Олег остались еще на веранде.
- Вот это история! - произнес сын, - А я совсем этого не знал. Даже себе представить не мог, насколько интересной темой занимается мама.

* Ванную имеют многие, но гениально  ее принял только один!Фраза В. Колечицкого
* БАД -биологически Активные Добавки


Рецензии
Очень и очень здорово, научно-познавательно!
Подождем продолжение, уж очень хочется узнать, какие в данной сфере у человечества перспективы.
С поклоном,

Альберт Иванович Храптович   13.08.2023 17:44     Заявить о нарушении
О, рецензент, кокетливо назвавший себя старым занудой, Вы- корректор? Под каждым произведением Лидии Сикорской неизменно появляется АИХ. И зачем-то публично пишет о замеченных грамматических и технических ошибках, и мудрствует лукаво. Можно написать в личку.Здесь пишутся РЕЦЕНЗИИ. По определению, реце́нзия — жанр журналистики, а также научной и художественной критики. Рецензия содержит оценку работы, указывает на её достоинства и недостатки, требующие устранения. Рецензия информирует о новом произведении, содержит его краткий анализ и оценку.
Научной и художественной критики!!!
А не проверка текста на ошибки. Не понравилось, заметили ошибочку -нестыковочку- так напишите в личку, в конце концов есть е-мэйл, есть телефон. Мне понравилась книга Юлия Пересильд "Это космос, детка!" высказыванием про своего руководителя: " Он никогда не ругал нас принародно. Только наедине." Глубочайшая мысль! Стоит задуматься. Почему бы не высказаться, если хочется- о ценности сюжета, удалось ли Автору передать характер, найти открытия. Почему именно вдруг захотелось написать рецензию, чем зацепил Автор? А если ежеутренне открывать Сикорскую с тем , чтобы "а где, где у нее грамматическая ошибка"- это просто уже глупо. Пиар себя- ах, я умный , я-то знаю. Да знайте себе сколько угодно, господин Знайка! "Может, не все знают, что это Архимед". Только это повествование для тех, кто знает- кто Архимед, и кто гениально и почему гениально принял ванну.
И еще - напишите то, напишите это.
Автор пишет как пишет. Если есть желание подправить сюжет - это определенный посыл написать свой рассказ. Напишите тогда.
Со знакомством на просторах проза.ру- Максимова.

Иоанна Максимова   11.08.2023 11:31   Заявить о нарушении
Иоанна, отложил все дела, остался за компом написать Вам ответ.
Вы в данном конкретном случае даже не обратили внимания на то, что в моей рецензии в самом её начале высказана оценка произведению, а, значит и автору. Вас больше обеспокоили мои замечания другого плана. Но кто, если не вы сказал: "Рецензия содержит оценку работы, указывает на её достоинства и недостатки, требующие устранения". Именно это и есть в моей рецензии. Скажу Вам по секрету: во-первых не могу простить небрежного отношения к читателю, когда автор не считает обязательным прочитать своё сочинение еще и еще раз перед тем, как публиковать.
А во-вторых, после того, как автор прочитает и примет к сведению мои замечания, я их из своих рецензий удаляю, а замечания свои удаляю целиком.
Бывает, правда, что забываю что-то сделать.
Но в последнее время что-то много стало нареканий. Видимо, придется сделать выводы.
Искренне благодарю за внимание и участие!

Альберт Иванович Храптович   11.08.2023 11:58   Заявить о нарушении
Спасибо, Альберт Иванович, что ответили, не обиделись, не стали закручивать гайки....
Да, я знаю, что Вы цените творчество Лидии Владимировны, просто произошел некий перекос в сторону сами знаете чего, не буду углубляться.
Я тоже скажу по секрету: иногда Автор читает много раз и глаз замыливается, еще плохо видны ошибки с экрана монитора, если не распечатывать- то гарантировано не заметишь.
Если Вы удаляете, это похвально, интересная мысль и подход.
Я читаю Вашу публицистику, мне интересна Ваша позиция.
Извините, я высказала свое мнение, может быть, и прямолинейно, но я не хотела Вас обидеть.
С неизменным уважением!

Иоанна Максимова   12.08.2023 01:34   Заявить о нарушении
Я целиком за то, что бы своё мнение иметь и высказывать его прямо. Так что с Вами, уважаемая Иоанна, полностью согласен.
Ну а там, где "Ванную (комнату) имеют многие, но гениально принял её (ванну) только один" - гениальная юмористическая находка В.Колечиского. (Была бы, если бы не ошибка). Согласитесь, Иванна, что здесь ирония не в адрес Лидии Владимировны. И если она приняла её в свой адрес, значит я неточно выразился и приношу ей свои извинения.
Здоровья Вам обом и благополучия.

Альберт Иванович Храптович   12.08.2023 04:03   Заявить о нарушении
Про Колечицкого не знала... Все знать не возможно. Поэтому мы здесь- люди, которым все еще интересно и небезразлично. Безразличие -вот упаси от этого. Искренне Вас благодарю.

Иоанна Максимова   12.08.2023 10:04   Заявить о нарушении