К Священной Речи

Индоевропейским языкам уточняют генеалогию

Распространение индоевропейских языков из места рождения южнее Кавказа. Иллюстрация: P. Heggarty et al., Science (2023)
Индоевропейских языков насчитывается около четырёхсот сорока пяти (в это число входят и мёртвые языки, вроде древнегреческого или хеттского языка). Число людей, для которых родным является какой-нибудь индоевропейский язык, перевалило за три миллиарда. При этом до сих пор не вполне понятно, где и когда возник самый первый, прото-индоевропейский язык, давший начало всем прочим. Большинство исследователей согласны с тем, что он возник в Евразии. Но Евразия большая. По одной гипотезе, протоязык возник у фермеров Ближнего Востока, живших около 9000–9500 лет назад в Анатолии, Месопотамии и Леванте. По другой гипотезе, праязык возник севернее, у кочевников Причерноморско-Каспийской степи 5000–6000 лет назад. Обеим гипотезам уже двести лет, и у обеих есть сторонники и противники.
Авторы свежей статьи в Science полагают, что им удалось разрешить спор о месте и времени возникновения индоевропейского праязыка. Эволюцию языков изучают не только сугубо лингвистическими методами, лингвистике помогают антропология, археология, история, генетика. То, как исследователи восстанавливают историю индоевропейских языков, похоже на то, как в биологии анализируют родство между видами, сравнивая накопившиеся мутационные изменения в ДНК. В родственных языках можно оценить, как меняется во времени какое-нибудь слово. Но мутации в ДНК появляются более-менее в одном ритме, поэтому биологи говорят о молекулярных часах, по которым можно определить, когда возникла та или иная группа живых организмов. (Хотя стоит оговориться, что часы эти могут идти быстрее или медленнее у разных видов и в разных участках генома.) Язык же способен меняться сверхбыстро или не меняться вообще, в зависимости от исторических событий. Не нужно забывать и о заимствованиях, без которых, наверно, не обходиться ни один язык. Наконец, эволюционно-языковые работы часто опираются лишь на десяток-другой языков, и так же часто по разным причинам в сравнительном анализе упускают большие территории и большие отрезки времени.
Всё это попытались учесть в новой работе: в ней сравнивают 161 индоевропейский язык, в том числе и 52 мёртвых. В них сравнивали около 26 тыс. слов, которые обозначали базовые понятия, вроде чисел («один–два–три-…»), природных объектов, с которыми люди имели дело всегда и везде («вода», «небо» и т. д.) и прочее в том же духе. Таких понятий набралось 170, то есть те 26 тыс. слов — это те самые эволюционные отличия, которые появляются от языка к языку. Сравнивая их с учётом историко-археологических данных, исследователи пришли к выводу, что индоевропейский праязык возник не позже 8100 лет назад у земледельцев, живших к югу от Кавказа.
Они мигрировали в нескольких направлениях, которые дали семь больших индоевропейских языковых ответвлений. Часть носителей праязыка между 7000 и 6500 тыс. лет назад перебралась через горы на север, в Причерноморско-Каспийскую степь, и отсюда языковой материал, изменяясь, стал широко распространяться по Евразии. То есть множество языков действительно вышли из Причерноморско-Каспийской степи, но сам праязык пришёл сюда в ходе миграции.
Некоторые специалисты полагают, что акценты в этой работе следовало бы расставить иначе: пусть праязык возник южнее Кавказа, но широко распространять его начали из Причерноморско-Каспийской степи. Кроме того, есть вопросы к генеалогическому древу: некоторые группы языков в новой датировке разделились подозрительно рано. Впрочем, авторы работы помимо основного генеалогического древа языков сделали ещё несколько дополнительных, в которых праязык возник ещё раньше и которые, видимо, лучше согласовываются с другими данными. Споры тут будут продолжаться, но в любом случае значение новых результатов для науки трудно переоценить.
29 июля 2023
Кирилл Стасевич
https://nkj.ru/news/48441/
...Балтийская группа, обычно членимая на западно-балтийские - прусский (памятники 14 и 16 вв.), ятвяжский, или судавский, галиндский, или голядский, возможно, и некоторые другие, напр. шалавский, оставившие по себе следы только в топономастике и все вымершие, видимо, в 17 в., и восточно-балтийские - литовский, латышский (первые значительные тексты с 16 в.) и иногда особо выделяемый латгальский, а также вымершие языки: куршский (в последнее время относимый к западно-балтийским), селонский, или селийский; следует иметь в виду и балтийскую речь (до 11 в.) Верхнего Поднепровья, Поочья, Подмосковья, по крайней мере отчасти совпадающую с галиндским языком и тоже рано вымершую.
Славянская группа, в которой обычно вычленяют 3 подгруппы (первоначально предпочитали двойное деление: северно-славянская и южно-славянская): 1) южно-славянскую: старославянский язык, 10-11 вв., в реконструкции - 9 в. (переводы Евангелия, Псалтыри, Требника и другой религиозной литературы; следы поэтических текстов, публицистики и т.п.), выступавший как общий язык культа у славян и продолживший свое существование у восточных и у большей части южных славян, с некоторыми местными модификациями как церковнославянский язык разных изводов (русского, болгарского, сербского и т.п.); болгарский, македонский, сербскохорватский (с двумя вариантами - сербским, пользующимся кириллицей, и хорватским, пользующимся латиницей), словенский, или словинский; 2) западно-славянская: чешский, словацкий, польский с обладающим собственной литературной традицией кашубским диалектом, словинско-поморские говоры, верхнелужицкий, нижнелужицкий, вымерший полабский (дравено-полабский) и ряд славянских говоров между Одрой и Эльбой, также исчезнувших уже на глазах истории; 3) восточно-славянская: русский, или великорусский, украинский, раньше называвшийся и малорусским, белорусский.
...Из особенностей диал. членения индоевропейской языковой области следует отметить особую близость соответственно индоарийских и иранских языков (в ряде случаев восстанавливаются целые фрагменты общего индоиранского текста), балтийских и славянских языков, несколько в меньшей степени италийских и кельтских, что позволяет сделать некоторые выводы об этапах и хронологии эволюции индоевропейской семьи языков...
Владимир Николаевич Топоров. Индоевропейские языки
Вач (др.-инд. Vac, букв. «речь», «слово»), в древнеиндийской мифологии богиня речи, персонификация речи. В «Ригведе» ей посвящён один гимн (X 125), в котором анаграммируется её имя. Вач обитает на небе и на земле, её лоно в воде, в море; она распространяется по всем мирам, достигает неба, веет, как ветер, охватывает все миры. Вач выше неба и шире земли. Она — владычица и собирательница богатств, наделяет ими всех; тот, кого она любит, становится сильным, мудрым, брахманом, риши; тех, кто ненавидит брахманов, Вач поражает стрелой из лука Рудры. Она порождает споры между людьми и насыщает тех, кто слышит сказанное ею. Вач многообразна, она несёт Митру, Варуну, Индру, Агни, Ашвинов, Сому, Тваштара, Пушана и Бхагу; вместе с нею — Рудра, васу, Адити, все боги. Её называют божественной, царицей богов (VIII 89, 10-11)...
В.Н. Топоров

