Былинные земли. Рубец дележа. Часть 20

(Продолжение)

Прежде, чем перейти к дальнейшей судьбе веребских землепашцев Шушкевичей, не могу не поделиться отрадной новостью. Белорусский ученый, кандидат исторических наук Вячеслав Носевич сообщил, что «в сеть выложены сканы экономических примечаний к атласу Минской губернии 1800 года из РГИА». И представил некоторые архивные листы.

В них же – Свядское имение, полная картина поместья на конец XVIII - начало XIX столетия!

Как говорится, дорога ложка к обеду - привожу описание, расшифрованное Носевичем.

«ВЛАДЕНИЯ ТАЙНОГО СОВЕТНИКА ФАДЕЯ ЖАБЫ

Двор Роспаш лежит на высоком месте при копаном колодезе, в коем вода для употребления здорова. В нем дом господской со службами деревянной. Деревни Запоташня на суходоле и Свядица на ниском месте по обе стороны речки Свядицы, которой ширина и глубина малая. Застенок Вербки на высоком месте, речки Берещи по течению с правой стороны, которая в летнее сухое время шириной бывает от 3-х до 15 сажен, глубиною от 1-го до 4-х аршин. В ней ловится рыба разных мелких родов. Оная речка начало имеет из озера Берещи, а впадает устьем своим в реку Ессу. Оконо на правом берегу речки Оконянки, которая начало свое получает из озера Окона, а впадает в вышеписанную речку Берещу близ того ж озера Берещи. Черница на суходоле при колодезях и близ речки Черницы по течению на правой стороне, которая начало берет из лесных болотистых мест, впадает же в сказанное озеро Берещу. Стаиск, Остров и Велевщизна на суходолех при колодезях. Аношки на ровном месте при колодезях и на берегу озера Аношковского, которое с протчих сторон окружено болотом. Годивля лежит на ровном же месте над рекою Эссою по течению с левой стороны. Дальки, Рогозянки, Подбрусье, село и двор Свяда лежат на суходоле при колодезях, в коих вода здорова. В селе церков деревянная униятская во имя святых и безсребреников Козмы и Домиана. Дом господской со службами деревянной. Рудня лежит по обе стороны реки Эссы на ровном месте, которой ширина в летнее время бывает от 6 до 10-ти сажен, а глубина от 2-х до 6 аршин, на которой при одной плотине имеется мукомольная мельница о двух поставах, сукнодельня о четырех пестах, пильная мельница о двух рамах.   Руду получают в своей даче из болот. И на всех оных, как мельницах так и заводе, работают собственные свои крестьяне. Между означенной плотине зделан спуск для прогнания в вешнее время мачтовых дерев и разного калибра дерев и брусьев. И особо от той деревни на берегу той же реки Ессы имеется деревянная униятская капличка. В оном же имении грунт земли наиболее болотистой, в протчем пещаной, серопещаной и каменистой, которой к хлебопашеству средственной. Сенные покосы по берегу реки Ессы хороши, а в протчих местах хуже. Лес растет сосновой боровой, к строению довольно годной, в протчем наиболее разного сорта, в коем зверей и птиц розных родов, по сему уезду находящихся, бывает довольно. Крестьяне землю обрабатывают на господина и на себя, женщины сверх полевых работ в домашних рукоделиях».

По сути, подтвердились версии, высказанные в предыдущих материалах, теперь можно не сомневаться, что в Рудне была настоящая «производственная база». Мы не догадывались, насколько широко был развернут промысел. Оказывается, в Рудне действовал «железной завод о двух горках и молотах». И там плавили – «тянули железо отменной доброты на разные свои надобности и на продажу». Можно сказать, зачатки промышленности. Первый завод на Лепельщине? Так еще и фабричное производство – «сукнодельня». Вот так Жаба! Устроился, что говорится, на все сто. Не зря он числился в тайных советниках Его Императорского Величества, а столбовая дорога, что вела из Борисова и заворачивала в Свяду, называлась «Для прохода войск».

Еще многое можно почерпнуть из представленной справки. Будем анализировать и по мере дальнейшего нашего рассказа обращаться к фактам, выявленным в Российском государственном историческом архиве.

Нельзя не сказать еще вот о чем. В Лепельском музее создан макет Березинской водной системы, показаны все шлюзы и переходы. Наглядный, важный экспонат. А если то же самое "провернуть" с руднянской производственной базой?

Увидеть бы в натуре 1800 год, и ту самую "сукнодельню о четырех пестах" да "пильную мельницу о двух рамах". Восстановить бы "железной завод о двух горках и молотах, на котором плавят и тянут железо отменной доброты на разные свои надобности". Это было бы не менее интересно: как получали руду "в своей даче из болот".

Энтузиасты - заинтересованные в повторении того опыта - есть. Взять хотя бы полсвижского жителя Василя Шкиндера. Его подворье - настоящий частный музей, там собрана уникальная коллекция изделий крестьянского быта. Выплавка железа из болотной руды - вполне реальная затея. Почему бы ее не осуществить? Посетителей музея привлек бы столь необычный экспонат.

(Продолжение следует).

На снимке: лепельские туристы в Свяде - на месте восстановленной церкви во имя святых и безсребреников Козмы и Домиана. Фото Владимира Шушкевича.


29.07/23


Рецензии