Биробиджан

В феврале 1924 г. Политбюро ЦК РКП(б) одобрило проект Брагина-Бройдо о создании Еврейской автономии в Крыму и Причерноморье. В апреле 1924 г. при Президиуме Совета национальностей ВЦИК был учрежден Комитет по земельному устройству трудящихся евреев (КомЗЕТ) — государственная структура, от имени Советской власти решавшая все юридические вопросы по еврейской колонизации Крыма и Черноморского побережья. В помощь КомЗЕТу, который смущал мировое еврейство партийной принадлежностью, 17 января 1925 г. была учреждена беспартийная общественная организация Всесоюзное общество по земельному устройству трудящихся евреев в СССР — Общество землеустройства еврейских трудящихся (ОЗЕТ). Официально оно занималось сбором по всему миру пожертвований на устройство еврейской государственности в Крыму, неофициально же выполняло все практические организационные работы по колонизации. Крымский проект казался столь выгодным во всех отношениях, что американские и западноевропейские банкиры предпочли финансировать озетовцев и отказывали в поддержке сионистам с их рискованной идеей возвращения в подмандатную Британии арабскую Палестину.

И.В. Сталин, на те годы Генеральный секретарь ЦК ВКП(б), был портив крымского проекта, но необходимого влияния на правительство он тогда не имел. И всё же, весной 1927 г. предположительно по настоянию Сталина советское правительство предложило КомЗЕТу изучить возможность создания еврейской национальной территории в Приамурье, на границе с Маньчжурией (т.е. Китаем), в междуречье рек Бира (от эвенк. «река») и Биджан (от эвенк. «стойбище»). Способствовали этому конфликты с китайскими властями из-за КВЖД и агрессивное продвижение японской военщины к дальневосточным границам СССР. Сибирь надо было заселять.

Комиссия с участием восьми серьёзных ученых-аграриев во главе с профессором Б.Л. Бруком при общем руководстве из Москвы профессора В.Р. Вильямса обследовала предложенные земли и дала им высочайшую оценку. Всего для изучения определили около 4,5 млн га малозаселённых, но благодатных для возделывания сельхозкультур и богатых полезными ископаемыми земель. Регион находился на расстоянии 946 км от Владивостока и 9 000 км от бывшей черты еврейской оседлости, на широте Харькова и Волгограда, по среднему течению реки Амур.

За три месяца экспедиция прошла 1559 км. Помимо сбора стандартных в таких случаях сведений, комиссия установила, что в 1927 г. в крае проживало всего 12 500 человек — по 1 человеку на квадратную версту. Преимущественно это были крестьяне — русские и корейские.

Необычайно плодородные почвы области и сегодня при самой примитивной обработке дают урожай зерна на 20 — 30 % выше, чем в европейской части России. Просторные заливные луга с высокой сочной травой способствуют развитию скотоводства. Реки, протекающие по региону, в основном судоходные. Имеется собственный минеральный источник с целебной водой, по лечебным свойствам равной водам Кавказских Минвод. Ко времени начала еврейской колонизации уже было разведано более 400 месторождений ископаемых — железа, меди, золота, сурьмы, асбеста, каменного угля, мрамора! По концентрации полезных ископаемых Биробиджанский край и в XXI в. один из самых богатых в России.

Были лишь две проблемы. Во-первых, в геополитическом отношении район не интересовал транснациональный капитал. Во-вторых, наличие циклов реки Амур. Раз в 10—15 лет уровень воды в реке поднимается на 8—9 м и случается наводнение, которое может повторяться 2—3 года подряд. Потом ситуация нормализуется на очередные 10—15 лет. И ещё одна беда — край следовало осваивать с нуля.

Административным центром будущей еврейской республики выбрали малюсенькое пристанционное селение Тихонькая с 831 местным жителем. В 1931 г. оно получило статус поселка городского типа и эвенкское название Биробиджан. Отведенные под колонизацию земли сразу окрестили Биро-Биджанским районом. Освоение края поручили КомЗЕТу.

В марте 1928 г. среди советских евреев начались разговоры о рождении новой еврейской страны! На идише её называли Бире-Биджанер, а будущих жителей — бире-биджанцами. Со временем верх одержало русское название, слившееся в одно слово — Биробиджан и биробиджанцы. Государственным языком объявили идиш.

ОЗЕТ вынужден был отказаться от крымского проекта и сосредоточился на Биробиджанском проекте. Это подорвало его влияние за рубежом, и вновь стал набирать силу сионизм.

28 апреля 1928 г. на станцию Тихонькая прибыла первая группа переселенцев — всего 800 человек. Преимущественно это были одинокие молодые евреи. Им и принадлежит заслуга организации в районе первых колхозов и начало освоения сельхозугодий. Следующие 2 500 человек двумя заездами приехали в 1929 г.

7 мая 1934 г. была официально образована Автономная Еврейская национальная область (АЕНО). Споры о ней не утихают по сей день. Советская наука утверждала, что это первое в современной мировой истории государственное образование еврейского народа. За рубежом учёные до сих пор не могут понять, что означает термин «область» — республика это или нечто иное? На самом деле областной статус Биробиджанского региона означает, что там нет: 1) своего законодательного органа; 2) своего верховного суда; 3) своих управленческих структур министерского уровня. Следовательно, государственность здесь лишь предполагалась. Однако от идеи преобразования Биробиджанской области в республику И.В. Сталин отказался уже в 1936 г.

В принципе, большевики создали все условия для зарождения еврейского государства в рамках СССР на территории Приамурья, и не вина Сталина, что задуманное не состоялось. Причина в том, что в тех исторических условиях еврейский народ физиологически не мог учредить собственное социалистическое государство, да ещё и в составе большего государства. Это постоянно пытались доказать сионисты и это отлично понимали банкиры, которые упорно стремились использовать советских евреев в своих геополитических притязаниях на Крым и Северное Причерноморье.

Но главная причина, почему не смогла состояться еврейская государственность в Приамурье — СССР был интернациональным государством, а еврейская государственность могла возродиться по канонам иудаизма только как националистическая.

К февралю 1929 г. более половины евреев, привезённых на Амур, правдами и неправдами уехали прочь… Тогда в Биробиджан погнали еврейскую молодежь, комсомольцев. На энтузиазме, на пропагандистской шумихе. Почти все они сбежали (преимущественно в столицы) до 1934 г.
В наши дни в ЕАО из всего населения области проживает около 1 % евреев и около 4 % потомков от смешенных браков. Численно в области преобладают великороссы и малороссы. При этом местные жители упорно сохраняют и развивают еврейскую культуру и чуть ли не единственные в мире стараются говорить в быту на идише.


Рецензии