Пусть речь, словно вестник, странствует между двумя мирами! - РигВеда I, 173.3

На четыре четверти размерена речь.
Их знают брахманы, которые мудры.
Три тайно сложенные (четверти) они не пускают в ход.
На четвертой (четверти) речи говорят люди.
стих из гимна-загадки РигВеда I, 164, 45.

РигВеда X, 125. К Священной Речи - Вач
Автор, по анукрамани, - Вач, дочь (риши) Амбхрины (Vac букв. Речь Ambhrni). Размер - триштубх, стих 2 - джагати.
В РВ богине Вач посвящен этот единственный гимн. Никаких мифологических сюжетов с ней не связано. Она - персонификация абстрактного принципа, возвеличенная до уровня космогонической силы в духе гимнов АВ.
Последовательность мыслей в гимне такова. Священная Речь как хвалебная песня сопровождает богов, но она выше их: она их несет (стихи 1-2). Она распределена по многим местам, притом, что едина (3). Она дает силу жизни всем существам (4), возвеличивает людей и богов (5), вызывает словесные состязания (6), пронизывает собой все мироздание (7), увлекает всех за собой (8).
Гимн отличается крайней формальной изощренностью
1с Я несу обоих (ubha bibharmi)…- Глагол bhar - один из тех, которые кодируют элементарный космогонический акт

1 Я двигаюсь с Рудрами, с Васу,
Я - с Адитьями и со Всеми-Богами.
Я несу обоих; Митру и Варуну,
Я - Индру и Агни, я - обоих Ашвинов.

2 Я несу сому, бьющего через край,
Я - Тваштара, а также Пушана, Бхагу.
Я создаю богатство возливающему жертвенный напиток,
Очень ревностному жертвователю, выжимающему (сому).

3 Я - повелительница, собирательница сокровищ,
Сведущая, первая из достойных жертв.
Меня такую распределили боги по многим местам,
(Меня,) имеющую много пристанищ, дающую многому войти (в жизнь).

4 Благодаря мне ест пищу тот, кто смотрит,
Кто дышит и кто слышит сказанное.
Не отдавая себе отчета, они живут мною,
Внимай, о прославленный, глаголю тебе достойное веры!

5 Я ведь сама глаголю то,
(Что) радует богов и людей.
Кого возлюблю, того делаю могучим,
Того - брахманом, того - риши, того - мудрым.

6 Я натягиваю лук для Рудры,
Чтобы (его) стрела убила ненавистника священного слова.
Я вызываю состязание среди народа.
Я пропитала (собой) небо и землю.

7 Я рождаю отца на вершине этого (мира)
Мое лоно в водах, в океане.
Оттуда расхожусь я по всем существам
И касаюсь теменем того неба.

8 Я ведь вею, как ветер,
Охватывая все миры:
По ту сторону неба, по ту сторону этой земли -
Такая стала я величием.

К Священной Родной Речи


Рецензии